20:00 23.10.2012 | Все новости раздела "КПРФ"
Премьер-министр и «младореформаторы». Мнение независимого экономиста Владислава Жуковского
Буквально на днях председатель правительства России Дмитрий Медведев сделал очередное знаковое заявление, в котором, по сути дела, открыто признался в приверженности властей курсу на распродажу отечественной экономики и наиболее лакомых активов госсобственности оптом и в розницу. Насколько можно судить, премьер России, олицетворяющий собой клан идейных наследников «младореформаторов» и являющийся выразителем идей приближенных к власти «рыночных фундаменталистов», осознанно или неосознанно, но намерен продолжить политику по сдаче финансово-экономического суверенитета России.
Это логичное продолжение общего курса правящих властей по демонтажу российской государственности и подрыву конкурентоспособности России и отечественной экономики в системе международного разделения труда в условиях нарастания глобальной конкуренции. Действия правительства по распродаже государственных долей в крупнейших стратегически значимых предприятиях и банках укладывается в общую линию с решениями по разрушению единой энергосистемы («реформа» РАО ЕЭС), приватизации и легитимизации произвола в ЖКХ, разрушению вооружённых сил и внутренних войск, приватизации бюджетной сферы (поправки в ФЗ-83), дебилизации населения (введение ЕГЭ и образовательного стандарта) и т.д.
При этом, как и положено истинному либералу, Медведев прекрасно осознаёт всю ущербность и несостоятельность официальной аргументации правительства относительно необходимости приватизации. Идейные последователи Гайдара, Чубайса, Ясина, Мау и прочих «либеральных фундаменталистов», окунувших Россию в нищету и разруху в 1990-е годы, по-прежнему сохраняют в своих руках контроль над финансово-экономическим блоком правительства и аппарата президента. Насколько можно судить, глава правительства озвучил вслух мысли и планы именно этой части российской властной вертикали, которая по-прежнему искренне верит в то, что государство призвано служить интересам глобального бизнеса, а не своему собственному населению.
А любая попытка созидательного государственного вмешательства в экономику и, шире, в общественную жизнь в целом с целью исправления рыночных дисбалансов и создания стимулов для повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей и наукоёмкой промышленности, определяющей место страны в системе международного разделения труда, рассматривается «либеральными сектантами» как проявление «экономического сатанизма».
Судя по всему, российские либералы, выступающие в качестве штурмовой пехоты глобального бизнеса по зачистке экономического пространства России для дальнейшей финансово-экономической колонизации страны со стороны крупнейших ТНК и международных банков, на полном серьёзе готовы запустить проект «Приватизация 3.0. Напомним, что первые два проекта (ваучерная приватизация и кредитно-залоговые аукционы) носили откровенно криминальный и незаконный характер, реализовывались с масштабным нарушением действующего законодательства, а также вопреки интересам самого государства и 85-90% населения страны.
В этом плане крайне знаковым и важным для обсуждения стало заявление Дмитрия Медведева, сделанное им 16 октября текущего года на заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ). Прежде всего, нужно отметить, что КСИИ является рупором идей и весьма действенным инструментом продвижения интересов глобального управляющего класса, представленного крупнейшими транснациональными корпорациями, ИТ-монополиями, международными банками и политическим истеблишментом экономически развитых стран. Любое заявление в рамках КСИИ следует рассматривать как своеобразный сигнал или обещание правящих властей в адрес глобального бизнеса.
При этом отличие между раздачей предвыборных обещаний рядовым гражданам России, именуемых в коридорах власти «быдлом», и обещаниями в адрес руководства крупнейших транснациональных корпораций и международных банков носит качественный характер. Если созидательные предвыборные обещания и благие намерения правящих властей (начиная от «модернизации» и «инноваций» и заканчивая «реиндустриализацией») в адрес населения страны можно смело воспринимать в качестве ничего не стоящих эвфемизмов, то обещания в адрес транснационального капитала придётся выполнять.
Хотя бы по той простой причине, что именно в фешенебельных странах или в контролируемых иностранными разведками оффшорных юрисдикциях российские коррумпированные чиновники, монополисты и сырьевые олигархи хранят свои главным образом незаконно приобретённые активы. Нельзя называть «заработанным» то, что было отнято и украдено у всего населения в ходе заведомо притворных, незаконных и противоречащих интересам государства «сделок». Да ещё к тому же было украдено с редким цинизмом, подкупом высших должностных лиц и за счёт средств бюджета, т.е. самих граждан России.
Возврат к риторике Чубайса и Гайдара
По сути дела, глава правительства в лучших традициях перестрочено-приватизационного угара первой половины 1990-х годов открыто признал, что никакого экономического смысла продвигаемая либеральным кланом правительства приватизация стратегически значимых предприятий в себе не несёт. Она в принципе не нацелена на увеличение бюджетных доходов государства и не связана с решением задачи повышения стабильности системы государственных финансов.
Премьер-министр настолько ясно и недвусмысленно об этом сказал, что имеет смысл привести его высказывание целиком: «В наших планах продажа акций ряда предприятий, крупных, значимых, часть из них уже за последние несколько месяцев была продана. Приватизация должна работать на повышение эффективности соответствующих компаний. Вчера на встрече с форумом «Давос–Россия» (часть присутствующих на нём были) я говорил о значении приватизации. Ещё раз хотел бы это акцентировать: смысл приватизации не в пополнении бюджета, или, во всяком случае, не самая главная задача – пополнение бюджета. Смысл в ценностях и векторе развития российской экономики».
Аналогичные по сути заявления себе позволяли инициаторы первых двух волн антинародной приватизации. Спустя несколько лет после реализации программы по беспрецедентной в истории России и, пожалуй, всего человечества незаконной передачи государственного имущества в руки олигархов Чубайс, Гайдар, Ясин и прочие либералы открыто заявляли, что приватизация носила идеологический характер. И была нацелена на создание крупного частно-олигархического капитала, способного поддержать режим Ельцина в его борьбе с коммунистами и патриотическими силами.
Напомним, что, если в первой половине 1990-х годов в самый разгар масштабной и незаконной передачи стратегически значимых предприятий в руки приближенной к компрадорской власти узкой группы лиц раздавались голоса про необходимость пополнения бюджета, то уже в конце 1997г. «прорабы перестройки» и «либеральные фундаменталисты» открыто заявляли, что приватизация носила неэкономический характер.
Открыто это признал в самом начале 2000-х годов главный идеолог грабительской «приватизации» Анатолий Чубайс, который после прихода к власти Путина в интервью под камеру заявил, что незаконная приватизация крупнейших промышленных и инфраструктурных предприятий, большая часть которых являлась монополистом на мировом или российской рынке товаров (чаще всего сырья: нефти, чёрных и цветных металлов, драгоценных металлов и камне, леса и т.д.), не имела под собой экономического основания. Он был вынужден признать, что передача наиболее высоко рентабельных и лакомых кусков государственной собственности в руки узкой группы приближенных к власти олигархов не была нацелена на пополнение бюджета.
Её цель была в спешном создании класса крупных олигархических собственников, которые бы поддержали президента Ельцина в его борьбе с коммунистами и прочими народно-патриотическими силами, а также профинансировали предвыборную кампанию компрадорских властей. Неудивительно, что Ельцин одержал беспрецедентно грязную «победу», хотя ещё за полгода до выборов в январе-феврале 1996г. рейтинг его поддержки не превышал 4-5%.
Распродажа страны оптом и в розницу – утрата суверенитета
По сути дела, премьер правительства открыто и не стесняясь сказал вслух то, о чём лучшие российские экономисты, учёные и эксперты говорят на протяжении всех последних лет реализации политики «Вашингтонского консенсуса». Находящиеся у штурвала финансово-экономическим блоком государства «рыночные фундаменталисты» продолжают курс на постепенную распродажу государственного имущества оптом и в розницу и не намерены отказываться от реализации политики целенаправленного разрушения финансово-экономического, производственного и научно-технического потенциала России.
Те же самые либералы, которые в 1990-е годы проводили незаконную распродажу государственного имущества в рамках фиктивных кредитно-залоговых аукционов и ваучерной приватизации, а также на возмездной основе выстраивали схему по разграблению государственного бюджета в пирамиде ГКО-ОФЗ, теперь снова взялись за излюбленное дело по демонтажу государственного суверенитета России. И даже риторика осталась той же самой – государство объявляется неэффективным собственником и коррумпированным управленцем, априори не способным обеспечить эффективное управление государственным имуществом. А частный собственник, который в 1990-е годы обеспечил невиданный по масштабам упадок обрабатывающих производств, социальной сферы и деградацию экономики, по неведомой причине объявляется эффективным и ответственным собственником.
Совершенно очевидно, что недавнее заявление Медведева о том, что приватизация носит, главным образом, идеологический характер и не ставит своей главной целью пополнение бюджета, стало реакцией правящих властей на научно обоснованную критику со стороны целого ряда лучших российских экономистов и экспертов.
Действительно, совершенно непонятно, о каком пополнении бюджета за счёт приватизации крупнейших государственных предприятий и банков может идти речь в условиях, когда правительство захлёбывается от притока нефтедолларов, а на счетах Минфина в Банке России и коммерческих банках без дела лежит свыше 6,7 трлн. рублей. Только за период с января по сентябрь 2012г. остаток средств Резервного фонда подскочил с 811 до 1902 млрд. рублей, тогда как размер Фонда национального благосостояния превышает 2,7 трлн. рублей.
Этих средств вполне достаточно, чтобы в течение полугода вообще не собирать налоги и прочие платежи в бюджет и в полном объёме финансировать все взятые правительством бюджетные обязательства. При наличии желания, на эти средства можно было бы провести комплексную модернизацию отечественной деиндустриализированной «экономики трубы», в которой свыше 92% экспортной валютной выручки обеспечивается за счёт распродажи невосполнимого минерального сырья и продукции низких переделов. А свыше 65% ВВП, 73% капитальных вложений и 85% совокупных прибылей оседает в карманах сырьевых олигархов, оптово-розничной торговли, перекупщиков, естественных монополий и финансовых спекулянтов.
Более того, совершенно невменяемыми и неадекватными выглядит приватизация крупнейших российских предприятий и банков с точки зрения их вклада в бюджет. Совершенно очевидно, что прибыль, приносимая государству естественными монополиями, сырьевыми гигантами, госбанками и прочими стратегически значимыми для обеспечения финансово-экономического суверенитета страны предприятиями в краткосрочном плане существенно превышает объём собираемых налогов и платежей в бюджет. По той простой причине, что размер налогооблагаемой базы в нормальной ситуации в разы превышает размер осуществляемых с неё налоговых платежей и выплат. А в среднесрочном плане поток чистой прибыли, поступающий в бюджет от владения государством компаниями, существенно превышает полученные в ходе приватизации средства.
Так, чистая прибыль Сбербанка в одном только 2011г. составила более 321,9 млрд. рублей. ВТБ в том же году заработал свыше 90,6 млрд. рублей, Роснефть - 316 млрд. рублей, Сургутнефтегаз – 233,1 млрд. рублей, Транснефть – 191 млрд. рублей, РЖД – 183 млрд. рублей, Русгидро – 43,4 млрд. рублей, ФСК – 49 млрд. рублей, Холдинг МРСК – 38,9 млрд. рублей. А Газпром и вовсе отчитался о рекордной прибыли в 1,3 трлн. рублей или 44 млрд. долл. За счёт безудержного повышения цен на газ для населения и промышленных предприятий на 15-23% в год и хронической недоплаты НДПИ и экспортных пошлин в бюджет это позволило газовой монополии возглавить список Fortune 100 среди всех компаний в мире по размеру чистой прибыли.
Также свыше 17 млрд. рублей чистой прибыли заработала Зарубежнефть, Совкомфлот получил свыше 1,3 млрд. рублей, Роснано принёс государству не менее 3,6 млрд. рублей. Государство (через Банк России) владеет 50% плюс одна акция Сбербанка, 95% акционерного капитала Роснефти, 78,1% Транснефти, 75,5% ВТБ, 100% Россельхозбанка, 100% РЖД, 79,4% ФСК ЕЭС, 54,5% Холдинга МРСК и т.д. С учётом удельного веса государства в капитале обозначенных выше компаний (от 50% и выше) и нормы дивидендных выплат получается, что за счёт владения крупнейшими российскими компаниями и банками государство заработало в одном только 2011г. свыше 750 млрд. рублей.
Это в 3 раза превышает совокупный объём средств, которые планирует получить Минифн от приватизации государственного имущества в 2012г. (200 млрд. рублей). В 2013г. распродажа государственного имущества должна принести порядка 427,7 млрд. рублей, в 2014г. – 330,8, а в 2015г. – менее 585,1 млрд. рублей. Другими словами, в течение ближайших 3 лет правительство планирует получить порядка 1,34 трлн. рублей от приватизации государственного имущества, что эквивалентно 11% доходной части федерального бюджета в 2011г. Другими словами, ради извлечения этой откровенно незначительной суммы, которой не хватит даже на покрытие разрастающегося дефицита Пенсионного фонда России (свыше 1,3 трлн. рублей в 2012г.), власти готовы избавиться от контроля за стратегически значимыми предприятиями и госбанками России.
Итоги приватизации 1990-х годов
Неудивительно, что на протяжении всех «тучных нулевых» коррумпированными чиновниками в Росси реализовывалась политика паразитического проедания природно-сырьевой ренты и хищнической эксплуатации остатков научно-технического, производственного и инфраструктурного потенциала Советской эпохи. Наиболее наглядно масштабы перекосов в российской архаичной «экономике трубы» и качественной деградации научно-технического и производственного потенциала проявляются при анализе структуры роста экономики.
Согласно официальным данным Росстата и статистической базе данных МВФ за период 1999-2011г. совокупный прирост ВВП в постоянных ценах с учётом официальной оценки дефлятора составил порядка 83,5%. Тогда как импорт в постоянных ценах подскочил в 5,6 раз, а конечное потребление домашних хозяйств увеличилось в 3 раза. В 2 раза увеличилась добавленная стоимость от экспорта товаров и услуг, свыше 60% которого приходится на нефтегазовый комплекс, а 92% на минеральное сырьё и продукции низких переделов.
Одновременно с этим за аналогичный промежуток времени, в течение которого российские власти без устали рассказывали со всех экранов про свои «достижения» в области возрождения отечественной промышленности, добавленная стоимость в производственном секторе увеличилась всего лишь на 73,2%. Иначе говоря, прирост добавленной стоимости в реальном, производительном секторе экономики, отражающем ситуацию в отечественной обрабатывающей промышленности и наукоёмких производствах, оказался гораздо более скромным, чем в экономике в целом. При этом разрыв между приростом добавленной стоимости в промышленности и приростом потребления достиг 4 раз, а разрыв с увеличением импорта составил не менее 7,6 раз. В сфере услуг прирост добавленной стоимости едва дотянул до 92,5%.
Другими словами, на протяжении всех последних 12 лет происходила качественная деградация и примитивизация самой структуры российской экономики, которую до поры до времени удавалось компенсировать за счёт притока в страну нефтедолларов от распродажи невосполнимого минерального сырья. Весь широко разрекламированный рост потребления и качества жизни населения России, 60% которого до сих пор относятся Институтом социологии РАН к бедным и нищим слоям, обеспечивался за счёт паразитического проедания нефтедолларов и наплыва дешёвого китайского и субсидируемого европейского импорта.
Неудивительно, что доля импортной продукции и товаров иностранных производителей на российском рынке продовольственных товаров достигает 50% в регионах и 70% в крупных городах-миллионерах, на рынке фармацевтической продукции – 80-85%, а на рынке высокотехнологичной наукоёмкой продукции – свыше 90%. При этом доля наукоёмкой продукции с высокой долей добавленной стоимости в структуре промышленного производства сократилась с 60-65% в 1990г. до менее чем 7,5-8% по итогам 2011г.
Закономерным результатом реализации откровенно незаконной, фиктивной и противоречащей интересам государства и 80% населения России ваучерной и кредитно-залоговой приватизации, в результате которой крупнейшие и наиболее рентабельные государственные предприятия были переданы коррумпированными чиновниками по в десятки раз заниженным ценам и за счёт государства в руки узкой группы компрадорских олигархов, беспрецедентный вывоз капитала.
Согласно официальным данным Банка России, за период 1990-2000гг. чистый вывоз капитала из России превысил отметку в 127,6 млрд. долл., что было эквивалентно 58% ВВП России в 2000г. При этом в структуре вывоза капитала свыше 52,4 млрд. долл. пришлось на незаконный вывоз откровенно криминальных активов и преступных прибылей российских компрадорских чиновников, криминальных структур и олигархов по счёту «чистые ошибки и пропуски». Чувствуя шаткость своего положения, вместо развития производства олигархи, появившиеся в результате незаконного и криминального сговора бизнеса и правящих властей, приступили к целенаправленному проеданию оборотного капитала и основных фондов, а также паразитической распродаже невосполнимого минерального сырья и вывозу капитала в оффшорные юрисдикции.
Ещё свыше 45,5 млрд. долл. составил официально зафиксированный Банком России незаконный вывоз капитала в рамках фиктивной внешнеэкономической деятельности. В данном случае речь идёт о невозврате экспортной выручки, непоступлении товаров и услуг в счёт предоплаты по импортным контрактам, фиктивных операциях с ценными бумагами, предоставлении кредитов и займов фирмам-однодневкам и т.д.
Свыше 49,2 млрд. долл. составили накопленные за период 1990-2000гг. чистые инвестиционные убытки отечественной экономики от уплаты процентов по кредитам и займам, дивидендов оффшорным акционерам, ренты и прочих факторных доходов на капитал. Не менее 48,9 млрд. долл. составило суммарное отрицательное сальдо торговли услугами, существенная часть которых оказывалась с целью завышения издержек производства, снижения налогооблагаемой базы, уклонения от уплаты налогов и вывоза капитала в оффшорные юрисдикции. Порядка 20 млрд. долл. составил вывоз капитала государством и органами денежно-кредитного регулирования в форме накопления иностранных резервов и кредитования научно-технического потенциала стратегических конкурентов в США, ЕС и Японии.
При этом нужно отдавать себе отчёт в том, что вывоз капитала в незаконной форме осуществлялся не только через уплату процентов и дивидендов, фиктивные внешнеэкономические операции, невозврат экспортной выручки, фиктивные операции с ценными бумагами и финансовыми инструментами. Крайне значимым каналом утечки капитала стали вполне законные с первого взгляда экспортно-импортные операции по торговле товарами, что обеспечивалось за счёт завышения цен на импортируемую продукцию и занижения цен на экспортируемые товары с целью вывоза капитала в оффшорные юрисдикции. Такого рода операции по искусственному занижению налогооблагаемой прибыли и минимизации налоговых платежей вообще не находили и до сих пор не находят отражения в официальной статистике.
Согласно официальным данным Росстата и Банка России, за период 1990-2000гг. совокупный приток экспортной выручки в Россию от вывоза товаров и, прежде всего, хищнической и неконтролируемой распродажи невосполнимого минерального сырья превысил отметку в 691,6 млрд. долл. Это в 3 раза превышает объём ВВП России в 2000г. и эквивалентно 15-20 бюджетам России в середине 1990-х годов. Как минимум 489,5 млрд. долл. составил объём импорта товаров за рассматриваемый период «либерального погрома» отечественной экономики и сдачи финансово-экономического суверенитета.
По экспертным оценкам лучших российских учёных (в том числе академиков С.Глазьева, Н.Петракова, О.Богомолова, до недавнего времени Д.Львова, а также экономистов В.Катасонова, Ю.Болдырева, М.Делягина, С.Батчикова, М.Хазина, А.Кобякова, В.Бурлачкова, В.Ткачёва) в период «рыночных преобразований» и перестроечной вакханалии от 30 до 50% всех внешнеторговых операций осуществлялось с умышленным нарушением законодательства и существенным искажением ценовых пропорций. Таким образом, потери России только в рамках экспортно-импортных операций превысили отметку в 150-250 млрд. долл., что также эквивалентно 100% ВВП России в 2000г.
Итого совокупный объём вывоза капитала превысил отметку в 222,3 млрд. долл. или 100% ВВП России в 2000г. только прямым методом без учёта эффекта упущенных возможностей и убытков от деградации экономики, разрушения наукоёмкой промышленности, беспрецедентной утечки умов и масштабного вымирания населения. С учётом оттока капитала в торговле услугами, оплаты труда иммигрантов, накопления золотовалютных резервов и нарушений в рамках внешнеторговой деятельности убытки России от первых двух волн незаконной приватизации достигли 450-600 млрд. долл., а с учётом косвенных эффектов от разрушения научно-технического потенциала, упущенных прибылей от капитала и превращения России в сырьевую колонию и рынок сбыта для продукции транснационального капитала превышает 1-1,3 трлн. долл. или 500% ВВП России в 2000г.
Социальная катастрофа и экономический упадок первой волны приватизации 1990-х годов
Следует напомнить, к каким плачевным последствиям в плане дезорганизации экономики, деградации научно-технического потенциала и разрушения наукоёмких производств привела бездумная и небескорыстная вера властей в антинаучную неолиберальную доктрину «рыночного фундаментализма». Именно принципы «внешнеэкономической либерализации», «тотальной приватизации» и «дерегулирования экономических отношений» навязывались и продолжают навязываться России на протяжении последних 20 лет со стороны МВФ, Всемирного Банка, ЕБРР и прочих международных финансовых организаций, продвигающих интересы транснационального капитала и международных финансовых спекулянтов.
На фоне отказа государства исполнять свои конституционные обязанности по развитию социально-экономической сферы и преумножению благосостояния населения, а также сращивания класса непрофессиональных и коррумпированных чиновников с криминально-олигархическим капиталом произошёл масштабный обвал российской экономики и деградация экономических отношений. За период 1990-1996г. объём ВВП России сократился более чем на 45%, промышленное производство сжалось на 60%, обрабатывающие производства сократили выпуск в 5 раз, а производство наукоёмкой продукции с высокой долей добавленной стоимости (станкостроение, приборостроение, инвестиционное машиностроение, ракетно-космическая и авиационная промышленность и т.д.) обвалилось в 10-20 раз.
Одновременно с этим капитальные вложения в основные фонды в экономике в целом сжались в 5 раз, а накопление основного капитала в высокотехнологичных отраслях обрабатывающей промышленности, обеспечивавших лидирующие позиции России на мировом рынке наукоемкой продукции, сократилось более чем в 10 раз. Закономерным итогом стало беспрецедентное со времён Гражданской Войны падение нормы обновления основных фондов с 7-8% в конце 1980-х годов до менее чем 1,5-1,8% в середине 1990-х годов на фоне аналогичного по масштабам скачка выбытия мощностей. Неудивительно, что степень износа основных фондов в экономике подскочила с 31-32% в середине 1980-х годов до 39,3% в 2000г. и 47,1% по итогам 2010г.
По экспертным оценкам (в том числе экс-главы НИИ Статистики Росстата Василия Симчеры) степень износа производственно-сбытовых мощностей в наукоёмкой обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе достигает 75-80%, а львиная доля энергетической, жилищно-коммунальной, транспортной и прочей базовой инфраструктуры находится в аварийном состоянии (износ свыше 80%). Неудивительно, что по показателю энергоёмкости ВВП и производства Россия в 3-4 раза обгоняет страны Европы (в том числе скандинавским) и в 6-8 раз США, Южной Корее и Японии.
Другими словами, эти самые «эффективные менеджеры», появившиеся на свет благодаря сговору с коррумпированной властной элитой, под шумок и красивые разговоры чиновников о преимуществах приватизации просто-напросто занимались разграблением государственного имущества, проедали оборотный капитал и основные фонды крупнейших производственных предприятий, массово вывозили активы за рубеж, сокращали рабочие места, урезали заработную плату и паразитировали на распродаже невосполнимого минерального сырья.
Собственно говоря, именно этим и отличились российские «частные собственники» - паразитическим проеданием остатков научно-технического, производственного и инфраструктурного потенциала России, а также превращением страны в сырьевую колонию Европы и финансовый резервуар США.
Отдельного внимания заслуживает упоминание не просто нелегитимного характера масштабной приватизации крупнейших, стратегически значимых предприятий, находившихся в государственной собственности. Это сейчас стало модно говорить о том, что ваучерная и, прежде всего, кредитно-залоговая приватизация была несправедливой и нелегитимной, но при этом законной. Именно такими тезисами и формулировками предпочитают оперировать в последние годы олигархи и их покровители в Кремле.
Государство эффективный собственник в суверенных странах
Что тещё более важно, Медведев публично расписался в недееспособности нынешнего правительства и всей вертикали власти, которые не в силах обеспечить более-менее эффективное управление государственной собственностью в интересах населения России.
«Мы должны давать чёткие сигналы, куда мы идём, чего мы хотим. Мы хотим эффективной, основанной на частной собственности экономики или экономики бюрократической, с доминированием государственного присутствия и управления и, соответственно, коррупции? Я думаю, ответ очевиден, но декларации недостаточно, нужны реализованные намерения, а реализованные намерения – это и есть приватизация, это курс. Конечно, всё это должно подчиняться требованиям разумной экономической логики, но, я думаю, в этом кругу об этом говорить не приходится».
Возникает закономерный и логичный вопрос – это только в России государство является неэффективным собственником, априори неспособным обеспечить эффективное управление государственным имуществом и подавить коррупцию? Или аналогичная ситуация складывается в крупных экономически развитых странах и динамично развивающихся индустриальных странах?
В принципе непонятна логика размышления российского премьера, тезисы которого больше похожи на сеанс нейролингвистического программирования и манипуляции общественным сознанием. Для справки нужно отметить, что в динамично развивающемся Китае, который на протяжении последних 35 лет демонстрирует средние темпы роста экономики в 10-11%, а обрабатывающие производства и наукоёмкие отрасли наращивают выпуск продукции на 13-15% и 17-20% соответственно ежегодно, государство играет ключевую роль в развитии экономики. Именно государство самым активным образом формирует приоритеты денежно-кредитной, научно-технической, промышленной и инновационной политики, а также контролирует стратегически значимые секторы экономики: финансы, банковский сектор, добывающие отрасли, приборостроение, ВПК, ракетно-космическая и авиационная промышленность и т.д.
Более того, опыт послевоенного восстановления экономик европейских стран, а также японское, корейское, китайское и индийское экономическое чудо наглядно продемонстрировали несостоятельность антинаучного и пропагандистского тезиса либералов относительного неэффективности и коррумпированности государства как собственника. До сих пор в США, Германии, Франции, Японии, Канаде, Израиле и других индустриально развитых странах с высоким уровнем жизни населения и развитым научно-техническим потенциалом государство сохраняет прямой или косвенный контроль за стратегически значимыми секторами экономики и оказывает колоссальную поддержку отечественным товаропроизводителям.
В тех же самых США, навязывающих слаборазвитым странам и государствам с компрадорской властной элитой идеи дерегулрирования экономики, приватизации и либерализации внешнеэкономической деятельности, создан совет по иностранным инвестициям при президенте США, в состав которого входят главы ключевых силовых ведомств: ЦРУ, ФБР, АНБ, Госдеп и т.д. Другими словами, налицо реализация принципа «двойных стандартов»: экономически развитые страны не только не придерживаются антинаучных и разрушительных принципов «Вашингтонского консенсуса», но активно защищают внутренний рынок и оказывают масштабную открытую и скрытую поддержки отечественным товаропроизводителям. Тогда как для внешнего потребления продвигаются лозунги о либерализации и уходе государства из экономики как неэффективного собственника, что упрощает задачу втягивания страны в систему неэквивалентного внешнеэкономического обмена, уничтожения конкурентоспособных производств и дальнейшей финансово-экономической колонизации со стороны транснационального капитала.
Динамичный подъём экономик азиатских стран, развитие наукоёмких производств, многократный рост уровня жизни и выход на лидирующие позиции в системе международного разделения труда в качестве поставщиков высокотехнологичной и наукоёмкой продукции наглядно подтвердили тезис о том, что государство может быть эффективным собственником. И именно государство должно играть одну из ключевых ролей в вопросе выработки приоритетов макроэкономической политики и реализации активной денежно-кредитной, структурной, налогово-бюджетной, промышленной и научно-технической политики.
«Неэффективность государства» как инструмент финансово-экономической колонизации России
На самом деле, совершенно непонятно, если Медведев открыто признает факт неэффективности государственного управления имуществом и априорно коррупциогенный характер государства как собственника, то возникает закономерный вопрос: «А чем на протяжении всех последних 12 лет построения «сувенирной демократии» и «вставания с колен» занималось нынешнее руководство страны?» Такое ощущение, что под
С другой стороны, если глава правительства России открыто признаёт неспособность государства (т.е. подчинённых ему и президенту Путину чиновников) эффективно управлять государственным имуществом, ограничить коррупционные поборы и обеспечить строгий контроль, то становится в принципе непонятно, как можно такому государству и составляющим его каркас чиновникам доверять управление гораздо более сложными и важными сферами общественной жизни.
Если государство не в силах обеспечить более-менее эффективное управление крупнейшими государственными предприятиями, существенная часть которых является монополистом в той или иной сфере экономической деятельности, то как ему можно поручить управление золотовалютными резервами страны? Или государственным долгом? Как ему можно доверить разработку и реализацию политики в области здравоохранения и образования, которая непосредственно влияет на всех граждан страны? Как можно поручить такому, по мнению премьер-министра Медведева, изначально неэффективному и недееспособному собственнику и управленцу как сегодняшнее российское государство право распоряжаться природными недрами, военно-промышленным комплексом и поддерживать обороноспособность страны?
Управление государственным имуществом не требует особенных талантов и навыков. Особенно в области добывающих секторов экономики и естественных монополий, которые в силу специфики своей деятельности и положения на рынке имеют возможность извлекать природно-сырьевую, монополистическую и административную ренту. Всё, что требуется сделать – обеспечить финансовую прозрачность деятельности госкомпании, ввести систему электронного документооборота, ввести жёсткий контроль за доходами и расходами среднего и высшего управляющего звена и проводить независимый аудит финансово-экономической деятельности организации.
Для этих целей вполне можно привлечь Счётную Палату (так как речь идёт о федеральной собственности), МВД, Банк России, ГКУ, Росфинмониторинг. Если бы у властей было искреннее желание не покрывать круговую поруку в высших эшелонах власти и воровство в госкомпаниях, а навести порядок в принадлежащих им крупнейших госбанках, сырьевых гигантах и естественных монополиях, то Россия уже давно входила бы в тройку крупнейших экономик мира с динамично развивающимися наукоемкими производствами.
Складывается устойчивое впечатление, что правящие власти пытаются компенсировать свою собственную неэффективность и некомпетентность, а также хроническое нежелание бороться с коррупцией и ограничивать аппетиты компрадорской элиты, за счёт распродажи государственного имущества. Таким образом, вместо оздоровления государства, приведения в чувства коррумпированных чиновников и перехода к созидательной деятельности в целях повышения конкурентоспособности России и преумножения национального богатства, российские чиновники занимаются излюбленным делом: под красивые лозунги о «либерализации» и «интеграции в мировое сообщество» реализуют политику демонтажа финансово-экономического суверенитета России и превращения страны в сырьевую колонию транснационального капитала.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме