17:00 23.11.2011 | Все новости раздела "КПРФ"
Предложения М.В. Ломоносова по поводу увеличения численности населения в России
В редакцию сайта kprfpenza.ru пришла научная статья, написанная студентом исторического факультета ПГПУ им. Белинского Артемом Корецким. В ней анализируется работа М.В. Ломоносова «О сохранении и размножении российского народа», а также приводятся интересные сравнения с современностью. С небольшими сокращениями редакция сайта публикует присланный материал.
В современной России сложилась сложная демографическая ситуация. Вызвана она тем, что количество рожденных в течение последних 20 лет намного меньше количества умерших за этот же период времени. Это в итоге привело к тому, что идет естественная убыль населения в стране. Критических отметок данный показатель достиг в конце 90-х гг., когда естественная убыль составила 900 тыс. человек в год.
За последние 10 лет это количество заметно сократилось и составило в 2010 г. 249 тыс. человек. Согласно прогнозу, обнародованному в начале октября 2009 года в докладе Программы развития ООН, Россия потеряет к 2025 году 11 миллионов человек населения, если, конечно, за это время не произойдет никаких коренных изменений в демографической политике.
Каждый человек сам вершит свою судьбу, и на этот счет имеется много замечательных цитат. Лао Цзы: «Обустройство судьбы в руках самого человека. Все зависит от того, подвергает ли он себя в результате своего поведения воздействию благодатных или разрушающих сил»; Тит Макций Плавт: «Мудрец сам творит свою судьбу»; Леонид Соловьев: «Судьба и благоприятный случай всегда приходят на помощь тому, кто преисполнен решимости и борется до конца».
Относительно причин российского демографического кризиса в научной среде существует несколько групп мнений.
Взгляды ученых разделяются по факторам, которые та или иная группа исследователей считает доминирующими, определяющими:
1) Демоэкономические факторы, связанные с общим снижением рождаемости и детности в индустриальных и постиндустриальных странах и обществах вследствие изменения структуры занятости и демографической мотивации, независимо от качества жизни (теория «Демографического перехода» или «Теория нуль-роста»);
2) Социо-экономические факторы, связанные со сломом прежней социальной модели общества (отказ от социализма — общества всеобщей социальной защищенности), коренными экономическими реформами, ухудшением среды обитания, снижением уровня жизни, возможностей содержать семью и детей;
3) Социо-медицинские факторы, связанные с резким снижением качества жизни и здоровья населения, массовой наркоманией и алкоголизмом, повышением смертности — вследствие отказа от государственной политики поддержки общественного здравоохранения;
4) Социально-этические факторы, связанные с резкой деформацией социальной структуры общества, деградацией его институтов и, как следствие, — с массовой психологической депрессией, деградацией общественной морали и кризисом института семьи.
Поэтому российское общество вынуждено искать пути выхода из этого демографического кризиса, и в год 300-летия великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова стоит обратиться к его труду «О СОХРАНЕНИИ И РАЗМНОЖЕНИИ РОССИЙСКОГО НАРОДА», в котором он дал ряд предложений по поводу увеличения численности населения, их возможно перенести на современную ситуацию.
Сочинение написано в форме письма И.И. Шувалову в день его рожденья. В письме Шувалову Ломоносов заявляет о своем намерении написать большую работу, охватывающую многие вопросы экономической политики, связанные с подъемом производительных сил страны. Тема «О сохранении и размножении российского народа» была началом этого труда.
Ломоносов подробно исследует вопрос о движении народонаселения в России, выясняя социальные причины, мешающие нормальному росту населения, и требует их устранения. Ломоносов выступает здесь как просветитель, стремящийся поднять благосостояние народных масс путем распространения культуры, научных и медицинских знаний и путем проведения ряда законодательных мер в этой области. Несмотря на то, что вопрос о прямой связи тяжелой жизни народных масс с эксплуатацией их в условиях феодально-крепостнического строя еще не стоял в центре внимания прогрессивных деятелей той эпохи, Ломоносов, глубоко знавший русскую действительность, правильно указал, что побеги крестьян были следствием «помещичьих отягощений» и «солдатских наборов».
Первое, на что Ломоносов обратил внимание в своей работе, – это проблема разновозрастных браков. Надо отметить, что эта проблема была присуща царской России вплоть до 1917 года. В Советской России число подобных браков почти сошло на нет, но в России современной она вновь обострилась. Он сначала коснулся того, что жена является старше мужа и иногда даже может годиться ему в матери: «В обычай вошло во многих российских пределах, а особливо по деревням, что малых ребят, к супружеской должности неспособных, женят на девках взрослых, и часто жена могла бы по летам быть матерью своего мужа». Во времена Ломоносова и позднее мальчик при достижении определенного возраста получал на себя надел, но так как он сам в силу возраста его полностью обрабатывать не мог, его женили на более старшей женщине, которая, пока он не повзрослеет, помогала в обработке участка. Ломоносов в частности обратил на это внимание и предложил иной выход из данной ситуации: «Хотя ж по деревням и показывают причины, что женят малых ребят для работниц, однако все пустошь, затем что ежели кто семью малую, а много пашен или скота имеет, тот наймут работников, прими третьщиков или половинщиков, или продай излишнее другому». Тем самым предлагает использование наемного труда в сельском хозяйстве, что безусловно повысило бы его производительность в то время.
Однако надо вернуться к негативным влияниям такого вида брака по Ломоносову. Во-первых, в первые годы брака женщина вполне может находиться в возрасте, когда она могла бы рождать детей, однако вследствие малолетства своего мужа этого не может. Когда же мальчик становится мужчиной, то часто жена уже выходит за пределы того возраста в котором могла бы родить. Эту проблему можно перенести на современную Россию в иных пределах: женщина 35-40 лет, которая сумела построить себе карьеру задумывается о семье и детях, но боится выйти замуж за своего ровесника и находит себе мужа 20-25 лет, который женится на ней, чтобы продвинуться по карьерной лестнице. А в самом лучшем варианте, когда он будет к этому готов, его жена будет уже вне пределов детородного возраста и тем самым больше не сможет иметь детей, а он с ней лишь будет терять время, за которое он, будучи женат на более молодой женщине, мог бы иметь детей. Во-вторых, когда мужчина является старше своей жены и возможно годится ей в отцы. Опять же перенесем это на современную Россию: мужчина старше 40 лет имеет большое состояние и женится на молодой девушке, чтобы она родила ему детей. Надо сказать, что чаще всего это так и происходит. Но в данном случае дети, рожденные в подобном браке, рискуют рано остаться без отца, так как довольно скоро после их рождения папа достигает преклонного возраста. Таким образом, мы теряем какое-то количество населения, которое могло бы родиться при равных браках. На это и обратил внимание Ломоносов, предлагая следующее решение: «По моему мнению, невеста жениха не должна быть старее разве только двумя годами, а жених старее может быть 15-ю летами. Сие для того, что женщины скорее старятся, нежели мужчины, а особливо от частой беременности. Женщины родят едва далее 45 лет, а мужчины часто и до 60 лет к плодородию способны. Всего сходней, ежели муж жены старее от 7 до 10 лет». Хотя он не написал это в своем произведении. Он предлагал прописать это на законодательном уровне. Лично я считаю, что эта мера является действенной и имеет право на существование в законе.
Следующее, на что Ломоносов обратил внимание, – это насильное супружество, т.е. супружество в котором нет любви. Вот что он пишет об этом: «Неравному супружеству много подобно насильное, ибо, где любви нет, ненадежно и плодородие. Несогласия, споры и драки вредят плоду зачатому и нередко бывают причиною безвременному и незрелому рождению». Такое, к сожалению, встречается и в современной России. Далее он предложил решение этой проблемы в соответствии со своим временем: «Для того должно венчающим священникам накрепко подтвердить, чтоб они, услышав где о невольном сочетании, оного не допускали и не венчали под опасением лишения чина, жениха бы и невесту не тогда только для виду спрашивали, когда они уже приведены в церковь к венчанию, но несколько прежде». Перенося это на современную Россию, я бы предложил заниматься подобными проблемами органам ЗАГСа, а помогать им в этом должны правоохранительные органы.
Третье, на что Ломоносов обратил свое внимание, – это четвертый и последующий браки. Согласно церковной традиции, они не благословляются в церкви. Однако Ломоносов настаивает на том, что эти браки должны быть разрешены, особенно для мужчин, так как они дольше находятся в возрасте, когда могут иметь детей. И при раннем вдовстве должны заключать новый брачный союз. Однако Ломоносов видел тенденцию, которая свойственна и современному российскому обществу – это брачные аферы. Брак в данном случае выступает как средство для обогащения, и он выдвинул предложение, как с этим бороться: «Правда, что иногда не без сомнительства бывает, все ли происходило натурально, когда кто в третий и притом в немногие годы овдовеет, и не было ли какого потаенного злодейства? Для сего лицо, требующее четвертого или пятого брака, должно представить в свидетели соседей или, еще лучше, родственников по первым супружествам, что в оных поступки его были незлобны и беззазорны, а у кого окажутся вероятные знаки неверности или свирепости, а особливо в двух или во всех трех супружествах, тем лицам не позволять четвертого брака». Мне лично кажется, что если закрепить на законодательном уровне подобную меру, то это станет серьезной преградой для брачных аферистов.
Четвертое, на что обратил свой взгляд Ломоносов, – это раннее пострижение в монахи молодых людей и девушек. Он считает это дело истинно вредным и пишет об этом: «Сюда ж надлежит и пострижение молодых людей прямо в монахи и монахини, которое хотя в нынешние времена и умалилось пред прежним, однако еще много есть излишества, особливо в Малороссии и при синодальных школах. Взгляды, уборы, обходительства, роскоши и прочие поступки везде показывают, что монашество в молодости ничто иное есть, как черным платьем прикрытое блудодеяние и содомство, наносящее знатный ущерб размножению человеческого рода, не упоминая о бывающих детоубийствах, когда законопреступление закрывают злодеянием. Мне кажется, что надобно клобук запретить мужчинам до 50, а женщинам до 45 лет». Согласитесь, это вполне рациональная мера для современного российского общества с его сложной демографической ситуацией.
Пятое предложение Ломоносова в данном произведении касается открытия детских домов. Оно тщательного рассмотрения не требует. Стоит лишь отметить, что это было прогрессивно для того времени.
Шестое его предложение также немного утратило свою актуальность для нашего времени. Он пишет, что нужно, используя знания медицины и повивальных бабок, написать книжку по повивальному искусству. В то время в России роддомов не было, поэтому она была актуальна. Однако стоит заметить, что сейчас в районных больницах идет закрытие родильных отделений, что вполне может нас вернуть к изданию подобной книжки массовым тиражом.
Седьмое предложение Ломоносова касается запрещения крестить младенцев в холодной воде. Вот что он пишет о вреде этого: «Когда ж холодная вода со льдом охватит члены, то часто видны бывают признаки падучей болезни, и хотя от купели жив избавится, однако в следующих болезнях, кои всякий младенец после преодолеть должен, а особливо при выходе первых зубов, оная смертоносная болезнь удобнее возобновится». Сейчас младенцев не так часто крестят в холодной воде, а иногда вообще не крестят, что я считаю правильным, так как каждый человек должен сам для себя выбрать, нужно ли ему принимать веру или нет.
Восьмое, на что обратил внимание Ломоносов, – это вред постов для организма человека, и в первую очередь он обратил внимание на Великий Пост. Вот что он конкретно пишет про вред этого поста для человеческого организма: «Паче других времен пожирают у нас масленица и св. неделя великое множество народа одним только переменным употреблением питья и пищи. Легко рассудить можно, что, готовясь к воздержанию великого поста, во всей России много людей так загавливаются, что и говеть времени не остается. Мертвые по кабакам, по улицам и по дорогам и частые похороны доказывают то ясно. Розговенье тому ж подобно. Да и дивиться не для чего. Кроме невоздержания в заговенные дни питием и пищею, стараются многие на весь великий пост удовольствоваться плотским смешением законно и беззаконно и так себя до чистого понедельника изнуряют, что здоровья своего никоею мерою починить не могут, употребляя грубые постные пищи, которые и здоровому желудку тягостны. Сверх того вскоре следует начало весны, когда все скверности, накопленные от человеков и от других животных, бывшие во всю зиму заключенными от морозов, вдруг освобождаются и наполняют воздух, мешаются с водою и нам с мокротными и цинготными рыбами в желудок, в легкое, в кровь, в нервы и во все строение жизненных членов человеческого тела вливаются, рождают болезни в здоровых, умножают оные в больных и смерть ускоряют в тех, кои бы еще могли пожить долее. После того приближается светлое Христово воскресение, всеобщая христианская радость; тогда хотя почти беспрестанно читают и многократно повторяются страсти господни, однако мысли наши уже на св. неделе. Иной представляет себе приятные и скоромные пищи, иной думает, поспеет ли ему к празднику платье, иной представляет, как будет веселиться с родственниками и друзьями, иной ожидает, прибудут ли запасы из деревни, иной готовит живописные яйца и несомненно чает случая поцеловаться с красавицами или помилее свидеться. Наконец заутреню в полночь начали и обедню до свету отпели. Христос воскрес! только в ушах и на языке, а в сердце какое ему место, где житейскими желаниями и самые малейшие скважины все наполнены. Как с привязи спущенные собаки, как накопленная вода с отворенной плотины, как из облака прорвавшиеся вихри, рвут, ломят, валят, опровергают, терзают. Там разбросаны разных мяс раздробленные части, разбитая посуда, текут пролитые напитки, там лежат без памяти отягченные объедением и пьянством, там валяются обнаженные и блудом утомленные недавние строгие постники. О истинное христианское пощение и празднество! Не на таких ли бог негодует у пророка: „Праздников ваших ненавидит душа моя и кадило ваше мерзость есть предо мною!" Между тем бедный желудок, привыкнув чрез долгое время к пищам малопитательным, вдруг принужден принимать тучные и сильные брашна в сжавшиеся и ослабевшие проходы и, не имея требуемого довольства жизненных соков, несваренные ядения по жилам посылает, они спираются, пресекается течение крови, и душа в отворенные тогда райские двери из тесноты тела прямо улетает». Таким образом, по мнению ученого, Великий Пост может навредить здоровью нации очень значительно, однако он соотносит это именно с реалиями своего времени и вот что пишет: «Но здесь, в севере сие по концам тучное, а в середке сухое время есть самая праздная часть года, когда крестьяне не имеют никакой большой работы и только посеянные, пожатые, измолоченные и смолотые плоды полевые доедают; купцам, за испорченными дорогами и распутицами, почти нет проезду из города в город с товарами; нет кораблям плавания и морским людям довольного движения; военные люди стоят в походах по зимним квартирам, а дома то для морозов, то для слякоти не могут быть удобно экзерциции». Поэтому он предлагал перенести Великий Пост на другое время года: «Если б наша масленица положена была в мае месяце, то великий пост был бы в полной весне и в начале лета, а св. неделя около Петрова дня, то бы, кроме новых плодов земных и свежих рыб и благорастворенного воздуха, 1-е) поспешествовало бы сохранению здравия движение тела в крестьянах пахотною работою, в купечестве дальнею ездою по земле и по морю, военным —экзерцициею и походами; 2-е) ради исправления таких нужных работ меньше бы было праздности, матери невоздержания, меньше гостьбы и пирушек, меньше пьянства, неравного жития и прерывного питания, надрывающего человеческое здравие, а сверх того, хотя бы кто и напился, однако, возвращаясь домой, не замерз бы на дороге, как о масленице бывает, и не провалился бы под лед, как случается на св. неделе». Следует заметить, что сейчас безусловно значительно уменьшилось количество строгих постников. Однако сейчас бывают широкие народные гулянья, которые иногда заканчиваются так, как описывает Ломоносов, поэтому его предложение вполне имеет право на существование.
Девятое предложение Ломоносова касается непосредственно развития медицины в нашей стране. Во-первых, он говорит, что по всей стране нужно открыть много аптек, а также наполнять города лекарями и докторами, т.е. открывать учреждения здравоохранения, вследствие этого стоит отметить, что в настоящее время в России в мелких населённых пунктах идёт закрытие медицинских пунктов, в районных больницах сокращается число коек и специалистов, что, безусловно, не способствует здоровью нации. Во-вторых, он пишет о том, как получить множество высококачественных специалистов: «Сего недостатка ничем не можно скорее наполнить, как для изучения докторства послать довольное число российских студентов в иностранные университеты и учрежденным и впредь учреждаемым внутри государства университетам дать между прочими привилегиями власть производить достойных в доктора; 2-е. Медицинской канцелярии подтвердить накрепко, чтобы как в аптеках, так и при лекарях было довольное число учеников российских, коих бы они в определенное время своему искусству обучали и Сенату представляли. Стыдно и досадно слышать, что ученики российского народа, будучи по десяти и больше лет в аптеках, почти никаких лекарств составлять не умеют, а ради чего? Затем, что аптекари держат еще учеников немецких, а русские при иготе, при решете и при уголье до старости доживают и учениками умирают, а немецкими всего государства не наполнить». Из приведённого отрывка видно, что Ломоносов предлагал наиболее талантливых российских студентов посылать за границу на обучение, открывать сеть учебных заведений для медиков в России, и прикреплять молодых специалистов к более опытным (интернатура). Сейчас в России есть и университеты, у которых есть договоры по обмену студентов с заграничными, и медицинское образование достаточно развито, однако стоит проблема интернатуры. Так как сейчас за наставничество опытным врачам государство не даёт доплату, поэтому они не всегда заинтересованы в должном обучении молодых специалистов. Исходя из этого я считаю разумным ввести оплату за наставничество.
Десятое предложение Ломоносова касается природных явлений и их губительности для населения. Он в частности упоминает затмения, пожары, наводнения, разливы рек, ледоход. Вот что пишется о затмениях: «есть затмение солнца, причиняющее почти всегда вскоре падеж на скот, а после и на людей поветрие. В наши просвещенные веки знают о том в великом свете обращающиеся люди от астрономов и могут предостеречься, не выпуская скота из дому и не давая травы, того дня снятой: так в других государствах остерегаются два или три дни после, и сами никаких плодов в то время не снимают и не употребляют, говоря, что во время солнечного затмения падают ядовитые росы. Главная причина быть кажется, по моему мнению, что во время затмения закрывается солнце луною, таким же телом, как и земля наша, пресекается круто электрическая сила, которую солнце на все растения во весь день изливает, что видно на травах, ночью спящих и тоже страждущих в солнечное затмение. Время научит, сколько может электрическая сила действовать в рассуждении поветрия. Затмения во всем государстве не знают, и для того надобно заблаговременно публиковать и что требуется повелеть указами по примеру, как водится в других государствах». То есть он предлагает заранее предупреждать население о затмениях. Сейчас с этим проблем нет, так как существуют СМИ и интернет. Что касается пожаров, то он написал, что они наносят вред, но конкретные меры по их предупреждению и устранению не указал. В недавнем прошлом нашей страны лесные пожары показали неспособность нашей системы пожаротушения быстро их ликвидировать. Что касается наводнений, то он отмечал, что нельзя селиться в местах, где идут разливы рек, что не всегда выполняется и получаются страшные последствия, которые потом приходится долго устранять. Ломоносов говорил и о необходимости запрета переправ через реки по льду весной, однако и в современной российской действительности мы сталкиваемся с тем, что люди тонут весной в реках при попытке переправиться через нее.
Одиннадцатый пункт касается борьбы с бандитами, но меры, указанные Ломоносовым, на данный момент уже устарели.
В двенадцатом пункте он говорит о том, что люди бегут из России из-за «помещичьих отягощений крестьянам и от солдатских наборов». Он предлагал снизить их особенно в приграничных областях. Надо отметить, что сейчас среди молодых людей очень распространено настроение на то, чтобы уехать за границу из России, что тоже говорит не о самом хорошем положении дел в государстве.
В тринадцатом пункте он предложил принимать население, бегущее из других стран в Россию: «Место беглецов за границы удобно наполнить можно приемом иностранных, ежели к тому употреблены будут пристойные меры. Нынешнее в Европе несчастное военное время принуждает не токмо одиноких людей, но и целые разоренные семейства оставлять свое отечество и искать мест, от военного насильства удаленных. Пространное владение великой нашей монархини в состоянии вместить в свое безопасное недро целые народы и довольствовать всякими потребами, кои единого только посильного труда от человеков ожидают к своему полезному произведению. Условия, коими иностранных привлечь можно к поселению в России, не представляю, не ведая довольно союзных и враждебных обстоятельств между воюющими и мирными сторонами». Все-таки стоит заметить, что пускать в свою страну надо не всех, нужно контролировать этот процесс, чтобы разные криминальные элементы не попали в нашу страну.
В конце сочинения Ломоносов отметил, что этот список можно и продолжить. Надо сказать, что он планировал написание большого сочинения, в которое вошли бы множество глав:
1) О размножении и сохранении российского народа;
2) О истреблении праздности;
3) О исправлении нравов и о большем народа просвещении;
4) О исправлении земледелия;
5) О исправлении и размножении ремесленных дел и художеств;
6) О лучших пользах купечества;
7) О лучшей государственной экономии;
8) О сохранении военного искусства во время долговременного мира.
Однако этого ему не удалось сделать, и, возможно, мы потеряли замечательное сочинение великого русского ученого.
В конце я еще раз повторю все законодательные меры, предложенные Ломоносовым:
1) Запрет мужчинам жениться на женщинах, которые старше их более чем на 2 года или младше более чем на 10 лет; запрет женщинам выходить замуж за мужчин, которые старше более чем на 10 лет или младше более чем на 2 года;
2) Запрет насильственных браков и наказание священникам за их допущение;
3) Запрет четвёртого и последующих браков для лиц, у которых в предыдущих браках найдутся признаки неверности или свирепости;
4) Запрет на пострижение в монахи женщинам до 45 лет, а мужчинам до 50 лет;
5) Открытие сети учреждений для детей, брошенных родителями;
6) Издание книги по повивальному искусству;
7) Запрет на крещение младенцев в холодной воде;
8) Перенос Великого поста на более тёплое время года;
9) Отправление молодых талантливых студентов-медиков на обучение за границу; открытие сети медицинских учреждений образования и открытие как можно большего числа учреждений здравоохранения; прикрепление молодых специалистов после обучения к более опытным;
10) Создание системы предупреждения населения о солнечных затмениях, лесных пожарах, разливах рек и ледоходе;
11) Снижение гнета на население приграничных областей;
12) Прием на постоянное поселение людей, бежавших из других стран.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме