19:31 30.01.2011 | Все новости раздела "КПРФ"
"Роснефть" и ExxonMobil готовы ради нефтяных сверхприбылей убить Черное море. Вот почему вице-премьер Володин и "Единая Россия" пытаются заблокировать законопроект депутатов-коммунистов
Долго лежавший в законодательных "закромах" законопроект депутатов-коммунистов "О проекте федерального закона № 402938-5 "О внесении дополнений в статью 8 Закона Российской Федерации "О недрах" (о временном запрете пользования недрами на континентальном шельфе Российской Федерации в акваториях Черного и Азовского морей)" наконец получил движение. Напомним, законопроект о моратории на нефтедобычу возле российских курортов на Черном море был внесен депутатами Государственной Думы К. В.Ширшовым, А.А.Пономаревым, С.П.Обуховым, В.П.Комоедовым, Н.В.Коломейцевым, А. Е.Локоть, П.В.Романовым, Н.М.Харитоновым, А.А.Андреевым, О.А.Куликовым 7 июля 2010 года. Сначала он лежал без движения, а потом получив отрицательный отзыв скандально известного вице-премьера Правительства В.В.Володина был забаллотирован представителями "Единой России" в Комитете по природным ресурсам, природопользованию и экологии Госдумы. Ясно, что когда речь идет о нефтяных сверприбылях капиталистов и их прислуги в парламенте вопросы общенациональных интересов и будущих поколений не интересуют. Экологическая общественность бьет тревогу: Нефтяные олигархи, видимо, хотят повторить на Черном море вблизи от Туапсе, Сочи и Геленджика опыт скандально известного проекта "Сахалин-1". О первопричинах почему «Единая Россия» блокирует законопроект рассказывается в материале «экологичсекой вахты по Северному Кавказу».
26 января 2010 года на экономическом форуме в Давосе представители нефтяных компаний "Роснефть" и ExxonMobil подписали соглашение о создании совместного предприятия для ведения работ по добыче углеводородов на шельфе Черного моря в районе так называемого Туапсинского прогиба (Туапсинский лицензионный участок). По условиям соглашения, доля российской компании при разделе добычи составит 66,6 процентов, а американской стороны – 33,3 процента. Общий объем инвестиций, как ожидается, составит миллиард долларов. Соглашение предусматривает совместное участие в разведке и добычи нефти, а также сотрудничество в сфере реализации добываемых на шельфе углеводородов. Нефть "Роснефть" и ExxonMobil собираются добывать с глубин, достигающих двух километров.
Таким образом, ExxonMobil включилась в разгорающуюся нефтяную лихорадку на шельфе Черного моря. Это увеличивает риск крупномасштабной экологической катастрофы в Черноморском регионе в случае аварии при разведке или добыче нефти. Недавняя глобальная экологическая катастрофа в Мексиканском заливе, где бурение скважины производилось на глубинах более километра, показала чрезвычайную опасность подобных проектов. В небольшом по размерам и замкнутом Черном море, которое является одним из наиболее уязвимых морских водоемов, опасность глубоководной разведки и добычи нефти возрастает многократно.
ExxonMobil стала еще одной американской
участок).
Как сообщили представители "Роснефти", первый этап геологоразведочных работ на Туапсинском прогибе планируется завершить к 2012 году. То есть начало бурения уже не за горами. Против проектов по добыче нефти на шельфе Черного моря рядом с курортными зонами Геленджика и Туапсинского района выступает
экологическая общественность и местное население. Это ярко показали прошедшие в декабре 2010 года в Туапсе и Геленджике общественные слушания по проекту сейсморазведки на "Вале Шатского". Людей очень беспокоит перспектива того, что черноморское побережье будет залито нефтью, как это было в 2007 году на Таманском полуострове после катастрофы танкера в Керченском проливе.
Но "Роснефть" это мало волнует. Так же как и интересы других черноморских стран, которые тоже могут пострадать в результате реализации ее шельфовых проектов. Об этом свидетельствует отсутствие оценки воздействия на окружающую среду данных проектов в трансграничном контексте, поскольку возможное загрязнение морской среды в результате геологоразведочных работ и нефтедобычи неизбежно затронет территориальные воды других стран Черноморского бассейна. Видимо, руководство компании, известной своим доступом к широкому административному ресурсу, считает получение нужных согласований и заключений делом уже решенным, а процедуру
трансграничного ОВОС - пустой формальностью.
Такой подход к ведению дел, очевидно, устраивает ExxonMobil. Подтверждение тому - сотрудничество "Роснефти" и ExxonMobil в проекте добычи нефти на шельфе Охотского моря "Сахалин-1". В 2003 году Министерство природных ресурсов РФ утвердило положительное заключение государственной экологической экспертизы этого проекта, невзирая на критическую позицию природоохранных организаций и даже на возражения администрации Сахалинской области. В результате реализация проекта постоянно сопровождается скандалами. Так, в 2009 году "дочку" ExxonMobil компанию Exxon Neftegas Limited уличили в сокрытии крупного разлива нефти.
Компания Exxon (в результате слияний которой с компанией Mobil возникла ExxonMobil) известна как виновница самой крупной экологической катастрофы XX века - катастрофы нефтяного танкера "Exxon Valdez" в 1989 году, в результате которой в море вылилось больше 40 миллионов литров нефти, а площадь пятна загрязнения
составила 28 тыс. квадратных километров. Черное море ждет незавидная участь, если за его недра возьмутся "Роснефть" и ExxonMobil.
Дмитрий ШЕВЧЕНКО
Андрей РУДОМАХА
(Экологическая Вахта по Северному Кавказу)
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме