11:00 08.12.2009 | Все новости раздела "КПРФ"
«Правда» о круглом столе на тему «Образование – для всех»
На круглом столе был представлен доклад депутата от КПРФ Олега Смолина. Бездумная калька с западного опыта в нашей стране неприемлема.
В Государственной думе по инициативе общественного движения «Образование — для всех» прошёл «круглый стол» экспертов на тему «Образовательная политика в 2010 году: послание президента РФ и реальные перспективы». Свой доклад представил депутат Госдумы от КПРФ, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, председатель общественного движения «Образование — для всех» Олег Смолин. Он прокомментировал положения послания, касающиеся системы образования в России, с точки зрения возможности их реального воплощения.
ИЗВЕСТНЫЙ политик-оппозиционер привёл примеры из последнего доклада ООН «О развитии человека», подготовленного на основе данных по различным странам за 2009 год. Так, в России по сравнению с предпоследним докладом за 2007 год индекс развития человеческого потенциала переместился на 71-е место вместо 67-го (в конце 80-х годов, предположительно, наша страна была в десятке лучших). Индекс благосостояния остался без изменений — на 56-м месте (20 лет назад, по разным оценкам, он колебался от 19-го до 32-го). Индекс долголетия отодвинулся со 119-го места на 124-е (в конце советского периода продолжительность жизни соответствовала среднеевропейскому уровню). Индекс образования с 26-го места отброшен на 41-е (в советскую эпоху наша страна периодически входила в первую тройку!) На этом фоне в стране продолжаются реформы в системе образования.
На первом месте, конечно,— пресловутый ЕГЭ. По мнению президента, «Единый госэкзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования».
Некоторые оптимистично настроенные комментаторы усмотрели в этом шаг навстречу противникам ЕГЭ, однако явно поспешили: Единый госэкзамен и в настоящее время не является единственным инструментом проверки качества образования. Наряду с ним существуют, например, олимпиады.
Главное же в другом: Д. Медведев подтвердил, что ЕГЭ должен оставаться основным инструментом проверки знаний, и тем самым предопределил характер работы соответствующей комиссии при президенте. Между тем, делает вывод О. Смолин, первый год реализации Федерального закона о ЕГЭ разрушил большинство мифов в этой области, и в частности миф о его объективности. И вот почему.
ЕГЭ часто сравнивают с «градусником», который нельзя ломать. Однако представьте себе следующую процедуру измерения вашей температуры в больнице: сначала измеряют температуру вам, затем — всей больнице, и только после этого вы узнаёте, нормальная у вас температура или нет. Именно такая процедура применяется в отношении ЕГЭ. Рособрнадзор постфактум «подбивал» результаты под допустимое, с его точки зрения, количество неудовлетворительных оценок, так сказать, определял, сколько же пациентов можно признать больными.
«Школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. С помощью архитектурного конкурса будут выбраны новые проекты строительства и реконструкции школьных зданий... Они начнут использоваться повсеместно уже с 2011 года. Задача — сконструировать так называемое умное здание, где предусмотрены технологии обучения, укрепления здоровья, обеспечения школьников нормальным, качественным питанием, горячим питанием»,— предаётся мечтаниям глава государства. Но Олег Николаевич вновь опускает его с небес на землю, напоминая, что центром творчества школу делает не здание, даже самое «умное», а люди, педагогический коллектив.
Депутат от КПРФ напомнил, что до так назывемой монетизации в России действовал один из самых «продвинутых» законов в области образования, который предоставлял большие академические свободы участникам образовательного процесса и экономическую самостоятельность — учреждениям. И то, и другое было значительно урезано печально знаменитым 122-м законом. Теперь свободы собираются вернуть лишь победителям конкурсов, а также тем, кто согласится перейти в автономные учреждения (АУ). Правда, расширение самостоятельности АУ покупается ценой резкого сокращения гарантий бюджетного финансирования, а вместе с тем и автономии образовательного учреждения. Правильное решение очевидно: необходимо восстановить редакцию Закона РФ «Об образовании», которая действовала до «монетизации» и предоставляла широкие академические и экономические свободы всем.
Идея президента — предоставить «семьям более широкие возможности выбора школы, а ученикам — доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного и дополнительного образования. Это особенно важно для малокомплектных школ, для удалённых школ, вообще в целом для российской провинции», по мнению Смолина, заслуживает поддержки. Тем более что уже есть опыт в использовании современных образовательных технологий двух передовых вузов, которые предлагают две модели спасения сельской школы на базе таких технологий. Однако подушевое финансирование и бухгалтерский подход приводят в последние годы к её ускоренной ликвидации. По официальным данным, за 2003—2006 учебные годы было ликвидировано около 1900 таких школ, а за 2007/2008 учебный год — около 2600. Ещё несколько лет таких «реформ» — и спасать будет некого.
Президент обещает серьёзную модернизацию системы педагогического образования: «Будут внедрены обязательные курсы переподготовки и повышения квалификации на базе лучших российских вузов и школ. Средства на повышение квалификации должны предоставляться с возможностью выбора образовательных программ». Кто бы возражал против этого? Но опять же закономерен вопрос: будут ли средства предоставляться вообще?
«…Педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов», — смотрит в будущее российского образования Дмитрий Анатольевич.
— Интересно, кто убедил президента в том, что классические университеты готовят учителей лучше, чем педагогические вузы? — недоумевает Олег Смолин. — Это, по меньшей мере, спорно. Хотим сделать очередную кальку с западного опыта? Но, боюсь, в России опять не хватит «шведов». К тому же непонятно, как можно многотысячный и многопрофильный педагогический вуз в региональном центре превратить в один факультет. А главное, зачем?
«Мы начнём привлекать для работы в школах тех, кто способен обеспечить более качественное профильное образование для старшеклассников, включая, кстати, и квалифицированных специалистов, которые не имеют педагогического образования. Те, кто решит работать в школе, смогут пройти краткосрочные специализированные курсы. Одновременно будут введены особая система поощрений и требования к обязательному подтверждению уровня квалификации преподавателей».
— Хорошо, конечно, что на сей раз, в отличие от прошлогоднего послания, президент хотя бы упомянул о краткосрочных курсах для тех, кто, не имея педагогического образования, отважится прийти в школу. Кстати, если учитель вознамерится стать хирургом или атомщиком, ему тоже будет достаточно краткосрочных курсов? — уточняет Олег Николаевич.
Однако миллион раз прозвучавший «со всех трибун» вопрос о статусе учителя так и остаётся открытым. Спрашивается: пойдут ли высококвалифицированные люди из науки, государственного управления или производства учить детей? В Москве, в Петербурге, в некоторых крупных городах — может быть, да. Но в большинстве регионов — ни за что. Разве что с целью «пересидеть» кризис, а потом бежать от нищеты и бюрократического унижения куда угодно. Средняя зарплата в образовании в предкризисном 2007 году составляла в США 129% от средней по стране, а в России — 66%, напомнил депутат. Что уж говорить о нынешних кризисных временах!
Объявляя 2010 год Годом учителя, президент, видимо, забыл, что в федеральном бюджете-2010 второй год подряд не предусматриваются средства для повышения зарплаты интеллигенции вообще и педагогических работников в особенности. Другими словами, их реальная зарплата (с учётом роста цен) в большинстве регионов опять снизится. Правительство России оказывает давление на профильный Комитет Госдумы, требуя принять закон о фактической отмене коммунальных льгот для сельских педагогов (видимо, в проклинаемые 30-е годы денег у государства было больше, чем в «благословенные» 2000-е). В следующем году в федеральном бюджете почти в пять раз сокращаются средства на поощрение лучших учителей. Одновременно приостанавливается действие статей законов о выплате «книжных» денег аспирантам и компенсации родительской платы за детей, посещающих дошкольные учреждения, и т.п.
Ежегодно думское большинство проваливает поправки депутатов-коммунистов, предусматривающие обеспечение бесплатным горячим питанием всех детей младших классов и учащихся 5—11-х классов из семей с низкими и средними доходами. А где деньги на создание «безбарьерной школьный среды для детей-инвалидов», о чем с демонстративным воодушевлением хлопочет президент.
В таких условиях гораздо больше оснований объявить 2010 год, как и нынешний, не Годом учителя, а Годом банкира и олигарха, приближённого к власти, предложил О.Н. Смолин. В самую точку!
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме