18:15 12.02.2012 | Все новости раздела "КПРФ"

Президентская избирательная кампания в средствах массовой информации: 9 февраля 2012 года

4 марта 2012 года гражданам Российской Федерации предстоит решить, кто же станет главой государства на ближайшие шесть лет. Соответствующее постановление за №442-СФ «О назначении выборов Президента Российской Федерации» было принято верхней палатой российского парламента, Советом Федерации, 25 ноября 2011 г. Именно оно и дало официальный старт президентской избирательной кампании.

Возможность побороться за главный государственный пост России получили:

лидер «Единой России» В.В.Путин (зарегистрирован кандидатом в президенты РФ Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 20 декабря 2011 г.),

председатель ЦК КПРФ Г.А.Зюганов (зарегистрирован кандидатом в президенты РФ Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 28 декабря 2011 г.),

член бюро президиума Центрального совета «Справедливой России» С.М.Миронов (зарегистрирован кандидатом в президенты РФ Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 26 декабря 2011 г.),

глава ЛДПР В.В.Жириновский (зарегистрирован кандидатом в президенты РФ Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 28 декабря 2011 г.),

а также самовыдвиженец – президент частного инвестиционного фонда Группа ОНЭКСИМ М.Д.Прохоров (зарегистрирован кандидатом в президенты РФ Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 25 января 2012 г.).

Упомянутых политических деятелей мы и примем за основных претендентов на пост президента Российской Федерации и включим в аналитическую модель, нацеленную на выявление создаваемого средствами массовой информации фона избирательной кампании.

Для достижения поставленной цели сектор политического мониторинга Отдела ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний на основании контент-анализа публикаций федеральных и региональных медиа-источников (прессы, радио и телевидения), используя данные системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия», рассчитывает информационно-политические индексы, которые определяются как доля упоминаний кандидатов в президенты Российской Федерации в медиа-пространстве. При этом за 100% принимается общий объём сообщений обо всех участниках «выборной гонки» 4 марта 2012 г.

Кроме того, в исследовании выстраивается контекстуальный ряд их присутствия в СМИ, позволяющий понять, какие события избирательной кампании вызвали наибольший интерес информационного сообщества, а значит, посредством его деятельности дошли до избирателя. А также учитывается вычисляемый мониторинговой системы «Медиалогия» индекс информационного благоприятствования, который отражает «тональность» (позитив – нейтральность – негатив) и степень яркости информационных сообщений о рассматриваемых политических деятелях.

1. Информационно-политические индексы кандидатов в президенты Российской Федерации

Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы «Медиалогия» позволил выявить следующую структуру информационного пространства, в котором действуют кандидаты на пост президента Российской Федерации (таблица 1).

Таблица 1

Структура информационного пространства, в котором действуют кандидаты в президенты Российской Федерации: 9 февраля 2012 года

См. таблицу 1 в иллюстрациях к материалу

9 февраля 2012 г. в медиа-потоке отмечалось 1069 сюжетов о В.В.Путине или 68,4% от общего числа высказываний, озвученных в адрес участников президентской избирательной кампании. В 148 материалах (8,3%) фигурировал Г.А.Зюганов, в 129 (8,3%) – М.Д.Прохоров, в 120 (7,7%) – В.В.Жириновский, а в 95 (6,1%) – С.М.Миронов.

Упоминались же кандидаты на пост президента Российской Федерации в СМИ в контексте новостных сообщений следующей тематики:

В.В.Путин:

о подготовке к намеченным на 23 февраля массовым (численностью до 200 тысяч человек) шествию и митингу в поддержку В.В.Путина под лозунгом «Защитим своё отечество» и возможности участия в них самого кандидата в президенты от «Общероссийского народного фронта»;

о выступлении Путина на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей;

о предложении Путина сократить новогодние каникулы до семи дней и перенести часть праздничных выходных дней с января на май;

о селекторном совещании в ситуационном центре МЧС, посвящённом предпринимаемым правительством РФ мерам по контролю за последствиями аномальных морозов в ряде российских регионов;

о заседании президиума правительства РФ под председательством Путина, на котором он, в числе прочего, высказался против ограничения свободы действий граждан в сети Интернет;

о популяризации рядом прорежимных политологов точки зрения, что Путин одержит победу на президентских выборах в первом туре;

о запуске в информационное пространство агитационных роликов Путина с участием лидером общественного мнения – артистов российской эстрады, известных актёров и спортсменов, призывающих поддержать на выборах 4 марта кандидатуру лидера «Общероссийского народного фронта» на должность президента России;

Г.А.Зюганов:

о пресс-конференции председателя ЦК КПРФ в информационном агентстве «Интерфакс», на которой было озвучено видение КПРФ будущей конфигурации государственной власти в России и основных направлений деятельности «правительства Народного доверия»;

о дискуссии Зюганова с лидером ЛДПР В.В.Жириновским в эфире телеканала «Россия 24»;

М.Д.Прохоров:

о прошедшей в Москве встрече Прохорова с представителями бюро Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе по демократическим институтам и правам человека;

о согласии бизнесмена дискутировать в радио- и телеэфире с доверенными лицами В.В.Путина при условии, что это будут «яркие личности»;

об обещании Прохорова, в случае победы на президентских выборах 4 марта, запретить государственным служащим и членам их семей заниматься предпринимательской деятельностью, что должно стать одним из инструментов борьбы с коррупцией;

В.В.Жириновский:

об участии Жириновского в работе круглого стола «Открытая трибуна», на повестку дня которого был вынесен вопрос о грядущем упрощении процедуры регистрации политических партий, переходе к уведомительному принципу;

о предвыборных дебатах Жириновского с лидером КПРФ Г.А.Зюгановым на телеканале «Россия 24»;

С.М.Миронов:

о встрече лидера «Справедливой России» с делегацией Парламентской ассамблеи Совета Европы;

о реакции Миронова на включение его лидером КПРФ Г.А.Зюгановым в состав «правительства Народного доверия», проект будущей конфигурации государственной системы России глазами коммунистов, «в ранге» спикера Государственной Думы: «Во-первых, мечтать, как известно, не вредно. Второе. Я профессиональный законодатель, я возглавлял вторую палату Федерального Собрания – Совет Федерации. Конечно, считаю себя профессионально готовым быть и председателем Госдумы. Это с точки зрения моих взглядов, возможностей и способностей».

Динамический ряд, отражающий порядок наполнения медиа-потока публикациями о деятельности претендентов на главный государственный пост в Российской Федерации за период с 20 декабря 2011 г. по 9 февраля 2012 г. (график 1), позволяет заключить, что 9 февраля доля присутствия в информационном пространстве В.В.Путина достигла максимального, В.В.Жириновского и М.Д.Прохорова – близкого к минимальному, а Г.А.Зюганова и С.М.Миронова – к среднему за анализируемый период уровню.

График 1

Динамика изменения доли публикаций об участниках президентской избирательной кампании в информационно-политическом пространстве

с I декады декабря 2011 г. по 9 февраля 2012 г.

См. график 1 в иллюстрациях к материалу

2. Индексы информационного благоприятствования, характеризующие деятельность участников президентской избирательной кампании

Контент-анализ информационных сообщений, посвящённых деятельности рассматриваемых политических деятелей, позволил проанализировать не только количественный аспект их присутствия в медиа-пространстве, но и его качественную сторону (таблица 2).

Таблица 2

Характер освещения в информационном пространстве кандидатов в президенты РФ:

9 февраля 2012 года

См. таблицу 2 в иллюстрациях к материалу

9 февраля лидирующую позицию в рейтинге информационного благоприятствования сохранил В.В.Путин, чей индекс информационного благоприятствования (ИИБ) достиг отметки в 4155,9 (при 1893,4 – днём ранее) (график 2).

Напротив, заметно сократилось число положительных высказываний и ярких сюжетов о Г.А.Зюганове (с 890,5 (8 февраля) до 380,3 (на следующий день)), С.М.Миронове (с 850,3 (8 февраля) до 618,2 – день спустя) и М.Д.Прохорове (с 797,9 до -3,7 ИИБ).

В.В.Жириновскому же удалось избавиться от сформировавшегося у него информационного антирейтинга и выйти на 36,2 ИИБ (против -221,4 – накануне).

График 2

Динамика индекса информационного благоприятствования участников президентской избирательной кампании с I декады декабря 2011 г. по 9 февраля 2012 г.

См. график 2 в иллюстрациях к материалу

Итоговое процентное соотношение количества положительных высказываний, озвученных в адрес кандидатов на пост президента РФ за период 20 декабря по 9 февраля, составило: 54,5% от суммарного ИИБ – за В.В.Путиным, 13,7% - за М.Д.Прохоровым, 13,2% - за Г.А.Зюгановым, 9,6% - за С.М.Мироновым и 9% - за В.В.Жириновским (график 3).

График 3

Процентное соотношение количества положительных высказываний, озвученных в адрес кандидатов в президенты РФ за период

I декада декабря 2011 г. – 9 февраля 2012 г.

См. график 3 в иллюстрациях к материалу

Некоторые выводы

Проведённый анализ позволяет заключить, что 9 февраля 2012 г.В.В.Путин не только сохранил доминирующее положение по степени представленности в информационном пространстве, но и укрепил его по сравнению с предыдущим днём. В итоге, кандидату в президенты РФ от партии власти удалось занять 68,4% (при 66,4% - днём ранее) всего «кандидатского медиа-поля», чему соответствовало 1069 публикаций. Носили они исключительно одобрительный характер, что выразилось в полученном им индексе информационного благоприятствования (ИИБ) в 4155,9 (против ИИБ, равного 1893,4, – 8 февраля).

Второе место по числу упоминаний в средствах массовой информации занял Г.А.Зюганов. Ему было отдано 9,5% (вместо 8,3% - в предыдущий день) всех новостных сводок об активности кандидатов на пост президента РФ или 148 информационных сообщений. Большинство из них было выдержано в нейтральном «ключе», о чём свидетельствует ИИБ в 380,3 (против 890,5 – 8 февраля).

Степень интереса, проявленного информационным сообществом к деятельности М.Д.Прохорова, соответствовала 8,3% (при 9,5% - в предыдущий день) или 129 сообщениям, которые имели, в основном, нейтральный «оттенок». Показателем этого служит полученный им ИИБ, равный -3,7 (при 797,9– днём ранее).

Медиа-активность В.В.Жириновского достигла 7,7% (при 10% - 8 февраля) или 120 известий. В информационном фоне деятельности лидера ЛДПР преобладала нейтральность (ИИБ в 36,2 в противовес -221,4 – накануне).

Доля присутствия в медиа-пространстве С.М.Миронова равнялась 6,1% (против 5,8% - в предыдущий день) или 95 информационным сообщениям. Для данных сюжетов была свойственна как умеренно позитивная, так и нейтральная «тональность» (степень информационного благоприятствования была равна 618,2 при 850,3 – днём ранее).

В целом, по итогам 20 декабря2011 г. – 9 февраля 2012 г. качественное наполнение медиа-потока сводится к: 54,5% от суммарного ИИБ – у В.В.Путина, 13,7% - у М.Д.Прохорова, 13,2% - у Г.А.Зюганова, 9,6% - у С.М.Миронова и 9% - у В.В.Жириновского.

Исполнитель исследования: Юшина А.В.

Координатор проекта: Васильцова А.Н., зам.зав.Отделом ЦК КПРФ

Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме