08:45 25.08.2012 | Все новости раздела "КПРФ"
Российская экономика теряет свыше 60% федерального бюджета от статуса «сырьевой колонии». Мнение независимого экономиста
Судя по всему, возникновение очередных противоречий между Игорем Сечиным и Аркадием Дворковичем по поводу схемы объединения ФСК и МРСК свидетельствует об усилении борьбы в высших эшелонах власти между администрацией президента, где традиционно сильны позиции силовиков, и аппаратом правительства, во главе вице-премьерского корпуса стоят откровенные либералы.
Передел сфер влияния после президентских выборов и борьба за финансовые активы усиливается
Насколько можно судить, передел сфер влияния после президентских выборов и борьба за финансовые активы усиливается - на фоне официального правительства, возглавляемого Медведевым и приближенными к нему вице-премьерами Дворковичем и Игорем Шуваловым, создана теневая структура исполнительной власти в лице президентской комиссии по ТЭК, которую возглавил лично президент Путин, а первым заместителем назначен Игорь Сечин.
Одновременно с этим Игорем Сечиным при прямой поддержке нынешнего президента был создан «нефтяной клуб», который призван координировать деятельность крупнейших нефтегазовых монополий и частных вертикально-интегрированных гигантов в области ТЭК, что, по сути дела, выводит наиболее рентабельный сектор экономики из под контроля Аркадия Дворковича, призванного на посту вице-премьера курировать именно эту стратегически значимую отрасль экономики, на долю которой приходит порядка 20% всех прибылей экономики, 55% доходов федерального бюджета и 65% всего притока экспортной валютной выручки.
Неудивительно, что в последнее время нарастает противостояние между крайне либеральным окружением Медведева (в лице Шувалова и Дворковича) и администрацией президента. При этом, насколько можно судить, Путин сделал всё возможное, чтобы ослабить позиции правительства в вертикали власти, которая всё активней ассоциируется с вертикалью «коррумпированного безвластия» и колониальной администрацией по разграблению природных ресурсов России, назначив на пост руководителя аппарата правительства идеолога «сувенирной демократии» Владислава Суркова, а во главе администрации президента поставив сослуживца по КГБ Сергея Иванова.
При том, что Государственная Дума (в подавляющем большинстве) и Совет Федерации (целиком и полностью) контролируются лично преданной и обязанной президенту своим привилегированным положением армией клептоманов, бюрократов и откровенных коррупционеров, которые готовы сделать всё, для сохранения в России коррупционной и олигархической модели «экономики трубы».
В этом плане никакого удивления не вызывает тот факт, что Сечин всеми силами старается вывести из под фактического управления правительства все крупнейшие активы в сфере энергетики и нефтегазового комплекса, переведя фактический контроль за финансовыми потоками крупнейших нефтегазовых монополий и энергетических компаний из рук правительства в руки администрации президента. И это неудивительно, принимая, что нефтегазовый комплекс является единственным бенефициаром (наряду с торгово-посредническими операциями и финансовыми спекуляциями) проводимой в стране политики по бесконтрольному проеданию нефтедолларов, беспрепятственному вывозу капитала и деиндустриализации народного хозяйства.
Помимо озвученной Сечиным инициативы передать контролируемому им "Роснефтегазу" государственные пакеты акций МРСК и ФСК ещё в мае ему удалось существенно ослабить позиции Дворковича и прочих «либеральных фундаменталистов» в аппаратной борьбе и заручиться поддержкой Владимира Путина по вопросу консолидации государственных пакетов акций в "РусГидро" и "Интер РАО" с целью создания одной из крупнейших энергетических и сетевых компаний в России и мире. Тем более, что, став президентом, Путин подписал указ, разрешающий контролируемому Сечиным «Роснефтегазу» участвовать в приватизации принадлежащих государству (т.е. правительству) компаний в ТЭК.
И не удивительно, что Аркадий Дворкович, который не имеет практически никаких шансов в аппаратной борьбе с Сечиным и в последнее время выступает в качестве «мальчика для битья», был вынужден написать письмо действующему президенту, признав проект объединения ФСК и МРСК на базе «Роснефтегаза» противоречащим законодательству о государственной собственности. В качестве основной причины экономической нецелесообразности он привёл отсутствие у «Роснефтегаза» необходимых для выкупа у правительства долей в ФСК и МРСК 400 млрд. рублей.
Одновременно с этим несколько раньше, в начале лета, Дворкович открыто раскритиковал попытку Сечина установить контроль над «Русгидро» и «Интер РАО», признав более целесообразным прямое финансирование инвестиционных проектов обеих энергетических гигантов без вхождения «Роснефтегаза» в их капитал. Безусловно, Роснефтегаз и лично Игорь Сечин заинтересован не в самом факте финансирования масштабных инвестиционных проектов сетевых и распределительных компаний, а в вхождении капитал и установлении контроля за их финансовыми потоками энергетических гигантов за счёт государства.
Тем более, что это позволит ему существенно укрепить свои собственные позиции во властной вертикали, откровенно выставить вице-премьера по ТЭК Дворковича на посмешище и сконцентрировать в своих руках контроль за наиболее рентабельными секторами российской деиндустриализированной экономики. Этими же причинами обусловлена война Сечина и Дворковича в конце 2011г. и начале 2012г. относительно списка отраслей и предприятий, попадающих в программу приватизации, когда нефтегазовые гиганты, включая «Роснефть», то попадали в заветный список, то из него исчезали.
Сюда же относится борьба за предоставление доступа к стратегически значимым месторождения углеводородного сырья на шельфе России (запасы которого оцениваются в 2-3 триллиона долларов) негосударственным нефтегазовым компаниям, которое активно проталкивает премьер Медведев и его окружение. Неудивительно, что именно нынешним премьером была вслух озвучена необходимость отобрать монопольное право «Газпрома» и «Роснефти» разрабатывать месторождения нефти и газа на морском шельфе, а во главе правительственного совета по законодательному прорабатыванию данного вопроса был поставлен вице-премьер Дворкович.
Судя по всему, в середине августа Владимир Путин в очередной раз дал чёткий сигнал всем властным элитам и крупному капиталу, кто на самом деле является руководителем страны и контролирует критически значимую часть финансовых потоков. В конце лета им был подписан президентский указ, который де-факто лишил правительство возможности проводить самостоятельную кадровую политику в принадлежащих государству госкорпорациях и госкомпаниях и дал право президенту лично назначать представителей государства не только в наблюдательных советах (в том числе советах директоров) крупных госкомпаний, но также в их правлении.
Другими словами, после возвращения из правительства обратно в Кремль в кресло президента Путин, по сути дела, лишил правительство и стоящих в его главе либеральных фундаменталистов и верных последователей идеологии «Вашингтонского консенсуса» возможности принимать какие-либо значимые решения как в области управления наиболее значимыми секторами отечественной экономики, так и в области выработки и реализации социально-экономической политики и решения кадровых вопросов.
Совершенно очевидно, что, став президентом, Путин стремится замкнуть на себя и наиболее близких и проверенных временем людей рычаги управления государственным аппаратом и стратегическими отраслями экономики, оставив за формальным правительством чисто ритуальные функции по исполнению своих распоряжений. Тем более, что уровень профессионализма нынешнего кабинета министров вызывает откровенные опасении – практически на всех ключевых вице-премьерских должностях, связанных с развитием экономики и социальной сферы, находятся откровенные последователи разрушительной идеологии Гайдара и Чубайса.
С формальной точки зрения, в случае возникновения искреннего желания перестать реализовывать противоречащую государственным интересам России политику «проедания нефтедолларов» и паразитической эксплуатации невосполнимых природных ресурсов узким кругом приближенных к власти сырьевых олигархов, естественных монополистов (перекачивающих деньги из кармана бюджета и рядовых граждан на оффшорные счета монополий) и коррумпированных чиновников, президент имеет все возможности в кратчайшие сроки отказаться от политики финансово-экономической колонизации России. Для этого достаточно просто избавиться от идейных последователей откровенно разрушительной политики Гайдара-Чубайса-Ясина в кабинете министров, которые на протяжении последних 20 лет «рыночных преобразований» занимаются превращением России в сырьевую колонию и рынок сбыта для продукции глобальных корпораций.
Российские чиновники на службе транснационального капитала
На самом деле, с фундаментальной точки зрения, совершенно не важно, кто, как, с кем и по каким причинам ведёт борьбу в высших эшелонах власти. Как показывает практика, существенной разницы между «либералами» и силовиками как таковой нет – критически значимая часть и тех и других, насколько можно судить, рассматривает государственную службу в качестве эффективного инструмента безнаказанного личного обогащения за счёт разворовывания государственного имущества, распила бюджетных средств и коррупционного беспредела. В противном случае, за последние 11 лет, в течение которых на официальном уровне декларируется выход из под внешнего управления экономикой и государством, а также преодоление состояния колониального распада, можно было бы уже давно разрешить проблему коррупции, которая наряду с произволом монополий, судорогой свела всю экономику России.
При этом масштабы бедствия действительно впечатляют – только по официальным данным Банка России на протяжении 2007-2011гг. ежегодные официально учтённые масштабы незаконного вывоза капитала варьируются в диапазоне 30-40 млрд. долл. (10-12% федерального бюджета), вывоз криминальных активов составляет порядка 250-350 млрд. рублей (в 2 раза превышает расходы на сельское хозяйство и сопоставим с финансированием находящегося в аварийном состоянии ЖКХ), оборот рынка легализации преступных доходов превышает 3 трлн. рублей. Одновременно с этим, по данным главы Национального Антикоррупционного Комитета Кирилла Кабанова, размер рынка откатов и хищения бюджетных средств на всех уровнях достигает 250-300 млрд. долл., что эквивалентно совокупному бюджету России в 2011г. или 18% ВВП.
Более того, лично президент Путин вынужден был признать, что коррупция стала «системной», главный военный прокурор оценивает её масштабы как «астрономические», а Счётная Палата и МВД по итогам 2011г. зафиксировали 3-4 кратный скачок нецелевого использования бюджетных средств (до 750 млрд. рублей) и среднего размера взятки (до 250 тыс. рублей). И это при том, что никто из высокопоставленных чиновников из аппарата правительства, администрации президента, руководства Банка России и многочисленных служб по борьбе с коррупцией и хищением бюджетных средств не потерял занимаемых постов и вообще не несёт никакой ответственности за коррупционный беспредел.
Ради чиновников, ежегодно обескровливающих отечественную экономику под мифом борьбы с инфляцией (которая обусловлена беспределом монополий, произволом чиновников, ускоренным удорожанием ГСМ и тарифов естественных монополий, аварийным состоянием базовой инфраструктуры, а также неподъёмными ставками по кредитам), уничтожающих остатки наукоёмкой обрабатывающей промышленности и расчищающих экономическое пространство от конкуренции для американских и европейских ТНК, западные элиты готовы пойти на многое.
Не случайно, что нынешний ярый оппозиционер властям Алексей Кудрин, верой и правдой служивший нынешнему политическому режиму и своими собственными руками державший на голодном пайке медицину, науку, образование и все несырьевые секторы экономики, признавался Британской и Европейской банковскими ассоциациями лучшим министром финансов развивающихся стран. Иного было бы трудно ожидать, учитывая, что в разгар глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009г. российские власти спасали прибыли транснационального капитала (проводя плавную девальвацию рубля и поощряя спекуляции за счёт бюджетных средств), не вводили протекционистских мер и душили отечественную промышленность.
Далеко не всегда и не в каждой стране, открыто заявляющей о своих претензиях на статус сверхдержавы и активно строящей «сувенирную демократию», можно найти находящихся у власти коррумпированных чиновников, которые под антинаучные разговоры о неспособности отечественной экономики переварить поступающие в страну нефтедоллары (и это при 35-50% простоях производственных мощностей в обрабатывающей промышленности и износе основных фондов на 65-70%, а базовой инфраструктуры на 80-85%) способны безнаказанно ежегодно вывозить порядка 7-10% ВВП за рубеж, уничтожать отечественные наукоёмкие производства и кредитовать научно-технический прогресс у своих стратегических конкурентов в США и ЕС.
Российская экономика теряет свыше 60% федерального бюджета от статуса «сырьевой колонии»
По-крайней мере, иначе как прямой коммерческой заинтересованностью высокопоставленных российских чиновников в администрации президента, аппарате правительства и правлении Банка России сложно объяснить осознанную приверженность финансовых властей политике перманентного выкачивания всех поступающих в страну сверх бюджетных проектировок нефтедолларов и их дальнейшее перекачивание на финансовые рынки США и ЕС.
Поддерживая острый и перманентный дефицит ликвидности (уровень монетизации экономики, рассчитываемый как отношение денежной массы к ВВП (43%) в 2 раза ниже, чем в ЕС и во времена СССР, и в 3-4 раза ниже, чем в динамично развивающихся экономиках Китая, Индии, Малайзии и «азиатских тиграх») и инвестиционный кризис в несырьевых секторах экономики, российские чиновники продолжают душить отечественную экономику неподъёмными ставками по кредитам, обеспечивая ещё большую деградацию и примитивизацию структуры экономики.
И не стоит удивляться тому, что только по официальным данным Росстата, объём выпуска продукции в обрабатывающих отраслях на 16% ниже отметок 1991г., производство высокотехнологичной продукции с высоким мультипликатором добавленной стоимости в 3-10 раз ниже отметок 20-летней давности, а объём капитальных вложений на 40% ниже отметок эпохи «перестроечного угара».
При этом реальный уровень социальной инфляции для 60% населения с доходами менее 15 тыс. рублей в 2,5-3 раза превышает политкорректную версию Росстата и достигает 13-16%, уровень безработицы с учётом скрытой безработицы (простоев на производстве, неоплачиваемых отпусков и 11% работников с доходами ниже и без того в 3 раза заниженного уровня прожиточного минимума) превышает 20%, а ежегодные потери российской экономики от участия в системе неэквивалентного внешнеэкономического обмена на правах сырьевой колонии достигают 60% федерального бюджета или 11% ВВП.
Судя по всему, экс-министр финансов Алексей Кудрин, который сначала на посту первого замминистра финансов наряду с нынешним главой Банка России Сергеем Игнатьевым (тогда занимал пост замминистра финансов) был одним из активных участников и бенефициаров просадки России в дефолт 1998г. и масштабного расхищения бюджетных средств, а затем своей финансово-экономической политикой обеспечивший масштабный обвал российской экономики в кризис 2008г., не случайно был любимчиком западных финансово-политических элит. Сложно найти человека, который готов был бы столь откровенно поставить под удар всю отечественную экономику и финансовую систему ради своих шкурных интересов - построения карьеры на Западе и преумножения активов.
И это абсолютно не удивительно – в разгар кризиса 2008г. и сразу после него российские экономические власти, практически целиком состоящие из приверженцев ультралиберальной идеологии «Вашингтонского Консенсуса» и откровенно работающие в интересах транснационального капитала и глобальных монополий, на полном серьёзе с гордо поднятой головой во всеуслышание заявляли, что они сделали всё возможное, чтобы спасти от банкротства финансовую систему США и ЕС, а также активно помогали восстановлению крупнейших экономик мира. При этом по какой-то удивительной случайности они ни слова не сказали о том, что непосредственным результатом их деятельности стал сильнейший обвал экономики России, с которым не смогла поспорить ни одна страна из состава группы G-8, G-20, БРИКС или нефтеэкспортёров.
Можно сколько угодно прикрываться разговорами о «тяжёлом наследии СССР», «неэффективностью доставшейся в наследство советской модели экономики» и «социальной ответственностью государства» (на фоне 50% обесценения курса рубля, доходов и сбережений населения это выглядит особенно убедительно), но за предшествовавшие кризису 8 лет не было сделано практически ничего для повышения конкурентоспособности отечественной экономики и устойчивости финансовой системы.
За период 2000-2008гг. Россия потеряла порядка 1 млн. рабочих мест в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве, доля импортного продовольствия на прилавках подскочила до 65-70% (в медикаментах и бытовой технике до 85-95%), наплыв иммигрантов из Средней Азии компенсировал вымирание населения на 250-400 тыс. ежегодно.
А 10-кратный рост номинальных заработных плат (с 2,2 до 22 тыс. рублей) целиком и полностью компенсировался 13-15-кратным удорожанием ЖКХ, тарифов естественных монополий, транспорта, электроэнергии и продовольствия, а также расширением пропасти имущественной дифференциации населения. При этом 63% ВВП, 73% капитальных вложений и 85% всех прибылей экономики оседают в карманах сырьевых олигархов, естественных монополий, перекупщиков и финансовых спекулянтов.
Российские либералы оккупировали правительственные высоты и убивают отечественную экономику
Напомним, что в 1-м квартале 2009г. обвал ВВП приближался к 11,8%, спад промышленного производства превысил 18,5%, падение выпуска в обрабатывающей промышленности достигало 26%, капитальные вложения рухнули на 23%, производство наукоёмкой продукции обвалилось на 55-80% (автомобилестроение, выпуск транспортного оборудования, станкостроение, приборостроение и т.д.), рубль и сбережения населения обесценились на 50%, а чистый отток капитала превысил 130 млрд. долл. или 50% федерального бюджета.
Россия оказалась единственной страной, которая умудрилась практически нисколько не повысить тарифную защищённость отечественной экономики и направила львиную долю всей государственной помощи в размере 6,5 трлн. рублей не на поддержку реального сектора экономики и расширение денежно-кредитного предложения в условиях закрытия внешних источников финансирования и усиления оттока капитала, а на спасение банков и поощрение валютных спекуляций.
Именно благодаря бесконтрольному выделению сотен миллиардов долларов из федерального бюджета, раздача которых крупным госбанкам не сопровождалась вообще никакими требованиями относительно целевого характера их использования, российским олигархам, международным спекулянтам и транснациональному капиталу, как и в 1998г., за счёт кармана российских граждан удалось без потерь вывести с российского финансового рынка свои активы. Безусловно, как и 10 лет назад, сделано это было ценой 50% обесценения сбережений населения, 22% обвалом инвестиций, 16% спадом в промышленности и 55-80% обвала в наукоёмких отраслях, объёмы выпуска продукции которых даже в 2011г. по официальным данным Росстата на 15-20% ниже отметок докризисного 2007г.
При этом в условиях беспрецедентного по своим масштабам оттока капитала и формирования кризиса ликвидности Банк России умудрился стать единственным Центробанком в мире (помимо Банка Венгрии), который вместо смягчения денежно-кредитной политики и «расшивания» узких мест в финансовой системе осознанно пошёл на повышение ключевой ставки в экономике - ставки рефинансирования – отвечающей за стоимость и, соответственно, доступность кредитных ресурсов. Вопреки многочисленным предупреждениям независимых экономистов и учёных, российский Центробанк в несколько этапов повысил ставку рефинансирования до 10,5%, что лишь усугубило дефицит денежных ресурсов и нанесло сильнейший удар по несырьевым секторам экономики.
Закономерным результатом такого рода политики стало беспрецедентное с середины 1990-х годов сжатие денежного предложения – ключевой денежный агрегат М2 обвалился на 10% в годовом выражении, тогда как даже в разгар дефолта 1998г. сжатие денежной массы не превышало 6-7%. Под разговоры о необходимости удержания спекулятивного капитала высокими процентными ставками в российской финансовой системе Банк России осознанно душил отечественную экономику и обрабатывающую промышленность, а также спровоцировал расширение инвестиционного кризиса и возникновение кризиса неплатежей.
Стоимость недельных кредитов на межбанковском рынке по реально заключённым сделкам (ставка MIACR) подскочила с 4% летом 2008г. до 24-28% в ноябре-декабре того же года благодаря действиям российского Центробанка, спасавшего прибыли международных спекулянтов и российских олигархов ценой кармана рядовых граждан и конкурентоспособности всей экономики.
Борьба не за развитие, а за контроль сфер влияния и финансовыми потоками
В этой ситуации, совершенно неважно, по какой причине и за какие активы борются российские коррумпированные чиновники и к какому лагерю они формально принадлежат – рвущихся к политической власти либералам, стремящимся взять реванш за то, что их отодвинули от «нефтегазовой» кормушки и «бюджетной лесопилки» в период «тучных нулевых»; или силовикам, старающимся удержать под контролем нефтегазовый комплекс и обеспечить себе возможность дальнейшего безнаказанного извлечения и вывоза в фешенебельные страны природно-сырьевой ренты.
И те, и другие, насколько можно судить, заняты решением исключительно своих собственных коммерческих вопросов и обеспечением сохранения позиций во властной иерархии. Разница лишь в том, что при возвращении оккупировавших экономический блок правительства либеральных фундаменталистов и гайдаровцев Россия окунётся в разруху и нищету 1990-х годов, сопровождаемую масштабной распродажей стратегических секторов экономики транснациональному капиталу, в течение 2-3 лет.
А в случае сохранения нынешнего разрушительного ультралиберального курса в социально-экономической политике при внешне крайне патриотичной риторике, сопровождаемой сдачей позиций по всем направлениям (присоединение к Титанику ВТО, поправки в ФЗ-83 и приватизация бюджетной сферы, разрушение системы образования, отказ от ограничения законного и незаконного вывоза капитала, подмена борьбы с коррупцией показательной борьбой с неугодными коррупционерами, произвол монополий, деградация структуры экономики), Россия свалится в системный кризис через 2-3 года при стагнирующих ценных на нефть. В противном случае, деиндустриализированная экономика трубы и система управления свалятся в кризисное состояние и период распада через 4-5 лет при незначительном приросте цен на энергоносители на 5-10% ежегодно.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме