18:45 15.04.2010 | Все новости раздела "КПРФ"

Республика Тыва: Гения может сыграть только гений

Гения может сыграть только гений

 

Заслуженный деятель Республики Тыва Анатолий Серен

Чтобы воссоздать или сыграть гения, надо быть гением в своей профессии – я смею это утверждать.

Долгим и трудным был путь показа образа В. И. Ленина в художественном кино. Сразу после победы революции, в 1917 году, стали деятели искусств приближаться к Ленину, его воссоздавать и показывать. Но больше всего повезло, наверное, мастерам изобразительного искусства. Они даже писали и ваяли с натуры. Бывали на конгрессах, больших совещаниях, где выступал Владимир Ильич: Бродский, Андреев, выдающийся фотограф Оцуп, который  был счастлив тем, что делал фотоработы читающего Ленина, Выдающиеся кинодокументалисты того времени снимали Ленина.

Но в художественном кино и в театре играть Ленина было сложно. И думать, что какой-то актер может надеть грим, сделать лысину ленинскую, бородку, усы, и готово – было совершенно неприемлемо. И даже Надежда Константиновна Крупская говорила: «Не надо играть Ленина…».

Первый опыт показа Ленина был в 1918 году, когда самодеятельный режиссер показал вождя – совсем немного по времени, одну или полторы минуты, в гриме, как теневой театр – на фоне играющих артистов.

Но сам подход к Ленину был осуществлен великим Сергеем Михайловичем Эйзенштейном. Это было ему поручено к десятилетию Великой Октябрьской социалистической революции, и автор великого «Броненосца Потемкина» стал искать пути реализации замысла: у него самого была уже такая задумка, и бюро ЦК партии и просило, и рекомендовало, чтобы в кино был создан образ Ленина.

Стали искать статиста, человека, похожего на Ленина, так как актеру, наверное, не справиться с образом вождя. И был такой статист найден – рабочий Путиловского завода в Ленинграде Владимир Никандров, который был очень похож на Владимира Ильича. Как-то он был в Сочи по профсоюзной путевке и прочитал в «Черноморской здравнице», что приглашаются статисты на массовку. Он приехал. Показался режиссеру Хмельницкому, тот, увидев его, был ошарашен: «Вы знаете, на кого похожи?». «Да, знаю – на Ленина». Была послана телеграмма Эйзенштейну. Никандров был приглашен, вызван, и началась работа над первым в кино образом Ленина. Было, конечно, сложно, трудно.

Владимир Никандров был любитель народного театра, он играл в самодеятельных спектаклях, но результат все равно оказался слабым. Хотя сам фильм оказался замечательным – большая киноэпопея, но слабее «Броненосца…».

Образ Ленина не удался. Особенно не получилась огромная массовая сцена у Финляндского вокзала. А тогда, перед праздниками, в 1927 году, она работала на этот фильм.

Получилось так, что даже, когда «брали Зимний», было ранено несколько статистов и актеров, даже побольше, чем в жизни, когда в 1917-м на самом деле брали штурмом Зимний дворец.

И вот идет большая съемка: 3 апреля 1917 года приезжает Владимир Ильич, и огромная массовка – несколько тысяч человек, рабочие, солдаты, крестьяне, море разливанное людей – играет встречающих… Снимают общий план – Владимир Ильич поднимается на броневик. Средний план. Потом камеры подъезжают близко и снимают крупным планом Никандрова-Ленина. И когда стали монтировать этот сюжет, оказалось, что это не Ленин. Да, человек физически похож, но в нем нет той ленинской гармонии, ума, философии, человечности. И никто, правда, никаких мер не принимал, считали, что так нужно. И после этого десять лет не было сообщений о том, что кто-то собирается делать в кино или театре Ленина, и только в 1937 году, к 20-летию Октября, Сталин и другие члены политбюро дали задание комитету по делам искусств создать образ Ленина. Комитет поручил это дело молодому, 36-летнему, кинорежиссеру Михаилу Ромму, который создал всего два художественных фильма. Ромм взялся самозабвенно и работал вместе с замечательным сценаристом и кинодраматургом Алексеем Каплером, который написал сценарий. Сначала фильм назывался «Восстание» – с главным героем Лениным. Встал вопрос: «А кто играть будет?». И тут – гениальная догадка-подсказка Алексея Максимовича Горького: он в 1935 году увидел в спектакле Бориса Васильевича Щукина и сказал ему: «Знаете, а вы могли бы сыграть Ленина!». Щукину 40 лет с небольшим в то время было. Они встретились с Роммом и они друг другу не понравились. Щукин посчитал режиссера молодым и сумасшествием – делать фильм с Лениным за три месяца. А Щукин не понравился Ромму, потому что был совершенно не похож на Ленина – какой-то вальяжный, спокойный чересчур. Но все равно решили сделать грим. И в гриме рождается Ленин в таком физически образном виде! Ромм увидел глаза ленинские в щукинских. И работа началась. Много было сделано. Но как большой художник Борис Васильевич никак не давал разрешения начать сниматься. Ему что-то мешало. Однажды он сказал такую, казалось бы, смешную вещь: «А знаете, Миша, я не знаю, как Ленин смеялся…». Ему стали рассказывать, что Ленин смеялся заразительно, иногда, как ребенок, махал руками. «Но нет, вы мне не рассказывайте, а покажите». «А как показать – я не актер?». И вдруг его величество Случай! Вспомнили, что был член Совнаркома Мануильский, который всегда копировал Ленина, подражал Ленину. Пригласили его на квартиру Щукина. Он начал показывать, как смеялся Ленин: раз, два, три, четыре – не получается или получается плохо. И вдруг Щукин стоявший спиной в гриме Ленина, поворачивается и говорит: «Вы не можете, а я могу». И начал смеяться. Мануильский вздрогнул. Подошел, обнял его: «Вы знаете, мне вам показывать нечего…».

И так за три месяца был создан фильм. В главной роли был Щукин – Ленин. Это был изумительный актер (это подтверждение моих слов о том, что гения должен играть гений). И когда снималась сцена: Ленин провозглашает Советскую власть, Ромм снова созвал огромную массовку и начал объяснять: «Сейчас мы все – делегаты съезда. Из задней двери сейчас войдет Ленин. Вы должны его встретить. Вот здесь пять камер стоят. Я не хочу делать дубли. Давайте один раз хорошо сделаем». Стали репетировать. И много раз не получилось. Тогда Ромм сказал: «Зовите Щукина». И Щукин из уборной в образе Ленина пошел по коридору. И люди, которые ему встречались, инстинктивно пошли за ним. Когда дверь открылась – зашел Щукин-Ленин, за ним – еще сто человек. И случилось невообразимое! Они сыграли так, как будто на дворе было 26 октября 1917 года.

Сталин дал название фильму – «Ленин в Октябре». (И Иосиф Виссарионович  очень помогал: когда было «много Троцкого», он приходил утром, вечером и говорил: «У вас есть сцены с Троцким? Как вы его показываете?». Вносил коррективы. Он был великим знатоком кинематографа – об этом все говорили.

Но еще большого терпения надо было, чтобы получился фильм «Ленин в 1918 году» (1939 год). Там Щукин должен был играть умирающего, раненого Ленина. Это сложно – играть застреленного практически человека. И когда снимались вот эти  сцены, то все ходили на цыпочках и долго все налаживали, и Щукин, не выходя из образа, закрывал глаза и ждал, когда это все закончится. То есть лежал не Щукин, а Ленин. И домой шел смертельно уставший человек. И Алексей Каплер – близкий друг, его провожал, крепко целовал, и после этого они прощались.

Начали готовить третью серию – перед войной уже. Алексей Каплер задумал сюжет, и вдруг он пришел домой к Щукину и увидел, что Борис Васильевич умер. У него на груди лежал томик Гоголя – он готовил себя к роли Городничего в «Ревизоре».

То есть я хочу сказать, что для того, чтобы что-то сделать, хотя бы повторить,  надо быть самому выдающимся человеком. И вот не зря считается Борис Щукин лучшим актером, который сыграл Ленина на всем мировом пространстве кинематографа и театра тоже.

Я хочу сказать: Владимир Ильич Ленин – не просто человек дал пример для подражания, это человек, который по-настоящему осветил искусство.           

   



Статьи по теме





































Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме