13:40 13.01.2009 | Все новости раздела "КПРФ"
Правда» о необходимости воздвигнуть в Москве на Тургеневской площади памятник великому русскому писателю
Каждый, кто выходит со станции метро “Тургеневская” на площадь Тургенева, невольно устремляет взгляд туда, где еще недавно сквозила пустая аллея Сретенского бульвара: теперь ее заслонил величественный монумент. “Тургенев”,— смекают прохожие, а кое-кто даже устремляется к памятнику — если не цветы возложить, то хоть поклониться великому писателю и гражданину, постоять рядом. С каким же изумлением читают они на пьедестале: “Инженер В.Г. Шухов”. Не Тургенев! Странно...
Шухова москвичи знают прежде всего как создателя первой телевизионной башни, ее так и называют — Шуховская. Далеко не всем известно, что выдающийся русский советский ученый — автор многих изобретений в нефтяной, котельной и строительной отраслях. А потому мало кому приходит в голову связать этот памятник с гигантским зданием нефтяной компании ЛУКойл, выросшим по соседству.
Очевидно одно: на Тургеневской площади должен стоять Тургенев — и никто другой. Было бы естественно, если к 190-летию великого писателя, которое отмечалось 9 ноября минувшего года, в Москве появился бы памятник ему. Но памятника нет.
Нет в Москве и музея Тургенева. В сентябре, когда проходила юбилейная Международная научная тургеневская конференция, которую друг за другом принимали Петербург, Орёл и Москва, этот факт был с горечью отмечен. Хотя перед участниками московского этапа и распахнули двери Государственный литературный музей, Государственный музей А.С. Пушкина, Библиотека-читальня им. И.С. Тургенева, не хватало этакой малости — ощущения, что собравшихся принимает дом писателя, из которого он только что вышел.
До какой-то степени эту роль взяла на себя старейшая библиотека, носящая его имя,— одно из постоянных пристанищ читателей и почитателей Тургенева. Расположенная в комплексе отреставрированных зданий XVII—XIX веков, она привлекает каким-то особенным старомосковским уютом. Сюда иногда приходят люди, уверенные, что идут в музей. Здесь перед входом, в маленьком сквере, стоит мраморный бюст Тургенева. Когда-то он украшал читальный зал исторического здания Тургеневки, неразумно снесенного при реконструкции центра Москвы в 1972 году.
Потом четверть века у библиотеки не было помещения, где можно было принимать читателей. И всю четверть века шла борьба за Тургеневку — в свое время об этом много писалось. Десять лет назад библиотека открылась заново. Казалось, вслед за этим возрождением на новом месте — поблизости от старого, “намоленного” — непременно последует сооружение памятника Тургеневу. Тем более что при открытии нового здания библиотеки в присутствии многих официальных лиц был открыт и закладной камень будущего памятника. Но об этом власти благополучно забыли.
Так почему же так долго идут бесплодные разговоры о том, что надо бы в Москве поставить памятник Ивану Сергеевичу Тургеневу, а дальше словопрений дело не двигается? Говорим об этом с директором Тургеневской библиотеки Татьяной Евгеньевной КОРОБКИНОЙ. И, конечно, беседа выходит за рамки локальной темы — слишком сильна обида “на власть”, слишком велико желание в который раз помянуть словом и делом великого писателя.
— Татьяна Евгеньевна, а правда, что на открытие памятника Шухову кто-то пришел с плакатом: “Здесь должен стоять Тургенев”.
— Не думаю. Очень уж бесполезная выходка, да и неуважительная по отношению к Шухову. Наших сотрудников и членов Клуба друзей Тургенева там не было. Хотя префектура не забыла нас пригласить — посыпала соли на раны. Возмущались мы, правда, ужасно. Когда я узнала, что Ю.М. Лужков подписал разрешение на установку этого памятника, то обратилась к председателю Мосгордумы В.М. Платонову, и вопрос на время был снят.
Шухов, несомненно,— достойнейший человек. Не стоит сопоставлять его с Тургеневым — каждый по-своему служил России. Но положа руку на сердце — кто из них в первую очередь представляет Россию во всём мире? Ответ ясен. Так кому же в первую очередь надо памятник ставить? И не где-нибудь, а именно здесь, на Тургеневской площади, близ библиотеки его имени! Москва основательно вошла в жизнь Тургенева. Здесь прошли его отрочество и юность, здесь он формировался как писатель. Сюда неоднократно возвращался из своих странствий. И теперь должен вернуться — в бронзе.
По традиции памятники русским писателям ставятся на московских бульварах, и место, облюбованное общественностью, почитателями Тургенева, было выбрано очень удачно. Но нас поставили перед фактом: ЛУКойл водрузил на этом месте монумент — огромный, помпезный, выше памятника Грибоедову, который находится по другую сторону площади, на Чистопрудном бульваре. ЛУКойл зарабатывает деньги, и немалые, поэтому что хочет, то и делает. Но должен же кто-то прислушиваться к мнению общественности, советоваться с нею, согласовывать с москвичами официальную точку зрения. Или всё решают деньги? В таком случае я повторяю вслед за русскими светочами: власть денег — это власть тьмы. Очевидно, что сегодня любые приоритеты приносятся в жертву золотому тельцу. ЛУКойл уверен в своем праве по-хозяйски распоряжаться в Москве.
— А само здание этой компании? Это какой-то монстр, разрушивший облик исторического уголка нашей столицы. И таких монстров становится всё больше и больше. Они вздыбились в лучших районах города бесцеремонно, угрожающе... и прочно. Во всяком случае, на наш век этого безобразия хватит. А строительный произвол продолжается, и, похоже, это необратимо...
— Почему необратимо? Всё будет зависеть от нашего общественно-политического строя. Да, сегодня единственное мерило ценностей — это деньги, финансовый успех. Но не всегда же так будет. Не вечен нынешний капитализм со сверхдоходами отдельных лиц и групп, с пренебрежением к человеку — создателю материальных и культурных ценностей. Мы непременно должны прийти к справедливому мироустройству.
— А где же теперь будет памятник Тургеневу? И будет ли он?
— Городская дума в лице комиссии по монументальному искусству приняла решение об установке памятника и рекомендовала поставить его на Остоженке. Но эта улица сейчас так обезображена новым строительством, что места для памятника там попросту нет. Есть только местечко перед домом № 37 — в 40-е годы XIX века его арендовала мать писателя. В 2005 году московскими властями было принято решение о создании там музея Тургенева. Скоро дом, наконец, освободится, и там начнутся реставрационные работы. Но перед этим зданием такой маленький клочок земли, что можно поставить только бюст. Если власти считают, что этого достаточно, то придется снова взывать к их патриотическим чувствам и настаивать на исполнении решений комиссии.
Кстати, бюст Тургенева уже стоит в скверике перед нашей библиотекой. Он мраморный, работы школы Конёнкова, и его давно бы пора убрать в здание, иначе он известкуется и погибнет. Вот тут-то, в нашем скверике, и можно поставить памятник, хотя очень печально, что великолепные скульптуры XIX века, отображающие таких светочей, как Гоголь, Достоевский, находятся во внутренних двориках, сквериках, в стороне от магистральных путей.
У нас есть проект скульптора Александра Костина — идею он выдвинул в середине 90-х годов. С тех пор свыше десяти лет разрабатывает в своем творчестве тургеневскую тему. Недавно в нашей библиотеке прошла его выставка “Фантазии на тему Тургенева” — очень интересная и нетрадиционная. Архитектор проекта — Александр Асадов. Под его руководством осуществлялась реконструкция зданий, предназначенных для нашей библиотеки. Идея скульптора — многофигурная композиция. Но она займет всю площадь нашего скверика.
Архитектор предложил поставить только центральную фигуру — она очень хороша. Помните петербургский памятник? Писатель сидит в кресле в позе старца. Это русский скиталец на покое. Но ведь с Москвой-то связаны молодые годы Тургенева, проведенные им в университете, а потом в литературных салонах 40-х годов XIX века. Завершился этот период публикацией “Записок охотника” в 1852 году.
Александр Костин ваяет молодого, полного сил Тургенева: у его ног — спаниель, охотничья собака, — такой же породы была и Муму.
Интересно, что на протяжении жизни внешность Тургенева разительно менялась. В молодости он был по-европейски красив, а к старости в его облике проявились типичные народные черты: он стал похож на русского крестьянина. Для нас московский Тургенев — это искатель, вырвавшийся из оков канцелярии, куда определила его мать. В московский период он искал себя, своё место в литературе.
Скверик перед нашей библиотекой — место укромное, а хотелось бы вынести скульптуру на простор.
Адрес памятника еще будет уточняться. Будущий музей, который через несколько лет откроется на Остоженке, конечно, скажет своё слово. А пока необходимо как можно скорее провести проект через конкурс.
Но, по нашим сведениям, до 2010 года конкурса на создание памятника Тургеневу не будет: у города нет на это денег. Недавно Московская городская дума отклонила законопроект, по которому установка памятников должна передаваться в компетенцию местным властям — префектурам. Это правильное решение. Сколько уродливого новодела появилось в городе, потому что за последние годы памятники устанавливались не за городской счет, а за счет частных инициатив. Но опять-таки, где брать деньги? Боюсь, что город очень долго будет заниматься этой проблемой.
— Так что же, судьба памятника снова под вопросом? Неужели и через девять лет — к 200-летию Тургенева — нам некуда будет возложить цветы?..
— Конечно, мы переживаем труднейшие времена. И десять лет назад было не легче. Тем не менее именно десять лет назад состоялось второе рождение нашей библиотеки. Страшно вспоминать... Представляете: завтра — открытие, а мебель еще не доставлена. Это было время дефолта 1998 года. И всё-таки открытие состоялось — день в день. Надо не терять присутствия духа и делать дело... Именем Ивана Сергеевича Тургенева.
С самого начала наша библиотека обязана ему своим существованием. Всего через две недели после его смерти — в сентябре 1883 года — Варвара Алексеевна Морозова, представительница известной купеческой фамилии, пришла в Городскую думу и сказала, что даёт деньги на учреждение бесплатной городской библиотеки-читальни в память Тургенева.
В XIX веке все библиотеки в России и в других странах создавались только благодаря общественной или частной инициативе, то есть деньги давало какое-то общество или частное лицо. Открытие первой в Москве публичной библиотеки-читальни состоялось в январе 1885 года. Построенная в память Тургенева, библиотека поначалу не носила его имени. Вообще, отношение властей к Тургеневу было весьма сдержанное.
— Оно и сейчас более чем сдержанное. Вот прошел дважды юбилейный год — на одну осень пришлись две значительные даты: 190 лет со дня рождения и 125 — со дня смерти. Но Тургенев явно выпал из поля зрения правящей касты. Средства массовой информации, в сущности, замолчали обе даты. Антикрепостника, поднимавшего злободневные вопросы общественного развития, требовавшего социальной справедливости, боялись тогда, боятся и теперь. В нем хотят видеть певца природы, выразителя тонких чувств, а он прежде всего — острый социальный писатель. Именно так его воспринимали современники. Тургенев был тогда одним из самых читаемых в России. И не случайно, наверное, Варвара Морозова решила учредить библиотеку именно в его память?
— Конечно, смерть Тургенева вызвала огромный отклик в России. Месяц добивалась общественность разрешения перевезти гроб с телом писателя на Родину и похоронить его со всеми подобающими почестями. На большие станции поезд приходил ночью, но всё равно в Пскове его встречали тысячи людей, повсеместно служили панихиды. В Петербурге гроб провожали на кладбище 450 тысяч человек! Студенты Петербургского университета собрали деньги на серебряный венок и потом хотели подарить его учреждаемой библиотеке — власти не разрешили. Не хотелось им связывать эту библиотеку с памятью о Тургеневе. Но на слуху уже было слово “Тургеневка”. Можно сказать, так назвал библиотеку сам народ. Наконец и “наверху” к этому притерпелись — и библиотека официально получила это имя. А благодаря библиотеке так стала называться и площадь.
Сейчас на повестке дня 125-летие нашей библиотеки. Хотим отметить этот юбилей через год, в феврале 2010 года. Ведь это еще и дата основания сети публичных библиотек Москвы. С нашей библиотеки всё и началось. Мы хотим, чтобы этот общемосковский праздник стал общероссийским. В сентябре этого года в Москву приезжает форум публичных библиотек России — “Библиокараван”. Каждый год он посещает какой-то регион. Руководит этим движением Российская библиотечная ас-социация. Это будет 8-й форум. К празднованию 125-летия основания публичных библиотек мы приурочим Всероссийскую конференцию “Общественная инициатива — в поддержку библиотек в России”. И опять вспомянем Ивана Сергеевича Тургенева, возбудившего в своей почитательнице Варваре Морозовой желание нести людям свет через книгу.
— Похоже, пока в городе нет музея Тургенева, именно ваша библиотека несет миссию хранителя тургеневского наследия?
— Не только наша библиотека. Конечно, мы активно занимаемся Тургеневым и его эпохой. Надеемся в самое близкое время выйдет сборник “Иван Сергеевич Тургенев и Москва” — в нем собраны материалы, посвященные всем этапам московской жизни писателя и его московским повестям. Проведем читателя по всем тургеневским адресам. Осуществиться изданию помогает префектура Центрального округа, а печатает его издательство “Русский путь”, с которым мы давно уже сотрудничаем. Публикуем подготовленные нами для этого сборника материалы о тургеневском наследии, имеющемся в музеях, архивах, библиотеках Москвы. Самая лучшая коллекция — в Государственном литературном музее. За ней следуют коллекции Исторического музея, Музея МХАТ, Бахрушинского музея, нескольких архивов. Рассказываем и о фондах нашей библиотеки. Какова задача такого издания? Дать материал исследователям — что и где искать.
Многие фонды просто не тронуты — работы непочатый край. Конечно, в Литературном музее хорошо знают, каким богатством они владеют, но в некоторых архивах лежат неотрытые клады. Содержание — самое разнообразное: документы, письма, рукописи, книги, фотографии и другой иконографический материал. Фонды требуют творческого отношения к себе. Пример такого отношения показывает Государственный литературный музей — на базе его фондов была создана интересная юбилейная выставка “Русский скиталец”.
Но вернемся к созданию музея. Очень важно воссоздать на Остоженке, в “сером доме с колоннами”, описанном в повести “Муму”, подлинную обстановку старинного усадебного быта — для посетителей это будут одновременно уроки и литературы, и истории. Сюда будут приходить дети — слава Богу, Тургенева еще не выбросили из школьных программ. Здесь они получат первые понятия о социологии, об этике. Этот дом будет очень притягателен для иностранцев: русская литература начиналась для европейцев именно с Тургенева — он открыл им русскую жизнь.
— Не помешает ли организации музея Тургенева постоянный спор за собственность между федеральными и региональными властями? Насколько мне известно, Государственный литературный музей со всеми его филиалами — федерального подчинения. А музей Тургенева на Остоженке организуется как филиал Музея имени А.С. Пушкина и должен стать музеем московского подчинения.
– Административное разделение действительно доставляет много неприятностей. Тот же дом № 37 на Остоженке в начале 90-х минувшего века мог стать филиалом Государственного литературного музея и, следовательно, объектом федеральной собственности, но музей от него отказался. А потом возник спор между федеральными и московскими властями относительно принадлежности объектов культуры в Москве — сколько времени потеряли. К счастью, дом на Остоженке остался в московской собственности.
Но Государственный литературный музей с его фондами, а там и богатейший тургеневский фонд, остался за ведомственным барьером, в федеральном подчинении. Надо надеяться, что музейщики преодолеют этот барьер — законодательство дает им право передавать предметы друг другу во временное пользование. Зато наша библиотека — одного городского подчинения с будущим музеем. Конечно, мы с удовольствием приняли бы участие в создании музея. У нас и у музейных работников общая задача — донести до нынешних людей и сохранить для будущих поколений тургеневское творчество, не утратившее своей ценности и сегодня. Что особенно важно в Тургеневе — гармоничность, достоинство, цельность и глубина натуры. В этом его наследие. А еще — в завещанном нам чистом русском слове. Будем работать, чтобы передать это наследие новым поколениям.
Беседу вела
Лариса ЯГУНКОВА.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме