15:45 15.12.2010 | Все новости раздела "КПРФ"

Псков: Рекомендации «круглого стола», организованного коммунистами

     Рекомендации органам государственной власти и органам местного самоуправления Псковской области участников «круглого стола» по теме: «О проблемах экономического, социального и духовного развития сельских районов Псковской области и путях их решения»  

     Участники «круглого стола», организованного  фракцией КПРФ в Псковском областном  Собрании депутатов, констатируют следующее. 

     Современное псковское село без колхозов и совхозов 

     В результате реформ, начавшихся в агропромышленном комплексе Российской Федерации  в начале 90-х годов ХХ века, в Псковской области в первую очередь пострадали жители сельских районов и деревень.

     Под первоочередным ударом оказалась основная база агропромышленного комплекса – коллективные хозяйства. В советское время колхозы и совхозы являлись объектами особого внимания со стороны государства. Аграрная политика была направлена на развитие и укрепление крупного сельскохозяйственного производства. В области происходило его техническое перевооружение, сокращение ручного труда, мелиорация, химизация, развитие кооперации и личных подсобных хозяйств.

     К началу 1990 года Псковская область  вошла в число 10 лучших регионов России по производству продукции животноводства – молока и мяса – на душу населения.

     Однако  анализ официальных статистических данных по сельскому хозяйству за годы реформ наглядно, на конкретных цифрах показывает убийственные результаты этих реформ для псковского села.

     Так, число сельскохозяйственных организаций в области уменьшилось в 1,5 раза: с 377 в 1990 году до 270 в настоящее время. Но из общего числа сельхозпредприятий только 98 являются прибыльными, остальные 172 хозяйства убыточные. При этом всего 20 хозяйств из числа тех, которые работают с прибылью, обеспечивают более 80% реализации сельскохозяйственной продукции.

     Общая численность работников сельскохозяйственных организаций уменьшилась более чем в 5 раз: с 78,1 тыс. человек в 1990 году до 14,5 тыс. к 2010 году.

     Сегодня очевидно: преднамеренно разрушая крупные коллективные хозяйства, государство не оказало должной значимой поддержки крестьянским и фермерским хозяйствам, которые по замыслу реформаторов должны были заменить колхозы и совхозы. В итоге, к 2010 году удельный вес фермерских хозяйств области в общем объёме производства основных видов сельскохозяйственной продукции составил: по картофелю – 12,3%, по овощам – 6,4%, по зерну – 3,1%, по молоку – 1,1%, по мясу – 1%.

     Вслед за колхозами и совхозами гибнет инфраструктура села. С начала 2000-го года в сельской местности не построенони одного квадратного метра дошкольных и общеобразовательных учреждений, а также учреждений культуры. Не введено в действие ни одного метра водопроводных и канализационных сетей.

     Напротив, происходит стремительное уничтожение объектов сельской инфраструктуры. Вот динамика на примере образовательных учреждений и учреждений культуры.

     Количество  дошкольных образовательных учреждений в сельской местности сократилось в 5 раз: 1995 год244; 2000 год98; 2005 год64; 2009 год 49.

     Количество  общеобразовательных учреждений сократилось почти в 2,5 раза: 1995 год423; 2000 год360; 2005 год284; 2009 год173.

     Число учреждений культурно-досугового типа сократилось в 1,5 раза: с 1995 года к 2010 году уменьшилось соответственно с 518 до 349.

     Вслед за инфраструктурой в нашей области происходит буквальное вымирание села. С 1990 года численность сельского населения уменьшилась почти на 100тыс.человек: с 315 тысяч до 220 тыс. по состоянию на 1 января 2010 года.

     В настоящее время из 8351 (общее число сельских населённых пунктов в области) более 1500 не имеют ни одного жителя!

     Результатами такой государственной политики на селе в Псковской области, как и в целом по стране, стали пьянство, рост миграции молодёжи и трудоспособного населения. Многолетнее негативное воздействие материальных лишений на селе порождает у сельских жителей постоянное состояние страха, неуверенности и бесперспективности жизни, что в свою очередь ослабляет их иммунитет и повышает смертность.

     Это подтверждается разницей коэффициентов естественной убыли сельского и городского населения – смертность на селе в 2,5 раза выше, чем в городах. 

     О губительности 20-летних реформ в АПК Псковской  области 

     Как и в целом по России, сельское производство в Псковской области  приходит в упадок.

     Более чем в 3 раза сокращены посевные площади: с 875 тыс. га в 1990 году до 278 тыс. га в 2010 году;596 тыс. га в настоящее время заброшены и зарастают бурьяном.

     При этом идёт активная скупка земель сельхозугодий. Зачастую никому не известными дельцами за бесценок приобретаются не только земельные паи, но и целые сельскохозяйственные предприятия, доведенные до состояния банкротства.

     Кроме того, есть серьёзные опасения, что в приграничных сельских районах через подставных лиц земля активно скупается иностранцами.

     Сокращение  сельскохозяйственного производства «ударными темпами» продолжается в  животноводстве.

     Поголовье крупного рогатого скота  уменьшилось в 5 раз: с 555,1 тыс. голов в 1990 году до 113,9 тыс. голов к 2010. И в этом году убыль продолжается – за первое полугодие текущего года произошло сокращение стада ещё на 3,2 тыс. голов.

     Динамика  поголовья коров за этот же период – уменьшение так же почти в 5 раз: с 231 тыс. голов до 51 тысячи.

     Свиное  стадо уменьшилось  в 4.5 раза: 1990 год – более 326 тыс.; 2009 год69 тыс. Овцы и козы – уменьшение в 4.5 раза: 1990 год185 тыс.; 2009 год40 тыс.

     В упадке растениеводство. По сбору пшеницы падение с 76 тыс. тонн до 8 тыс. (в 9,5 раз), ржи – с 80 тыс. тонн до 3,8 тыс. (в 21 раз), льна-долгунца (на волокно) – с 3,4 тыс. тонн до близких к нулю - 0,26 тыс. (в 13 раз).

     Валовой сбор картофеля сократился в 3 раза: с 288 тыс. тонн до 95,6 тыс.

     Произошло резкое сокращение материально-технической базы в АПК области.

     До 1990 года парк сельскохозяйственной техники ежегодно  пополнялся в среднем 2600 новыми единицами тракторов и более 300 единицами зерноуборочных комбайнов. В 2010 году приобретено всего54 трактора и 3 комбайна!

     Как следствие – в настоящее время  недостаточная оснащённость села сельхозтехникой. Если в 1990 году мы имели в наличии 16826 тракторов и 2859 зерноуборочных комбайнов, то к 2010 году общее количество тракторов в области уменьшилось в 6 раз – осталось 2617 тракторов; количество комбайнов зерноуборочных уменьшилось почти в 10раз – осталось всего 297 комбайнов.

     Количество картофелеуборочных комбайнов уменьшилось с 288 до 11 единиц!

     А по оценкам специалистов, значительная часть этой оставшейся техники находится в нерабочем состоянии.

     Кадры - это ещё одна проблема современного села. Отсутствие чёткой государственной кадровой политики уже привело к кадровому голоду: недостаёт не только механизаторов и высококвалифицированных специалистов по сельхозмашинам, но и руководящих работников.

     Отсутствие законодательного обеспечения за органами местного самоуправления районных и волостных уровней полномочий  в сфере АПК привело к тому, что в большинстве районов Псковской области сокращены должности заместителей Глав районов по сельскому хозяйству. Более того, только в 10 районах области (из 24) в структуре остались управления сельского хозяйства.

     Вывод не утешителен: несмотря на объявление АПК одним из приоритетных национальных проектов, губительные для села «реформы» продолжаются.  

     О диспаритете цен 

     Кроме нехватки кадров и техники, сельское производство продолжает задыхаться от диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Именно через диспаритет цен из нашего сельского хозяйства ежегодно изымаются суммы, многократно превышающие выделяемые из федерального и регионального бюджетов.

     До 1990 года для развития села ежегодно выделялось в среднем не менее 10% расходной части государственного бюджета, а в некоторые годы значительно больше. Примечателен факт, что на развитее АПК Псковской области из федерального бюджета поступали денежные средства, сравнимые с расходной частью всего областного бюджета.

     К примеру, расходная часть бюджета  области на 2011 год предусмотрена  в сумме 18 млрд. 634 млн. рублей. Значит, примерно такая же сумма должна была бы быть направлена на развитее АПК и инфраструктуру села.

     Вместо  этого на федеральном уровне расходы  на село составляют всего около 1% от расходной части бюджета.

     И в нашем областном бюджете эта сумма незначительна – всего 346,8 млн. рублей.

     Примечательно, что даже эти деньги не все напрямую направляются в АПК. Значительная их часть должна быть направлена на погашение  процентов по кредитным ставкам, а это означает, что государство  продолжает не столько стимулировать  сельскохозяйственное производство, сколько подпитывает банковский сектор.

     В этой связи необходимо вспомнить  ОАО «Россельхозбанк», создание которого предполагало оказание содействия развитию в первую очередь сельскохозяйственным предприятиям, а так же  крестьянским и фермерским хозяйствам. В действительности это государственное финансовое учреждение так и не стало реальной опорой агропромышленному комплексу.

     Продолжается серьёзное давление на АПК со стороны топливно-энергетических компаний. Сельхозпроизводители Псковской области вынуждены мириться с тем, что долгие годы существует тенденция, когда цены на бензин и дизельное топливо серьёзно повышаются именно накануне весенне-полевых работ.

     Очередной  удар по сельским организациям был  нанесён постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии». Этим постановлением был отменён ранее существовавший порядок расчёта потребителей за потреблённую электроэнергию. И если для сельских жителей разница в оплате за электроэнергию пока сохраняется (в этом году 1 руб. 82 коп. за кВт/ч на селе против 2 руб. 60 коп. для городских жителей), то все сельскохозяйственные предприятия с 1 января 2009 года поставлены в один ряд с промышленными предприятиями, а это недопустимо.

     Кроме того, реформа электроэнергетики предполагает, что с 1 января 2011 года в части стоимости электроэнергии цена за 1 кВт/ч станет не регулируемой, а свободной. Следовательно, платить за неё будут дороже не только сельскохозяйственные и другие производители, но и все мы. 

     Есть  ли будущее у Псковского села? 

     Статистические  данные состояния агропромышленного комплекса Псковской области наглядно демонстрируют, что, начиная с 1991 года, по всем показателям имеется устойчивая тенденция спада.

     Вместе  с тем, на примере соседней Витебской области союзного государства Республики Беларусь, можно убедиться, что возможны совершенно противоположные тенденции.

     В Витебской области была разработана и реализована областная государственная программа возрождения и развития села на 2005 – 2010 годы. Её главными целями определены: устойчивое развитие сельских территорий, мотивация проживания в сельской местности, обеспечение эффективного производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия в объёмах, достаточных для внутреннего рынка и формирования экспортных ресурсов. На реализацию мероприятий программы направлено около 5 миллиардов долларов США. Из них на производственную сферу направлено 3,6 млрд. долларов, на социальную инфраструктуру села – 1,4 млрд. долларов.

     Сельские административные центры и центральные усадьбы сельскохозяйственных организаций преобразованы в агрогородки. В настоящее время создано 256 агрогородков, ведётся строительство ещё 37. При этом в обязательном порядке в них предусмотрены: дошкольное детское учреждение, средняя школа, медицинское учреждение, спортивный комплекс и другие объекты социальной инфраструктуры.  

     В настоящее время в Витебской области валовой сбор зерновых достиг 823 тыс. тонн (в нашей области 35,3 тыс. тонн); сбор картофеля 964 тыс. тонн (у нас – 95,6 тыс. тонн); поголовье коров 200 тыс. голов (у нас – 51 тыс.); поголовье свиней 477 тыс. голов (у нас – 69 тыс.); производство молока 671 тыс. тонн (у нас- 227,6 тыс.); скот и птица (реализация) 195 тыс. тонн (у нас – 26,7 тыс. тонн).

     Этот  успешный пример соседнего с нами региона, сопоставимого с нами по численности сельского населения  и другим исходным показателям, демонстрирует  возможность возрождения нашего, псковского села.

     Есть  положительные примеры сохранения коллективных хозяйств в нашей области: СПК «Колхоз Передовик», руководитель Иванов Серафим Иванович; колхоз «Заря», руководитель Петров Борис Яковлевич и некоторые другие. Но это сегодня, скорее, единичные случаи.

     Поэтому вопрос о том, есть ли будущее у псковского села, задают себе не только жители наших сельских районов. Об этом думает каждый, кто понимает, что от нелёгкого крестьянского труда зависит будущее государства, наша продовольственная безопасность. В конечном итоге никому не безразлично, какого качества продукты и по какой цене мы будем приобретать.

     Вот почему осознать, что слова «Пока живёт деревня – живёт Россия!» - это не какой-то абстрактный лозунг, а наша насущная необходимость, должны все: и рядовые граждане, и представители всех уровней власти, от федеральной до региональной и местного самоуправления.  

     Предложения «круглого стола» 

     Участники «круглого стола» рекомендуют - 

     Псковскому  областному Собранию депутатов и Администрации Псковской области, органам местного самоуправления районов и волостей:

  1. Обеспечить системный, комплексный подход к решению проблем социального, экономического и духовного развития сельских районов Псковской области.
  2. Принять и направить в Правительство Российской Федерации обращение о недопустимости вступления в ближайшее время российской Федерации во Всемирную торговую организацию.
  3. Принять и направить в Правительство Российской Федерации предложения по изменению Земельного кодекса, законодательно закрепив земельные угодья в государственной собственности с последующей безвозмездной передачей их юридическим и физическим лицам для использования в сельскохозяйственных целях
  4. Разработать и закрепить в областных целевых долгосрочных программах преференции  и меры  стимулирования для инвесторов, направляющих инвестиции в развитие сельских территорий области.
  5. Провести слушания о мерах, принимаемых Псковским региональным филиалом ОАО «Россельхозбанк», по обеспечению необходимого и достаточного льготного кредитования сельскохозяйственных, фермерских и крестьянских хозяйства для содействия подъёма производства и прироста объёмов сельскохозяйственной продукции. 
  6. При принятии долгосрочных целевых программ по развитию сельского хозяйства Псковской области предусмотреть компенсационные выплаты сельхозпроизводителям на приобретение минеральных удобрений, известковых материалов, семян высоких репродукций и племенное дело в размере не менее 50% от денежных средств, затраченных хозяйствами на эти цели.
  7. Рекомендовать областному государственному комитету по регулированию тарифов на электрическую и тепловую энергию вернуться к существовавшей до 1 января 2009 года практике ежегодного установления льготных тарифов на электроэнергию и газ для организаций, осуществляющих свою деятельность в сельских территориях.
  8. Сохранить субсидию на молоко в 2011 году не менее 2 руб. за литр. Законодательно закрепить данную норму на краткосрочную перспективу 2012-2013 годов.
  9. Разработать и реализовать на территории области долгосрочную целевую программу по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих долгосрочные инвестиции в развитие основных фондов.
  10. Прекратить политику укрупнения сельских волостей, обеспечивая сельским жителям предусмотренную действующим законодательством доступность волостных управленческих структур в пределах пешей доступности.
  11. Прекратить ликвидацию учреждений медицины, образования и культуры в сельской местности, осуществляемую в рамках так называемой «оптимизации».
  12. Добиваться исключения сельских учреждений медицины, образования и культуры из сферы действия Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации…», направленного на коммерциализацию социальных муниципальных и государственных учреждений.
  13. Сохранить дорожно-транспортную инфраструктуру на межпоселенческих территориях в сельской местности. На эти цели в консолидированном бюджете области на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов предусмотреть денежные средства отдельной строкой.
  14. Разработать и осуществить меры государственной поддержки для  потребительской кооперации, а так же других организаций, оказывающих бытовые и торговые услуги в сельских малонаселённых административных единицах.
  15. Незамедлительно возобновить продажу лекарственных препаратов во всех сельских медпунктах.
  16. Изучить и применить на практике опыт работы органов государственной власти и местного самоуправления республики Беларусь по возрождению и развитию села.
 

     По  поручению участников «круглого стола»,

     депутат Псковского областного Собрания депутатов  А.А. Рогов.


Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме