12:00 24.09.2019 | Все новости раздела "КПРФ"
Публицист Валентин Симонин: Миграция народов ставит серьёзные вопросы
2019-09-24 12:05
Валентин Симонин
В последние несколько лет развитые страны мира захлёстывают волны массовых миграций людей из бедных государств. Всего свои родные места покинули 272 миллиона человек.
Проблемы миграции и мигрантов в нынешнем году стоят очень остро в ряде стран Западной Европы. В сущности, она разделилась на две части. Правительства одних государств, как, например, Германии, Франции, не видят в этом вопросе никаких проблем: принимать мигрантов это, дескать, благое дело, соответствующее благородным европейским традициям. А вот правительства других стран, как, например, в Венгрии, Италии, видят в чудовищном наплыве мигрантов угрозу собственной идентичности, сохранению наций. Судя по развитию политических процессов в странах Западной Европы, волна миграции привела к росту правых настроений в широких слоях населения, прорыву правых партий к рычагам управления.
Большое количество мигрантов – 82 миллиона человек, обосновались в странах Европы, 51 миллион в США. По этому показателю США, как отмечается в ООН, занимают первое место, второе делят на двоих Германия и Саудовсквая Аравия – по 13 миллионов. Великобритания с 10 миллионами мигрантов заняла пятое место, а вот на четвёртом месте оказалась Россия. Как свидетельствует журналистка «Российской газеты» Марина Гусенко, в нашей стране, по данным МВД, с начала года поставлено на миграционный учет 13 млн человек. Это на миллион больше, чем годом ранее. При этом патенты на право работать купили 1,28 миллиона иностранцев. Годом раньше за такой же период их было 1,16 миллиона. Гражданство России с начала года приняла 221 тысяча мигрантов, на 50 тысяч больше, чем в прошлом году.
Как видим, цифра достаточно большая, можно было бы ждать в России таких же острых столкновений коренного населения с мигрантами, как и в странах Западной Европы. Два или три года назад я видел итальянский фильм о нашествии мигрантов. Фильм начинается со сцены спасения итальянскими рыбаками в Средиземном море тонущих людей с не очень сильно, но всё же тёмной кожей. Ну как же, спасение тонущих в море людей это священная обязанность для моряков. Спасённых людей моряки доставили на свой остров, жители которого встретили их вполне дружески, по-человечески, чуть ли не с аплодисментами, как в своё время было в Германии. Но затем этих спасённых людей на остров стало прибывать всё больше и больше, что в итоге нарушило привычный образ жизни островитян. Раньше, в период летних отпусков, на остров приезжали дачники, которые снимали жильё у местных граждан, естественно, повышая их доходы. А потом из-за большого числа мигрантов этот «бизнес» заглох. В конце фильма были потрясающие сцены: когда тонущие люди пытались залезть на суда итальянских рыбаков, те били их по головам и безжалостно сталкивали в море.
К счастью, в России столь безжалостных массовых сцен не было. Да, конечно, имели место отдельные случаи преступлений, как в отношении мигрантов, так и с их стороны в отношении коренных россиян. Но всё-таки эти явления не носили массового характера. В чём тут дело? О миграции в Россию кроме Марины Гусенко в «Российской газете» написал ещё и обозреватель Валерий Выжутович. Оба автора весьма квалифицировано препарировали эту тему. Они отметили, что большая часть мигрантов, приезжающих в Россию, это выходцы из стран Средней Азии. Россия для них - практически единственное место, где они могут найти работу - в строительстве, дорожных работах, сфере обслуживания, домашнего труда. В стране остается высокой потребность в ручном труде, которую в основном они и обеспечивают. Для трудовой миграции в страны Европы или в США важно знать европейские языки, которыми азиаты практически не владеют. Да и поездка туда многим гастарбайтерам не по карману. При этом русский язык, пусть и плохо, но многие мигранты оттуда знают.
Спрос на рабочую силу в России растет и, по прогнозам экспертов, расти будет дальше. Но дефицит молодых кадров компенсировать пока нечем. Новое поколение выйдет на рынок через 15-20 лет, а демографическое дно будет достигнуто раньше 2030 года. И в этих обстоятельствах мигранты - серьезный демографический ресурс, - справедливо считает Валерий Выжутович. Вместе с тем он отмечает одну важную деталь, которая требует к себе внимания общественности. – «Однако здесь масса предубеждений. Подозрительное отношение к мигрантам культивируется на всех уровнях и внедряется в массовое сознание». К сожалению, он не задаёт и не отвечает на вопрос: «Кем культивируется и внедряется?» Ну что же, это надо сделать самим. Но прежде всего, отметим одну особенность. Наши мигранты из среднеазиатских стран, в которых главной религией считается ислам, значительно отличаются от мигрантов из других мусульманских стран.
Этого даже не надо никому доказывать, настолько это очевидно. Но почему? Да потому, что мы уже почти два века жили в одном государстве, к тому же более семидесяти лет в Советском Союзе, в котором проводилась ленинская национальная политика. Её глубинная суть была сформулирована в «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Она была принята 12 (25) января 1918 г. III Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов, а 18 (31) января 1918 г. III Всероссийским съездом Советов. В ней объявлялся «полный разрыв с варварской политикой буржуазной цивилизации, строившей благосостояние эксплуататоров в немногих избранных нациях на порабощении сотен миллионов трудящегося населения в Азии, в колониях вообще и в малых странах».
Тогда пролетариат России протянул руку помощи и братского сотрудничества в деле повышения жизненного уровня и социально-экономического развития народам Средней Азии. И эта политика проводилась все годы Советской власти, что способствовало установлению климата глубокого доверия среднеазиатских народов к русскому народу. С началом горбачёвской перестройки в 1985 году и после развала Советского Союза экономическое положение россиян очень сильно ухудшилось, но для народов республик Средней Азии это была социально-экономическая катастрофа. Предприятия, созданные в Советские годы, массово закрывались, на рабочий класс города и деревни обрушилась безработица, люди лишились возможности добывать на пропитание для себя и своих семей. Кроме России найти работу и заработок трудящимся мужчинам и женщинам республик Средней Азии было негде, и они естественно пошли в Россию. А куда ещё-то им идти? Лично я считаю их приезд в Россию фактом свидетельства доверия к русскому народу, которое дорогого стоит.
Хочу отметить два факта. В годы Великой Отечественной войны в рядах Советской армии было очень много солдат из Средней Азии. В то же время в её республиках жило много эвакуированных граждан из территорий, захваченных врагом, из блокадного Ленинграда. Есть и ещё один факт не из столь далёкого прошлого, о котором, к сожалению, раньше никто не писал. Но, может, кто-то и писал, но я не читал. Я его помню и хочу обнародовать. Во второй половине 1970-х годов в магазинах были перебои с текстильными изделиями: полотенцами, простынями и другими изделиями. В чём дело, народ не понимал. Тогда я работал в Гостелерадио. Так вот однажды к нам на Пятницкую улицу, дом 25 приехал с лекцией один военный, если мне не изменяет память, в звании полковника. Его лекция была на обычную тему о военно-стратегическом положении нашей страны в условиях обострения холодной войны. Так вот, вроде бы между прочим, он сказал, что в настоящее время наши ракетные войска вынужденно переводят стратегические и другие виды ракет для повышения скорости их старта с жидкого вида топлива на твёрдое, для производства которого требуется большое количество хлопка. Проблема была ясна, также как и задача: разъяснять ситуацию гражданам.
Так вот, когда начались нападки на Советскую власть, её оголтелые противники припомнили ей школьников среднеазиатских республик, собиравших эти самые коробочки хлопка. И до сих пор «припоминают». Так вот они же, те же самые людишки, «культивируют на всех уровнях и внедряют в массовое сознание россиян подозрительное отношение ко всем мигрантам из Средней Азии». Конечно, если они прочтут эти мои слова, то тут же завопят: «А что, разве они не повышают преступность в нашей стране?» Вполне возможно, что кто-то из них и совершает преступные деяния, но в гораздо большей степени они на виду у всех россиян работают в самых разных сферах народного хозяйства.
Надо ещё отметить, чем мигранты из Средней Азии в России отличаются от мигрантов в США и Западной Европы. Приходится иногда слышать, что в капиталистических странах мигранты попадают в некий «тигль», в котором происходит их переплавка. Особенно это явление приписывают США. Так вот в «Америчке», как её однажды назвал Евгений Евтушенко, действуют не «этнические тигли», а «этнические пирамиды». Например, мексиканские «брасерос» («мокроспинные»), которым удаётся переплыть пограничную с США Рио-Гранде, избежать встречи с пограничниками-янки и добраться до землячества, оседаеют в Штатах и живут без всякого знания английского языка. В его общине есть, кому разговаривать с полицейскими. Наши мигранты вынужденно покинули свои родные места и просто мечтают вернуться домой. И возвращаются. Лет пять назад у меня был один знакомый киргиз на рынке, у которого я покупал сухофрукты. Он был человеком несколько сдержанным, весьма учтивым. Однажды я пришёл к нему за товаром, а он весь сияет от радости. «На днях возвращаюсь домой, папа прислал письмо, есть работа!» Я его, конечно, поздравил с удачей и пожелал успеха.
И последнее. Этим летом, рано утром я шёл по площади у метро «Алексеевская». Слышу, меня кто-то догоняет. Обернулся, молодая парочка, оба красивые, явно из Средней Азии, лет двадцати пяти. Держатся за руки, лица такие счастливые, влюблённые, что, признаюсь, захотелось прикоснуться к их радостному настроению. Когда они поравнялись со мной, я спросил их: «Какой сейчас точно час?» Своих часов у меня на руке нет, поэтому парень вполне спокойно, посмотрев на свои часы, ответил на мой вопрос. После этого я спросил: «Откуда вы к нам приехали?» Тут они оба насторожились, немножечко даже нахмурились, но ответили: «Из Узбекистана». «И что же, вы вдвоём приехали в Москву». Тут у них, что называется, отлегло от сердца. Оба заразительно засмеялись: «Нет, мы познакомились в Москве».
«Ну, что же, говорю, ребятки! Это вы мне, москвичу, подарок сделали. Мой город, несмотря ни на что, продолжает соединять сердца. Позвольте по нашему, русскому обычаю, пожелать вам Совет да Любовь!» В ответ они сказали «Спасибо!», и на этом мы, довольные нашей встречей, расстались.
Но, чтобы завершить тему мигрантов в Западной Европе, хочу высказать одно соображение. Сдаётся мне, что столь широкое открытие возможностей для въезда мигрантов в Германию или Францию, действие не случайное, а продуманное. Капитализм народам надоел, трудящиеся усиливают борьбу за свои интересы. А она требует крепкого единства действий, в первую очередь рабочего класса. Так вот буржуа это единство размывают внедрением людей с отсталым мышлением, почти готовым штрейкбрехерам. Ведь буржуазные государства в состоянии выделить средства, необходимые для улучшения социально-экономического состояния развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки. Почему же не делают этого?
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме