13:45 31.07.2009 | Все новости раздела "КПРФ"

«Правда»: Валентин Шурчанов о депутатской вертикали

Именно обострение кризиса заставило прийти к выводу о необходимости повышения роли депутатской вертикали в жизни страны. Ведь именно она скрепляет государство.

Шурчанов Валентин Сергеевич

Сегодняшний разговор о депутатской вертикали неразрывно связан с экономическим кризисом, который охватил страну. Обострение экономических, социальных и политических противоречий, вызванное циклическим кризисом капиталистической системы, потребовало более внимательно подойти к наработанным в предшествующие годы методам политической деятельности КПРФ. Этот анализ привел к выводу о необходимости существенного повышения роли депутатской вертикали.

Содружество депутатов, представляющих нашу партию, начало складываться не сегодня. Необходимость в этом коммунисты осознали еще после выборов депутатов Государственной думы второго созыва, когда влияние нашей фракции в нижней палате было значительным. Уже тогда появилась идея скоординировать усилия депутатов-коммунистов всех уровней. В решениях Х партсъезда эта идея приобрела практическое воплощение: были сформулированы основы концепции депутатской вертикали. Затем они постоянно уточнялись в документах XI - XIII съездов КПРФ, в материалах пленумов Центрального Комитета партии.

Кризис прежде всего обострил потребность в том, что было актуально всегда. Речь прежде всего идет о необходимости согласованных действий депутатов-коммунистов разных уровней. Например, для многих соотечественников, отдавших десятилетия жизни труду во благо государства, стало очень важным получение звания "Ветеран труда". И потому, что это нравственная оценка прожитого, и потому, что теперешняя пенсия заставляет ценить те невеликие льготы, которые предоставляются имеющим это звание.

Фракция КПРФ в последние годы не раз ставила вопрос об обновлении правил присвоения звания "Ветеран труда". Раньше его давали тем, кто имел государственные награды, но новая власть теперь трудящихся не награждает. Однако "единороссовское" большинство каждый раз отклоняло инициативы наших депутатов. Скоординированность действий позволила пробить брешь в этой "медвежьей" позиции. Отклоненный в Госдуме проект наши единомышленники, работающие в законодательных собраниях субъектов Федерации, внесли в региональные парламенты. И в ряде регионов закон уже принят. Одновременно шел и встречный процесс. По инициативе коммунистов региональные парламенты, пользуясь правом законодательной инициативы, вносили законопроекты в Государственную думу. И порой они становились большим политическим событием.

Кризис придал депутатской вертикали новое звучание и новый уровень. Резко возросла необходимость координации не только законотворческой, но и всей политической деятельности депутатов-коммунистов. Сегодня наша вертикаль призвана стать средством координации протеста масс в условиях кризиса, стимулом активности региональных и местных партийных комитетов: закон предоставляет депутатам такие возможности общения с трудящимися, которыми другие политики не обладают.

Работая под руководством партийных комитетов, коммунистические фракции в региональных законодательных собраниях имеют возможность согласовывать такие протестные действия, которые до сих пор остаются раздробленными. Нынешний кризис особенно остро ставит проблему солидарности работников наемного труда. История доказывает, что чувство сопричастности к общему протесту легче формируется в рамках одной профессии или одной отрасли. Благодаря координации депутатов-коммунистов всех уровней появляется возможность решить и эту задачу. Наши фракции или депутатские группы работают во всех субъектах РФ, где есть, скажем, предприятия легкой промышленности, - в Центре, Поволжье, на Урале, в Сибири... Есть такая же возможность координировать действия работников ВПК, автопрома и т.д.

Депутатская вертикаль - это еще и государственная скрепа. Когда КПРФ выступает против правящего режима, то это не что иное, как отрицание того государства, которое установилось после госпереворота 1991 года и является стержнем правящего режима. И если мы входим в структуры этого государства, то, во-первых, для того, чтобы отстаивать интересы трудящихся в их противостоянии с диктатурой капитала. Во-вторых, работа в государственных органах помогает нам быть более действенной, более эффективной оппозицией. В-третьих, опыт работы в этом государстве нам пригодится, когда будет преодолена капиталистическая реставрация. Знание методов осуществления диктатуры буржуазии потребуется после установления власти трудящихся, которая, как учил В.И. Ленин, не может быть не чем иным, кроме как диктатурой пролетариата.

Роль депутатской вертикали КПРФ как государственной скрепы особенно возрастает в условиях кризиса. Больше всего единству Российской Федерации угрожает разрушенная капиталистической реставрацией экономика. Если режим, как не раз отмечала "Правда", опирается лишь на две несущие опоры - банковско-спекулятивный и экспортно-сырьевой капитал, то это не может не обострить межрегиональные противоречия. Сегодня регионами-донорами являются Москва, Петербург и еще три-четыре мегаполиса, в которых сосредоточены банки и прочая "финансовая деятельность". Роль доноров выполняют также области, края и республики с развитой добывающей промышленностью, продукция которой идет на экспорт. Остальные регионы оказались аутсайдерами.

Кризис существенно обострил их беспросветное положение. Но природа такого положения не в кризисе, а в капитализме. "Тучные 2000-е" были самыми благополучными для России за последние 18 лет. Однако именно они наиболее выпукло продемонстрировали межрегиональную поляризацию в стране. В субъектах Федерации минимальное и максимальное значения по уровню безработицы различались в 2004 году в 48 раз, а в 2007 году - в 66,3 раза, по объему валового регионального продукта на душу населения в 2004 году - в 73 раза, а в 2007 году - в 105,4 раза. Степень дифференциации инвестиций в основной капитал на душу населения в субъектах РФ составляла в 2004 году 184 раза, а в 2007 году она достигла 310,5 раза. Россия по уровню различий социально-экономического состояния субъектов Федерации превосходит даже лидирующие в мире по межрегиональной дифференциации такие государства, как Индия и Китай. Нарастание социально-экономической поляризации регионов (в советскую эпоху эти различия были на порядок меньше) является признаком не нынешнего кризиса, а нынешнего общественно-политического устройства Российской Федерации.

Кризис лишь усугубил поляризацию между российскими регионами. Наибольшую тревогу вызывает тот факт, что в положении аутсайдеров прочно застряли регионы, в которых еще недавно были сосредоточены высокотехнологичные, наукоемкие отрасли промышленности. Так, наибольшее сокращение производства в обрабатывающей промышленности сейчас наблюдается в тех федеральных округах, которые были известны как центры современной индустрии.

За пять месяцев этого года производство в обрабатывающих отраслях больше всего сократилось в Центральном федеральном округе (76,6% от уровня соответствующего периода прошлого года), Уральском округе (74,3%) и Приволжском федеральном округе (73,4% от уровня соответствующего периода прошлого года). Внутри этих округов "рекордсменами" упадка также оказались прежде наиболее высокоразвитые регионы. В Поволжском округе это - Самарская и Ульяновская области (падение производства в каждой из них превысило 40%). В Центральном федеральном округе в роли лидера кризиса Орловская область, а на Урале - Челябинская область. С начала этого года на треть упало производство в обрабатывающих отраслях промышленности в субъектах Федерации, которые считались пионерами капиталистического развития. В Нижегородской области снижение за пять месяцев составило 35,6%, в Москве - 31,3%.

При таких экономических показателях очевидно, что связи между регионами ослабляются, а угроза распада страны в условиях кризиса является отнюдь не выдумкой досужих аналитиков.

Критикуя правящий режим, отвергая нынешнее государство, КПРФ всегда последовательно выступала за укрепление российской государственности в интересах трудового народа. Наша депутатская вертикаль служит этой благородной цели.

Поиск новых инструментов укрепления депутатской вертикали - одна из главных задач, которые поставил сегодня ЦК КПРФ.

Сейчас энергично идет процесс создания региональных депутатских ассоциаций. В эти объединения предстоит собрать коммунистов и наших надежных сторонников, избранных в Государственную думу, законодательные органы субъекта РФ и в представительные органы местного самоуправления. Сюда мы приглашаем также депутатов-коммунистов прежних созывов. Задача в том, чтобы собрать в один кулак тот опыт, которым мы реально располагаем.

Одновременно начался процесс формирования координационных советов в масштабе федеральных округов. Это объединение для координации деятельности одновременно и региональных комитетов КПРФ, и наших депутатских ассоциаций, создаваемых в субъектах Федерации того или иного округа.

Первый координационный совет начал работать на Северо-Западе России. Есть уверенность, что подобные органы депутатского содружества начнут успешно работать и в других округах. В Южном федеральном округе немалый опыт деятельности коммунистических фракций накоплен в Волгоградской и Ростовской областях, Краснодарском и Ставропольском краях. В Сибири успешно работают депутаты-коммунисты Новосибирской, Иркутской и Омской областей. Думаю, нет ни одного региона, в котором депутаты-коммунисты не являлись бы организаторами и руководителями протестного движения трудящихся.

Принято постановление Президиума ЦК КПРФ о создании координационного совета депутатов-коммунистов всей Российской Федерации. Это будет завершение организационного оформления депутатской вертикали КПРФ.

Валентин Шурчанов, депутат Государственной думы РФ, член Президиума, секретарь ЦК КПРФ





Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме