10:45 18.02.2012 | Все новости раздела "КПРФ"

Президентская избирательная кампания в средствах массовой информации: 15 февраля 2012 года Президентская избирательная кампания в средствах массовой информации: 15 февраля 2012 года

4 марта 2012 года гражданам Российской Федерации предстоит решить, кто же станет главой государства на ближайшие шесть лет. Соответствующее постановление за №442-СФ «О назначении выборов Президента Российской Федерации» было принято верхней палатой российского парламента, Советом Федерации, 25 ноября 2011 г. Именно оно и дало официальный старт президентской избирательной кампании.

Возможность побороться за главный государственный пост России получили:

лидер «Единой России» В.В.Путин (зарегистрирован кандидатом в президенты РФ Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 20 декабря 2011 г.),

председатель ЦК КПРФ Г.А.Зюганов (зарегистрирован кандидатом в президенты РФ Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 28 декабря 2011 г.),

член бюро президиума Центрального совета «Справедливой России» С.М.Миронов (зарегистрирован кандидатом в президенты РФ Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 26 декабря 2011 г.),

глава ЛДПР В.В.Жириновский (зарегистрирован кандидатом в президенты РФ Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 28 декабря 2011 г.),

а также самовыдвиженец – президент частного инвестиционного фонда Группа ОНЭКСИМ М.Д.Прохоров (зарегистрирован кандидатом в президенты РФ Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 25 января 2012 г.).

Упомянутых политических деятелей мы и примем за основных претендентов на пост президента Российской Федерации и включим в аналитическую модель, нацеленную на выявление создаваемого средствами массовой информации фона избирательной кампании.

Для достижения поставленной цели сектор политического мониторинга Отдела ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний на основании контент-анализа публикаций федеральных и региональных медиа-источников (прессы, радио и телевидения), используя данные системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия», рассчитывает информационно-политические индексы, которые определяются как доля упоминаний кандидатов в президенты Российской Федерации в медиа-пространстве. При этом за 100% принимается общий объём сообщений обо всех участниках «выборной гонки» 4 марта 2012 г.

Кроме того, в исследовании выстраивается контекстуальный ряд их присутствия в СМИ, позволяющий понять, какие события избирательной кампании вызвали наибольший интерес информационного сообщества, а значит, посредством его деятельности дошли до избирателя. А также учитывается вычисляемый мониторинговой системы «Медиалогия» индекс информационного благоприятствования, который отражает «тональность» (позитив – нейтральность – негатив) и степень яркости информационных сообщений о рассматриваемых политических деятелях.

1. Информационно-политические индексы кандидатов в президенты Российской Федерации

Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы «Медиалогия» позволил выявить следующую структуру информационного пространства, в котором действуют кандидаты на пост президента Российской Федерации (таблица 1).

Таблица 1

Структура информационного пространства, в котором действуют кандидаты в президенты Российской Федерации: 15 февраля 2012 года

См. таблицу 1 в иллюстрациях к материалу

15 февраля 2012 г. в медиа-потоке отмечалось 1023 сюжета о В.В.Путине или 62,3% от общего числа высказываний, озвученных в адрес участников президентской избирательной кампании. В 200 материалах (12,2%) фигурировал Г.А.Зюганов, в 167 (10,2%) – В.В.Жириновский, в 128 (7,8%) – С.М.Миронов, а в 124 (7,5%) – М.Д.Прохоров.

Упоминались же кандидаты на пост президента Российской Федерации в СМИ в контексте новостных сообщений следующей тематики:

В.В.Путин:

о предвыборном визите Путина в Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии г. Москвы;

о начале отчётно-выборной поездки в республику Татарстан, где Путин уже успел посетить ОАО «Камский автомобильный завод» и больницу скорой медицинской помощи и провести правительственное совещание по проблемам демографической политики и модернизации российской системы здравоохранения;

о согласии сторонников Путина с предложением администрации г. Москвы о проведении намеченной на 23 февраля акции численностью до 100 тысяч человек в поддержку кандидата в президенты от «Общероссийского народного фронта» и «Единой России» в районе спортивного комплекса «Лужники»;

о распространении в СМИ слухов, будто бы известная российская актриса и одна из основателей благотворительного фонда «Подари жизнь» Чулпан Хаматова согласилась стать доверенным лицом Путина и принять участие в записи агитационного ролика в его поддержку в результате административного давления, и их опровержении пресс-секретарём действующего премьер-министра Дмитрием Песковым;

о рабочей встрече Путина с министром обороны РФ Анатолием Сердюковым и гендиректором корпорации «Уралвагонзавод» Олегом Сиенко;

об инициативе Путина создать в Москве прообраз лондонского Гайд-парка, специально отведённого для пикетов, митингов, демонстраций и собраний граждан места;

Г.А.Зюганов, В.В.Жириновский и С.М.Миронов:

о консультации Зюганова, Жириновского и Миронова как лидеров парламентских партий и руководителей их фракций в Государственной Думе ФС РФ с нынешним президентом РФ Д.А.Медведевым, в ходе которой обсуждался возможный проект будущей реформы политической системы России;

о выступлениях Зюганова и Жириновского с трибуны нижней палаты российского парламента в ходе очередного пленарного заседания;

о состоявшейся накануне совместной пресс-конференции в информационном агентстве «Интерфакс», в ходе которой кандидаты в президенты от КПРФ и ЛДПР оценили ход президентской избирательной кампании, подписав заявление «о несогласии с нарушением принципа свободных выборов», и пришли к соглашению о необходимости консолидации усилий их команд в целях повышения эффективности наблюдения за реализацией избирательного законодательства в ходе дня голосования 4 марта;

Г.А.Зюганов:

о встрече председателя ЦК КПРФ с работниками энергетической отрасли российской промышленности;

В.В.Жириновский:

об общении лидера ЛДПР со студентами Московского Государственного Открытого Университета им. В.С.Черномырдина;

о выступлении Жириновского в проекте Ксении Собчак «Ни слова о выборах», транслируемом на телеканале «Дождь»;

С.М.Миронов:

об интервью лидера эсеров радиостанции «Вести FM»;

о предвыборных дебатах доверенного лица Миронова Вячеслава Бобкова с представителем В.В.Путина Сергеем Глазьевым на телеканале «ТВЦентр»;

о намерении Народного артиста России Юрия Назарова обратиться в суд с иском к Миронову за «незаконное использование образа и рейтинга» в агитационной продукции кандидата в президенты РФ от «Справедливой России»;

М.Д.Прохоров:

о предложении бизнесмена «Газпром-Медиа Холдингу» выкупить пакет акций радиостанции «Эхо Москвы»;

о публикации журналом «Forbes», по данным проведённого им опроса российских и европейских бизнесменов, рейтинга самых уважаемых отечественных олигархов, в котором Прохоров занял второе место с показателем 23,8% голосов респондентов;

об интервью президента частного инвестиционного фонда Группа ОНЭКСИМ радиостанции «Коммерсант FM»;

о критическом отношении Прохорова к состоявшейся консультации нынешнего президента РФ Д.А.Медведева с лидерами парламентских партий, трое из которых (Г.А.Зюганов, В.В.Жириновский и С.М.Миронов) являются кандидатами в президенты РФ: «Мне не ясно, почему встреча носила закрытый формат. Замечу — встреча Медведева с лидерами партий прошла в период избирательной кампании, а часть участников этой встречи — кандидаты в президенты Российской Федерации. Не получается ли так, что кандидаты и действующий президент участвуют в неких закрытых переговорах?».

Динамический ряд, отражающий порядок наполнения медиа-потока публикациями о деятельности претендентов на главный государственный пост в Российской Федерации за период с 20 декабря 2011 г. по 15 февраля 2012 г. (график 1), позволяет заключить, что 15 февраля доля присутствия в информационном пространстве Г.А.Зюганова достигла максимального, М.Д.Прохорова – минимального, а иных кандидатов – среднего за анализируемый период значения.

График 1

Динамика изменения доли публикаций об участниках президентской избирательной кампании в информационно-политическом пространстве

с I декады декабря 2011 г. по 15 февраля 2012 г.

См. график 1 в иллюстрациях к материалу

2. Индексы информационного благоприятствования, характеризующие деятельность участников президентской избирательной кампании

Контент-анализ информационных сообщений, посвящённых деятельности рассматриваемых политических деятелей, позволил проанализировать не только количественный аспект их присутствия в медиа-пространстве, но и его качественную сторону (таблица 2).

Таблица 2

Характер освещения в информационном пространстве кандидатов в президенты РФ:

15 февраля 2012 года

См. таблицу 2 в иллюстрациях к материалу

15 февраля лидирующую позицию в рейтинге информационного благоприятствования сохранил В.В.Путин, несмотря на то, что его индекс информационного благоприятствования (ИИБ) снизился до 1880,5 (при 2087,2 – днём ранее) (график 2).

Аналогичная динамика прослеживалась в показателях М.Д.Прохорова (114,7 вместо 843 – в предыдущий день) и Г.А.Зюганова (81,3 против 743,6 – 14 февраля).

Существенно ослабли и позиции В.В.Жириновского (-188,9 (15 февраля) в противовес 886,3 – накануне) и С.М.Миронова (с -366,7 (14 февраля) до нынешних 696,5 ИИБ), прирастивших себе информационные антирейтинги.

График 2

Динамика индекса информационного благоприятствования участников президентской избирательной кампании с I декады декабря 2011 г. по 15 февраля 2012 г.

См. график 2 в иллюстрациях к материалу

Итоговое процентное соотношение количества положительных высказываний, озвученных в адрес кандидатов на пост президента РФ за период 20 декабря по 15 февраля, составило: 55,8% от суммарного ИИБ – за В.В.Путиным, 13,3% - за М.Д.Прохоровым, 12,7% - за Г.А.Зюгановым, 9,6% - за С.М.Мироновым и 8,6% - за В.В.Жириновским (график 3).

График 3

Процентное соотношение количества положительных высказываний, озвученных в адрес кандидатов в президенты РФ за период

I декада декабря 2011 г. – 15 февраля 2012 г.

См. график 3 в иллюстрациях к материалу

Некоторые выводы

Проведённый анализ позволяет заключить, что 15 февраля 2012 г.В.В.Путин сохранил доминирующее положение по степени представленности в информационном пространстве, однако по сравнению с предыдущим днём его позиции ослабли. В итоге, кандидату в президенты РФ от партии власти удалось занять 62,3% (при 64,4% - днём ранее) всего «кандидатского медиа-поля», чему соответствовало 1023 публикации. Носили они, преимущественно, одобрительный характер, что выразилось в полученном им индексе информационного благоприятствования (ИИБ) в 1880,5 (против ИИБ, равного 2087,2, – 14 февраля).

Второе место по числу упоминаний в средствах массовой информации занял Г.А.Зюганов. Ему было отдано 12,2% (вместо 10% - в предыдущий день) всех новостных сводок об активности кандидатов на пост президента РФ или 200 информационных сообщений. Большинство из них было выдержано в нейтральном «ключе», о чём свидетельствует ИИБ в 81,3 (против 743,6 – 14 февраля).

Степень интереса, проявленного информационным сообществом к деятельности В.В.Жириновского, соответствовала 10,2% (при 8,8% - в предыдущий день) или 167 сообщениям, которые имели, в основном, нейтральный и отрицательный «оттенки». Показателем этого служит полученный им ИИБ, равный -188,9 (при 886,3 – днём ранее).

Медиа-активность С.М.Миронова достигла 7,8% (при 6,5% - 14 февраля) или 128 известий. В информационном фоне деятельности лидера «Справедливой России» преобладал негатив (ИИБ в -366,7 в противовес 696,5 – накануне).

Доля присутствия в медиа-пространстве М.Д.Прохорова равнялась 7,5% (против 10,3% - в предыдущий день) или 124 информационным сообщениям. Для данных сюжетов была свойственна, в большей степени, нейтральная «тональность» (степень информационного благоприятствования была равна 114,7 при 843 – днём ранее).

В целом, по итогам 20 декабря2011 г. – 15 февраля 2012 г. качественное наполнение медиа-потока сводится к: 55,8% от суммарного ИИБ – у В.В.Путина, 13,3% - у М.Д.Прохорова, 12,7% - у Г.А.Зюганова, 9,6% - у С.М.Миронова и 8,6% - у В.В.Жириновского.

Исполнитель исследования: Юшина А.В.

Координатор проекта: Васильцова А.Н., зам.зав.Отделом ЦК КПРФ

Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме