14:15 26.09.2012 | Все новости раздела "КПРФ"

С.А. Гаврилов: Транспорт – стратегическая отрасль, основа единства и безопасности России

26 сентября на "правительственном часе" в Госдуме по информации Министра транспорта РФ выступил депутат С.А. Гаврилов.

- Прошел год после резонансных катастроф на транспорте и отчетов Министерства. Предложенных мер в виде ограничения доступа на транспортные рынки и усиления наказания оказалось явно недостаточно. Транспорт – стратегическая для России отрасль, основа единства, её безопасности, повышение эффективности перевозок и роста в экономике.

Бюджет – 2013. Ориентирован, прежде всего, на сокращение расходов по модернизации инфраструктурного комплекса. Основная проблема транспортной отрасли - её сознательная и крайне опасное недофинансирование, не решение основного вопроса – вопроса о собственности. В качестве примера возьмем высокотехнологичные полтора столетия железной дороги. Надо учитывать, что около 80% промышленных грузов перевозится железнодорожным транспортом, надлежащее содержание и развитие железных дорог является необходимым условием развития промышленности и экономики в целом. Рост недоремонта железнодорожных путей и тысяч брошенных в портовых узлах железнодорожных вагонах, износ путей и локомотивного порта.

При этом сейчас доля участков с ограничением пропускной способности (так называемых «узких мест») составляет 7,2% от общей эксплуатационной длины сети.

Такими темпами к 2020 году протяженность узких мест составит 19,2 тыс. км, т.е. более 20% от общей эксплуатационной длины сети.

При этом

> железнодорожный транспорт не сможет перевезти примерно 230 млн тонн грузов, а это означает, что эта продукция не будет произведена;

> ежегодные потери бюджета страны составят 223 млрд руб. (за счет неполученных налогов, таможенных сборов и т.д.). Отметим, что недоремонт на федеральных автодорожных трассах превышает 60 %.

Инвестиционная программа ОАО «РЖД» может формироваться из двух источников – тарифы (например, инвестиционная составляющая) и государственные субсидии. Однако, Правительство до сих пор отказывается рассматривать вопрос о включении инвестиционной составляющей в тариф. Вопрос с выделением потребных субсидий также не решен. Из каких источников будет финансироваться развитие и приведение в нормативное состояние железнодорожной инфраструктуры?

В стратегической для страны госкомпании РЖД рост тарифа на перевозки по железнодорожным путям ограничен 7%,чтогораздо меньше роста цен на электроэнергию. В то же время неконтролируемо – более чем на 20%, растут тарифы на использование вагонов, которые сейчас находятся в собственности частных компаний, поскольку по решению Правительства ОАО "РЖД" была вынуждена продать вагоны частным компаниям.

Льготникам недофинансируется 6 млрд. рублей на проезд в плацкартных и общих вагонах. т.е. тем самым фактически ограничивало перевозку людей с ограниченными материальными возможностями, а таких в нашей стране много.

Несмотря на это, в федеральном бюджете на 2013 год, снижены в два раза расходы на компенсацию тарифа до 15 млрд. рублей, что не позволит вообще перевозить пассажиров с низкими доходами, т.е. фактически Правительство не выполнит своих обязательств перед людьми, существенно увеличит нагрузку на бюджет малообеспеченной группы граждан, что приведет к значительному росту социальной напряженности.

Реформа пригородного сообщения и отказ от софинансирования с 2014 года приведет к тому, что тарифы на пригородные электрички в случае отмены субсидирования увеличатся минимум на 75%, а в отдельных регионах – даже в 10 раз.

Необходимо восстановить финансирование этих социальных задач.

На этом фоне в Правительстве РФ рассматривается возможность приватизации 25%-1 акция ОАО "РЖД". При этом уже очевиден негативный результат приватизации вагонного парка. Это привело к резкому падению эффективности использования вагонов, пробкам, увеличению тарифной нагрузки на промышленность. Отмена федеральных льгот по имущественному налогу резко повысит тарифы на перевозки.

Мы считаем, что в государственной собственности должно быть сохранено не менее 75% плюс 1 акция ОАО "РЖД". Снижение доли государственного участия в капитале ОАО "РЖД" ниже указанного уровня создает системные риски для функционирования железных дорог. Это неизбежно приведет к смещению приоритетов деятельности с решения стратегических социально-экономических задач России на максимизацию прибыли. Выручка от продажи пакета акций, по данным экспертов, составит величину меньшую инвестиционной программы ОАО "РЖД" всего на один год.

Посмотрим на общественный транспорт.

С 2004 года трамвайный парк в 41 регионе сократился на 14 процентов. Более 75% парка изношено. Надо не добивать общественный транспорт, а вернуть к практике 2009 года и восстановить финансирование (30 млрд.) автобусов и (5 млрд.) троллейбусов и трамваем для муниципалитетов.

Метро ежегодно метрополитенами перевозится более 3,3 млрд. пассажиров.

С 2010 года средства из федерального бюджета на развитие метрополитенов почти не выделялись.

Долгострои повышают финансовую нагрузку на бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Выделение в 2013 году - 20,5 млрд. рублей, 2014 году – 25,7 млрд. рублей, в 2015 году – 25,8 млрд. рублей на предоставление субсидий всем субъектам Российской Федерации, имеющим метрополитен (за исключением г. Москвы), позволит ввести дополнительно 100 км линий и 40 станций метрополитенов.

Авиация Так, количество перевезенных пассажиров и масса перевезенных грузов все еще меньше уровня 1990 года – на 30% и на 15% соответственно. Остается актуальной задача повышения авиаподвижности населения России до лучшего мирового уровня.

Заморожены инновационные проекты управления воздушным движением.

12 млн. человек не имеют круглогодичного доступа к наземным транспортным коммуникациям.

В авиационной отрасли сейчас два механизма господдержки: первый - субсидирование процентных ставок и лизинговых платежей; второй – государственные инвестиции через вхождение в уставный капитал акционерных обществ (6 млрд. на Воронеж и Ульяновск). Субсидии на приобретение региональных отечественных самолетов.

Со следующего года первый механизм запрещается правилами ВТО, от второго Правительство планирует отказаться.

Вместе с тем, в рамках приватизации были проданы акции 91 предприятия на 11 млрд. рублей, а на ближайшие годы, продавая порты и флот мы планируем получить около 22 млрд. рублей, в том числе Аэрофлот и аэропорт Шереметьево. При этом даже столь малые доходы от приватизации не пойдут в доходную часть бюджета и не смогут инвестироваться в поддержку транспорта.

Очень правильно, что Правительственный час проходит в преддверии принятия бюджета 2013 года, основной особенностью которого является резкое сокращение расходов на инфраструктурный комплекс. Мы считаем, что с учетом имеющихся резервных, бюджетных и инвестиционных возможностей и доходов от приватизации можно увеличить расходы на транспорт до 10 % от расходов бюджета, при этом необходимо резко увеличить полномочия профильного министерства в провидении борьбы с коррупцией и дополнительного привлечения финансовых средств.

Фракция КПРФ считает, что необходимо законодательно установить, что программа приватизации федерального имущества, во всяком случае в части стратегически значимых и инфраструктурных предприятий должна утверждаться или в качестве федерального закона, или как текстовая часть федерального закона о федеральном бюджете.

В этой связи фракция настаивает на принятии предложенных Г.А. Зюгановым мер государственной поддержки авиапромышленности и железнодорожной отрасли, по усилению их конкурентных позиций на глобальном рынке, что особенно актуально в условиях вхождения России в ВТО.

В целом, по мнению фракции КПРФ, приоритетное развитие транспортной инфраструктуры является важнейшим фактором обеспечения экономического роста, безопасности страны, имеет огромное социальное значение, так как непосредственно влияет на повседневную жизнь граждан. В этой связи необходимо законодательное закрепление механизмов государственных инвестиций в транспортную инфраструктуру, общественный транспорт, включая железнодорожный, авиационный, внутригородской. Все это должно отражаться как в бюджетном законодательстве, так и в законах о регулировании имущественных отношений и специальных законах в сфере транспорта.

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме