19:16 28.12.2011 | Все новости раздела "КПРФ"

Президентская избирательная кампания в средствах массовой информации: 26 декабря 2011 года

4 марта 2012 года гражданам Российской Федерации предстоит решить, кто же станет главой государства на ближайшие шесть лет. Соответствующее постановление за №442-СФ «О назначении выборов Президента Российской Федерации» было принято верхней палатой российского парламента, Советом Федерации, 25 ноября 2011 г. Именно оно и дало официальный старт президентской избирательной кампании.

О своём намерении побороться за главный государственный пост России к настоящему моменту заявили: лидер «Единой России» В.В.Путин (зарегистрирован кандидатом в президенты РФ Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 20 декабря 2011 г.), председатель ЦК КПРФ Г.А.Зюганов, член бюро президиума Центрального совета «Справедливой России» С.М.Миронов (зарегистрирован кандидатом в президенты РФ Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 26 декабря 2011 г.), глава ЛДПР В.В.Жириновский, член политического совета «Яблока» Г.А.Явлинский, а также самовыдвиженцы – президент частного инвестиционного фонда Группа ОНЭКСИМ М.Д.Прохоров и губернатор Иркутской области Д.Ф.Мезенцев.

Прогнозируется, что, несмотря на попытки иных персон реализовать своё пассивное избирательное право на выборах 4 марта 2012 г., получат такую возможность лишь семь упомянутых политических деятелей. Их мы и примем за основных претендентов на пост президента Российской Федерации и включим в аналитическую модель, нацеленную на выявление создаваемого средствами массовой информации фона избирательной кампании.

Для достижения поставленной цели сектор политического мониторинга Отдела ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний на основании контент-анализа публикаций 7928 федеральных и региональных медиа-источников, используя данные системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия», рассчитывает информационно-политические индексы, которые определяются как доля упоминаний кандидатов в президенты Российской Федерации в медиа-пространстве. При этом за 100% принимается общий объём сообщений обо всех участниках «выборной гонки» 4 марта 2012 г.

Кроме того, в исследовании выстраивается контекстуальный ряд их присутствия в СМИ, позволяющий понять, какие события избирательной кампании вызвали наибольший интерес информационного сообщества, а значит, посредством его деятельности дошли до избирателя. А также учитывается вычисляемый мониторинговой системы «Медиалогия» индекс информационного благоприятствования, который отражает «тональность» (позитив – нейтральность – негатив) и степень яркости информационных сообщений о рассматриваемых политических деятелях.

1. Информационно-политические индексы кандидатов в президенты Российской Федерации

Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы «Медиалогия» позволил выявить следующую структуру информационного пространства, в котором действуют кандидаты на пост президента Российской Федерации (таблица 1).

Таблица 1

Структура информационного пространства, в котором действуют кандидаты в президенты Российской Федерации (26 декабря 2011 года)

См. таблицу 1 в иллюстрациях к материалу

26 декабря 2011 г. в информационном пространстве отмечалось 464 сюжета о В.В.Путине или 67,1% от общего числа высказываний, озвученных в адрес участников президентской избирательной кампании. В 50 материалах (7,2%) фигурировал М.Д.Прохоров, в 49 (7,1%) – Г.А.Зюганов, в 48 (7%) – С.М.Миронов, в 35 (5,1%) – В.В.Жириновский, в 32 (4,6%) – Г.А.Явлинский, а в 13 публикациях (1,9%) – Д.Ф.Мезенцев.

Упоминались же кандидаты на пост президента Российской Федерации в медиа-потоке в контексте новостных сообщений следующей тематики:

В.В.Путин:

о прошедшем 24 декабря на проспекте Сахарова в Москве массовом протестном митинге несистемной оппозиции «За честные выборы!», лейтмотивом которого стал лозунг «За Россию без Путина!» и требование отставки главы правительства РФ и его ухода из «большой политики»;

о состоявшемся заседании Государственного Совета РФ, в котором Путин принял участие в качестве премьер-министра РФ и основной темой обсуждения на котором стала проблема децентрализации властных полномочий в Российской Федерации;

о заявлении Путина о необходимости проведения в России «общенациональная психотерапия» в целях «внушения гражданам уверенности в завтрашнем дне», осуществление которой, по его мнению, должно базироваться на «наращивании государственного присутствия в Интернете и на телевидении», что может быть интерпретировано как нацеленность на полное огосударствление СМИ и усиление цензуры;

о рабочей встрече Путина с новоиспеченным вице-премьером, курирующим оборонно-промышленный комплекс, Д.О.Рогозиным;

Г.А.Зюганов:

о готовности депутатов фракции КПРФ в Государственной Думе стать поручителями для немедленного освобождения из-под ареста координатора «Левого фронта», политического заключённого, Сергея Удальцова;

о намерении Центральной избирательной комиссии РФ рассмотреть вопрос о регистрации Зюганова кандидатом в президенты РФ на заседании 28 декабря;

о начале работы Государственной Думы VI созыва 21 декабря;

С.М.Миронов:

о вынесении Центризбиркомом РФ постановления о регистрации Миронова кандидатом на пост главы государства;

об обещании Миронова, в случае победы на выборах 4 марта 2012 г., отправить в отставку председателя правительства РФ В.В.Путина;

В.В.Жириновский:

о намерении Центральной избирательной комиссии РФ рассмотреть вопрос о регистрации Жириновского кандидатом в президенты РФ на заседании 28 декабря;

о начале работы Государственной Думы VI созыва 21 декабря;

М.Д.Прохоров и Г.А.Явлинский:

об их участии в антипутинском митинге «За честные выборы!» 24 декабря;

Д.Ф.Мезенцев:

о регистрации им аккаунта в социальной сети Twitter;

о некоторых событиях из жизни Иркутской области.

Динамический ряд, отражающий порядок наполнения медиа-потока публикациями о деятельности претендентов на главный государственный пост в Российской Федерации за период с 19 по 26 декабря 2011 г. (график 1), позволяет заключить, что рассматриваемый день не внёс каких-либо изменений в обозначившуюся ранее тенденцию.

График 1

Динамика изменения доли публикаций об участниках президентской избирательной кампании в информационно-политическом пространствес 19 по 26 декабря 2011 г.

См. график 1 в иллюстрациях к материалу

2. Индексы информационного благоприятствования, характеризующие деятельность участников президентской избирательной кампании

Контент-анализ информационных сообщений, посвящённых деятельности рассматриваемых политических деятелей, позволил проанализировать не только количественный аспект их присутствия в медиа-пространстве, но и его качественную сторону (таблица 2).

Таблица 2

Характер освещения в информационном пространстве кандидатов в президенты РФ (26 декабря 2011 года)

См. таблицу 2 в иллюстрациях к материалу

26 декабря лидирующую позицию в рейтинге информационного благоприятствования занял С.М.Миронов, чей индекс информационного благоприятствования (ИИБ) вырос до 779,1 (при 295,4 – в предыдущий день) (график 2).

Тем же образом складывалась ситуация в отношении Г.А.Зюганова: 341,3 против 171,9 – днём ранее.

Напротив, сократилось число одобрительных высказываний и ярких сюжетов о В.В.Жириновском, ИИБ которого достиг отметки в 280,5 (вместо 434,5 – 25 декабря).

Чуть ослабли позиции Г.А.Явлинского (снижение ИИБ с 304 (25 декабря) до нынешних 218,8) и М.Д.Прохорова (ИИБ был равен 134,2 при 166 – в предыдущий день).

Отличились приращением информационного антирейтинга В.В.Путин (-392,8 в противовес 503,4 – по итогам 25 декабря) и Д.Ф.Мезенцев (-16,4 при 0 – днём ранее).

График 2

Динамика индекса информационного благоприятствования участников президентской избирательной кампании с 19 по 26 декабря 2011 гг.

См. график 2 в иллюстрациях к материалу

Итоговое процентное соотношение количества положительных высказываний, озвученных в адрес кандидатов на пост президента РФ за период 19 – 26 декабря, составило: 29,7% от суммарного ИИБ – за В.В.Путиным, 17,7% - за В.В.Жириновским, 17% - за Г.А.Зюгановым, 15% - за С.М.Мироновым, 10% - за Г.А.Явлинским, 7,6% - за М.Д.Прохоровым и 3% - за Д.Ф.Мезенцевым (график 3).

График 3

Процентное соотношение количества положительных высказываний, озвученных в адрес кандидатов в президенты РФ за период 19 – 26 декабря 2011 г.

См. график 3 в иллюстрациях к материалу

Некоторые выводы

Проведённый анализ позволяет заключить, что 26 декабряВ.В.Путин сохранил доминирующее положение по степени представленности в информационном пространстве, однако его позиции по сравнению с предыдущим днём немного ослабли. В итоге, кандидату в президенты РФ от партии власти удалось занять 67,1% медиа-поля (при 71,5% - днём ранее), чему соответствовало 464 публикации. Носили они, преимущественно, умеренно негативный характер, что выразилось в полученном им индексе информационного благоприятствования (ИИБ) в -392,8 (против ИИБ, равного 503,4, – 25 декабря).

Второе место по числу упоминаний в средствах массовой информации занял М.Д.Прохоров. Ему было отдано 7,2% (против 6,9% - в предыдущий день) всех новостных сводок об активности кандидатов на пост президента РФ или 50 информационных сообщений. Выдержаны они, преимущественно, были в нейтральном «ключе», о чём свидетельствует ИИБ в 134,2 (при 166 – 25 декабря).

Степень интереса, проявленного информационным сообществом к деятельности Г.А.Зюганова, соответствовала 7,1% или 49 сообщениям, которые имели нейтральный и умеренно одобрительный характер. Показателем этого служит полученный председателем ЦК КПРФ ИИБ, равный 341,3 (в противовес 171,9 – днём ранее).

Немного расширилась степень представленности в медиа-пространстве С.М.Миронова: 7% (против 4,9% - 25 декабря) или 48 сюжетов. В большинстве из них преобладал «оттенок» позитива, что способствовало росту ИИБ до 779,1 (вместо 295,4 – в предыдущий день).

Медиа-активность В.В.Жириновского соответствовала 5,1% (вместо 8,3% - 25 декабря) «кандидатского» информационного потока или 35 известиям. Характер освещения деятельности данного политического деятеля был близок к нейтральному (ИИБ достиг отметки в 280,5 при 434,5 – днём ранее).

Доля присутствия в медиа-пространстве Г.А.Явлинского фиксировалась на отметке в 4,6% (при индексе предшествующего дня в 6,3%) или 32 упоминаний, имевших, в основном, нейтральный «оттенок» (ИИБ в 218,8 против 304 – 25 декабря).

Наименее привлекательной для средств массовой информации по-прежнему остаётся фигура Д.Ф.Мезенцева, о котором было выявлено 13 высказываний, преимущественно, иркутских СМИ, что соответствовало 1,9% всех сведений о кандидатах в президенты (при его «выпадении» из новостного потока 25 декабря). Для данных сюжетов была свойственна нейтральная и умеренно негативная «тональность» (степень информационного благоприятствования равна -16,4).

В целом, по итогам 19 – 26 декабря качественное наполнение медиа-потока сводится: 29,7% от суммарного ИИБ – у В.В.Путина, 17,7% - у В.В.Жириновского, 17% - у Г.А.Зюганова, 15% - у С.М.Миронова, 10% - у Г.А.Явлинского, 7,6% - у М.Д.Прохорова и 3% - у Д.Ф.Мезенцева.

Исполнитель исследования: Юшина А.В.

Координатор проекта: Васильцова А.Н., зам.зав.Отделом ЦК КПРФ

Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме