02:30 16.02.2012 | Все новости раздела "КПРФ"

Президентская избирательная кампания в средствах массовой информации: 13 февраля 2012 года

4 марта 2012 года гражданам Российской Федерации предстоит решить, кто же станет главой государства на ближайшие шесть лет. Соответствующее постановление за №442-СФ «О назначении выборов Президента Российской Федерации» было принято верхней палатой российского парламента, Советом Федерации, 25 ноября 2011 г. Именно оно и дало официальный старт президентской избирательной кампании.

Возможность побороться за главный государственный пост России получили:

лидер «Единой России» В.В.Путин (зарегистрирован кандидатом в президенты РФ Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 20 декабря 2011 г.),

председатель ЦК КПРФ Г.А.Зюганов (зарегистрирован кандидатом в президенты РФ Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 28 декабря 2011 г.),

член бюро президиума Центрального совета «Справедливой России» С.М.Миронов (зарегистрирован кандидатом в президенты РФ Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 26 декабря 2011 г.),

глава ЛДПР В.В.Жириновский (зарегистрирован кандидатом в президенты РФ Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 28 декабря 2011 г.),

а также самовыдвиженец – президент частного инвестиционного фонда Группа ОНЭКСИМ М.Д.Прохоров (зарегистрирован кандидатом в президенты РФ Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 25 января 2012 г.).

Упомянутых политических деятелей мы и примем за основных претендентов на пост президента Российской Федерации и включим в аналитическую модель, нацеленную на выявление создаваемого средствами массовой информации фона избирательной кампании.

Для достижения поставленной цели сектор политического мониторинга Отдела ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний на основании контент-анализа публикаций федеральных и региональных медиа-источников (прессы, радио и телевидения), используя данные системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия», рассчитывает информационно-политические индексы, которые определяются как доля упоминаний кандидатов в президенты Российской Федерации в медиа-пространстве. При этом за 100% принимается общий объём сообщений обо всех участниках «выборной гонки» 4 марта 2012 г.

Кроме того, в исследовании выстраивается контекстуальный ряд их присутствия в СМИ, позволяющий понять, какие события избирательной кампании вызвали наибольший интерес информационного сообщества, а значит, посредством его деятельности дошли до избирателя. А также учитывается вычисляемый мониторинговой системы «Медиалогия» индекс информационного благоприятствования, который отражает «тональность» (позитив – нейтральность – негатив) и степень яркости информационных сообщений о рассматриваемых политических деятелях.

1. Информационно-политические индексы кандидатов в президенты Российской Федерации

Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы «Медиалогия» позволил выявить следующую структуру информационного пространства, в котором действуют кандидаты на пост президента Российской Федерации (таблица 1).

Таблица 1

Структура информационного пространства, в котором действуют кандидаты в президенты Российской Федерации: 13 февраля 2012 года

См. таблицу 1 в иллюстрациях к материалу

13 февраля 2012 г. в медиа-потоке отмечалось 942 сюжета о В.В.Путине или 73% от общего числа высказываний, озвученных в адрес участников президентской избирательной кампании. В 104 материалах (8,1%) фигурировал М.Д.Прохоров, в 91 (7%) – Г.А.Зюганов, в 82 (6,3%) – В.В.Жириновский, а в 72 (5,6%) – С.М.Миронов.

Упоминались же кандидаты на пост президента Российской Федерации в СМИ в контексте новостных сообщений следующей тематики:

В.В.Путин:

о публикации в газете «Комсомольская правда» программной статьи Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России»;

об отчётно-выборной поездке в Курганскую область, в ходе которой Путин посетил среднюю общеобразовательную школу №7 г. Кургана, где в режиме конференции обсудил проблемные стороны российской образовательной системы с работниками данной сферы;

о дискуссии доверенного лица В.В.Путина, режиссёра и актёра Никиты Михалкова с представителем М.Д.Прохорова, его сестрой и главным редактором журнала «Новое литературное обозрение» Ириной Прохоровой в эфире телеканала «Россия 24»;

о предложении администрации г. Москвы организаторам намеченной на 23 февраля массовой акции в поддержку В.В.Путина перенести место проведения мероприятия с ранее заявленной Манежной площади в район спортивного комплекса «Лужники» или Поклонной горы;

об очередных, по всей видимости, «оценочных высказываниях» главы Народного штаба Путина С.С.Говорухина, касающихся отношения представляемого им кандидата в президенты РФ к акциям протеста «За честные выборы!» (о «бандерлогах» и белых ленточках-«контрацептивах»): «Фраза была смешная, он человек живой. Он ведь даже не обезьянами их назвал, хотя имел право. Это был юмор… Они в этой помойке позволяют себе говорить, что хочешь, а премьер-министр не может их бандерлогами назвать?»;

о выступлении известного российского актёра и сатирика Геннадия Хазанова в поддержку кандидата в президенты В.В.Путина на телеканале «Дождь»;

М.Д.Прохоров:

о выступлении от лица Прохорова на предвыборных дебатах с доверенным лицом В.В.Путина Никитой Михалковым на телеканале «Россия 24» сестры бизнесмена Ирины Прохоровой;

о грядущей дискуссии доверенного лиц Прохорова, главы фонда «Город без наркотиков» Евгения Ройзмана с руководителем Федерации независимых профсоюзов Михаилом Шмакиным, который выступит от имени В.В.Путина в эфире «Первого канала» 14 февраля;

о предвыборной поездке главы частного инвестиционного фонда Группа ОНЭКСИМ в Санкт-Петербург;

Г.А.Зюганов:

о дебатах председателя ЦК КПРФ с кандидатом в президента РФ от «Справедливой России» С.М.Мироновым на «Первом канале»;

о встрече Зюганова с членами Молодёжной общественной палаты, молодыми политиками, общественными деятелями и журналистами;

о краже неизвестными лицами агитационных материалов Зюганова из здания Свердловского обкома КПРФ;

В.В.Жириновский:

о публикации на официальном сайте ЛДПР программной статьи Жириновского «Хватит терпеть! Голосуй за Жириновского!»;

об общении лидера ЛДПР со студентами Московской сельхозакадемии им. Тимирязева;

С.М.Миронов:

о предвыборной дискуссии Миронова с лидером КПРФ Г.А.Зюгановым в эфире «Первого канала»;

о прошедшем в стенах Государственной Думы ФС РФ брифинге лидера «Справедливой России» журналистам парламентского пула, на котором, в числе прочего, были затронуты вопросы: возрождения в России института выборов глав российских регионов и членов Совета Федерации, корректировки процедуры регистрации политических партий (переход к уведомительному принципу и снижение необходимой численности политической группы с 45 тысяч до 500 человек), а также перераспределения властных полномочий от президента к парламенту.

Динамический ряд, отражающий порядок наполнения медиа-потока публикациями о деятельности претендентов на главный государственный пост в Российской Федерации за период с 20 декабря 2011 г. по 13 февраля 2012 г. (график 1), позволяет заключить, что 13 февраля доля присутствия в информационном пространстве В.В.Путина достигла максимального, Г.А.Зюганова, М.Д.Прохорова и В.В.Жириновского – минимального, а С.М.Миронова – среднего за анализируемый период значения.

График 1

Динамика изменения доли публикаций об участниках президентской избирательной кампании в информационно-политическом пространстве

с I декады декабря 2011 г. по 13 февраля 2012 г.

См. график 1 в иллюстрациях к материалу

2. Индексы информационного благоприятствования, характеризующие деятельность участников президентской избирательной кампании

Контент-анализ информационных сообщений, посвящённых деятельности рассматриваемых политических деятелей, позволил проанализировать не только количественный аспект их присутствия в медиа-пространстве, но и его качественную сторону (таблица 2).

Таблица 2

Характер освещения в информационном пространстве кандидатов в президенты РФ:

13 февраля 2012 года

См. таблицу 2 в иллюстрациях к материалу

13 февраля лидирующую позицию в рейтинге информационного благоприятствования сохранил В.В.Путин, чей индекс информационного благоприятствования (ИИБ) взлетел до 3824,4 (при 1148,2 – днём ранее) (график 2).

Тем же образом складывалась ситуация в отношении С.М.Миронова, ИИБ которого достиг отметки в 1365,4 (против -34,2 – 12 февраля).

Увеличилось число положительных высказываний и ярких сюжетов и о Г.А.Зюганове (748,7 ИИБ вместо -15,6 – в предыдущий день), М.Д.Прохорове (с 14,9 (12 февраля) до нынешних 603,9) и В.В.Жириновском (529,8 (13 февраля) в противовес -16 – накануне).

График 2

Динамика индекса информационного благоприятствования участников президентской избирательной кампании с I декады декабря 2011 г. по 13 февраля 2012 г.

См. график 2 в иллюстрациях к материалу

Итоговое процентное соотношение количества положительных высказываний, озвученных в адрес кандидатов на пост президента РФ за период 20 декабря по 13 февраля, составило: 55,7% от суммарного ИИБ – за В.В.Путиным, 13,3% - за М.Д.Прохоровым, 12,7% - за Г.А.Зюгановым, 9,8% - за С.М.Мироновым и 8,5% - за В.В.Жириновским (график 3).

График 3

Процентное соотношение количества положительных высказываний, озвученных в адрес кандидатов в президенты РФ за период

I декада декабря 2011 г. – 13 февраля 2012 г.

См. график 3 в иллюстрациях к материалу

Некоторые выводы

Проведённый анализ позволяет заключить, что 13 февраля 2012 г.В.В.Путин не только сохранил доминирующее положение по степени представленности в информационном пространстве, но и укрепил его по сравнению с предыдущим днём. В итоге, кандидату в президенты РФ от партии власти удалось занять 73% (при 62,6% - днём ранее) всего «кандидатского медиа-поля», чему соответствовало 942 публикации. Носили они исключительно одобрительный характер, что выразилось в полученном им индексе информационного благоприятствования (ИИБ) в 3824,4 (против ИИБ, равного 1148,2, – 12 февраля).

Второе место по числу упоминаний в средствах массовой информации осталось за М.Д.Прохоровым. Ему было отдано 8,1% (вместо 10,3% - в предыдущий день) всех новостных сводок об активности кандидатов на пост президента РФ или 104 информационных сообщения. Выдержаны они были как в нейтральном, так и в умеренно позитивном «ключе», о чём свидетельствует ИИБ в 603,9 (против 14,9 – 12 февраля).

Степень интереса, проявленного информационным сообществом к деятельности Г.А.Зюганова, соответствовала 7% (при 9,8% - в предыдущий день) или 91 сообщению, которые имели, в основном, нейтральный и положительный «оттенки». Показателем этого служит полученный им ИИБ, равный 748,7 (при -15,6 – днём ранее).

Медиа-активность В.В.Жириновского достигла 6,3% (при 9,8% - 12 февраля) или 82 известий. В информационном фоне деятельности лидера ЛДПР преобладала нейтральность (ИИБ в 529,8 в противовес -16 – накануне).

Доля присутствия в медиа-пространстве С.М.Миронова равнялась 5,6% (против 7,5% - в предыдущий день) или 72 информационным сообщениям. Для данных сюжетов была свойственна позитивная «тональность» (степень информационного благоприятствования была равна 1365,4 при -34,2 – днём ранее).

В целом, по итогам 20 декабря2011 г. – 13 февраля 2012 г. качественное наполнение медиа-потока сводится к: 55,7% от суммарного ИИБ – у В.В.Путина, 13,3% - у М.Д.Прохорова, 12,7% - у Г.А.Зюганова, 9,8% - у С.М.Миронова и 8,5% - у В.В.Жириновского.

Исполнитель исследования: Юшина А.В.

Координатор проекта: Васильцова А.Н., зам.зав.Отделом ЦК КПРФ

Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме