10:15 30.12.2011 | Все новости раздела "КПРФ"
Президентская избирательная кампания в средствах массовой информации. 27 декабря 2011 года
4 марта 2012 года гражданам Российской Федерации предстоит решить, кто же станет главой государства на ближайшие шесть лет. Соответствующее постановление за №442-СФ «О назначении выборов Президента Российской Федерации» было принято верхней палатой российского парламента, Советом Федерации, 25 ноября 2011 г. Именно оно и дало официальный старт президентской избирательной кампании.
О своём намерении побороться за главный государственный пост России к настоящему моменту заявили:
лидер «Единой России» В.В.Путин (зарегистрирован кандидатом в президенты РФ Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 20 декабря 2011 г.),
председатель ЦК КПРФ Г.А.Зюганов (зарегистрирован кандидатом в президенты РФ Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 28 декабря 2011 г.),
член бюро президиума Центрального совета «Справедливой России» С.М.Миронов (зарегистрирован кандидатом в президенты РФ Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 26 декабря 2011 г.),
глава ЛДПР В.В.Жириновский (зарегистрирован кандидатом в президенты РФ Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 28 декабря 2011 г.),
член политического совета «Яблока» Г.А.Явлинский,
а также самовыдвиженцы – президент частного инвестиционного фонда Группа ОНЭКСИМ М.Д.Прохоров и губернатор Иркутской области Д.Ф.Мезенцев.
Прогнозируется, что, несмотря на попытки иных персон реализовать своё пассивное избирательное право на выборах 4 марта 2012 г., получат такую возможность лишь семь упомянутых политических деятелей. Их мы и примем за основных претендентов на пост президента Российской Федерации и включим в аналитическую модель, нацеленную на выявление создаваемого средствами массовой информации фона избирательной кампании.
Для достижения поставленной цели сектор политического мониторинга Отдела ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний на основании контент-анализа публикаций 7928 федеральных и региональных медиа-источников, используя данные системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия», рассчитывает информационно-политические индексы, которые определяются как доля упоминаний кандидатов в президенты Российской Федерации в медиа-пространстве. При этом за 100% принимается общий объём сообщений обо всех участниках «выборной гонки» 4 марта 2012 г.
Кроме того, в исследовании выстраивается контекстуальный ряд их присутствия в СМИ, позволяющий понять, какие события избирательной кампании вызвали наибольший интерес информационного сообщества, а значит, посредством его деятельности дошли до избирателя. А также учитывается вычисляемый мониторинговой системы «Медиалогия» индекс информационного благоприятствования, который отражает «тональность» (позитив – нейтральность – негатив) и степень яркости информационных сообщений о рассматриваемых политических деятелях.
1. Информационно-политические индексы кандидатов в президенты Российской Федерации
Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы «Медиалогия» позволил выявить следующую структуру информационного пространства, в котором действуют кандидаты на пост президента Российской Федерации (таблица 1).
Таблица 1
Структура информационного пространства, в котором действуют кандидаты в президенты Российской Федерации (27 декабря 2011 года)
См. таблицу 1 в иллюстрациях к материалу
27 декабря 2011 г. в информационном пространстве отмечалось 635 сюжетов о В.В.Путине или 76,4% от общего числа высказываний, озвученных в адрес участников президентской избирательной кампании. В 52 материалах (6,3%) фигурировал М.Д.Прохоров, в 38 (4,6%) – Г.А.Зюганов, в 34 (4,1%) – С.М.Миронов, в 26 (3,1%) – Д.Ф.Мезенцев, в 24 (2,9%) – В.В.Жириновский, а в 22 публикациях (2,6%) – Г.А.Явлинский.
Упоминались же кандидаты на пост президента Российской Федерации в медиа-потоке в контексте новостных сообщений следующей тематики:
В.В.Путин:
о проведённом Путиным заседании «Народного штаба» и Федерального координационного совета «Общероссийского народного фронта», на котором, в числе прочего, он заявил о бесперспективности общественных дискуссий по вопросу необходимости отмены результатов парламентских выборов 4 декабря и проведении перевыборов депутатского корпуса Государственной Думы;
о перестановках в аппарате правительства РФ и администрации президента РФ: о назначении первого заместителя руководителя администрации президента В.Ю.Суркова на пост вице-премьера правительства «по вопросам модернизации» и замещении его места руководителем аппарата правительства В.В.Володиным;
о состоявшемся заседании правительства РФ, на котором были подведены итоги его работы в 2011 году;
о выступлении главы МЧС РФ С.К.Шойгу в поддержку кандидата в президенты РФ от «Единой России» В.В.Путина;
о прошедшем 24 декабря на проспекте Сахарова в Москве массовом протестном митинге несистемной оппозиции «За честные выборы!», лейтмотивом которого стал лозунг «За Россию без Путина!» и требование отставки главы правительства РФ и его ухода из «большой политики»;
М.Д.Прохоров:
о его участии в антипутинском митинге «За честные выборы!» 24 декабря;
о продолжении сбора подписей избирателей в поддержку его выдвижения кандидатом в президенты РФ;
об обещании «перестать тусоваться и жениться» в случае победы на президентских выборах 4 марта 2012 г.;
о слухах, будто бы Прохоров намерен встретить Новый год на французском горнолыжном курорте Куршевеле, и их опровержении самим бизнесменом;
о его прогнозе, что в скором времени «партийный спектр» России обогатиться несколькими политическим партиями «праволиберальной ориентации»;
об опубликованных в блоге Прохорова предложениях по борьбе с фальсификацией волеизъявления граждан в ходе дня голосования, в частности: введении уголовной ответственности за удаление наблюдателей с избирательного участка и запрет проводить фото- и видеосъёмку; отмены практики голосования по открепительным удостоверениям; а также признании итогов выборов на избирательном участке недействительными в случае выявления факта нарушения избирательного законодательства хотя бы одним членом комиссии.
Г.А.Зюганов и В.В.Жириновский:
об обвинениях их С.М.Мироновым и рядом прорежимных политологов в «боязни выиграть президентские выборы» и «в участии в президентской кампании ради самого участия и сохранения электората представляемых ими партий» («Они 20 лет играют в замечательную игру – чур не выбери меня. За это время наряду с тандемом Медведева-Путина Жириновский и Зюганов сами стали ещё одним околовластным тандемом», - заявил Миронов);
С.М.Миронов:
о вынесении Центризбиркомом РФ постановления о регистрации Миронова кандидатом на пост главы государства;
об обещании Миронова, в случае победы на выборах 4 марта 2012 г., отправить в отставку председателя правительства РФ В.В.Путина;
о негативном отношении к дискуссиям о целесообразности переноса президентских выборов;
Г.А.Явлинский:
о его участии в антипутинском митинге «За честные выборы!» 24 декабря;
о продолжении сбора подписей избирателей, необходимых для его регистрации Центризбиркомом РФ в качестве кандидата в президенты;
Д.Ф.Мезенцев:
о регистрации неизвестными лицами фальшивого аккаунта Мезенцева в социальной сети Twitter;
о поздравлении губернатором Иркутской области воспитанников областных дошкольных образовательных учреждений с Новым годом и проведении по его инициативе праздничного мероприятия.
Динамический ряд, отражающий порядок наполнения медиа-потока публикациями о деятельности претендентов на главный государственный пост в Российской Федерации за период с 19 по 27 декабря 2011 г. (график 1), позволяет заключить, что в рассматриваемый день отмечались пик информационной активности В.В.Путина и стабильно низкие показатели его политических оппонентов.
График 1
Динамика изменения доли публикаций об участниках президентской избирательной кампании в информационно-политическом пространствес 19 по 27 декабря 2011 г.
См. график 1 в иллюстрациях к материалу
2. Индексы информационного благоприятствования, характеризующие деятельность участников президентской избирательной кампании
Контент-анализ информационных сообщений, посвящённых деятельности рассматриваемых политических деятелей, позволил проанализировать не только количественный аспект их присутствия в медиа-пространстве, но и его качественную сторону (таблица 2).
Таблица 2
Характер освещения в информационном пространстве кандидатов в президенты РФ (27 декабря 2011 года)
См. таблицу 2 в иллюстрациях к материалу
27 декабря лидирующую позицию в рейтинге информационного благоприятствования занял В.В.Путин, чей индекс информационного благоприятствования (ИИБ) взлетел до 2528,4 (при -392,8 – в предыдущий день) (график 2).
Напротив, сократилось число одобрительных высказываний и ярких сюжетов о С.М.Миронове до ИИБ в 300 (вместо 779,1 – 26 декабря).
Тем же образом складывалась ситуация в отношении М.Д.Прохорова (55 против 134,2 – днём ранее) и Г.А.Явлинского (снижение ИИБ с 218,8 (26 декабря) до нынешних 6,7).
Позиции Д.Ф.Мезенцева, в свою очередь, чуть укрепились по сравнению с предыдущим днём: 1,2 против -16,4 (26 декабря).
Приращением информационного антирейтинга отличились В.В.Жириновский (-266,4 в противовес 280,5 – по итогам 26 декабря) и Г.А.Зюганов (-235,2 при 341,3 – днём ранее).
График 2
Динамика индекса информационного благоприятствования участников президентской избирательной кампании с 19 по 27 декабря 2011 гг.
См. график 2 в иллюстрациях к материалу
Итоговое процентное соотношение количества положительных высказываний, озвученных в адрес кандидатов на пост президента РФ за период 19 – 27 декабря, составило: 36,9% от суммарного ИИБ – за В.В.Путиным, 15% - за В.В.Жириновским, 14,7% - за С.М.Мироновым, 14,5% - за Г.А.Зюгановым, 9,1% - за Г.А.Явлинским, 7,1% - за М.Д.Прохоровым и 2,7% - за Д.Ф.Мезенцевым (график 3).
График 3
Процентное соотношение количества положительных высказываний, озвученных в адрес кандидатов в президенты РФ за период 19 – 27 декабря 2011 г.
См. график 3 в иллюстрациях к материалу
Некоторые выводы
Проведённый анализ позволяет заключить, что 27 декабряВ.В.Путин не только сохранил доминирующее положение по степени представленности в информационном пространстве, но и существенно укрепил его. В итоге, кандидату в президенты РФ от партии власти удалось занять 76,4% медиа-поля (при 67,1% - днём ранее), чему соответствовало 635 публикаций. Носили они исключительно позитивный характер, что выразилось в полученном им индексе информационного благоприятствования (ИИБ) в 2528,4 (против ИИБ, равного -392,8, – 26 декабря).
Второе место по числу упоминаний в средствах массовой информации сохранил М.Д.Прохоров. Ему было отдано 6,3% (против 7,2% - в предыдущий день) всех новостных сводок об активности кандидатов на пост президента РФ или 52 информационных сообщения. Выдержаны они были в нейтральном «ключе», о чём свидетельствует ИИБ в 55 (при134,2 – 26 декабря).
Степень интереса, проявленного информационным сообществом к деятельности Г.А.Зюганова, соответствовала 4,6% или 38 сообщениям, которые имели в основном неодобрительный характер. Показателем этого служит полученный председателем ЦК КПРФ ИИБ, равный -235,2 (в противовес 341,3 – днём ранее).
Степень представленности в медиа-пространстве С.М.Миронова равнялась 4,1% (против 7% - 26 декабря) или 34 сюжета. Преобладал в них нейтральный «оттенок», что способствовало снижению ИИБ до 300 (вместо 779,1 – в предыдущий день).
Более привлекательной для средств массовой информации стала фигура Д.Ф.Мезенцева, о котором было выявлено 26 высказываний, что соответствовало 3,1% всех сведений о кандидатах в президенты (при 1,9 – 26 декабря). Для данных сюжетов была свойственна нейтральная «тональность» (степень информационного благоприятствования равна 1,2 при -16,4 – днём ранее).
Медиа-активность В.В.Жириновского соответствовала 2,9% (вместо 5,1% - 26 декабря) «кандидатского» информационного потока или 24 известиям. В информационном фоне деятельности данного политического деятеля преобладал негатив (ИИБ достиг отметки в -266,4 при 280,5 – днём ранее).
Доля присутствия в медиа-пространстве Г.А.Явлинского фиксировалась на отметке в 2,6% (при индексе предшествующего дня в 4,6%) или 22 упоминания, имевших нейтральный «оттенок» (ИИБ в 6,7 против 218,8 – 26 декабря).
В целом, по итогам 19 – 27 декабря качественное наполнение медиа-потока сводится: 36,9% от суммарного ИИБ – у В.В.Путина, 15% - у В.В.Жириновского, 14,7% - у С.М.Миронова, 14,5% - у Г.А.Зюганова, 9,1% - у Г.А.Явлинского, 7,1% - у М.Д.Прохорова и 2,7% - у Д.Ф.Мезенцева.
Исполнитель исследования: Юшина А.В.
Координатор проекта: Васильцова А.Н., зам.зав.Отделом ЦК КПРФ
Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме