11:30 16.03.2020 | Все новости раздела "КПРФ"
С.Г. Левченко выступил на экономическом форуме в городе Орле по проблемам прогнозирования и стратегического планирования
2020-03-16 11:59
Пресс—служба ЦК КПРФ. Алексей Брагин. Фото Сергея Сергеева.
14 марта в городе Орле проводился Второй Орловский международный экономический форум «Стратегические задачи социально-экономического развития России на современном этапе». На этом форуме выступил лидер иркутских коммунистов, экс-губернатор Иркутской области С.Г. Левченко.
1. В современной России имеется очевидная необходимость расширения масштабов согласования хозяйственных решений, координации управленческих действий и совершенствования долгосрочного целеполагания в рамках национальной экономики и экономических комплексов регионов - субъектов РФ. Повышение уровня планомерности экономического развития, реализация стратегических планов и программ - опробованный многими странами метод решения социальных проблем, преодоления экономического отставания, достижения инновационного рывка. Все это актуально и для нашей страны.
2. В современной России имеется уникальная возможность быстро, без «шоковой терапии», без социальных катаклизмов и политического насилия радикально повысить уровень плановости национальной экономики, провести её переориентацию на социальный результат. Предпосылками для этого служат:
- наличие у России недавнего (во многих аспектах положительного) исторического опыта стратегического, среднесрочного и оперативного планирования развития экономики страны и её регионов;
- возможность изучения и использования опыта дружественных зарубежных стран, весьма успешно применяющих в настоящее время инструменты планирования в своей хозяйственной практике;
- наличие серьезного научного задела по вопросам организации планирования экономики страны в условиях господства рыночных отношений, созданного в последнее время российскими учеными;
- наличие политической воли и общественной поддержки процессов радикального усиления плановых основ национальной экономики в лице оппозиционных политических партий и общественных организаций, в том числе представляющих бизнес-сообщество;
- наконец, наличие регионов - субъектов РФ, готовых выступать в качестве пионерных территорий, полигонов расширения и углубления масштабов применения плановых механизмов управления экономикой, отработки и внедрения в хозяйственную практику новых методов и инструментов планирования.
3. Действующая в настоящее время в стране система стратегического планирования несовершенна. Ей фактически не охвачен целый ряд объектов экономики - макрорегионы, городские агломерации. Ученые и специалисты - практики обращают внимание на содержательную ограниченность установленных ФЗ документов, их недостаточную взаимосвязь и иерархичность. Система показателей и индикаторов, используемая в плановых документах, не позволяет в полной мере отражать решение важнейших стратегических задач - повышение инновационности экономики, импортозамещение, интеграцию регионов страны.
Для регионов РФ федеральным законом о стратегическом планировании от 2014 года, установлена система документов стратегического планирования социально-экономического развития в составе концепций, стратегий, прогнозов и государственных программ. Реализуя требования закона 85 регионов - субъектов федерации разработали огромный массив стандартных и, часто, достаточно формальных, документов регионального долгосрочного планирования, в которых явно отсутствуют свежие прорывные идеи и новые подходы, так необходимые нашей стране в современных условиях. В частности, очевиден сущностный разрыв между стратегиями социально-экономического развития регионов и региональными целевыми программами, предназначенными для реализации стратегий.
Наглядным подтверждением необходимости совершенствования системы стратегического планирования в регионах служат результаты тематического опроса, проведенного в 2019 году Аналитическим Центром при Правительстве РФ. Более 10% субъектов РФ считают, что у них недостаточно полномочий в сфере стратегического планирования. Свыше трети опрошенных субъектов РФ считают неоптимальными состав и иерархию документов стратегического планирования, разрабатываемых в настоящее на региональном уровне.
4. В этих условиях в регионах идут поиски новых форм планирования социально-экономического развития, совершенствования и развития системы региональных плановых документов. В Иркутской области администрация региона в 2017- 2019 г.г. реализовывала модель регионального управления с условным названием «Государство развития», предполагающую усиление плановых начал и предусматривающую совершенствование всех элементов системы планирования. Речь идет об увеличении горизонта плановых процедур, расширении круга объектов, охваченных планированием, повышении научного уровня и обоснованности плановых решений, использовании возможностей информационных технологий, создании новых плановых документов и плановых органов.
Актуальность и эффективность такой модели регионального управления подтверждаются практическими результатами её реализации в регионе в 2017-2019 годах - ростом объёмов инвестиций, промышленного производства, строительных работ, доходной части регионального бюджета. Обозначу основные направления проделанной нами работы по совершенствованию системы планирования в регионе.
5. В Иркутской области были проведены методические и организационные работы по созданию нового документа стратегического долгосрочного планирования регионального уровня - Комплекса стратегических инвестиционных инициатив. В создании нового документа принимали участие экономический блок Правительства Иркутской области, представители регионального экспертного сообщества, а также специалисты Института региональных экономических исследований - независимой научно-исследовательской организации, имеющей большой положительный опыт разработки документов стратегического планирования для многих российских регионов.
Комплекс стратегических инвестиционных инициатив, никак не дублируя существующие в Иркутской области региональные документы стратегического планирования, дополняет их, раскрывая и конкретизируя направления реализации Стратегии социально-экономического развития региона. Это достигается путем выделения и обоснования конкретных крупных проектов в сфере управления, промышленного производства и инвестиций, экологии и охраны окружающей среды, социальной политики, межрегионального сотрудничества.
В отличие от Концепции и Стратегии социально-экономического развития региона, Комплекс стратегических инициатив включает в себя конкретные масштабные инвестиционные, управленческие и социальные проекты с глубокой степенью технико-экономической проработки. Определяются цели и задачи каждого конкретного проекта, оценивается их вклад в экономику региона, в увеличение доходов бюджета и повышение уровня жизни населения. Одновременно рассчитывается примерный объем необходимых инвестиций, очерчивается круг потенциальных инвесторов. Временной горизонт комплекса инвестиционных инициатив составляет 12 лет.
Содержание работ, которые проводятся в рамках этого нового стратегического документа, можно охарактеризовать как сочетание научных исследований, долгосрочного прогнозирования, бизнес - аналитики, технико-экономических расчетов, информационного обеспечения, экспертной поддержки управленческой деятельности региональных властей. Рассматривая место нового документа в вертикали «концепция - стратегия - государственная региональная программа», можно сказать, что он занимает промежуточное место между стратегией и программами. Комплекс стратегических инициатив конкретизирует стратегию социально-экономического развития региона, обеспечивает её выражение в практической плоскости. Региональные же программы и планы будут выступать в качестве инструмента реализации отдельных стратегических инвестиционных инициатив.
6. Еще одной новацией в системе регионального планирования в Иркутской области стала разработка пятилетнего Государственного плана социально-экономического развития на 2019-2023 годы. Этот документ надо рассматривать в качестве центрального элемента системы целеполагания и стратегического планирования в регионе. Посредством плана можно эффективно спланировать и скоординировать работу органов государственной власти, местного самоуправления, бизнес-сообщества, рационально и с максимальной отдачей использовать все ресурсы региона в целях обеспечения устойчивого роста экономики и благосостояния населения.
Пятилетний план в условиях рыночной экономики, естественно, имеет мало общего с планами времен СССР. Нами применены новые методы и организационные приемы - проектный и целевой подходы, общественная экспертиза, межведомственная координация. В подготовке документа принимали участия все отраслевые и функциональные подразделения правительства Иркутской области, независимые эксперты, представители муниципальных образований. План был утвержден распоряжением Губернатора Иркутской области и вступил в силу с 01 января 2019 года. От лица команды специалистов, которая готовила пятилетний план, заявляю, что мы готовы поделиться опытом разработки подобного документа с коллегами из Орловской области.
Таким образом, в Иркутской области к середине 2019 года была сформирована новая, пионерная для субъектов РФ по своей структуре система региональных плановых документов социально-экономического развития в составе долгосрочной стратегии, комплекса стратегических инвестиционных инициатив, пятилетнего плана развития региона и государственных программ.
7. Включение в систему стратегического планирования региона новых плановых документов требует наличия соответствующих органов и структур, способных осуществлять функции их разработки и контроля реализации. Для этих целей в 2018 году в Иркутской области был создан специальный орган областной администрации - Комитет по планированию социально- экономического развития. Свою работу он начал в формате координационной структуры при губернаторе региона. В состав Государственного комитета, наряду с руководителями исполнительных органов власти Иркутской области, вошли руководители акционерных обществ, высших учебных заведений, некоммерческих организаций, ученые и эксперты, в том числе и из других регионов страны. Решения Государственного комитета принимаются большинством голосов его членов и являются обязательными для исполнительных органов государственной власти региона. Именно Государственный комитет по планированию координировал работу по формированию пятилетнего плана развития региона развития на 2019-2023 годы.
Считаю, что создание такого единого органа социально-экономического планирования будет полезным и для Орловской области.
8.Эффективное осуществление стратегического планирования в масштабах регионов, а тем более, страны в целом, в настоящее время невозможно безприменения информационных технологий, программирования, экономико-математических методов. Использование в процессе планировании новейших технологий и точных наук, построение моделей и балансов, обработка больших массивов информации при строгом соблюдении принципа количественной ограниченности состава планируемых показателей и индикаторов, по нашему убеждению, открывает совершенно новые горизонты для плановой деятельности. Применение информационных технологий окончательно поставит точку в дискуссии о целесообразности, практической возможности и конечной эффективности планирования социально-экономических процессов в общенациональных, межрегиональных и региональных масштабах.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме