10:30 03.07.2009 | Все новости раздела "КПРФ"
«Правда» о Круглом столе КПРФ по вопросам здоровья граждан
На круглом столе речь шла о правах человека на достойную жизнь и охрану здоровья. К сожалению, на сегодняшний день среднестатистический россиянин этого лишён.
Об этом шел разговор на "круглом столе", организованном коммунистами в Госдуме РФ
Конституция Российской Федерации декларирует право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на достойную жизнь и на охрану здоровья. К сожалению, на сегодня это остается во многом всего лишь декларацией. В реальности этот круг проблем с каждым годом только усугубляется. Состояние здоровья человека, как известно, в решающей степени зависит от того, что он употребляет в пищу и какого качества, какую воду пьет и какими средствами лечится. Демографическая ситуация в стране показывает, что в этом отношении у нас далеко не все благополучно. Страна продолжает вымирать. За годы так называемых реформ численность населения России сократилась почти на 10 миллионов человек. Физическая убыль населения компенсируется в основном за счет эмигрантов из соседних бывших союзных республик. Вот почему так актуальна тема прошедшего 30 июня в Госдуме РФ "круглого стола", организованного фракцией КПРФ. С основным докладом выступил заместитель Председателя ЦК КПРФ, депутат Государственной думы, академик Российской академии сельскохозяйственных наук Владимир Кашин.
В зоне экологического террора
Рассматривая проблему качества питьевой воды, В. Кашин отметил, что даже по заявлению президента Российской Федерации сегодня не отвечают санитарным нормам около 40% поверхностных и более 20% подземных источников питьевого водоснабжения.
Какую воду мы пьем
В некоторых регионах от 35 до 60% питьевой воды не удовлетворяют санитарным нормам.
Чрезвычайно высокие уровни загрязнения водных объектов зарегистрированы на территориях следующих субъектов Российской Федерации: в городе Санкт-Петербурге - 63%, в областях: Ярославской - 58%, Московской - 44%, Новгородской - 51%, Ростовской - 58%, Кировской - 57,%, Брянской - 41%, в республиках: Удмуртской - 59%, Бурятии - 54%, Карелии - 40%, в автономных округах: Ханты-Мансийском - 57%, Ямало-Ненецком - 62%, Ненецком - 37%.
Одной из главных причин неудовлетворительного положения с качеством водных объектов являются состояние и объемы сбрасываемых сточных вод. Ежегодно их в поверхностные объекты поступает более 51 миллиарда кубометров, из них загрязненных - 18 миллиардов, нормативно чистых - 31, нормативно очищенных - два миллиона кубометров. Более 80% загрязненных сточных вод сбрасывается в малые реки. Со сточными водами в водоемах оказываются около четырех тысяч тонн нефтепродуктов, 359 тысяч тонн взвешенных веществ, 24 тысячи тонн фосфора, а также фенол, синтетические поверхностно-активные вещества, соединения меди, железа, цинка. Во многих городах как канализационные, так и очистные сооружения работают неудовлетворительно. Только на 20% коммунальных очистных сооружений решены вопросы обезвреживания и утилизации осадка сточных вод.
Централизованные системы водоснабжения имеют 1078 городов (99%), 1686 поселков городского типа (83%) и около 34 тысяч населенных пунктов (22%). Под государственным санитарно-эпидемиологическим надзором находятся 23 тысячи 650 муниципальных и 41 тысяча 702 ведомственных водопровода. Из них не имеют необходимого комплекса очистных сооружений 29% и обеззараживающих установок - 18%.
В питьевой воде централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения регистрируются концентрации, превышающие нормативы по семи веществам 1го класса опасности, 44 веществам 2го - 3го классов опасности и девяти веществам 4го класса опасности. На некоторых территориях, например, в городах Владивосток, Вологда, Челябинск, Ухта, в Вологодском районе Вологодской области, отмечается почти 10кратное превышение гигиенических нормативов по веществам 1го класса опасности (трихлорметан, тетрахлорметан, мышьяк). На 17 территориях Российской Федерации отмечается превышение (от двух до пятикратного) загрязнения питьевой воды в централизованных системах хозяйственно-питьевого водоснабжения веществами 1го - 2го классов опасности.
Ежегодно более 10 миллионов человек употребляют воду централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения, не отвечающую гигиеническим нормативам содержания химических веществ, а с патогенными и условно-патогенными микроорганизмами в ряде административных территорий 77 субъектов Российской Федерации - около 14 миллионов человек. По данным санэпидемслужбы, около 50 миллионов человек, то есть более трети населения, пьют воду с повышенным содержанием железа. По сравнению, например, с 2004 годом численность населения, употребляющего питьевую воду централизованных систем, не отвечающую санитарным правилам и нормам, увеличилась более чем в пять раз.
Особое внимание необходимо обратить на водоснабжение сельского населения. Здесь 85,6% источников водоснабжения - нецентрализованные.
Кроме того, на селе эксплуатируются 54 тысячи 570 водопроводов в составе 81 тысячи 110 источников централизованного водоснабжения. Из них 17% не имеют зоны санитарной охраны, 20% не соответствуют санитарным правилам и нормам.
В водопроводах в сельских поселениях удельный вес проб, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, составляет 33,4%, по микробиологическим - 51,5%, в том числе проб с выделением патогенной и условно-патогенной флоры - 68,3%.
Низкое качество питьевой воды регулярно приводит к возникновению среди населения вспышек острых кишечных инфекций, они регистрируются во всех федеральных округах - от 50 до 100 вспышек с числом пострадавших от двух до пяти тысяч человек. Наибольшее число вспышек острых кишечных инфекций происходит в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах. В основном "водным путем" распространяются вирусный гепатит А, дизентерия Флекснера, а также мочекаменная болезнь, онкологические заболевания, спонтанные аборты, мутации клеток у детей.
Ряд территорий Российской Федерации испытывает острый дефицит качественной питьевой воды, среди них - республики Калмыкия, Адыгея, Воронежская, Тверская, Тульская, Ленинградская, Оренбургская, Ростовская области, Ставропольский край, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Привозной водой пользуется около одного процента населения Астраханской области, 4,7% в Республике Бурятия употребляют воду привозную и из открытых водоемов, в Иркутской области привозной водой пользуются 118 тысяч человек, или 24% от числа сельских жителей. В Корякском автономном округе 2100 человек (10%) используют воду без очистки и обеззараживания из шахтных и трубчатых колодцев и из рек. В Красноярском крае около шести тысяч человек пользуются речной водой, не проходящей специальной обработки. В Эвенкийском автономном округе отсутствуют системы централизованного водоснабжения, 60% населения употребляет воду из открытых источников без очистных сооружений. В Омской области более чем в 90 населенных пунктах питьевая вода привозная. Около девяти процентов сельского населения Республики Алтай используют питьевую воду из открытых водоемов без обработки.
Состояние питьевого водоснабжения продолжает оставаться одной из актуальных задач по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения России, решение которой необходимо для сохранения здоровья и повышения качества жизни людей. Более 10 лет ведется, а точнее - саботируется работа над законопроектом об обеспечении чистоты питьевой воды. Нет и соответствующей государственной целевой программы. А в 52 регионах, где такие программы есть, они или не финансируются вовсе, или финансируются скудно и нерегулярно.
Продекларированная партией "Единая Россия" забота об обеспечении населения питьевой водой так и осталась всего лишь благим пожеланием. Зато в авральном порядке принят новый Водный кодекс, позволяющий приватизировать водоемы. Из кодекса умышленно изъяты все концептуально значимые положения, закрепляющие право граждан России на свободный доступ к воде, ликвидирован государственный контроль за состоянием водных объектов, административная система управления водными объектами заменена на гражданско-правовую, по сути рыночную. Все это только усугубляет ситуацию с обеспечением населения чистой питьевой водой. В российском секторе водоснабжения сложилась кризисная ситуация, особенностью которой является ускоренная, продиктованная политическими установками и корыстными интересами, лишенная научного обоснования приватизация услуг в этой области, в том числе и с участием иностранных компаний. При бесконтрольном росте тарифов вполне реальна угроза недоступности пригодной для питья воды для малообеспеченных слоев населения. До сих пор не выполняются положения Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в части определения федерального органа, осуществляющего правовое регулирование тарифов на услуги ЖКХ и разработки соответствующей нормативно-правовой базы. Фактически государство полностью самоустранилось от проблем питьевого водоснабжения.
Хлеб да каша - пища наша
Как отметил докладчик, среди основных факторов, определяющих состояние здоровья, поддержание высокой работоспособности, сохранение генофонда нации, необходимо выделить питание населения.
Пищевые продукты должны быть безопасными, то есть соответствовать действующим санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам по органолептическим, санитарно-химическим, микробиологическим показателям. Рациональное питание призвано обеспечить человеку баланс между поступающей и расходуемой энергией, удовлетворение потребности организма в необходимом количестве питательных веществ. Кроме того, пищевые продукты являются регуляторами различных функций организма, а следовательно, питание должно быть оптимальным, максимально удовлетворять потребности человека в пищевых веществах и энергии, снижать риск возникновения различных заболеваний.
За годы реформ в состоянии питания и здоровья населения в России произошли негативные изменения в качественной полноценности рационов питания, обусловленные низким потреблением мясопродуктов, рыбы, молока и молочных продуктов, овощей и фруктов, фактической ликвидацией системы диетического питания. К 1990 году душевое потребление мяса и мясопродуктов в стране составляло около 75 кг, рыбы и рыбопродуктов - 20 кг, молока и молокопродуктов - 390 кг, яиц - 260 штук и т.д. За годы реформ потребление мяса на одного человека снизилось на 34%, молочных продуктов - на 37, яиц - на 24, рыбы - на 41, сахара - на 28%.
В общей структуре потребляемых населением продуктов преобладают хлеб и макаронные изделия, мука, крупа и бобовые, то есть продукты, в которых содержание необходимых для нормальной жизнедеятельности организма человека минеральных веществ и витаминов недостаточно. Эти изменения сопровождаются дефицитом белка животного происхождения, полиненасыщенных жирных кислот, витаминов, ряда микронутриентов и пищевых волокон.
Несбалансированность питания, загрязнение продуктов добавками химической и биологической природы обусловливают заболеваемость населения, причем ведущие места занимают болезни органов пищеварения, эндокринной системы, кроветворных органов. Особенно негативно неполноценное питание сказывается на здоровье детей. В последние годы наблюдалась выраженная тенденция к росту показателей заболеваемости болезнями органов пищеварения, в том числе гастритом и дуоденитом, болезнями желчного пузыря и желчевыводящих путей, поджелудочной железы, болезнями крови и кроветворных органов, эндокринной системы. Доказано, что последствия нарушения питания в раннем возрасте приводят к сокращению продолжительности жизни минимум на 2,5 года.
В большинстве лечебных учреждений питание стало однообразным, продуктовый набор характеризуется избытком продуктов переработки зерна, круп, картофеля; недостатком мясных, рыбных блюд, творога, кисломолочных продуктов, фруктов, соков. В 75% из них не проводится Свитаминизация блюд. В рационах практически отсутствуют ценные белковые продукты, сливочное масло, творог, недостаточно содержание овощей и фруктов даже в летний период. Полностью ликвидирована система диетического питания через сеть диетических столовых. Диетическим питанием не обеспечиваются даже работники, подвергающиеся воздействию вредных и неблагоприятных факторов производственной среды.
Структура питания детей школьного возраста характеризуется снижением потребления наиболее ценных в биологическом отношении продуктов (мясопродукты, молочные продукты, фрукты, овощи, рыбопродукты). Имеет место тенденция к сокращению детских молочных кухонь в связи с недостаточным финансированием.
В советское время качеству продуктов питания государство уделяло огромное внимание. Оно должно было соответствовать государственным стандартам, и это строго контролировалось. Нарушение стандартов считалось уголовным преступлением.
Ныне же, по оценке Национального фонда защиты прав потребителей, на мелкооптовых и продовольственных рынках до 85% продуктов питания в той или иной степени фальсифицированы. Такая ситуация может быть охарактеризована как весьма существенная угроза здоровью нации. В определенной мере это стало следствием того, что функции государственного контроля и надзора за качеством пищевых продуктов распылены между государственной санитарно-эпидемиологической службой Минздравсоцразвития России, государственной ветеринарной службой Минсельхоза России, Государственной хлебной инспекцией при правительстве Российской Федерации, Государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Минэкономразвития России и органами Госстандарта России. Притом существует необоснованное дублирование функций и сфер деятельности этих структур, что, с одной стороны, создает административные барьеры для отечественных товаропроизводителей и, в конечном итоге, ведет к росту потребительских цен на продовольствие, а с другой стороны, размывает ответственность за достижение конечного результата безопасности продуктов питания для здоровья и жизни населения. В результате при явной избыточности контрольно-надзорных органов их влияние на безопасность продовольствия незначительно и не обеспечивает законных прав и интересов потребителей.
Второй очень важный момент, связанный с проблемой безопасности продуктов питания, определяется принятием Федерального закона "О технических регламентах". Новый закон заменил стандарты другими нормативными актами в статусе федеральных законов - техническими регламентами, где требования к качеству продуктов питания подменяется требованиями к их безопасности, что далеко не одно и то же. Например, колбаса может быть изготовлена безопасной для потребления, но вместо мяса содержать крахмал и пищевые добавки, имитирующие колбасный вкус.
В последнее время обострилась проблема биологической безопасности пищевых продуктов. Фактически не контролируется использование в России так называемых передовых биотехнологий, а также разного рода пищевых добавок в мясной, молочной, хлебобулочной, пивобезалкогольной, кондитерской промышленности. На российском рынке продаются десятки наименований пищевых продуктов зарубежного производства, обозначенных так называемым индексом Е, то есть содержащих компоненты, запрещенные к использованию в производстве и реализации в развитых европейских странах. При исследовании импортной пищевой продукции установлено, что содержание компонентов из генномодифицированных организмов (ГМО) возросло по таким группам, как мясные продукты (6,00 против 3,57% в 2005 г., 2,56 % в 2004 г.), плоды и ягоды (1,97 против 1,01% в 2005 г., 0,64 % в 2004 г.).
Роспотребнадзором ежегодно бракуется около 400 тысяч партий продовольственного сырья и пищевых продуктов, из них 100 тысяч импортируемых. Наибольшее количество забракованных партий пищевых продуктов в таких группах, как сахар и кондитерские изделия (до 90 тысяч партий), молоко и молочные продукты (до 40 тысяч партий), мясо и мясные продукты (до 30 тысяч партий), алкогольные напитки, пиво и безалкогольные напитки.
Сырьевая база пищевой и перерабатывающей промышленности сегодня в значительной мере обеспечивается импортом.
По данным Ассоциации мясопроизводителей Российской Федерации, в страну поступает в основном залежалая импортная продукция с 3 - 6летними сроками хранения. То же самое касается и поставок зерна. Ежегодно только хлебная государственная инспекция при правительстве Российской Федерации запрещает использовать от одной до двух тысяч тонн импортного продовольствия, бракуется и снижается сортность более 30% от общего количества проинспектированных импортных продовольственных товаров: кондитерских изделий, продуктов детского питания, сыров, колбасных изделий и копченостей, рыбы и рыбопродуктов, масла животного. В результате страдает потребитель. Самое страшное, что жертвами недобросовестности производителей продуктов питания становятся дети. Тем самым подрывается генофонд нации.
Доступность качественных продуктов питания для россиян ограничивается постоянным ростом цен, который никак не контролируется и не регулируется государством. Только за четыре месяца текущего года, по официальным данным, цены на продовольствие выросли на 9%, в том числе на хлеб и хлебобулочные изделия - на 15,2%, на макаронные изделия - на 16,8%, мясо птицы - на 4%, молоко и молочную продукцию - на 6,1%, масло сливочное - на 5,1%, яйца - на 9,2%, сахар - на 8,9%, плодоовощную продукцию - на 27,6%. Сегодня пресловутую колбасу, пригодную в пищу, можно купить по цене минимум 400 - 500 рублей за килограмм. Нужно ли объяснять, кому по карману такие цены?
В настоящее время сложилась кризисная ситуация, проявляющаяся в высоких темпах прироста потребления алкоголя. По ориентировочным данным, реальное душевое потребление алкоголя в России составляет примерно 14 - 15 литров чистого спирта. Наблюдается существенный рост производства и реализации слабоалкогольных напитков и пива, при этом не происходит снижения объемов реализации водки и других "крепких" спиртных напитков. Особую тревогу вызывает все более активное приобщение к потреблению алкогольных напитков подростков и женщин, что значительно увеличивает риск негативного влияния на здоровье будущих поколений. Пик массового потребления алкогольных напитков сместился с возрастной категории 16 - 18 лет на 13 - 15 лет и может оказать серьезное влияние как на физическое, так и на интеллектуальное развитие подрастающего поколения.
Во все больших масштабах реализуются фальсифицированные алкогольные напитки. Ежегодно только органами Роспотребнадзора бракуется около шести миллионов литров алкогольной продукции. Проблема предупреждения ее негативного влияния на здоровье населения по-прежнему остается актуальной и приоритетной.
Реалии бытия в условиях рыночной экономики свидетельствуют не только о недоступности полноценного питания для большинства населения, но и о том, что существующая законодательная база, включающая федеральные законы "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О государственном регулировании в области генноинженерной деятельности", "О качестве и безопасности пищевых продуктов", "О защите прав потребителей", "О розничной торговле", подзаконные акты правительства и его органов, не гарантирует защиту от фальсифицированных, вредных для здоровья человека продуктов питания. Жажда наживы, коррупционность экономических отношений в сфере производства и реализации продуктов питания стали реальной угрозой для здоровья нации и сохранения ее генофонда.
Здесь требуются серьезная переработка существующей законодательной базы, внесение поправок и в Гражданский, и в Уголовный кодексы РФ, предусматривающих определенное наказание за производство и реализацию недоброкачественной продукции.
Реализация национального проекта "Развитие АПК", на который возлагались надежды в решении продовольственной проблемы, пока не дала ощутимых результатов по заполнению потребительского рынка качественными и дешевыми продуктами питания отечественного производства. Диспаритет цен так и остается одним из главных тормозов в наращивании сельскохозяйственного производства. По-прежнему крестьянин не может пробиться на рынок. Жируют всякого рода перекупщики и спекулянты, накручивающие торговые наценки в разы по отношению к себестоимости продукции. Всего лишь примерно 8% в цене на хлеб - это труд крестьянина, в то время как на Западе доля его составляет около 50%. Да и как можно ожидать каких-то значимых результатов, если агропромышленный комплекс страны ежегодно финансируется в размере около одного процента расходной части федерального бюджета. На 2009 год вообще выделена смехотворная сумма в 30 миллиардов рублей (вместе с рыбоводством), то есть примерно 0,3% от расходной части бюджета.
Без финансовой поддержки государства, без его вмешательства в ценовое регулирование мы не изменим сложившейся ситуации на продовольственном рынке, где не только царит ценовой произвол, но и зачастую реализуются продукты, угрожающие здоровью человека. Фракция КПРФ все эти годы постоянно поднимала эти вопросы, выходила в Государственную думу с соответствующими инициативами, в том числе и с новым вариантом закона "О сельскохозяйственном производстве", направляла свои предложения в правительство и президенту.
Сдвиги в понимании властью ситуации в агропромышленном комплексе наметились. Руководство страны заговорило о необходимости принятия нового варианта закона "О торговле", включающего элементы госрегулирования ценообразования, закона "О продовольственной безопасности", о создании нормальных условий жизни на селе. Сегодня задача состоит в том, чтобы, не ослабляя давления на власть со всех сторон - со стороны депутатов, ученых, общественности, - добиться реализации наметившихся сдвигов в принятии конкретных решений.
Лекарства или отрава?
Не обошел докладчик и проблемы качества лекарственных средств. Демократические реформы, по его словам, не только развалили советскую систему здравоохранения, но и превратили эту отрасль в настоящий Клондайк для так называемых коммерсантов, наживающих на чужой беде миллиардные состояния. Существенно снизилось качество здравоохранения, медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения. За эти годы общее количество фармацевтических организаций сократилось на 30%, мелкорозничная сеть сократилась в два раза. Число аптек на 1000 жителей составляет всего 0,5 условной аптечной организации, что несопоставимо с числом аптек в европейских странах. Например, в Швеции на 1000 жителей приходится 10 единиц условной аптечной организации.
Если в городах аптечных предприятий более-менее достаточно, то в сельской местности жители испытывают наибольшую проблему, связанную в первую очередь с недостаточной физической доступностью лекарственных средств. В сельской местности расположены 4328 аптек, 5636 аптечных пунктов, 303 аптечных киоска и магазина, что составляет всего лишь 16% аптечных организаций из всех существующих, а 84% находятся в городах. При этом на аптечную организацию в сельской местности приходится 3720 жителей, то есть вдвое больше, чем в городах. Это положение усугубляется тем, что аптечные организации в сельской местности расположены территориально очень неравномерно.
За период формирования "рынка" изменился и тип аптечных организаций. Ранее аптеки, занимающиеся изготовлением лекарственных средств, то есть аптеки, имеющие производственные отделы, составляли 85%, теперь их менее 15%, а аптек, оказывающих полный спектр услуг и включающих в себя индивидуальное изготовление лекарственных средств, ночное дежурство, отпуск кислорода, пиявок и т.д., и того меньше.
Развалена фармацевтическая промышленность страны. До начала экономических реформ потенциал медицинской промышленности позволял на 75% обеспечить потребность здравоохранения бывшего СССР в лекарственных средствах. Базовой основой фармацевтической промышленности, обеспечивающей ее стабильное, независимое от импорта существование, является производство фармацевтических субстанций. До начала перестройки производство готовых лекарственных средств в нашей стране осуществлялось в основном из отечественных субстанций. Предприятия - производители фармацевтических субстанций обеспечивали потребность заводов по производству синтетических готовых лекарственных средств на 70%, антибиотиков - на 85%, витаминов - на 90% и иммунобиологических препаратов - на 100 %. С 1992 года объем производства субстанций снизился более чем в пять раз, номенклатура выпускаемых субстанций - в 2,7 раза. Сегодня российская фармацевтическая промышленность представлена всего лишь 460 предприятиями, из которых только 63 - государственной формы собственности. Поэтому доминирующее положение на рынке составляют импортные лекарственные средства. Только 25% лекарств производятся на отечественных предприятиях.
Более тысячи иностранных фирм поставляют лекарства в Россию. При этом далеко не всегда это качественные лекарственные средства. В числе основных причин появления на отечественном рынке фальсифицированных и некачественных готовых лекарственных средств специалисты Межрегионального инспекционного управления Росздравнадзора называют поступление из-за границы субстанций с истекшим или ограниченным сроком годности, субстанций, не зарегистрированных на территории России, провоз через границу субстанций с использованием регистрационного удостоверения другого производителя, регистрацию фиктивных фирм для ввоза и реализации на территории России контрабандных и некачественных субстанций. Иными словами, государство распахнуло ворота для жуликов, которые выполняют главную свою задачу - умерщвляют наш народ, получая одновременно огромные барыши. Большинство фальсифицированных лекарственных препаратов поступают в Россию из других стран, в том числе из Китая, Индии, Болгарии, Польши, Венгрии и бывших республик СССР. Причем поступают практически беспрепятственно: таможенные органы не имеют возможности проводить квалифицированную экспертизу импортируемой фармацевтической продукции, а все необходимые сопроводительные документы, в том числе сертификаты соответствия, изготовители фальшивок научились подделывать не хуже, чем сами лекарства.
Но, по-видимому, нет ничего такого, что было бы не под силу самой России. Почти две трети поддельных таблеток - примерно на 20 - 30 миллионов долларов - изготавливаются в нашей стране. Чаще всего подделываются спазмолитические (19%), ноотропные (13%), лекарства для лечения сердечно-сосудистых заболеваний (11%). По оценке Всемирной организации здравоохранения, в России доля фальсифицированных лекарственных средств (ФЛС) находится на уровне 12% от общего числа препаратов. Некоторые независимые эксперты называют цифры от 20 до 60%. Они считают, что Россия вместе с Китаем вышла на первое место по производству и теневому обороту фальшивых лекарств. В России наибольшее количество упаковок фальсифицированных лекарств выявлено на фармацевтическом предприятии ЗАО "Брынцалов А". Только за два года противоправной деятельности здесь было изготовлено и реализовано более 1,8 миллиона упаковок фальсифицированных лекарственных препаратов более 100 наименований.
Точную цифру реализованных ФЛС по стране привести невозможно, потому что систематический сбор, учет и анализ этой противоправной деятельности у нас ведутся слабо.
Этому способствует несовершенство законодательной и нормативной базы, которая эффективно регулировала бы ввоз субстанций для производства лекарственных средств, в том числе с ограниченным или истекшим сроком годности. В правилах декларирования лекарств не прописано предоставление сведений об источнике поставки субстанции и ее сроках годности. Вопрос качества субстанции в значительной степени лежит на совести дистрибьюторов и производителей лекарственных препаратов. Проблему можно было в какой-то степени решить, законодательно закрепив обязательность регистрации лекарственных субстанций на территории России, но сегодня даже те размытые требования, которые содержатся в Федеральном законе "О лекарственных средствах", пытаются отменить.
Отсутствие правовых норм, предусматривающих ответственность за конкретные правонарушения в сфере оборота лекарственных средств, регулирование данных правоотношений общими нормами права, содержащимися в уголовном и административном законодательстве, размытость ответственности не позволяют должным образом воздействовать на правоотношения в сфере оборота лекарственных средств. Кроме того, несовершенство нормативно-правовой базы приводит к появлению недобросовестных субъектов фармацевтического обращения, позволяет им уходить от ответственности и, в конечном итоге, наносит непоправимый вред здоровью населения и репутации государственных органов. При действующем в настоящее время законодательстве введение либеральных мер по отмене регистрации субстанций преступно. Между тем несоблюдение соответствующих правил изготовления и реализации лекарственных средств в развитых зарубежных странах грозит недобросовестному производителю серьезным уголовным преследованием. Аналогичная ответственность в российском законодательстве в настоящее время не предусмотрена.
. Применение фальсифицированных лекарственных средств приводит к тяжелейшим последствиям, в том числе и с летальным исходом. Употребление фальсифицированных медикаментов занимает пятую строчку в структуре причин смертности пациентов и составляет 14%.
Официальные источники не приводят фактов серьезных негативных последствий употребления лжелекарств для здоровья людей. Неофициальные же источники утверждают, что в нашей стране было несколько тяжелых случаев, вызванных или усугубленных применением фальсификатов, в частности, фальсифицированных инсулина и заменителя крови.
Применение лжелекарств сопровождается недостаточным терапевтическим эффектом, проявлением нетипичного побочного действия, увеличением частоты аллергических реакций. В нелегальный оборот, как правило, поступают дорогостоящие препараты, предназначенные для лечения тяжелых форм различных заболеваний - онкологических, сердечно-сосудистых, связанных с нарушением мозгового кровообращения. И кто узнает, отказало ли у человека сердце по естественным причинам, или оказал свое губительное воздействие примененный препарат. Именно на это и рассчитывают производители таких "лекарств".
Сегодня фармрынок - это джунгли, в которых трудно ориентироваться человеку. Если во времена СССР было известно около двух тысяч лекарственных средств, то сегодня их число превышает 17 тысяч, и цифра эта постоянно растет, а значит, и растет вероятность приобретения фальсификатов.
На доступность лекарственных средств для населения оказывает серьезное влияние уровень цен. Более трети россиян (35%) заявляют, что им часто приходится отказываться от покупки лекарств изза их дороговизны. И действительно, цены на лекарства галопируют. С конца 2008 года цены на отдельные группы лекарств (сердечно-сосудистые, онкологические, диабетические), в том числе и на жизненно необходимые и важные лекарственные средства (ЖНВЛС) выросли в 2 - 4 раза. В ценовом вопросе царит полнейший хаос. Главное, нет механизма контроля за ценообразованием. Государство не влияет на регистрацию цен даже для препаратов из списка ЖНВЛС, эта регистрация носит заявительный характер.
Катастрофична ситуация с обеспечением льготными лекарствами, порожденная пресловутым законом "О монетизации". На это выделяется недостаточно средств федерального бюджета, льготных лекарств для онкобольных и диабетиков, особенно дорогостоящих, не хватает. И в этой сфере царит ценовой беспредел, на котором наживаются фармодельцы. Дефицит и очереди за лекарствами вынуждают до 50% тех, кто имеет право на выделение льготных лекарств, отказываться от этой услуги, заменяя ее денежной компенсацией.
Тяжелейшая ситуация с доступностью качественных лекарственных средств для населения усугубляется на фоне продолжающихся бесплодных дебатов вокруг возможного реформирования здравоохранения, перевода лекарственного обеспечения на страховые принципы, а также обсуждения проектов концепции развития системы здравоохранения в РФ и стратегии развития фармацевтической промышленности и концепции лекарственного обеспечения граждан РФ до 2020 г., технического регламента "О безопасности лекарственных средств". То есть для тех, кто доживет до 2020 года, может быть, чтото и изменится к лучшему.
Главным препятствием к доступности для граждан России чистой воды, качественных продуктов питания и лекарственных средств остается абсолютная нищета большинства населения, которая только усугубляется. Даже по официальным данным, реальные доходы населения в 2009 году по отношению к соответствующему периоду прошлого года упали почти на 1,5%. С учетом роста цен это падение составит не менее 25 - 30%. О какой доступности можно говорить для тех, кто в месяц имеет доход в виде пенсий, пособий и заработной платы на уровне 2,5 - 5 тысяч рублей? А таких в России около 30 миллионов. Далеко не всем из почти 8 миллионов безработных выплачивается пособие в 4900 рублей. Сегодня не всегда выплачивается и заработная плата. Задолженность по ее выплате достигла практически восьми миллиардов рублей. Стоит ли удивляться, что народ России продолжает вымирать из-за плохой экологии, неполноценного питания и фальсифицированных лекарств под убаюкивающие заверения власти? Власть обязана осознать, что именно она ответственна за все, что происходит в стране, и прежде всего - за благополучие ныне живущих людей и будущих поколений.
Власти необходимо напомнить: в Конституции РФ записано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Что Российская Федерация - социальное государство, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждый гражданин имеет право на жизнь. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
К сожалению, сегодня все это звучит в основном как пустая декларация. Власть и каждый из нас обязаны сделать все, чтобы заявленные гарантии Конституции стали реальностью для каждого гражданина России, обеспечив свободный доступ для всех граждан к качественной питьевой воде, продуктам питания и лекарственным средствам, что в итоге и гарантирует человеку право на жизнь, сохранение и укрепление его здоровья, здоровья будущих поколений.
Из "медвежьего угла" есть выход
Член Комитета Государственной думы по труду и социальной политике, коммунист Николай КОЛОМЕЙЦЕВ в своем содокладе с сожалением напомнил, что за последние 18 лет в России раза в три сократилось поголовье крупного рогатого скота и свиней, более 40 миллионов гектаров пашни оказались заброшены, в четыре с лишним раза меньше стало вноситься минеральных удобрений на гектар обрабатываемых площадей, машинно-тракторный парк российского села сократился более чем в два раза, в 14 раз снизилось производство тракторов и в 9 раз - зерноуборочных комбайнов, за рубежом закуплено сельхозпродукции на триллион 120 миллиардов рублей, в то время как отечественному агропрому выделено чуть более 170 миллиардов рублей. Крайне ослабленной оказалась научно-конструкторская база отрасли.
Одно из следствий такого положения на селе - снижение потребления населением основных продуктов питания и ухудшение их качества. Если в 1990 году в среднем на человека потреблялось 75 килограммов мяса и мясопродуктов, то сейчас - лишь около 60 килограммов, молока и молочных продуктов, соответственно, - 386 и 237 килограммов. Среднее энергетическое содержание потребляемых продуктов снизилось за эти годы с 3,3 тысячи килокалорий на человека в сутки до 2,9 тысячи. Отсюда во многом и резкое падение средней продолжительности жизни наших граждан.
Хотя и была утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, но она не обеспечивает продовольственную безопасность. В ней и в 2012 году предусмотрен импорт продовольствия в объеме 30 процентов. Для вывода агропрома страны из этого "медвежьего угла", где он оказался волею реформ, по мнению Н. Коломейцева, необходимо в первую очередь как можно скорее восстановить посевные площади под зерновыми культурами, увеличить поголовье скота, наладить обеспечение АПК новой сельхозтехникой и решить проблему диспаритета цен. Дела на селе не пойдут на лад и без финансовой поддержки государства. Объемы ежегодного финансирования агропрома должны вырасти как минимум в два-три раза. И здесь депутат предлагает увязать это с конкретными обязательствами крестьян по увеличению производства продукции. А власть со своей стороны должна поднять престижность крестьянского труда, восстановить на селе разрушенную социальную инфраструктуру.
Но все это, по мнению депутата, можно будет сделать только тогда, когда власть в стране будет народной.
Недавно на прием пришла женщина, рассказал член Комитета Государственной думы по бюджету и налогам, коммунист
Владимир ФЕДОТКИН. Она одна воспитывает дочь. Оба инвалиды. У посетительницы был только один вопрос: "Все наши деньги уходят на лекарства. Мы много задолжали за жилье и коммунальные услуги. Не выгонят ли нас на улицу?"
В стране, где только официально четверть населения живет за чертой бедности, а еще 35 процентов где-то рядом с этой чертой, постоянный рост цен на лекарства - сильнейший удар. "Недавно был в одной из больниц, где лечат гастроэнтерологические заболевания, - поделился своими наблюдениями депутат. - В день на больного выделяется 80 рублей, а необходимо 500. Нехватка денег, по словам врачей, приводит к тому, что покупаются заменители оригинальных лекарств.
Свыше 70 процентов лекарств в стране - импортные. Да и те, что делаются в России, большей частью изготавливаются из импортного сырья. Россия попала в полную лекарственную зависимость.
Выход один: наши фармацевтические предприятия должны быть национализированы.
К сожалению, сегодня происходит замораживание финансирования медицинской науки. Идет свертывание ряда исследований. Необходимо восстановить финансирование медицинской науки в полном объеме. Для примера напомню: в советское время, в конце 80х годов, расходы на медицинскую науку составляли 0,2 - 0,3 процента от ВВП. Сейчас - в 10 - 15 раз меньше".
В. Федоткин предложил серьезно пересмотреть существующие подходы к подготовке медицинских кадров. Обучение в медицинских вузах, по его мнению, должно быть полностью бесплатным.
В стране недостает 40 тысяч врачей и 80 тысяч медсестер первичного звена. Во многих больницах оборудование до 90 процентов изношено, 60 процентов его требует немедленной замены.
Цены на лекарственные препараты должны быть под жестким государственным контролем. Уже сегодня многие лекарства в России стоят дороже, чем в Европе. И это при нашей-то зарплате, которая раз в пять ниже. Поэтому многим приходится покупать препараты, предназначенные для лечения лошадей и собак.
Из-за кризиса регионы вынуждены на четверть сократить финансирование льготников. Значит, доступных лекарств станет еще меньше.
Серьезного развития требуют фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы) на селе. До недавнего времени через эти пункты сельскому населению продавались наиболее ходовые лекарства. К примеру, в нашей области 750 фельдшерско-акушерских пунктов, рассказал В. Федоткин. Их услугами пользуются около 150 тысяч только пожилых людей. Врачи, жители сел требуют восстановить продажу простых необходимых лекарств через ФАПы.
Проект закона, разрешающий такую продажу, есть, но он застрял гдето в правительстве. По данным Счетной палаты, в России свыше 60 процентов льготников вынуждены ждать получения лекарств. А более чем половине льготников приходится покупать их за свой счет. Нередко за бюджетные деньги лекарства приобретаются в несколько раз дороже, чем при покупке за наличные. Значит, меньше людей смогут этими лекарствами воспользоваться. О таких случаях мало просто говорить, уверен депутат, пора наказывать виновных.
- Считаю, что водные объекты, построенные в свое время за счет государства, не должны приватизироваться, их нужно сдавать либо в хозяйственное ведение, либо в оперативное управление, - сказал в продолжение одной из тем доклада, касающейся вопросов водообеспеченности, академик РАСХН, директор Всероссийского научно-исследовательского института гидротехники и мелиорации имени А.Н. Костякова (ВНИИГиМ)
Борис Кизяев.
На примере Волжского водохранилища ученый показал, что сегодня в управлении водными объектами страны - полный хаос. Ложе того же Волжского водохранилища находится в ведении местных властей, вода в водоеме относится к Министерству природных ресурсов, плотина водохранилища - к Минэнерго, расположенная там электростанция принадлежит энергетикам, магистральные каналы - Минсельхозу и т.д. Понятно, что при таком "управленческом многообразии" порядка не будет, отметил академик и напомнил, что во времена Советской власти, когда в стране действовало Министерство водного хозяйства, с 1966 по 1990 год не случилось ни одного катастрофического наводнения. Вот что значит хорошо налаженное управление отраслью, подчеркнул ученый. Зато в наше время есть МЧС, которое ежегодно тратит до 10 миллиардов рублей на ликвидацию последствий водных стихий. Необходимо, чтобы при уточнении Водного кодекса все это было учтено.
Борис Кизяев еще раз вернулся в советское прошлое и рассказал о работе целых институтов, разрабатывавших оборудование, способы и методы очистки воды, проектировавших очистные сооружения. Теперь же этим никто не занимается.
Сейчас готовится к реализации Водная стратегия, в которой должны быть прописаны все основные требования по водному обеспечению нашей страны. Но этого недостаточно, считает директор ВНИИГиМ. Без создания специального государственного органа, отвечающего за все водное хозяйство России, проблемы рачительного водопользования и обеспечения населения чистой водой решить не удастся.
Прогнать паразитов-посредников!
Если власть опасается, что государственное регулирование цен на лекарства противоречит принципам свободного рынка, то это не так, отметил в своем выступлении заместитель руководителя фракции КПРФ в Московской областной думе, член Комитета Мособлдумы по вопросам охраны здоровья Константин Черемисов. Здесь не грех обратиться к опыту европейских стран. К примеру, в Германии одни и те же препараты продаются в разных аптеках по одинаковой цене. В чем причина? Государство не регулирует цены производителя, давая свободу бизнесу, но вот фармацевтические компании обязаны продавать свою продукцию всем оптовикам по одинаковой отпускной цене. В оптовом секторе торговая надбавка жестко фиксируется. И наценка на один и тот же препарат, продаваемый в разных аптеках, будет одинаковой. За этим строго следят не только государственные органы, но и профессиональные объединения - аптечные палаты.
А в России существующее законодательство не дает возможности ограничить ценовой произвол и загоняет проблему в тупик. Ведь как организована продажа медикаментов? Например, Московская область как субъект Федерации не может закупать лекарства для нужд населения напрямую, непосредственно у производителя, даже находящегося в Подмосковье. Сначала нужно провести конкурс на право поставки медикаментов среди продавцов (оптовиков), затем - делегировать победителя-посредника на предприятие и только потом приобрести у него лекарства (разумеется, с его посреднической наценкой). В итоге цена лекарств для больниц, аптек возрастает на 25 - 30 процентов. По-другому покупать нельзя - таков закон.
Изменив этот порядок на федеральном уровне, устранив ненужных посредников-паразитов, разрешив проведение конкурса на поставку медикаментов для государственных и муниципальных нужд среди предприятий-производителей, можно быстрее добиться регулирования цен на лекарства.
Еще одна проблема, которая тревожит депутата-коммуниста, - это формирование потребительской корзины, влияющей на расчет прожиточного минимума. Парадокс: цены на лекарства растут, а на корзине это не отражается. Оказывается, сегодня предметы первой необходимости, санитарии, а также лекарства включены в группу "непродовольственных товаров общесемейного пользования". И доля предметов санитарии и лекарств в ней должна составлять 11,4 процента величины расходов на непродовольственные товары в месяц. Необходимо выделить лекарства в отдельную группу, что позволит учитывать изменения цен на медикаменты при определении прожиточного минимума.
Сколько писем, обращений о коренном пересмотре финансово-экономической политики было направлено за эти годы в адрес правительства и президента РФ! Сколько законопроектов было отвергнуто госдумовским большинством! А ведь если бы правящая партия прислушалась к предложениям КПРФ, можно было бы спасти столько людей, умерших преждевременно из-за плохого питания, недоступности лекарств и квалифицированной медицинской помощи!
Чистота стоит денег
О проекте госпрограммы "Чистая вода", который недавно подготовило Минэкономразвития, рассказал участникам "круглого стола" заместитель председателя Комитета Государственной думы по бюджету и налогам Сергей Штогрин. Документ этот появился под давлением оппозиции и общественности страны, справедливо заметил депутат-коммунист.
Правда, правительство как минимум лет на десять затянуло с его принятием. Задачи в проекте программы, что и говорить, ставятся грандиозные. Если сегодня почти 22 процента жителей России не имеют доступа к централизованным источникам водоснабжения, то к 2017 году, предполагается, что их доля сократится до пяти процентов. Ремонт водопроводных сетей позволит уменьшить за восемь лет потери воды с 20 до 15 с половиной процентов. Качественной водой, заверяет правительство, будут обеспечены к 2017 году 92 процента населения. Но все это возможно лишь при условии достаточного финансирования. А как показывает практика, правительство выделяет деньги на целевые программы, мягко говоря, неохотно и нерегулярно.
Реализация программы "Чистая вода" разбито на два этапа: с 2009 по 2012 год и с 2012 по 2017 год. На первом этапе правительство планирует наряду с другими задачами осуществить гарантированное обеспечение питьевой водой объектов социальной инфраструктуры, для чего в ближайшие два-три года все школы, детские сады, больницы, дома ветеранов и другие соцучреждения должны быть обеспечены специальными установками для доочистки воды.
Второй этап - это переход к устойчивой модели развития, основанной на сбалансированной системе регулирования. Здесь предполагается привлечение частного капитала. Если кто и мог бы выступить инвестором, так это только предприятия, которые потребляют воду, считает С. Штогрин. И уж совершенно неприемлема планируемая правительством приватизация объектов водоснабжения и водоотведения. В качестве альтернативы депутат предложил концессию или хозяйственное управление под контролем государства.
Необходимо пересмотреть водный налог, утверждает депутат. В гидроэнергетике тарифы на электроэнергию - два с половиной рубля за киловатт/час, а налог берется всего лишь две копейки. Такое соотношение недопустимо. Кроме того, все средства, которые поступают с водного налога, а это сегодня порядка 14 миллиардов рублей, необходимо направлять на водохозяйственные нужды.
Подготовленный правительством проект должен быть подвергнут тщательному анализу в комитетах Госдумы, считает С. Штогрин, чтобы он не стал очередной декларацией, а действительно способствовал улучшению водоснабжения населения.
Директор Научно-исследовательского института экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина, академик РАМН Юрий Рахманин подробно остановился на законодательном аспекте "водного вопроса".
Советский Союз наряду с Соединенными Штатами, отметил ученый, были первыми государствами, которые приняли регламенты качества питьевой воды. Это произошло в 1937 году. Европа тогда еще и не озадачивалась этой проблемой. А сегодня по уровню развития нормативной базы наша страна серьезно отстала от всего мира. Если для оценки безопасности питьевой воды российские специалисты используют порядка восьмидесяти показателей, то Всемирная организация здравоохранения оперирует двумя с половиной сотнями. Потому говорить о безопасности питьевой воды, ориентируясь лишь на нормированные вещества, невозможно, подчеркнул Ю. Рахманин. Между тем вопрос разработки технического регламента вот уже десять лет мурыжится по министерствам.
Все большую значимость приобретают бутилированные воды, которые можно рассматривать как продукт питания, так как они восполняют дефицит необходимых человеку химических элементов. А ныне 85 - 90 процентов населения России испытывают дефицит йода и фтора. Все население недополучает половину суточной нормы кальция и 28 процентов магния. Поэтому доступность для людей бутилированной воды - вопрос отнюдь не праздный. Особенно она необходима детям и людям с ослабленным здоровьем. Но в аптеках такую воду не найдешь. А в каких-нибудь супермаркетах она стоит в 2 - 3 раза дороже, чем сырая нефть.
Говоря о причинах загрязнения водоисточников, ученый особо выделил диффузные выбросы в атмосферу и сельхозугодья. Их нельзя увидеть и даже почувствовать, но исследования на Иваньковском и Клязьминском водохранилищах показали, что диффузные загрязнения через атмосферу и сельхозугодья могут составлять от 50 до 80 процентов.
Возросший уровень паразитологических загрязнений как поверхностных, так и подземных источников - еще одна злободневная проблема, решение которой зависит от введения новых технологий водоочистки. Проведя анализ водоисточников в 26 населенных местностях, ученые обнаружили в десяти с половиной процентах воды возбудителей паразитарных заболеваний. Но новые технологии очистки требуют денег. А правительство привыкло на здоровье людей экономить. Даже на целевую программу "Чистая вода" у федеральной власти денег нет. Пусть, дескать, регионы сами ищут средства.
Надо добиваться, чтобы вопрос качества питьевой воды был рассмотрен на Совете безопасности, сказал в заключение академик Ю. Рахманин.
"Скорее бы красные запрягали"
Заместитель председателя Законодательного собрания Владимирской области В. Королёв оценил ситуацию с качеством питьевой воды в нынешней России как угрожающую национальной экономике и безопасности. В области 80 процентов населения, охваченного системой централизованного обеспечения, пользуются водой из подземных источников. Более 30 процентов из них, по данным на 2008 год, не отвечают санитарным нормам и требованиям.
Причины: интенсивное загрязнение поверхностных водоемов, отсутствие или ненадлежащее состояние зон санитарной охраны, систем водоочистки. 40 процентов проб воды не отвечают нормативным показателям.
Подводит и соседство с Москвой, поскольку главная река области Клязьма приносит сюда все плоды столичной "цивилизованности". Что делать? В регионе вроде бы действует областная программа обеспечения населения питьевой водой. Но средств на ее реализацию практически не отпускается. Раньше их просто не было, сегодня нет якобы из-за кризиса.
Странные дела творятся на Владимирщине и с обеспечением населения продовольствием. Закупочная цена на молоко - 5 рублей, а отпускная в магазинах - 40. Такая же картина и с другими сельхозпродуктами. В. Королев привел слова директора одного из сельхозпредприятий: "Скорее бы красные запрягали, а то белые совсем задушили". У нынешнего государства отсутствует осмысленная политика в области обеспечения населения продовольствием. И выход один - менять политический формат власти.
Профессор Казанского государственного университета Н. Мингазова заострила внимание собравшихся на проблеме физического уничтожения водных объектов, практикуемого, по всей видимости, не только в Татарстане. По данным последних лет, в республике, достаточно богатой реками, озерами и прудами, малые водоемы, оставшиеся в соответствии с новым Водным кодексом практически незащищенными, в процессе сельскохозяйственного освоения территорий зачастую просто затаптываются. Около 250 водных объектов насчитывается в городе Казани. Причем площадь некоторых из них настолько мала, что они даже не отмечены на карте, и к ним фактически относятся, как к лужам. Около 35 из них за последние годы исчезли. А ведь они имели и имеют большое значение для сохранения биологического режима, в том числе и реки Казанки. К ней, кстати, отношение тоже варварское: на некоторых участках берега реки застроены до самого уреза воды. Практикуется и расширение территории города, приспосабливаемой под застройку, за счет водных акваторий. Года три назад здесь активно обсуждался проект намыва акватории Куйбышевского водохранилища на 15 квадратных километров. Этот проект, в котором участвовали более 300 проектировщиков, немало инвесторов, тогда удалось отбить. И что вы думаете? Сейчас уже не обсуждается, а осуществляется грандиозный проект намыва земель - 320 гектаров - за счет акватории реки Казанки в ее нижнем течении. И природоохранные ведомства закрывают глаза на это вопиющее нарушение законодательства. Между тем в Водном кодексе даже слова такого нет - "намыв". Вот и выходит: что не запрещено, то разрешено. А ведь водные объекты - такая хрупкая материя. Угробить легко, а оживить, увы, невозможно.
Испытано на себе
Заместитель председателя Собрания депутатов Псковской области А. Рогов поделился личным опытом знакомства с нравами в нынешней фармакологии. "Лег тут как-то в больницу с повышенным давлением. Подлечили, поставили диагноз: гипертония. Выписали список лекарств для "пожизненного", как было сказано, употребления. Что поделаешь, пошел в аптеку, купил дорогущие таблетки, думал, поживу теперь спокойно. И вдруг как гром среди ясного неба статья в газете: "Летальный тупик кардиологии: лечишься от высокого давления - получаешь инсульт". Читаю и удивляюсь, - говорил А. Рогов, - только за последние семь лет в результате применения таблеток для нормализации давления получили инсульт минимум 150 тысяч человек, большинство из них умерли. Люди гибнут от лекарств, выписываемых нашими врачами. Разве это не входит в компетенцию прокуратуры? Боремся с наркотиками, кричим об этом. А тут в каждой аптеке на прилавках разложены яды. Причем поговаривают, что врачи, выписывающие их, получают от заинтересованных лиц свою долю дохода. Ситуация страшная. Думаю, надо повысить ответственность врачей за их халатные, а то и преступные действия".
Голодают ли сегодня люди в России? Да, голодают, утверждал заместитель директора Научно-исследовательского института питания Российской академии медицинских наук А. Батурин. И не столько от недостатка пищи, как таковой, сколько от невозможности соблюсти в питании правильные пропорции. 60 процентов населения России страдают от избыточной массы тела и ожирения. Мы перестали готовить еду дома. Пользуемся полуготовыми продуктами, кулинарными изделиями. Нам их делают как бы повкуснее: побольше жира, побольше сахара и соли. Отучаем детей от употребления молока, не всегда доступного, приучаем к сладкой водице, в которой ничего полезного нет. Это в некоторой степени результат уничтожения системы санитарного просвещения, в том числе и в области питания. В советское время она существовала и действовала очень эффективно, в частности, на специальном просветительском телеканале. Кроме того, государство обязано контролировать безопасность пищевых продуктов, а производитель - гарантировать их качество, в частности, информировать покупателя о составе продуктов. Это, как правило, делается таким мелким шрифтом, что без сильной лупы ничего не разобрать.
Вроде начали соображать
"За много лет работы в Государственной думе в каких только парламентских слушаниях и "круглых столах" не пришлось поучаствовать, - с такими словами обратился к собравшимся первый заместитель председателя Комитета по аграрным вопросам Госдумы РФ Н. Харитонов. - Но получается, как в той басне: а Васька слушает да ест".
По мнению Н. Харитонова, в том, что происходит в стране, мы сами виноваты. Ведь делается-то все при нашем молчаливом согласии, попустительстве. В последнее время вроде начали понемногу соображать что к чему. Здоровье человека держится на трех китах: режим труда, режим питания и режим отдыха. Недавно депутат получил письмо из Новосибирской области. Там вся деревня осталась без воды. Пробурили скважину на глубине 700 метров - переизбыток йода, 1100 метров - хлора. Выбирайте, селяне, что лучше. Конечно, нужно устанавливать фильтры, систему очистки воды. Но это все - немалые деньги. Сегодня в Новосибирской области до 40 процентов населения живет на привозной воде. Что же удивляться, что продолжительность жизни мужчин у нас - 58 лет. В Японии - под 80.
Поделился Н. Харитонов и своими впечатлениями от недавнего посещения Сахалина. Там вся пашня заброшена. А в соседней Японии каждый клочочек земли обработан. Почему у нас такое сегодня происходит? Эта наша всенародная тревога должна, наконец, быть услышана правительством, президентом. Ведь, по подсчетам специалистов, российская земля могла бы прокормить 500 миллионов человек. Но сегодня большая ее часть в запустении. Разве можно с этим мириться? Сколько лет мы терпим свое унижение? 19 или 20 лет. Надо бороться, надо наступать. И в центре, и на местах. Нельзя быть здоровым, живя в нездоровой среде, нельзя быть здоровым, питаясь нездоровой пищей - эти простые истины напомнил собравшимся в своем выступлении президент Общероссийской ассоциации генетической безопасности А. Баранов. Лишь 12 процентов рождающихся сегодня в России детей можно считать условно здоровыми, сообщил он. Остальные поражены теми или другими недугами. Причины - нездоровая среда и нездоровое питание. Если ситуация в корне не изменится, страну ожидает печальное будущее. Пора, пора нам надеть экологические очки и прозреть.
Социальная ответственность российского бизнеса - это пустые разговоры, нет ее в природе.
Издалека долго...
Печальную повесть о судьбе Волги, великой русской реки, поведал собравшимся заместитель председателя Государственной думы Астраханской области
Н. Арефьев. Начинаясь на Валдае, река пересекает всю страну и все ядовитые "дары", которыми наделяют ее на этом большом пути прибрежные города и веси, приносит астраханцам. Выдержка из энциклопедии, выпущенной в 1965 году, гласит: на протяжении более чем 3500 километров течет Волга через Русскую равнину, ее водосбор - 136 миллионов гектаров, по Волге и ее притокам перебрасывается более 70 процентов грузов, перевозимых в стране речным транспортом. О рыбе и говорить нечего, как и об астраханских арбузах, которым не было равных как по размерам, так и по сладости (Москва их, кстати, не берет, ей выгоднее торговать с Турцией). Все это, увы, в прошлом. Волга перестала быть и транспортной артерией, и источником питьевой воды, и рыбным кладезем. Всего 15 лет понадобилось капитализаторам, чтобы угробить здесь все что можно. Это антисанитарный водоем, где содержится огромное количество химических веществ, многие из которых токсичны. На его берегах нет ни одного города или поселка, где очистные сооружения соответствовали бы санитарным нормам, почти все они вышли из строя, требуют капитального ремонта или реконструкции. Примерно то же самое происходит в Камском и Окском бассейнах, все это сливается в Волгу. Пейте, астраханцы, на здоровье "минеральную воду" с тяжелыми легкими и какими угодно еще металлами и прочими "вкусностями". Предельно допустимые нормы их содержания превышены в 10 - 12 раз. Но приходится с этим мириться, ведь подземных источников пресной воды здесь нет. В итоге - россыпь болезней. Если бы государство всерьез занималось тем, чем ему положено заниматься, всех этих проблем, по мнению Н. Арефьева, не было бы. А сегодня позаботиться о Волге некому.
Прекратить фактически осуществляемый геноцид народа, не латать дыры, а наладить грамотную систему управления водным, продовольственным, фармацевтическим хозяйствами страны - эти требования, подкрепленные конкретными предложениями, звучали в содержательных выступлениях главного научного сотрудника Института водных проблем Российской академии наук О. Розенталя, доктора химических наук А. Кудряшовой, доктора сельскохозяйственных наук, лауреата Государственной премии РФ П. Кононкова и ряда других участников "круглого стола".
* * *
Подводя итог состоявшемуся разговору, В. Кашин поблагодарил всех его участников, обратив при этом внимание на поразительный цинизм и трусость представителей исполнительной власти, отказавшихся от публичного обсуждения жизненно важных для всего населения страны вопросов.
С учетом высказанных участниками "круглого стола" замечаний и предложений выработаны рекомендации, с которыми депутаты фракции КПРФ, других фракций в Государственной думе обратятся к президенту России и в Совет Федерации.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме