07:45 13.06.2010 | Все новости раздела "КПРФ"
Россия превращается в крупнейшего импортера вооружений
Новый тренд русской оборонной политики в виде обращения к закупке вооружения и военной техники на Западе может превратить Россию в ближайшее десятилетие в крупнейшего импортера вооружений среди постсоциалистических стран, включая государства Центральной и Восточной Европы, ныне входящие в НАТО, пишет Михаил Барабанов в «Независимом военном обозрении».
По оценке Центра анализа стратегий и технологий (Центр АСТ), только в ближайшие два года возможно заключение Министерством обороны России контрактов на закупку на Западе систем вооружений минимум на 4 млрд. евро. Сюда войдут контракты на прямую закупку либо лицензионное изготовление четырех французских универсальных десантных кораблей типа Mistral проекта судостроительного объединения DCNS, до 3000 итальянских легких бронированных машин IVECO LMV, израильских беспилотных летательных аппаратов разработки Israel Aerospace Industries, а также ряда других систем.
На более продолжительный период суммарный объем возможных контрактов (как на прямые закупки, так и на создание совместных предприятий, приобретение лицензий и проведение совместных НИОКР) на приобретение западного вооружения и техники в интересах Вооруженных сил России в предстоящие пять-шесть лет (до 2015–2016 годов), по данным Центра АСТ, можно оценить цифрой до 10 млрд. евро.
С учетом того, что реализация этих контрактов скорее всего займет не менее десятилетия (то есть период 2010–2020 годов), то Россия, согласно оценке Центра АСТ, будет начиная с 2011–2012 годов импортировать западной техники и вооружения на сумму не менее 1 млрд. евро в год. Это превратит Россию в крупнейшего покупателя вооружения среди всех постсоциалистических государств Евразии, включая и те из них, которые являются членами блока НАТО. Причем практически весь указанный оборонный импорт будет приходиться на вооружение из западных стран (включая Израиль), а оборонный импорт в Россию из других республик СНГ (прежде всего из Украины, по-прежнему выполняющей ключевую роль в качестве поставщика ряда подсистем для российских комплексов) не учитывается в данной цифре, хотя его можно оценить на ближайшее десятилетие еще минимум в 500 млн. евро в год.
До настоящего времени ведущим импортером среди постсоциалистических стран выступала Польша, импортировавшая вооружения в период 2005–2009 годов, согласно данным SIPRI, примерно на 2,3 млрд. долл., причем основная часть этой суммы приходится на завершенную поставку Польше 48 американских истребителей F-16 новой постройки. Это самая крупная закупочная программа Польши, повторения которой по масштабам не ожидается на период минимум до 2017 года. В ближайшие пять лет польский оборонный импорт не будет превышать, по оценкам Центра АСТ, 200–300 млн. долл. в год.
В число значительных импортеров оружия среди постсоциалистических стран, согласно данным SIPRI, в период 2005–2009 годов входили также Румыния (778 млн. долл.), Чехия (712 млн. долл.), Болгария (489 млн. долл.), Венгрия (488 млн. долл.), а на территории бывшего СССР – Грузия (506 млн. долл.), Азербайджан (473 млн. долл.), Белоруссия (260 млн. долл.) и Казахстан (240 млн. долл.), а по данным Центра АСТ – также и Армения (за счет передач вооружения Россией). При этом Чехия и Венгрия осуществили наиболее дорогостоящие программы закупок по 14 шведских истребителей JAS-39 и повторения столь же масштабных импортных закупочных оборонных проектов ими не ожидается в период до 2020 года.
Болгария произвела закупки вертолетов Eurocopter и подержанных бельгийских фрегатов, однако скорее всего по финансовым причинам окажется неспособной осуществить финансирование в ближайшие 5–7 лет проектируемых ею закупок 24 западных истребителей и двух-четырех корветов. Румыния до настоящего времени вела получение в основном подержанного западного вооружения. Ожидается, что она заключит контракт на приобретение 24 подержанных американских истребителей F-16. По оценкам Центра АСТ, в период 2010–2020 годов Румыния будет импортировать вооружения на сумму не более чем в 300 млн. долл. в год (на пике), а Чехия, Болгария и Венгрия – не более чем на 100–200 млн. долл. в год каждая.
Что касается указанных бывших республик СССР, то их внушительные цифры импорта вооружений на самом деле скрывают ими закупку в основном подержанного вооружения советского производства из арсеналов других же постсоветских республик (в первую очередь Украины и России) и стран Восточной Европы. Импорт западного вооружения до сих пор был ими незначителен, и для Грузии, Азербайджана и Казахстана (а, возможно, в перспективе и Украины) на ближайшее десятилетие, по оценкам Центра АСТ, не будет превышать 100 млн. долл. в год для каждой республики.
Таким образом, все постсоветские республики (кроме России), и в меньшей степени государства бывшего ОВД, представляют собой весьма малоресурсные оборонные рынки, лишь в достаточно ограниченной степени интересные ведущим западным производителям вооружений. Россия с ее возможным объемом закупок на Западе на сумму не менее 1 млрд. евро в год на этом фоне скорее всего станет «закупочным гигантом» и оборонным рынком, сопоставимым с рынками всех остальных бывших постсоциалистических стран (бывших ОВД и СССР) вместе взятых. При этом Россия будет способна импортировать крупные дорогостоящие платформы (такие, как корабли типа Mistral) либо достаточно большие партии техники (как в случае с бронеавтомобилями LMV), а также подписывать долгосрочные лицензионные соглашения либо соглашения о совместных производствах либо НИОКР. Все это способно значительно повысить привлекательность русского оборонного рынка для крупных индустриальных игроков.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме
29 декабря 2024
« | Декабрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |