12:45 27.01.2011 | Все новости раздела "КПРФ"
Правители Узбекистана пытаются переписать советскую историю
Переписать историю и перекопать память о советском прошлом – такую цель поставили перед собой нынешние правители Узбекистана.
Посмертная расправа над генералом
6 января в Ташкенте по решению властей Узбекистана был демонтирован монумент герою Великой Отечественной войны, уроженцу Ташкента генерал-майору Сабиру Рахимову. В советские времена генерал Рахимов считался национальным героем узбекского народа (несмотря на то, что по происхождению он был казахом, всю свою жизнь он посвятил служению Советскому Узбекистану). Его именем были названы станция ташкентского метро, район города Ташкента, суворовское училище, школы, улицы, воинский подвиг «железного генерала» (как назвал генерала Рахимова сам Сталин) был прославлен в знаменитом фильме, снятом на киностудии «Узбекфильм» в 1960-е годы. Памятник в центре Ташкента, где находится и могила генерала (Рахимов погиб в 1945 году в Данциге, но его останки были перевезены на родину) символизировал подвиг узбекского народа в Великой Отечественной войне (за 1941–1945 годы Узбекская ССР послала на битву с врагом около полутора миллионов своих сыновей и дочерей, из которых около 400 000 погибли, одних узбеков – Героев Советского Союза было более семидесяти).
Посмертная расправа над «железным генералом» была вполне ожидаема. Незадолго до этого Рахимовскому району Ташкента власти «вернули историческое имя», затем переименовали станцию ташкентского метро и улицу, носившие его имя. Теперь очередь дошла и до памятника. Хотя власти Узбекистана и утверждают, что это – просто перенос памятника в другое место, всем понятно, что истинная причина демонтажа – националистическая идеология постсоветского узбекского государства и связанное с ней прочтение истории Великой Отечественной войны.
«И узбек прославлен советской страной»
В современных учебниках, по которым обучаются узбекские школьники и студенты, вообще нет упоминания о Великой Отечественной войне. Там говорится лишь о Второй мировой войне, в которой на стороне стран антигитлеровской коалиции участвовал и Советский Союз. Советский Союз эти учебники рисуют новым воплощением «колониальной Российской империи» и пребывание узбеков в составе СССР изображают как череду страданий, унижений и самой дикой эксплуатации. Термин «русский» там тождественен термину «колонизатор». «История сама наделила русский народ способностями колонизатора», – заявляют авторы одного из современных узбекских учебников.
В этих учебниках умалчивается о строительстве в Узбекистане школ, больниц, заводов, фабрик руками русских специалистов, приехавших в республику по распоряжению ЦК КПСС и Советского правительства. Умалчивается там о поддержке узбекской культуры – литературы, театра в советские времена, о восстановлении Ташкента после страшного землетрясения в кратчайшие сроки благодаря трудовому подвигу добровольцев со всего Советского Союза. Умалчивается и о том, что светскую государственность Узбекистан получил благодаря центральной российской Советской власти, которая учредила эту республику в 1924 году. Если бы в Средней Азии победила не Советская власть, а басмачи, которых теперь в Узбекистане восславляют как борцов за независимость, то никаких узбеков вообще бы не существовало. Басмачи по своей идеологии были пантуранистами и считали, что все тюркские народы – от Башкирии до Афганистана – надо слить в одну общетюркскую нацию, стирая все «племенные отличия» и создавая единый общетюркский литературный язык и культуру.
Зато современные узбекские учебники истории провозглашают родоначальником узбекской государственности Тамерлана, который вообще-то был монголом, объявляют репрессии 1937–1938 гг. в УзССР геноцидом элиты узбекского народа, обвиняют руководство СССР в превращении Узбекистана в «сырьевой придаток», подробно и пристрастно освещают действия следственной группы Гдляна и Иванова, которая при расследовании «хлопкового дела» о коррупции и приписках в высшей элите Узбекской ССР действительно допустила возмутительные перегибы (называемые теперь в Узбекистане также «геноцидом узбеков»).
Конечно, перед нами националистические извращения исторической истины. Наиболее ярким опровержением разглагольствований современных идеологов узбекского национализма о том, что Узбекистан якобы был «колонией советской России» и метрополия тянула из него все соки, ничего не давая взамен, является помощь братскому Советскому Узбекистану со стороны России и всего многонационального СССР в 1966 году, когда Ташкент пережил страшное землетрясение, разрушившее практически весь центр Ташкента (2 миллиона квадратных метров жилой площади, свыше 36 тысяч домов и общественных зданий) и оставившее без крова свыше 300 тысяч человек. В тот же день, 26 апреля, когда не прекратились еще подземные толчки, в столицу Узбекской ССР на самолете срочно прибыли лично Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев и Председатель Совета Министров СССР А.Н.Косыгин (какое разительное отличие от руководства нынешней России; вспомним, что в 2000 году, когда погибла подлодка «Курск», В.В.Путин, бывший тогда президентом РФ, прервал свой отпуск в Сочи лишь через пять дней после трагедии). На закрытом совещании, в котором участвовали также первый секретарь ЦК Компартии УзССР Ш.Р.Рашидов и директор сейсмостанции «Ташкент» В.И.Уломов, было принято решение не только бросить силы всех союзных республик на восстановление Ташкента, но и покончить с глинобитными домами в центре и построить на их месте современные микрорайоны, а также построить в столице Узбекистана метро (кстати, во время заседания произошел ощутимый подземный толчок, но Л.И.Брежнев отреагировал на него лишь шуткой, что зря, мол, он не взял с собой спальный мешок; согласимся, это говорит о личной смелости советского руководителя). Решение было выполнено в рекордный срок; уже к декабрю того же 1966 года 300 тысяч ташкентцев получили жилье, всего же на восстановление города ушло лишь три с половиной года. В центре и на юго-западе Ташкента выросли новые микрорайоны с многоэтажными домами. По данным сайта «Фергана.Ру», «в Ташкенте более 1 млн 800 тыс. кв.м. было построено строителями всех без исключения союзных республик и военными. Из них Россия подарила Ташкенту 334,8 тыс. кв. м, Москва – 230 тыс., Ленинград – 100 тыс., Украина – 53 тыс.». Многие улицы, кафе, магазины Ташкента были названы в честь городов и регионов СССР, посланцы которых их строили.
При этом руководство СССР позаботилось и о судьбе людей, оставшихся без крова на период восстановления города. Для ликвидации аварийной ситуации умело использовалась армия. Уже в день землетрясения военные разбили в центре Ташкента палаточный городок, где разместились тысячи жителей. Было налажено снабжение пострадавших продуктами первой необходимости, для чего открыли 600 временных магазинов. Детей вывозили в пионерские лагеря по всему Советскому Союзу (включая знаменитый «Артек»). Взрослым также предлагали на время переселиться; более 15 тысяч семей приютили другие города. (Опять-таки какое разительное отличие от властей современной России: в первые дни нового, 2011 года тысячи пассажиров, в том числе и женщины с маленькими детьми, оказались заложниками энергетической аварии в аэропортах Домодедово и Шереметьево; несмотря на близость Москвы, на большое количество воинских частей близ аэропортов, имевших полевые кухни, теплые помещения, транспорт, не было организовано даже питание детей).
Пример всесоюзной помощи Узбекской ССР, пострадавшей от ташкентского землетрясения 1966 года, убедительно и наглядно показывает, что Узбекистан был не далекой колонией Советской России, на которою метрополия смотрела лишь как на источник дешевого хлопка. Нет, Узбекистан воспринимался советскими людьми и был равноправным членом семьи советских народов и республик, который всегда мог рассчитывать на помощь и на братскую долю от совокупности благ, создаваемых всем СССР. Причем это касалось не только исключительных обстоятельств, как те, которые возникли в результате природной катастрофы, это было постоянным, обыденным явлением. Конечно, современным идеологам узбекского национализма выгодно представлять Советский Узбекистан как отсталое псевдогосударство, в котором жили забитые и замученные необразованные сборщики хлопка. Однако это так же далеко от исторической истины, как объявление монгола Тимура отцом узбекской нации. Советский Узбекистан был современным, урбанистическим, просвещенным обществом, имевшим свою светскую культуру, академическую науку, систему образования, промышленность, и все это также было создано после революции при помощи всех республик Советского Союза, и прежде всего его главной республики – Советской России–РСФСР. В Советском Узбекистане производились тракторы (21 тысяча штук в год по данным 1970 года), хлопкоуборочные машины (10 тысяч штук в год), цемент (3 миллиона тонн в год), минеральные удобрения (4 миллиона тонн в год). В 1956 году Узбекистан выработал электроэнергии в 2 раза больше, чем вся Российская империя в 1913 году. В Узбекистане была создана мощная химическая промышленность, построены крупнейшие газопроводы Бухара–Урал, Средняя Азия–Центр, железная дорога, связавшая Узбекистан и центральную Россию, а через нее – и Европу. Были построены новые промышленные города (вообще из 76 городов Узбекистана 64 построены в годы Советской власти). Ташкент превратился из колониального азиатского городка в современную столицу. В столице Узбекистана были открыты университеты и институты, Академия наук, творческие союзы, издательства, театры.
Обо всем этом открыто и прямо говорилось в Советском Узбекистане. В гимне Узбекской ССР, который, несмотря на официозность, свойственную для такого рода сочинений, тоже был документом эпохи.
Отношение к Великой отечественной войне в современном Узбекистане
Но как обо всем этом узнать современным узбекским школьникам? Проверить правдивость учебников, а также множества газетных, журнальных статей, пропагандистских брошюр и книг они, увы, не могут. В отличие от Казахстана и Таджикистана в Узбекистане русский язык лишен статуса языка международного общения и приравнен к иностранным. Он преподается в школах наряду с английским и немецким не более 2 часов в неделю. Молодое поколение узбеков уже почти не говорит по-русски, не может прочитать книг на русском и не понимает речь дикторов российских телевизионных и радиоканалов (впрочем, если бы и понимали, ничего хорошего об СССР оттуда бы не услышали). Более того, они не могут прочитать и литературу на родном, узбекском, изданную в советские времена. На рубеже веков президент Каримов принял и провел в жизнь решение по переводу узбекского письма с кириллицы на латиницу. Теперь в школах учат только на латинице, кириллица школьникам недоступна, а значит, недоступен весь пласт узбекской культуры, созданный в советские времена (на латинице изданы лишь избранные писатели и поэты той эпохи с необходимыми идеологическими комментариями). Но на всякий случай власти провели и кампанию по изъятию из библиотек книг, изданных в советские времена и не соответствующих положениям идеологии современного Узбекистана (мало ли, вдруг дедушка научит внука читать на кириллице и внук прочтет узбекский перевод честной книги о войне). Уничтожается и архитектурная память об СССР… В 1992 году был разрушен памятник советским строителям, восстанавливавшим Ташкент после землетрясения 1966 года. Ташкентский метрополитен лишен имени 70-летия Великого Октября, переименованы его станции, из антуража станций убрано все, что напоминает о советском прошлом. О том, как уничтожается память о Великой Победе, мы еще скажем…
Школьникам и студентам «независимого Узбекистана» остается лишь верить тому, что говорит и пишет президент Каримов и работники его агитпропа о советском прошлом, и в частности о Великой Отечественной войне. А они если не прямо, то пока исподволь представляют все так, что это была «ненужная узбекам война», которую вела метрополия ненавистной колониальной империи и что если узбеки и участвовали в ней, то, борясь за свою независимость, а вовсе не за общее с другими народами СССР Отечество. На Мемориале Памяти в Ташкенте так и написано: «Вечно жива память наших соотечественников, отдавших свои жизни за свободу и независимость, счастье нашего народа и страны». Очевидно, такая трактовка участия Узбекистана в Великой Отечественной войне фактически уравнивает ветеранов, воевавших в составе Красной Армии, с ветеранами дивизии Ваффен-СС «Новый Туркестан», ведь и их можно представить (и националистические идеологи уже представляют) как «борцов за свободу и независимость».
Поэтому День Победы в Узбекистане – нелюбимый властями праздник. В отличие от других среднеазиатских республик бывшего СССР здесь не встретишь плакаты, напоминающие о празднике. Военных парадов в День скорби и почестей (как официально называется здесь 9 мая) не проводится. Президент и высшие лица государства возлагают цветы к Мемориалу Скорбящей Матери и говорят общие слова, смысл которых в том, что Узбекистан понес большие потери в годы Второй мировой войны. В российских торжествах по случаю Дня Победы президент Каримов подчеркнуто не участвует (так, наряду с президентами прибалтийских республик и Грузии он отказался приехать в Москву на 65-летие Победы). Еще с 1990-х годах в узбекских СМИ введен запрет на изображение медалей и орденов советского образца (на фотографиях ветеранов в газетах их просто ретушируют). Давно уже снесены все памятники, восславлявшие подвиг советского солдата. Снесен памятник советскому солдату в центре Ташкента, поставленный там в честь тридцатилетия Победы; его заменили памятником узбекскому солдату, подчеркивая при этом, что имеется в виду не узбекский солдат 1940-х, а солдат современного независимого Узбекистана. Снесен знаменитый и любимый народом памятник семье кузнеца Шамахмудова, которая в годы войны приняла 15 детей-сирот, представляющих разные национальности Советского Союза. В композиции Вечного огня в Ташкенте пятиконечная звезда заменена на восьмиконечную, официально принятую в Узбекистане. Уничтожена Аллея Славы перед бывшим музеем Туркестанского военного округа в Ташкенте. Запрещено упоминание в прессе, на телевидении и на радио словосочетаний «Герой Советского Союза» по отношению к узбекам – участникам войны (их называют просто «Героями») и, как уже говорилось, словосочетание «Великая Отечественная война», которая именуется здесь Второй мировой (кратковременное исключение было сделано для 65-летнего юбилея Победы, когда узбекские СМИ сообщали о награждении медалью «65 лет Победы в Великой Отечественной войне» ветеранов Второй мировой войны). Власти постсоветского Узбекистана переписали историю войны, стараются насколько это возможно стереть воспоминания о ней из памяти народа и препятствуют попыткам противостоять этому. Деятельность Коммунистической партии трудящихся Узбекистана, которая пыталась донести память о победе и о советских временах, прекращена, партия находится под запретом, ее активисты репрессированы. Представители скукожившейся до менее чем 2% населения русской диаспоры (в 1990-е годы Узбекистан покинули миллионы русских) запуганы, они опасаются, что к власти могут прийти враги светского режима Каримова – исламисты и будет еще хуже, и поэтому поддерживают президента и молчат. Ветераны войны уже состарились и, конечно, не годятся для пропагандистской работы. Все СМИ находятся под жестким контролем режима. Некому рассказать молодым узбекам, что их деды и прадеды, геройски воевавшие с гитлеровцами, проливали свою кровь не за «российский колониализм» и не за пресловутую «независимость», а за уникальную евразийскую семью народов, где, как мы уже говорили, узбекам также была отведена почетная роль, и где, как и во всякой семье, узбеки всегда могли рассчитывать на помощь и поддержку, а если и терпели страдания и лишения, то вместе со всеми членами семьи. И, кроме того, они проливали свою кровь и за свой родной Узбекистан, за республику, дарованную узбекскому народу Советской властью в 1924 году, за светскую национальную культуру, которая была создана в Узбекистане в годы Советской власти, за само бытие советского узбекского народа. Ведь, победи в Великой Отечественной войне Гитлер, жизнь узбекского народа складывалась бы в соответствии с разработанным нацистами планом «Ост», а этот план вовсе не предполагал сохранение автономии Узбекистана, поддержку узбекской национальной культуры, развитие узбекских литературы и тетра. Напротив, по плану «Ост» республика Узбекистан должна была быть упразднена, и на территории ее и еще нескольких советских союзных и автономных республик (Казахстана, Киргизии, Туркменистана, Татарии, Башкирии) возник бы пятый рейхскомиссариат восточных провинций Великогерманского рейха – рейхскомиссариат «Туркестан». Никакого туземного правления и даже тени автономии в нем не предусматривалось, рейхскомиссариаты были административно-территориальными единицами в составе империи и управлялись рейхскомиссаром всех восточных территорий Рейха. Вероятнее всего, вслед за идеологами пантуранизма, оказавшимися за границей после разгрома басмачества (и, кстати, активно сотрудничавшими с нацистами), немцы даже не были заинтересованы в сохранении узбекского народа, считая его искусственным образованием, созданным большевиками для расчленения единого Туркестана. Как бы то ни было, расовая доктрина Рейха относила тюрков, финно-угров и монголов к низшим, неполноценным расам, стоящим даже ниже славян (потому что у славян признавалась хотя бы примесь «нордической крови»). Поэтому вряд ли можно сомневаться в том, что немцы развернули бы в Туркестане широкие «расово-гигиенические» мероприятия, включающие стерилизацию и массовое физическое уничтожение большинства представителей местных народов, с тем чтоб оставить лишь небольшое количество рабов для обслуживания новых хозяев оазисов Средней Азии – чистокровных германцев.
Героизм Советской Армии спас узбекский народ от уничтожения в 1940-е годы. И бок о бок с узбеками в этой битве воевал русский солдат, без которого победа над Гитлером была бы невозможна. И русские, объявленные в современном Узбекистане оккупантами и колонизаторами, на деле были настоящими спасителями узбекского и многих других народов СССР, не вписывавшихся в рамки расового идеала гитлеровцев.
------------------------------
Правители современного Узбекистана, не просто замалчивающие истинное значение подвига своих отцов – участников великой войны, но и прямо оскверняющие их память, – предатели. Они предали не только СССР и КПСС (это они сейчас изображают из себя борцов за независимость Узбекистана, при советском строе они были руководителями партийных и советских органов, так, президент Каримов в те времена не в тюрьмах сидел за «свободу родного народа», а был руководителем Компартии УзССР). Они предали свой народ и тех героев, кто ценой своей жизни отвоевали национальное бытие узбеков. А предательство нельзя скрывать вечно, рано или поздно оно откроется. И поэтому памятники, которые они воздвигают самим себе на месте разрушенных советских памятников, простоят недолго.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме