19:45 17.02.2012 | Все новости раздела "КПРФ"
С.А. Гаврилов: Повышение эффективности регулирования отношений собственности и управления имуществом как важный фактор развития оборонно-промышленного комплекса
В последние месяцы военно-политическая обстановка в мире резко обострилась. На примере Ливии и Сирии мы видим, что суверенитет практически любого государства, проводящего независимую от США и НАТО внешнюю и внутреннюю политику, может подвергнуться прямой военной агрессии или угрозе ее начала.
В этих условиях становится исключительно актуальной задача повышения обороноспособности нашей страны, а значит и необходимость ускорения развития оборонно-промышленного комплекса.
Важнейшим фактором развития ОПК является совершенствование отношений собственности и государственное регулирование хозяйственной деятельности. Проведенный Комитетом по вопросам собственности анализ позволяет обозначить ряд проблем, требующих законодательного решения – принятия изменений в целый ряд федеральных законов, относящихся к сфере управления и распоряжения имуществом, корпоративного права, законодательства о банкротстве, ипотеке и т.д.
1. Необходимо законодательно укрепить правовой статус вертикально-интегрированных структур. Несмотря на позитивный эффект от создания в сфере ОПК вертикально интегрированных структур, в частности ОАО "ОАК" и ГК "Ростехнологии", правовой статус государственных корпораций остается юридически неопределенным. Нужно законодательно определить – уставные цели и задачи создания госкорпораций, в чьей собственности находится внесенное в госкорпорацию федеральное имущество, какие полномочия по его распоряжению, в том числе отчуждению, имеет госкорпорация, каков механизм участия госкорпорации в уставном капитале акционерных обществ, акции которых внесены в госкорпорацию при ее создании, обязательства государства в отношении госкорпорации.
В этой связи необходимо в контексте совершенствования Гражданского кодекса РФ принятие специального закона о корпорациях публичного права, как и совершенствование законодательства о вертикально интегрированных структурах в целом.
2. Необходимо решить ключевую проблему разблокирования инвестиционного процесса в ОПК. Проблемы существуют в открытых акционерных обществах, являющихся головными в интегрированных структурах. В частности, ОАО "ОАК" владеет пакетами акций в дочерних акционерных обществах, т.е. в самолетостроительных заводах. Из федерального бюджета в рамках ФЦП "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 – 2020 годы" этим заводам выделяются денежные средства на реализацию определенных производственных программ, главным образом производство вооружений и военной техники. При этом в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Законом о федеральном бюджете на 2012 год акционерные общества – получатели бюджетных инвестиций обязаны осуществить эмиссию дополнительных акций в пользу государства на сумму полученных инвестиций, таким образом, увеличив долю Российской Федерации в своем уставном капитале. Однако при этом в самолетостроительном заводе увеличивается доля РФ и автоматически уменьшается доля ОАО "ОАК", которая в результате теряет контроль над дочерним обществом, что приводит дезинтеграцию интегрированной структуры.
Необходимо установить, что денежные средства бюджета передаются, например, в сами ОАО "ОАК" или ОАО "Информационные спутниковые системы им. академика Решетнёва", в обмен на увеличение доли РФ в их уставном капитале, а уже ОАК или ИСС передает их заводам – исполнителям также в обмен на увеличение доли ОАК или ИСС в их уставном капитале. Таким образом, вертикально интегрированная структура будет сохранена, а контроль за эффективностью и целевым назначением расходования бюджетных средств будет усилен.
3. Необходимо также ускорить принятие закона об особенностях банкротства стратегических организаций.
Необходимо законодательно исключить дезинтеграцию, распродажу по частям единого производственно-технологического комплекса в ходе банкротства. При смене собственника единый производственный комплекс должен быть неукоснительно сохранен, и новый собственник обязан подписать определенные обязательства по его сохранению и использованию, в том числе в целях реализации государственного оборонного заказа. Аналогичное правило необходимо установить при исполнительном производстве.
Надо также значительно повысить размер долга, при котором начинается процедура банкротства стратегических организаций, а также исполнительного производства.
При этом нельзя сильно уменьшить права кредиторов, в частности, банков, иначе существует риск остановить кредитование предприятий ОПК, что жизненно необходимо для их нормальной работы. Нужен поиск баланса интересов должника, кредитора и безусловно государства, в функции которого входит обеспечение обороноспособности и национальной безопасности нашей страны.
4. Требуется внести изменения в законодательство об ипотеке в части проблемы залога имущества организаций ОПК под взятые ими кредиты. В целях недопущения фактической ликвидации производства в случае невозврата кредита и продажи заложенного имущества с торгов, необходимо установить, что некоторые категории имущества предприятий ОПК ограничиваются в гражданском обороте и ввести условие нераздельности единого производственного комплекса.
5. Планируется существенно расширить использование процедуры финансового оздоровления организаций-должников, в том числе и в сфере ОПК, чтобы не допустить начала банкротства предприятия в случаях, когда его финансовое положение может быть улучшено. Финансовое оздоровление должно, в частности, включать в себя различные возможности заключения соглашения между должником, кредиторами, третьими лицами об условиях реструктуризации задолженности, предоставлении отсрочек и рассрочек, перевода долга в облигации. Целью таких соглашений является восстановление платежеспособности должника.
Целесообразно предусмотреть в рамках заключения таких соглашений возможность конвертирования задолженности предприятия "оборонки" по налогам в бюджеты разных уровней в акции, принадлежащие государству напрямую, или, через головные общества вертикально интегрированных структур (ОАО "ОАК", ГК "Ростехнологии"). Одновременно с улучшением финансового положения появляется механизм усиления государственного контроля над стратегически значимыми обществами и в определенной степени исправляются ошибки при не всегда продуманной приватизации. Такая же схема – "конвертирование кредитов в акции" - возможна в отношении выданных предприятиям ОПК кредитов банками с государственным участием (ВТБ, Сбербанка). Решение о конвертировании задолженности в акции должно приниматься только на основании решения кредиторов.
6. Необходимо ввести законодательные ограничения на получение предприятиями ОПК кредитов в банках-нерезидентах. В условиях усиливающихся кризисных явлений в экономике стран Европы и США условия кредитования существенно ухудшаются, что может повлечь за собой требования досрочного возврата кредитов и резкое ухудшение положения предприятий-заемщиков. Все решения по кредитованию должны быть согласованы государством в лице профильного министерства по промышленности и торговли.
7. Положительно оценивая уникальный опыт ВТБ 2011 года по кредитованию исполнителей государственного оборонного заказа под госгарантии, необходимо отметить, что, к сожалению, из долгосрочных государственных контрактов, подготовленных Минобороны, следует, что государство не обеспечивает в полной мере субсидирования процентных ставок, позволяющих покрыть значительные финансовые расходы заводов-исполнителей гособоронзаказа на выплату процентов за выданные кредиты. Проблема требует комплексного решения, в том числе изменения положений налогового законодательства об отнесении процентных платежей по кредитам предприятиям "оборонки" в полном объеме на себестоимость, а также отмены необходимости уплачивать НДС с сумм процентов по этим кредитам. Кроме того, требует совершенствования механизм корректировки цен контракта по гособоронзаказу и норм рентабельности предприятий - производителей вооружений и военной техники.
8. Целесообразно определить критерии, по которым можно оценивать эффективность использования федерального имущества как во ФГУПах и госкорпорациях, так и имущества акционерных обществ с преобладающим участием государства в уставном капитале. Необходимо наладить постоянный мониторинг этих показателей, установить их достижение в качестве одного из критерия оценки работы руководителей предприятий.
9. Учитывая, что получателями бюджетных средств в рамках программы перевооружения Вооруженных Сил Российской Федерации и (или) исполнителями гособоронзаказа являются ряд акционерных обществ, где доля государства или государственных интеграционных структур не являются преобладающей или вообще отсутствует, необходимо законодательно установить обязанность раскрывать конечных собственников акций таких акционерных обществ, т.е их бенефициариев, как это уже установлено Центральным Банком России в отношении банков.
Также необходимо запретить проведение организациями ОПК внешнеторговых операций с использованием оффшорных схем, либо такие операции должны проводиться в исключительных случаях по решению Правительства РФ.
10. Трехлетний опыт передачи Минобороны России функций по распоряжению военным имуществом доказал свою неэффективность. В настоящее время функциями по распоряжению, в том числе по продаже имущества военного назначения, не нужного более для обеспечения обороноспособности страны, в том числе объектами недвижимости, земельными участками, объектами жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурного назначения, возложены на Министерство обороны РФ. Такой подход противоречит концепции реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации, согласно которой Минобороны России больше не будет заниматься несвойственными ему функциями, тем более занимается этим Минобороны крайне неэффективно.
Целесообразно пересмотреть решение о наделении Минобороны России этим полномочиями и передать их Федеральному агентству по управлению государственным имуществом. Также необходимо принять законодательные решения, постановления Правительства РФ об ускорении передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства и объектов социального назначения в муниципальную собственность, обязать организации ОПК заключать договоры с органами местного самоуправления по использованию и порядку финансирования содержания, ремонта и модернизации таких объектов.
Таким образом, в целях обеспечения нормальной работы организаций ОПК, выполнения государственных программ развития этого сектора экономики, государственного оборонного заказа необходимо совершенствование законодательной базы имущественных и финансовых отношений, учет особенностей правового статуса юридических лиц в сфере ОПК. Комитет Государственной Думы по вопросам собственности готов проводить такую работу совместно с Правительством РФ, коллегами из Совета Федерации.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме
25 декабря 2024
« | Декабрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |