13:45 10.02.2020 | Все новости раздела "КПРФ"
Публицист Валентин Симонин: Памяти богатырей, кованных из чистой стали
2020-02-10 13:19
Валентин Симонин
Очень важная персона, член правления Гильдии киноведов и кинокритиков России, телерадиоведущий и журналист Давид Шнейдеров в интервью «Литературной газете» от 5-11 февраля 2020 года достаточно уверенно высказался по поводу нашумевшего фильма «Союз спасения». Его, дескать, не вспомнят через 50 лет и «через год благополучно забудут. Это проходное кино».
На мой взгляд, это несколько самоуверенная точка зрения, которую необходимо оспорить, хотя бы для того, чтобы отметить одно очень важное обстоятельство, в котором проявляется стремление задать некоторый вектор оценки событий на Сенатской площади Санкт-Петербурга 14 декабря 1825 года, с переносом его на нынешний и даже завтрашний день. Речь идёт об участии в том событии других действующих лиц, не только одних офицеров-дворян, но и рядовых солдат, матросов и простого народа. Интересная получается картина. Журналисты один за другим уверяют читателей и зрителей в том, что солдаты и матросы были выведены на площадь обманом. Так считает, например, заместитель главного редактора газеты «КП», которая когда-то была «Комсомольской правдой», Андрей Дятлов. «Кстати, это первый максимально приближенный (не без огрехов, конечно) к историческим документам и изложению верного хода событий фильм о декабристах. Так что Никита Высоцкий, писавший сценарий несколько лет, просто молодец… И уж, конечно, вряд ли стоит спорить о том, прогосударственный это фильм или нет? На чьей он стороне - декабристов или власти? Чего тут спорить… Не те декабристы люди, которым можно сопереживать! Молодняк на Болотной и проспекте Сахарова и то вел себя ответственнее - при наличии полиции в прямой видимости, конечно. А эти 30-летние ребята, никогда не воевавшие в ВОВ-1812, вытащили втемную на Сенатскую свои полки, массу народа подставили под картечь - не имея ни плана, ни идеи работы… Конец поучительный: картечь и пушки. И 30 лет спокойного развития государства». Автор, очевидно, не знает, что декабристы как раз принимали участие в войне против Наполеоновского вторжения, а «30 лет спокойного развития государства» завершились поражением режима Николая I в Крымской войне, и его какой-то сомнительной кончиной.
Примечательно, что точку зрения своего начальника поддержал и разделил другой обозреватель «КП», кинокритик Денис Горелов. «Жертвами беспорядков, за вычетом офицеров, стали 1252 (тысяча, мать-перемать, двести пятьдесят два!) человека из нижних чинов и гражданских, ради освобождения которых все и затевалось. О них в дальнейшем ни словом не обмолвились поэтические летописцы событий Пушкин, Галич, Асеев и Самойлов - ибо те не горели свободой, на площадь вышли случайно, Конституцию путали с Константином и вообще были расходным материалом великих исторических пожарищ и прекрасных порывов души». Более или менее образно и хлёстко в адрес декабристов высказались и другие журналисты, но особенно меня удивило то, что эту точку зрения разделил и поддержал знакомый мне журналист газеты «Правда» Владимир Вишняков: «Узок круг этих революционеров, страшно далеки они от народа…» — писал о декабристах В.И. Ленин… Круг офицерской «головки» заговора действительно был узок: несколько десятков высших гвардейских офицеров с весьма знатными фамилиями. Список же пострадавших от последовавшей высочайшей кары исчислялся сотнями, в том числе ни в чём не повинных солдат, зачастую не имевших представления, зачем и для чего ведут их на Сенатскую площадь «отцы-командиры». Ведь солдаты не были вхожи в литературно-просветительские общества, не выписывали издания, где муссировались либерально-гуманистические идеи. Не ведали и о столь популярных среди аристократии сочинениях Вольтера, Руссо, Монтескьё... И даже не догадывались о существовании тайных организаций, где кипели дебаты о пагубности самодержавия и крепостного права и пафосно звучали вольнолюбивые речи, подслушанные победителями Наполеона на парижских улицах, ещё не остывших от революционных баталий».
Конечно, в этих словах есть ошибка, но не Ленина, а Вишнякова. Но для того, чтобы не совершить ошибку, ему всё же надобно было, прежде чем сесть за написание статьи, немножко изучить вопрос с восстанием и участием в нём солдат и матросов.
Отмечу, что научным консультантом фильма «Союз спасения» была доктор исторических наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета Оксана Киянская, выпускница Факультета журналистики МГУ 1991 года. То есть, историк, а тем более доктор исторических наук довольно молодой, но уже, что называется хваткий. Да, она действительно изучала движение декабристов, писала статьи и книги. Одну из них, опубликованную в 2015 году издательством «Молодая гвардия», я приобрёл. Называется она «Декабристы». Так вот уже в первых строчках предисловия автор заявляет своё «кредо». «Советские историки вслед за Лениным видели в декабристах «первый этап освободительного движения», который, естественно, оценивали однозначно положительно. В современной же науке господствуют (?) другие представления: декабристы предприняли попытку разрушить великую империю – и, естественно, должны быть историей осуждены». И чуть далее ещё более чётко излагает свою задачу: … та картина деятельности декабристских тайных обществ, которая известна с 1826 года и к которой мы привыкли, – не более чем гипотеза, причём одна из наименее (!) вероятных, наименее подтверждённых источниками. Книга, которую читатель держит в руках, – лишь первый шаг к этому пересмотру».
Примечательно, что в этой книге автор представляет себя серьёзным историком. Представлен как бы очень серьёзный научный аппарат: количество ссылок на работы других историков по теме декабристов весьма внушительно: 1103. Автор, в том числе и на себя, любимую, сослалась 23 раза. Я уже давно заметил, что за этими новоявленными историками нужен глаз да глаз. То есть, они могут сделать сноску на известного учёного, но процитируют из него абсолютно не то серьёзное, что он внёс в изучаемую тему. Или не упомянут его. Так вот в книге Оксаны Киянской есть ссылка на книгу историка Сергея Яковлевича Гессена «Декабристы перед судом истории (1825-1925)», изданную в 1926 году, не очень существенная. А вот его фамилии в библиографии нет. Ощущение такое, что автор не хочет привлекать внимание к этому учёному. В чём тут дело?
Дело в том, что в книге «Декабристы» Оксана Киянская совершенно не касается темы взаимоотношений офицеров-декабристов и рядовых солдат и матросов. Она была научным(!) консультантом фильма, видимо, поэтому в нём эта тема отсутствует, что и подтолкнуло журналистов, в том числе и В. Вишнякова, к ошибочному выводу. Между тем, С.Я. Гессен в 1930 году выпустил в свет книгу «Солдаты и матросы в восстании декабристов». В.И. Ленин в статье «Памяти Герцена» действительно отметил, что дворянские революционеры были страшно далеки от народа. Они боялись, что включение простолюдинов в их борьбу может привести к новой пугачёвщине. Но вот от солдат и матросов, с которыми они воевали против войск Наполеона, они не были страшно далеки, скорее даже были «страшно близки». Ведь дело-то в том, что вражеские пули и ядра уравнивали на поле боя офицеров и солдат. Офицеры, будущие декабристы, заботились о солдатах и матросах, относились к ним с заботою, использовали ланкастерскую систему для обучения грамоте. Естественно, что солдаты и матросы относились к ним с большим уважением и доверием. За некоторое время до вооружённого выступления, декабристы через тех солдат и матросов, которым особенно доверяли, стали готовить рядовой состав к предстоящему выступлению.
А теперь настало время процитировать книгу С.Я. Гессена «Солдаты и матросы в восстании декабристов», Изд-во Политкаторжан, М., 1930 год. Он установил, что, например, «в Гренадерском полку офицеры пытались силой удержать отдельные группы нижних чинов в казармах. Но им это не удалось. Солдаты проявили смелую инициативу. Барабанщик Фёдор Трофимов силой вырвался и ушёл на площадь. Другой рядовой, Даниил Соловьёв, увлёк за собой целую толпу солдат, удерживаемых в казармах. Подобная картина наблюдалась и в Московском полку. Большинство имён этих первых солдатских героев русской революции осталось погребёнными в полковых архивах и не дошло до нас… как имя фельдфебеля 5-й роты, выведшего свою роту к мятежникам.
Восставшие роты Московского полка сделали «великий почин». Нестройная толпа солдат, до крайней степени возбуждённых последними событиями, вырвавшись из казарм, затопила Гороховую улицу. Наскоро построенные мятежные роты, спешно, почти бегом, направились к условленному сборному пункту – Сенатской площади. За солдатами следовали толпы народа. Полицейские офицеры пытались отогнать их от мятежников, но были избиты прикладами восставших солдат. Они не страшились, подобно своим старшим товарищам – офицерам участия в восстании неорганизованных народных масс. По существу, нестройная толпа, затопившая улицу, представляла собой восставший народ, и это величайшее зрелище поселило сразу же ужас в новом самодержце. Кажется, наиболее глубоко из всех событий 14 декабря, запало в памяти Николая сочувствие мятежникам, проявленное «чернью».
Эта книга присутствует в Интернете, кто хочет, может её прочесть, в ней очень много подобных свидетельств. Конечно, те события, казалось бы, уже давно в прошлом, но, смотрите-ка, появляются журналисты и как бы учёные, которые пытаются переписать историю России, её революционной освободительной борьбы. В своё время очень хорошо таким деятелям ответил доктор исторических наук Степан Степанович Волк в статье «Отчизны верные сыны», опубликованной в 1983 году. «На многие годы вперёд тщился загадать заклеймённый сатирою Рылеева «монарха хитрый льстец» Аракчеев. Он внёс в государственный банк 50 тысяч рублей с расчётом, что к 1925 году эта сумма с процентами возрастёт до 800 тысяч рублей и будет выдана в награду за наиболее «полное» и «красноречивое» сочинение о его благодетеле Александре I. Завещательное распоряжение Аракчеева было опубликовано в двух иностранных и 25 русских газетах в 1915 году с тем, чтобы историки заранее приступили к сочинению конкурсного труда. Но уже через два года грянула революция и в прах рассыпалась царская монархия».
Но точку ставить в этом материале пока рано. Вот в чём дело. В 1825 году в России существовало два класса – дворяне и крестьяне. Так вот в 2019 году появился некий политолог, профессор Высшей школы экономики Дмитрий Евстафьев, который в номере «Литературной газеты» от 11 -17 декабря высказался за возвращение нашей страны к той самой конструкции. Вот как она выглядит в его предложении. «В экономике остаётся всё меньше места для человека, во всяком случае, для человека «обычного», обывателя, если не вкладывать в это понятие негативного содержания. Люди стали некритичны для дальнейшего развития экономики. Одинаково лишними на «празднике жизни» постглобализации оказываются совершенно разные страты общества. Что же будет, когда появятся комплексные и самообучающиеся системы на базе искусственного интеллекта? Парадокс: в постглобальном мире найдётся место и для неквалифицированного потребителя (человека, довольствующегося «минимальным гарантированным доходом»), и для «человека-творца» - его прямой противоположности. Первую категорию несложно приучить довольствоваться «малым», впрочем, вполне пристойным уровнем. Вторая категория должна будет придумывать всё более «продвинутые», если хотите – авангардные идеи, чтобы конкурировать с искусственным интеллектом, создавать безопасные модели его развития».
Ну, что тут скажешь? Очень умный человек, но всё-таки ему не повредит вдуматься в приведённые мною слова доктора исторических наук Степана Степановича Волка! Народ России один раз уже, в октябре 1917 года, показал таким продвинутым «учёным» их неправоту. Если хотите, довольствуйтесьсами «минимальным гарантированным доходом». Сажайте на это «малое» своих детей, может быть, им понравится, и вы будете счастливы. Это ваше личное дело! А вот народ будет решать за себя сам, абсолютно проигнорировав вопрос о том, понравится это вам или нет. И будет прав! А что касается декабристов, то очень сильно о них сказал Александр Герцен, назвавший их воинами-сподвижниками, богатырями,кованными из чистой стали с головы до ног, вышедшими сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме