08:30 02.02.2012 | Все новости раздела "КПРФ"

Президентская избирательная кампания в средствах массовой информации: 30 – 31 января 2012 года

4 марта 2012 года гражданам Российской Федерации предстоит решить, кто же станет главой государства на ближайшие шесть лет. Соответствующее постановление за №442-СФ «О назначении выборов Президента Российской Федерации» было принято верхней палатой российского парламента, Советом Федерации, 25 ноября 2011 г. Именно оно и дало официальный старт президентской избирательной кампании.

Возможность побороться за главный государственный пост России получили:

лидер «Единой России» В.В.Путин (зарегистрирован кандидатом в президенты РФ Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 20 декабря 2011 г.),

председатель ЦК КПРФ Г.А.Зюганов (зарегистрирован кандидатом в президенты РФ Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 28 декабря 2011 г.),

член бюро президиума Центрального совета «Справедливой России» С.М.Миронов (зарегистрирован кандидатом в президенты РФ Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 26 декабря 2011 г.),

глава ЛДПР В.В.Жириновский (зарегистрирован кандидатом в президенты РФ Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 28 декабря 2011 г.),

а также самовыдвиженец – президент частного инвестиционного фонда Группа ОНЭКСИМ М.Д.Прохоров (зарегистрирован кандидатом в президенты РФ Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 25 января 2012 г.).

Упомянутых политических деятелей мы и примем за основных претендентов на пост президента Российской Федерации и включим в аналитическую модель, нацеленную на выявление создаваемого средствами массовой информации фона избирательной кампании.

Для достижения поставленной цели сектор политического мониторинга Отдела ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний на основании контент-анализа публикаций федеральных и региональных медиа-источников (прессы, радио и телевидения), используя данные системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия», рассчитывает информационно-политические индексы, которые определяются как доля упоминаний кандидатов в президенты Российской Федерации в медиа-пространстве. При этом за 100% принимается общий объём сообщений обо всех участниках «выборной гонки» 4 марта 2012 г.

Кроме того, в исследовании выстраивается контекстуальный ряд их присутствия в СМИ, позволяющий понять, какие события избирательной кампании вызвали наибольший интерес информационного сообщества, а значит, посредством его деятельности дошли до избирателя. А также учитывается вычисляемый мониторинговой системы «Медиалогия» индекс информационного благоприятствования, который отражает «тональность» (позитив – нейтральность – негатив) и степень яркости информационных сообщений о рассматриваемых политических деятелях.

1. Информационно-политические индексы кандидатов в президенты Российской Федерации

Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы «Медиалогия» позволил выявить следующую структуру информационного пространства, в котором действуют кандидаты на пост президента Российской Федерации (таблица 1).

Таблица 1

Структура информационного пространства, в котором действуют кандидаты в президенты Российской Федерации: 30 – 31 января 2012 года

См. таблицу 1 в иллюстрациях к материалу

30 января 2012 г. в медиа-потоке отмечалось 815 сюжетов о В.В.Путине или 70,2% от общего числа высказываний, озвученных в адрес участников президентской избирательной кампании. В 96 материалах (по 8,3%) фигурировали Г.А.Зюганов и М.Д.Прохоров, в 85 (7,3%) – В.В.Жириновский, ав 68 (5,9%) – С.М.Миронов.

Распределение информационного пространства 31 января между претендентами на кресло главы государства сводилось к: 837 известиям (61,5%) о Путине, 142 (10,4%) – о Жириновском, 135 (по 9,9%) – о Зюганове и Прохорове, 111 (8,3%) – о Миронове.

Упоминались же кандидаты на пост президента Российской Федерации в СМИ в контексте новостных сообщений следующей тематики:

об утверждении Центральной избирательной комиссией РФ текста избирательных бюллетеней и распределении бесплатного эфирного времени между кандидатами в президенты РФ;

В.В.Путин:

об опубликованной в издании «Ведомости» очередной «программной» статьеПутина под названием «О наших экономических задачах»;

о поездке в г. Тихвин Ленинградской области, в ходе которой Путин провёл совещание Комиссии по инновациям правительства РФ, принял участие в церемонии открытия Тихвинского вагоностроительного завода и посетил Успенский монастырь, не забыв поклониться чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери (30 января);

о визите в Тамбовскую область, во время которого Путин встретился с министром спорта, туризма и молодёжной политики РФ В.Л.Мутко, поручив ему урегулировать конфликтную ситуацию с банкротством компании «Ланта-тур»; провёл правительственное совещании по развитию сельского хозяйства, в целом, и животноводства, в частности; и посетил детско-юношескую спортивную школу для детей инвалидов г. Тамбова (31 января),

М.Д.Прохоров:

об отклонении президентом частного инвестиционного фонда Группа ОНЭКСИМ приглашения В.В.Путина принять участие в заседание Комиссии по инновациям правительства РФ под его председательством;

об интервью Прохорова «Газете.ру»;

об оценке бизнесменом «программной» статьи Путина «О наших экономических задачах»: «Я внимательно прочитал все статьи моего конкурента и с удивлением сделал вывод для себя, что он обращается на самом деле не к большинству, а к меньшинству. Экономическая программа четко сконцентрирована на тех, кто надзирает и распределяет, а не на тех, кто работает. В его экономической платформе нет ни слова о том, что же он сделал за последние 12 лет. Это, собственно, его зона ответственности. А моя как раз программа рассчитана на большинство. То есть на тех, кто трудится в широком смысле – врачи, инженеры, квалифицированные рабочие…»;

Г.А.Зюганов:

о посещении председателем ЦК КПРФ подмосковного совхоза имени Ленина;

о пресс-конференции кандидата в президенты России от КПРФ в информационном агентстве «Интерфакс» на тему: «Богатства страны – каждому!»;

о критике Зюгановым «программной» статьи Путина «О наших экономических задачах»;

В.В.Жириновский:

о выступлении лидера ЛДПР в программе «Честный понедельник» телеканала НТВ на тему: «Национальный вопрос»;

о визите главы либерал-демократов на Казанский вокзал и обращении к гостям из стран СНГ: «Если можно ехать вы едите, но в ваших странах открыли музеи оккупации, что мы оккупанты, оккупанты, получается, принимают снова сюда рабочих. Во время праздников вы выходите в центр Москвы, вы одни, а русские уже боятся выходить. Я прихожу - вы ко мне подходите. Я к вам с уважением отношусь, а где русские? Русских уже нету. Они прячутся от вас от всех, и вы не виноваты, виноваты те, кто все это устроил. Разделили страну на 15 частей, и теперь эти 14 частей все лезут сюда, в Россию»;

об агитационном «рейде» Жириновского в московский торговый центр «Горбушкин двор»;

С.М.Миронов:

об обнародовании лидером «Справедливой России» проекта возможного состава российского правительства в случае его избрания на пост президента РФ;

о реакции Миронова на призыв олигарха Б.А.Березовского к оппозиционным Путину кандидатам в президенты РФ отказаться от участия в президентской избирательной кампании и, таким образом, признать её нелегитимной: «Пусть господин Березовский занимается своими делами и не лезет во внутренние дела страны. Он – враг России…».

Динамический ряд, отражающий порядок наполнения медиа-потока публикациями о деятельности претендентов на главный государственный пост в Российской Федерации за период с 20 декабря 2011 г. по 31 января 2012 г. (график 1), позволяет заключить, 30 января доля присутствия в информационном пространстве В.В.Путина достигла максимального, С.М.Миронова – стремилась к минимальному, а иных кандидатов – к среднему за анализируемый период уровню. 31 же января их показатели были близки к средним за рассматриваемый временной отрезок значениям.

График 1

Динамика изменения доли публикаций об участниках президентской избирательной кампании в информационно-политическом пространстве

с I декады декабря 2011 г. по 31 января 2012 г.

См. график 1 в иллюстрациях к материалу

2. Индексы информационного благоприятствования, характеризующие деятельность участников президентской избирательной кампании

Контент-анализ информационных сообщений, посвящённых деятельности рассматриваемых политических деятелей, позволил проанализировать не только количественный аспект их присутствия в медиа-пространстве, но и его качественную сторону (таблица 2).

Таблица 2

Характер освещения в информационном пространстве кандидатов в президенты РФ: 30 – 31 января 2012 года

См. таблицу 2 в иллюстрациях к материалу

30 января лидирующую позицию в рейтинге информационного благоприятствования сохранил В.В.Путин, чей индекс информационного благоприятствования (ИИБ) немного подрос: с 1161 (29 января) до 1742,8 (день спустя). Однако на следующий день (31 января) «обрушился» до антирейтинговых -617,6 ИИБ (график 2).

Число одобрительных высказываний и ярких сюжетов о В.В.Жириновском 30 января увеличилось до 1018,6 (против 500 – днём ранее), а 31 января – снизилось до 629,9 ИИБ.

Аналогичная динамика прослеживалась в показателях Г.А.Зюганова (697,1 ИИБ – 30 января, 341,3 – на следующий день (при 466,6 – 29 января)) и М.Д.Прохорова (рост индекса с 486,1 (29 января) до 501,8 (день) и 78,2 (два дня спустя)).

Индекс С.М.Миронова же постепенно укреплялся: с 116,1 (29 января) до 585,7 (днём) и 630,1 (двумя днями позже).

График 2

Динамика индекса информационного благоприятствования участников президентской избирательной кампании с I декады декабря 2011 г. по 31 января 2012 г.

См. график 2 в иллюстрациях к материалу

Итоговое процентное соотношение количества положительных высказываний, озвученных в адрес кандидатов на пост президента РФ за период 20 декабря по 31 января, составило: 48,4% от суммарного ИИБ – за В.В.Путиным, 16% - за М.Д.Прохоровым, 14,5% - за Г.А.Зюгановым, 11% - за В.В.Жириновским и10,1% - за С.М.Мироновым (график 3).

График 3

Процентное соотношение количества положительных высказываний, озвученных в адрес кандидатов в президенты РФ за период

I декада декабря 2011 г. – 31 января 2012 г.

См. график 3 в иллюстрациях к материалу

Некоторые выводы

Проведённый анализ позволяет заключить, что 30 – 31 января 2012 г.В.В.Путин сохранил доминирующее положение по степени представленности в информационном пространстве. В итоге, кандидату в президенты РФ от партии власти удалось занять 70,2% - 30 января (при 67,4% - днём ранее) и 61,5% - 31 января, чему соответствовало 815 и 837 публикаций соответственно. Носили они 30 января, преимущественно, одобрительный характер, что выразилось в полученном им индексе информационного благоприятствования (ИИБ) в 1742,8 (против ИИБ, равного 1161, – 29 января). 31 января же в информационном сопровождении деятельности Путина преобладали нейтральность и негатив, о чём свидетельствует ИИБ в -617,6.

Г.А.Зюганову и М.Д.Прохорову 30 января было отдано по 8,3%, а 31 января – по 9,9% (против 8% и 9,8% соответственно - 29 января) всех новостных сводок об активности кандидатов на пост президента РФ или по 96 и 135 информационных сообщений. Большинство из них было выдержано в нейтральном «ключе», о чём свидетельствуют ИИБ в 697,1 (30 января) и 341,3 (31 января) – у председателя ЦК КПРФ (при 466,6 – накануне) и 501,8 (30 января) и 78,2 (31 января) (против 486,1 29 января) – у президента частного инвестиционного фонда Группа ОНЭКСИМ.

Степень интереса, проявленного информационным сообществом к деятельности В.В.Жириновского, соответствовала 7,3% (30 января) и 10,4% (день спустя) (при 7,4% - 29 января) или 85 и 142 сообщениям, которые имели, преимущественно, положительный «оттенок». Показателем этого служит полученный им ИИБ, равный 1018,6 (30 января) (против 500 – в предыдущий день) и 629,9 (31 января).

Медиа-активность С.М.Миронова соответствовала 5,9% (30 января) и 8,3% (день спустя) (при 7,4% - 29 января) «кандидатского» информационного потока или 68 и 111 известиям, для которых был свойственны как нейтральность, так и умеренный позитив: 585,7 ИИБ (30 января) и 630,1 (на следующий день) (при 116,1 – 29 января).

В целом, по итогам 20 декабря2011 г. – 31 января 2012 г. качественное наполнение медиа-потока сводится к: 48,4% от суммарного ИИБ – у В.В.Путина, 16% - у М.Д.Прохорова, 14,5% - у Г.А.Зюганова, 11% - у В.В.Жириновского и10,1% - у С.М.Миронова.

Исполнитель исследования: Юшина А.В.

Координатор проекта: Васильцова А.Н., зам.зав.Отделом ЦК КПРФ

Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме