07:00 27.05.2010 | Все новости раздела "КПРФ"

Репортаж Виктор Кожемяко с Всемирного Русского Народного Собора

Газета «Правда» опубликовала репортаж известного русского публициста В. Кожемяко со Всемирного Русского Народного Собора.

Очередной, четырнадцатый Всемирный русский народный собор, работавший в Москве 25—26 мая, был посвящен теме «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества». На пленарное заседание в зал Церковных соборов храма Христа Спасителя, где состоялось торжественное открытие этого международного форума, собралось около двух тысяч человек — представители государства, общества и церкви. Учителя и работники культуры, ученые и священнослужители, политики и общественные деятели, представлявшие многие регионы России, а также русское зарубежье, принесли на совместное обсуждение свою озабоченность ключевыми проблемами образования и воспитания, от которых во многом зависит будущее нашей страны.

Значение этих проблем, кажется, очевидно для всех

— Задача семьи, школы, общества, задача церкви и государства — вырастить не морального калеку, а человека, достойного своего высшего призвания, — заявил во вступительном слове глава Всемирного русского народного собора Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Отметив, что образование — процесс долгосрочный и творческий, он подчеркнул особую роль в нем личности преподавателя. Педагогика — это область аскетики, связанная с подвигом самоистощения, сказал Патриарх.

Правда, аскетика и самоотверженность учителей, по мнению участников обсуждения, вовсе не исключают необходимости гораздо большей заботы государства о подвижниках педагогического труда, в том числе об их материальном положении. А каково оно сегодня? Каково положение сельских библиотекарей и музейных работников, зарплата которых составляет 6—7 тысяч рублей и даже меньше? Эти данные привел в своей речи министр культуры России Александр Авдеев.

Многих тревожит бездуховность подрастающего поколения. Можно ли преодолеть равнодушие, цинизм и жестокость, прагматическую расчетливость и эгоизм лишь введением в школьные программы курса основ религиозной культуры и светской этики?

Воспитывают не только школа и семья. Воспитывает вся окружающая жизнь. Верно, что личный пример есть самый важный фактор педагогического воздействия. Но если даже ребенок видит достойные примеры учителей в школе и родителей дома, а вся жизнь вокруг с ее вопиющей несправедливостью, социальным расслоением, обманом, лицемерием и двоедушием в государственном масштабе вопиет совсем о другом, юный человек зачастую не выдерживает этого. Если же добавить сюда губительное влияние СМИ, прежде всего — телевидения, озабоченного отнюдь не нравственным воспитанием молодых, то картина станет еще более серьезной.

Наше общество сегодня уже нельзя назвать самым читающим. Как говорилось на Соборе, в трети семей не читают ничего вообще. Но стоит внимательнее присмотреться и к тому, что предлагают семьям коммерческие издательства. Педагог из Вязьмы Алла Викторовна Кириенко проанализировала, например, какие журналы покупают родители своим детям. Вот их названия: «Черепашки Ниндзя», «Ведьма», «Ведьмочка», «Играй и учись с Человеком-пауком» и т.п.

— Чему учат эти человеки-пауки? — делилась наболевшим учительница. — Подобные журналы и книжки разрушительны для детской психики!

С высоты советского времени к нынешнему падению

Наиболее глубокий взгляд на происходящее в сфере образования и воспитания представил с трибуны Собора лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Недаром его речь несколько раз прерывалась аплодисментами, а после неё зал устроил настоящую овацию.

Геннадий Андреевич отметил, что выступает не только как депутат Госдумы и руководитель партии, но и как представитель учительской династии, члены которой в общей сложности триста лет отдали школе. Он и сам начинал как педагог, преподавал в сельской школе и в вузе, так что эта сфера ему хорошо знакома. И основным ракурсом его анализа стало сравнение её состояния в советское время и сегодня.

Он счёл нужным в год 65-летия Великой Победы напомнить характерное признание, прозвучавшее на Нюрнбергском процессе, где судили главных военных преступников. Один из фашистских главарей на вопрос о том, почему, по его мнению, они проиграли войну, ответил: «Мы прежде всего проиграли вашему советскому учителю, который сумел подготовить целую плеяду выдающихся солдат и офицеров».

Только что вернувшись со Всемирной выставки в Шанхае, где представлены наиболее выдающиеся достижения разных стран, в том числе в области науки и образования, Г.А. Зюганов вспомнил другую Всемирную выставку, состоявшуюся в Брюсселе в 1958 году. Тогда, всего тринадцать лет спустя после войны, самой разрушительной для нашей страны, мир с изумлением воспринял первые искусственные спутники Земли, созданные в Советском Союзе.

Американцы тогда прислали к нам большую делегацию и долго изучали, в чём секрет советского чуда. Одна из глав в пространном (две тысячи страниц!) отчёте так и называлась: «Что знает Иван и чего не знает Джонни». Они сделали правильный вывод: мы выиграли соперничество в первую очередь за школьной партой и на студенческой скамье. И они в 10 раз увеличили вложения в образование.

— А сегодня по этому показателю они превосходят нас в 30 раз! — сказал Геннадий Андреевич.— Вдумайтесь в цифры. В этом году американцы вложат в научно-конструкторские разработки 400 миллиардов долларов, объединённая Европа — 270 миллиардов, Китай и Япония — по 140. Наше вложение на этом фоне выглядит мизерным. Образование — на голодном пайке!

Действительно, ассигнования на образование и науку гораздо меньше, чем сегодня необходимо. И 0,8 процента — на культуру, о чём говорил министр А.А. Авдеев. И менее 1 процента — на село…

Какие бы задачи ни ставились, заметил лидер КПРФ, но если государственная власть будет так относиться к важнейшим сферам экономики и общественной жизни, не видеть нам успехов в ХХI веке. Это — вопрос государственной безопасности!

Очень остро говорил Г.А. Зюганов о двух законах, которые могут привести к катастрофическим последствиям. Сегодня реализуется закон о Едином государственном экзамене (ЕГЭ), а недавно принят и подписан так называемый закон об автономных учреждениях. Если эти законы будут действовать, если общими силами не удастся поставить им заслон, то мы окончательно лишимся остатков нашей классической русской школы, нашего образцового советского образования. А значит — страна полностью лишится будущего. Председатель ЦК КПРФ аргументировал это очень конкретно и убедительно, что получило затем активную поддержку в последующих выступлениях.

Каким будет результат обсуждения?

Да, крайняя тревога в связи с ЕГЭ и так называемыми автономными учреждениями была поддержана многими. Но возникает вопрос (и он тоже звучал на Соборе): а как же могут рождаться и приниматься подобные законы, которые явно направлены против интересов страны? Кто хочет, чтобы положение в отечественной науке, образовании, воспитании, где и без того дела обстоят плохо, становилось еще хуже?

Эти люди, фактически воюющие против собственной страны, находятся во власти. Такое убеждение прямо высказывалось выступавшими. Например, ректор Арзамасского педагогического университета Евгений Павлович Титков отметил, что Победа в Великой Отечественной войне была достигнута потому, что тогда была власть, ответственная перед народом. А теперь нередко создается впечатление, что верховное командование помогает противнику, что «верхи» исповедуют другие ценности.

— Мы оказываемся в инородной, чуждой нам среде, хотя живем вроде бы в родной стране, — заявил оратор.

Об отношении власти к обсуждаемым проблемам, по его мнению, выразительно говорит такой факт. Министр образования и науки Фурсенко зачитал с трибуны приветствие главы правительства Собору и… тут же исчез. В самом начале коллективной работы!

Значит, ему не интересно и не нужно то, о чем здесь говорится. Так услышит ли власть состоявшееся обсуждение? И какой будет результат?

Программа мер, подготовленная КПРФ, была предложена для итоговых документов Собора.

Виктор КОЖЕМЯКО.   



Статьи по теме






Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме