12:45 22.12.2010 | Все новости раздела "КПРФ"
Прорыв из мглы. 90 лет назад на VIII съезде Советов был принят ленинский план ГОЭЛРО
В.И. Лущенко,инженер, заслуженный энергетик России.
Электроэнергетический потенциал государства, уровень эффективности его использования характеризуют уровень и качество жизни, динамичность экономических преобразований в обществе.
В царской России решить задачу энерговооруженности экономики было немыслимо. Только в Советской России это стало осуществимым благодаря плану ГОЭЛРО и последующим пятилеткам и может считаться образцом решения сложнейших политических, экономических, технологических и социальных проблем. Ленину и Кржижановскому, внуку ссыльного декабриста, удалось привлечь лучших специалистов и организовать масштабную созидательную работу. Задания плана ГОЭЛРО были превышены вдвое и в целом к 1935 году промышленность в стране возросла в 4 раза, добыча топливных ресурсов – более чем в 3 раза, установленная мощность электростанций – в 6 раз, а производство электроэнергии на них – более чем в 10 раз; были созданы энергобазы государства как ключевые составляющие экономической политики России.
К 70 годам человек неизбежно оглядывается назад: верно ли шел по жизненному пути, то ли сделал, где отступил?.. У меня претензий к прожитому нет. Наоборот, я благодарен судьбе за то, что ел честно заработанный хлеб и труд был в радость, я чувствовал себя частицей счастливого советского народа.
Родился я в маленьком городке Дмитриеве на Курской земле. Родители мои по рождению крестьяне, а в 1937 году, когда я родился, были уже служащими. Отец – Илья Акимович, ровесник XX века, участник Гражданской и Отечественной войн (партизан Брянских лесов), был председателем сельсовета, потом – директором предприятия «Красный торфяник». Я же в 1955 году, окончив школу, поработал 2 года разнорабочим, токарем, электросварщиком, а в 1957 году поступил в Московский энергетический институт, который успешно закончил в 1963 году.
Всю свою жизнь я проработал в системе Минэнерго СССР. Сначала на нескольких ТЭЦ Мосэнерго, затем на строительстве ТЭЦ КамАЗа, Нижнекамской ТЭЦ, Заинской ГРЭС; главным специалистом институтов
Оргэнергострой, Теплоэлектропроект, Энергосетьпроект. В конце 80-х работал начальником отдела по строительству тепловых и атомных электростанций в центральном аппарате Минэнерго СССР, сотрудничал с Госпланом СССР по разработке и взаимодействию отраслевой автоматизированной системы управления «ОАСУ – Энергия» и автоматизированной системы плановых расчетов «АСПР – Госплана СССР». В начале 90-х был в командировке в Алжире на строительстве ТЭС «Жижель».
В Минэнерго СССР я работал при Непорожнем Петре Степановиче. Он был уже седьмым (1962–1985 гг.) министром отрасли. При нем за 23 года электроэнергетика СССР прошла путь от 90 гВт установленной мощности до 314 гВт в 1985 г., т.е. было введено 224 гВт. Это были новые ТЭС, ЛЭП, подстанции, новые институты и предприятия, новые кадры, которые решали труднейшие проблемы. Производство электроэнергии было в 1962 г. 369 275 млн кВт•ч, а в 1985 г. достигло 1 544 200 млн кВт•ч. Сравним: за 16 лет, с 1993 по 2008 г., в РФ введено в эксплуатацию всего лишь около 23 гВт мощности.
Но… наступил 1985 г., к руководству пришел М.С.Горбачёв. Началась «перестройка», а с ней и развал всего народного хозяйства СССР. План 1985 г. и всей XI пятилетки не выполнен и посейчас.
С начала «перестройки» происходит замедление в развитии отрасли, снижаются темпы ввода новых энергомощностей и прироста производства электроэнергии, растет износ оборудования, энергопрограммы не выполняются.
В начале 90-х годов в Минэнерго СССР работало 2 млн человек, в т.ч. 750 тыс. строителей и монтажников, которые выполняли в год строительно-монтажных работ на сумму более 8 млрд рублей в ценах конца 80-х годов (1$ = 0,6 руб.). Министерство вводило в эксплуатацию 10–11 гВт энергомощностей, 3 млн м2 жилья, более 30 000 км линий электропередачи напряжением 35 кВ и выше и 135 000 км линий электропередачи напряжением 0,4–35 кВ. В составе основных фондов министерства имелось более 25 000 строительных механизмов и машин, в т.ч. более 4000 экскаваторов, 65 000 бульдозеров, свыше 10 000 кранов и других машин и механизмов. Теперь все это уже утеряно, продано в металлолом. Самое главное – утеряны кадры.
Первый глава РАО «ЕЭС России» А.Ф.Дьяков под флагом изыскания новых путей управления экономикой в условиях рынка, когда основная масса руководителей не знала, что такое «рынок», но многие уже поняли, что в это смутное время что-то можно урвать из народного добра, представил перед правительством концепцию, что «рынок» сам отрегулирует механизм взаимоотношений всех структур. Так вот это «регулируется» уже более трех пятилеток.
5 ноября 1992 г. вышел Указ президента РФ №1134 «Об организации управления электроэнергетическим комплексом РФ в условиях приватизации», и начались «коренные преобразования России». Вскоре А.Ф.Дьяков был вынужден признать: поразивший экономику России кризис неплатежей дестабилизирует работу отрасли. Дебиторская задолженность энергопотребителей превысила 4 млрд долларов США, неплатежи разрушительным образом влияют на ТЭК. При этом было очевидно: общая потребность в инвестициях на 5 лет до 2000 года исчисляется не менее 21–26 млрд долларов США.
Особо надо сказать о ЕЭС. Единая энергосистема, будучи продуктом комплексных отечественных научных разработок, за многие годы доказала все свои преимущества энергоснабжения потребителей по всем показателям надежности и стоимости. При этом минимизировались затраты на создание резервных мощностей (СССР – 15%, США – 50%), необходимых для обеспечения пиковых зимних нагрузок. Экономичность ЕЭС обеспечивалась оптимизацией режимов ее работы, что снижало издержки в тарифах на электроэнергию.
Еще в период «перестройки» в СССР изучалась возможность применения в отрасли рыночных механизмов. Был изучен опыт Запада и Америки. Анализ показал, что наша электроэнергетика более надежная, менее затратная и позволяет экономично регулировать режимы работы энергосистем. Решающим фактором в оценке надежности электроснабжения явилось отсутствие в СССР крупных межсистемных аварий, которые были в США. ЕЭС России должна бы быть сохранена как государственная структура, обеспечивающая максимальную надежность электроснабжения страны.
Рыночные принципы конкуренции невозможны внутри такой системы по определению – это окончательно лишит ее организационного и технологического единства.
Такие большие системы являются кооперационными, и их сегодня называют вертикально интегрированными. Разделение вертикально интегрированных компаний (ВИК-энерго) по видам бизнеса (генерация, транспорт, распределение, сбыт) не соответствует технологии, которая требует единого технологического и экономического процесса. Иначе происходит утрата ответственности за развитие энергетики страны.
Однако нынешние руководители страны приняли решение о реструктуризации ЕЭС, т.е. о ее разделе на отдельные функциональные коммерчески самостоятельные части, и привели страну к развалу энергоснабжения (пример: аварии на подстанции «Чагино» ОАО «Мосэнерго» 23 и 25 мая 2005 года – в результате этих аварий пострадало около 5 млн человек; авария на Саяно-Шушенской ГЭС 17.08.2009 г. Ущерб более 8•109 руб., погибли 75 человек). ЕЭС действовала до 2001 года.
Инвестиционная деятельность в отрасли идет только за счет тарифов на электроэнергию, которые непрерывно растут и значения которых по регионам различаются более чем десятикратно. Капвложения в разы ниже необходимого и не предотвращают запредельного старения оборудования. Если в 1975–1985 гг. ежегодно вводились энергомощности в размере 5–6% от действующих, то на сегодня эти цифры опустились до менее чем 1%. Неудивительно, что степень износа основных фондов составляет на сегодня около 60–70%. Работаем на гибельный износ.
ЕЭС создавалась благодаря отечественным отраслям энергомашиностроения, электротехники, приборостроения, развитию производства специальных металлов, керамики и пр. На сегодня индустриальная основа энергоснабжения страны во многом также разрушена. Для развития ЕЭС создавались НИИ, шла подготовка кадров высшей квалификации. Они разрабатывали новые разделы электроэнергетической науки, позволяющие обосновать создание уникальной большой энергосистемы с синхронно работающими, дистанционно удаленными друг от друга генераторами. Такой системы не было нигде в мире.
Реструктуризация ЕЭС никем научно не моделировалась. Очевидно, чтобы был конкурентный рынок, необходима избыточная мощность и огромное увеличение числа параллельно работающих линий электропередачи и их пропускной способности. Это требует огромных затрат, финансирование которых в принципе для сегодняшней России невозможно.
Реальный ввод мощностей не позволяет создавать резервы генерирующих мощностей, способствующих созданию рыночных условий в электроэнергетике: за 1991–2000 гг. ввод мощностей в отрасли снизился в 4 раза и составил 6,4 гВт (новое строительство) и 6,1 гВт (техническое перевооружение и реконструкция). РАО «ЕЭС РФ» ввело в 2001–2005 гг. – 5,9гВт, в 2006–2008 гг. – 4,3 гВт. Такова печальная участь отрасли после реформирования.
В условиях отсутствия госрегулирования, при конкуренции и свободных ценах на электроэнергию энергокомпании не заинтересованы в строительстве новых электростанций, т.к. при дефиците электроэнергии резко растет цена и можно получать сверхприбыли. Главной опасностью, которую создает отсутствие госрегулирования монополий, является не непосредственное завышение цен, а создание ситуации дефицита мощности электростанций по критерию личной выгоды их владельцев.
Руководство страны, игнорируя научные и экономические реалии, осуществило акционирование и приватизацию электроэнергетики и провело последний этап энергореформы к 1 июля 2008 года – раздел энергосистемы по вертикали и горизонтали. Энергореформа шла под знаком введения в отрасли конкуренции, ускоренного ее развития и снижения тарифов. Однако это привело к снижению надежности электроснабжения страны.
Энергетическая безопасность – это уверенность в том, что в распоряжении управляющих центров страны энергия будет в том количестве и того качества, которые требуются при данных экономических условиях. При дефиците топлива, энергомощностей никакого конкурентного рынка электроэнергии в стране не может быть. Опыт энергореформ в Чехии, Казахстане, на Украине, в Грузии и т.п. привел к скупке за 2% реальной стоимости энергообъектов, увеличению тарифов, отсутствию инвестиций и бунту потребителей.
Два года назад вышла новая книга академика Алексея Макарова «Электроэнергетика России до 2030 года: контуры желаемого будущего». Он убедительно доказывает, что в ближайшем будущем у нас будет дорогая энергетика с большими капиталовложениями, с высокими ценами, тарифами, которые не гарантируют конкурентноспособности наших товаропроизводителей на мировом рынке.
Электроэнергетика – это ядро, интегрирующее нефтяную, газовую, угольную промышленности в единый комплекс. Она по сценарию Института энергетических исследований РАН по структуре потребления должна выглядеть примерно так: 1/3 газа, 1/3 угля и 1/3 АЭС и ГЭС. При этом не все яйца будут в одной корзине.
Общий объем капвложений в объекты электроэнергетики до 2020 года должен составлять около 12 трлн рублей. В смежные отрасли: энергомашиностроение – 775 млрд рублей (рост в 18 раз), в электротехнику – 273 млрд рублей (рост в 4 раза). Существенно должен вырасти спрос на проектно-изыскательские работы, производство стройматериалов. Тогда при наличии квалифицированных кадров можно осуществить ввод 186 гВт энергомощностей и построить 38 400 км высоковольтных ЛЭП для выдачи мощности с новых энергообъектов, 27 800 км высоковольтных ЛЭП для усиления межсистемных и межгосударственных связей и повышения надежности электроснабжения потребителей. Это наша мечта, а сегодня – это мираж.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме