12:30 19.05.2012 | Все новости раздела "КПРФ"

Публицист Валентин Симонин: Нельзя забывать горькие уроки истории

Уж не первый месяц и год по городам стран Западной Европы прокатываются все более и более мощные волны народных протестов против политики правящих кругов, перекладывающих тяготы структурного кризиса капитализма на плечи простых граждан.

На прошедших днях наиболее массовые акции состоялись в Испании, экономическое и финансовое положение которой ненамного лучше, чем в Греции. Сегодня в Испании четверть трудоспособного населения не имеет работы. О накале страстей говорит тот факт, что на акцию протеста в Мадриде вышло около 240 тысяч человек. На снимках, опубликованных агентством Рейтер, видно, что столичная площадь Пуэрта-дель-Соль буквально переполнена возмущенными гражданами.

Одна из этих фотографий напомнила мне эту же площадь 12 октября 1996 года, на которой автору этих строк довелось в тот день побывать лично. В этот день вся Испания отмечает очередную годовщину открытия Колумбом 12 октября 1492 года Нового Света, получившего позднее название Америки. Официально праздник называется – «День Испанизации». Испанцы его отмечают очень широко – всю ночь с 12 на 13 октября Мадрид гулял, улицы и площади были переполнены людьми, гремели оркестры, выступали профессиональные и самодеятельные исполнители, последних насчитывалось больше. Неофициально же этот праздник, в том числе и по телевидению, называли днем встречи двух цивилизаций, европейской и индейской. Правда, для последней она открыла череду жестоких бед, варварского завоевания, физического уничтожения тысяч и тысяч коренных жителей.

К чести испанского народа надо сказать, что нашлись люди, которые публично осуждали это варварство, в частности, известный священник Бартоломео де лас Касас. Занятая им позиция осуждения жестокосердных убийц и защиты невинных до сих пор жива в испанском обществе. Достаточно сказать, что даже в мрачные годы франкистской диктатуры в Испании находили убежище от преследования местных диктатур латиноамериканские патриоты. Уругвайский певец и композитор Альфредо Ситаросса, проживавший в Испании после военного переворота в июне 1973 года в своей стране, в одной из песен первой же пластинки, выпущенной по возвращении на родину после падения военной диктатуры в 1985 году, выразил свою любовь Мадриду и уважение к «благородному испанскому сердцу, открытому навстречу ему, человеку маиса». Маис (или кукуруза) родом из Нового Света.

И вот этот мотив солидарности народа Испании с народами Латинской Америки и других континентов звучал в тот вечер, 12 октября 1996 года, и в выступлениях на площадях столицы Испании, и на телевидении страны. Одну из передач я запомнил. В ней показывали церемонию награждения различного рода общественных деятелей, которые, согласно опросам граждан, были самыми активными в укреплении мира и солидарности в испанском обществе. В определенной мере, в тот год это было довольно актуально для Испании. Дело в том, что из-за неурядиц в странах Африки через Гибралтарский пролив, кто на чем, устремился очень мощный поток социальных беженцев, в своем большинстве даже не знающих испанского языка. В связи с этим обстоятельством в обществе стали расти негативные настроения, с которыми прогрессивная интеллигенция начала бороться. И вот один их награжденных, после вручения ему какого-то приза, выступил с речью. В ней он, в частности, сказал, что научно-техническая революция, которая, дескать, изменила Западную Европу, в скором времени преобразит весь мир, не будет ни Запада, ни Востока, не будет ни Севера, ни Юга, мир перестанет делиться на бедных и богатых, навсегда в прошлое уйдет и борьба между ними.

Да, в те годы на Западе действительно появилась такая теория, которую СМИ и буржуазные политики усиленно внедряли в умы людей, в определенной степени подкреплявшаяся реальными фактами, в частности, увеличением зарплат трудящимся, которое, к примеру, имело место во Франции после событий 1968 года, фактически восстанием студенчества и рабочих. О его размахе свидетельствовал тот факт, что герой французского сопротивления нацистским оккупантам, президент республики генерал Шарль де Голль после его начала просто исчез, и только через три дня обнаружился на французской военной базе в ФРГ. Западноевропейская буржуазия поняла – для сохранения привилегий надо часть своих непомерных доходов отдать трудовому народу, дабы сколь возможно его утихомирить. И это удалось, а вот для закрепления успеха понадобилось его подкрепить соответствующим идеологическим прикрытием, тут-то и пригодилась теория о научно-технической революции, выступающая в роли рога изобилия, из которого блага падают на всех без исключения и без всякой эксплуатации трудящихся.

Так был сотворен очередной буржуазный миф, на который, надо сказать, «купились» очень и очень многие западноевропейцы. Он рухнул в августе 2008 года – финансово-экономический кризис похоронил его навсегда. Открытое марксизмом противоречие между общественным характером производства и частным распределением его доходов и продуктов в странах Европы и США предстало во всем своем обнаженном виде. Народы расплачиваются ухудшением своего материального положения, а богатенькие продолжают богатеть.

Надо сказать, что в «обновленной России» народу также внушается мысль о предстоящем процветании всех граждан в результате нашей собственной научно-технической революции. Вот, дескать, скоро-скоро станем богатеть за счет «Роснано» и Сколково. Пока за счет первой фирмы богатеет только миллионер Чубайс. Надежда на то, что в Сколково соберутся мудрецы, которые откроют и создадут нам новые технологии, а мы будем их продавать за рубеж и наживать при этом большие деньги, смешна и иллюзорна. Все Академгородки Советского Союза создавались под нужды и реальные запросы собственной экономики, способствовали ее развитию и занятости трудящихся. А власти «обновленной России» пытаются что-то скопировать на буржуазном Западе, но преуспели только в двух аспектах – формировании когорты миллиардеров и миллионеров и обнищании наемных рабочих, сопровождающейся устойчивой безработицей.

Кстати говоря, безработица среди испанской молодежи до 25 лет даже выше, чем для людей старшего возраста – 40% против 25%. В «обновленной России» дела молодежи тоже не очень блестящи – очень и очень трудно найти работу по специальности выпускникам колледжей и вузов, да при этом ее ещё и подвергают оскорблениям. Сколько лет молодежь с официальных трибун уверяли в том, что все надежда на успешные преобразования в стране связаны с нею, ее работоспособностью, готовностью разрабатывать и продвигать новое, передовое. Но вот грянул кризис, молодых людей тут же первыми начали выбрасывать на улицы, да еще и издевательски окрестили «офисным планктоном». Было ли возможно такое отношение к молодежи в Советском Союзе? Конечно, нет. Рабочие руки, способности высоко ценились и на производстве, и в научно-исследовательских институтах. Молодых ребят и девчат с уважением называли: «Наша смена!» Как говорится, ощутите разницу.

Сегодня россиян пытаются убедить в том, что нынешний режим Путина-Медведева очень сильно, даже кардинально отличается от того, который существовал при Ельцине в «лихие 90-е». Нежели? А мне вспоминается, что победившие после августа 1991 года так 6называемые демократы уже через полгода начали лупцевать дубинками своих сограждан – 23 февраля 1992 года. И продолжали эту практику вплоть до событий сентября-октября 1993 года. Нельзя сказать, что такая практика совсем уж ушла из жизни россиян в последующие годы, но все же она не была столь откровенно бесстыдной, как 6 мая и в последующие дни нынешнего года. Ельцин не возвращается. Он никуда и не уходил. Его тень продолжает витать над всеми нами.

Как, кстати говоря, над испанцами вновь стала витать тень диктатора Франко. В конце митинга на упомянутой мною площади Пуэрта-дель-Соль испанские «космонавты» (полицейские из спецназа) применили силу – 18 человек задержали и ранили 20. В октябре 1996 года я гулял по улицам Мадрида пять дней и ни разу не встретил ни одного полицейского (гражданского гвардейца). В музеях были какие-то люди в военизированной форме, но у всех на нарукавных повязках значилось – «Гид». Ну, просто полное торжество демократии. Однако как только начались экономические неурядицы, появились социальные проблемы, выталкивающие людей на улицы, его препохабие капитал тут же выставил на защиту своих привилегий прикормленных и подкупленных высокими должностными окладами дюжих молодцов, которые не просто бьют молодых ребят и девушек, но защищают «порядок» и, естественно, «демократию». Как сказал Александр Иванович Герцен, который был свидетелем разгрома буржуазией народного восстания в Париже в 1848 году, цитирую по памяти, «Горе тем народам, которые забывают такие уроки истории!»

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме