10:45 07.08.2009 | Все новости раздела "КПРФ"

«Правда»: Как спасти гигантов индустрии

Легкий-то бизнес и спасти легко, а что делать гигантам, брошенным на произвол судьбы? Например, задолженность Уралвагонзавода уже составляет почти 40 миллиардов рублей…

    В бушующем океане кризиса всяк выживает по-своему.

    Если  малому, среднему бизнесу, чтобы остаться на плаву, по причине своей "легковесности" достаточно простой доски или небольшого бревнышка, то флагманам индустрии необходим надежный, устойчивый плот или спасательный круг внушительных размеров. А если его нет? Скажем, задолженность знаменитого на весь мир Нижнетагильского Уралвагонзавода (УВЗ) уже приблизилась к 40 миллиардам рублей. И это при том, что на складах гиганта зависло продукции примерно на 4 миллиарда. Как подобное могло случиться?

    Никто не хотел уступать

    Производство  УВЗ разделено на две части. 60 процентов составляет продукция мирного назначения, остальное падает на заказы оборонных ведомств зарубежных стран и родной державы.

    Какова  сейчас ситуация с "гражданкой"? Здесь  у предприятия полный обвал - выпуск вагонов в России сократился вдвое. Основной заказчик тагильчан - "Первая грузовая компания" - сократил закупки подвижного состава почти втрое. Что же касается частных железнодорожных операторов, так они с УВЗ на 2009 год вообще не заключили договоров.

    А тут еще украинские вагоностроители  подложили свинью своим российским коллегам, начав отгрузку продукции по демпинговым ценам. В принципе и наши могли бы вровень шагать с конкурентами, если бы на родной земле им не ставили подножки: металлурги ни за что не соглашаются скинуть цену на свой "товар". Ну а без этого говорить о снижении себестоимости продукции тагильчан и, естественно, ее рыночной цены не приходится.

    И сталеваров записывать в Плюшкины рука не поднимается. Когда премьер Владимир Путин в конце июля проводил совещание на Магнитогорском металлургическом комбинате по проблемам развития "черной отрасли", хозяева справедливо жаловались, что транспортные тарифы значительно влияют на себестоимость их продукции, поскольку у них большие объемы грузоперевозок. Но реализация этой идеи, как выяснилось, губительно скажется на железнодорожниках: если снизить цену перевозки на величину, которую просят металлурги, труженики стальных магистралей потеряют 4,5 миллиарда рублей доходов в год.

    "Для  нас это значит отказ от  капитального ремонта 1400 километров  пути или снижение закупок  продукции черной металлургии  на 255 тысяч тонн", - тут же перевел "стрелки" на нужное направление глава РЖД Владимир Якунин. А эксперт Олег Трудов потом добавил, что из-за резкого сокращения правительством РФ инвестпрограммы железнодорожников на текущий год они были вынуждены урезать планы по закупкам нового подвижного состава.

    Говорят, сейчас в РЖД подумывают о кредите. Но ради чего залезать в долги, если проблема не в дефиците финансовых ресурсов, а в падении объемов перевозимых грузов? И что, в случае закупки новеньких составов, они будут транспортировать? Воздух?

    Короче, как ни крути, а шлагбаум с дороги металлургов-вагоностроителей-железнодорожников  может убрать только общее оживление  в российской экономике.

    Выручают  иностранные армии

    Чуть  получше обстоят дела на УВЗ с танковым производством. Устойчивость ситуации до недавних пор здесь обеспечивалась индийскими и алжирскими заказами, когда по ним в прошлом году было изготовлено рекордное количество бронированных машин - 175 штук. Но сегодня и с экспортом далеко не все ясно. Хотя новый директор "вагонки" Олег Сиенко на встречах и упоминал вскользь, мимоходом о якобы готовящемся контракте на 2 миллиарда долларов, однако в "Рособоронэкспорте" это заявление встретили с явным недоумением. Правда, не так давно появилась информация, что Туркмения намерена закупить 10 танков УВЗ. И если ей удастся реализовать свой план на перспективу - довести количество бронемашин до батальона, - то Ашхабад закажет еще 20 единиц.

    Но  ведь рождение тагильского "танкограда" было вызвано нуждами отечественной "оборонки". Где же главный заказчик - государство со своей армией? К сожалению, судя по последним заявлениям Генштаба РФ, производству этого вида оружия недолго осталось существовать: в гипотетических военных конфликтах XXI века танки оказываются малоэффективными и задействованы по минимуму. Вот почему российские ВС намечают сокращение этого рода войск в 10 раз. Какие тут могут быть разговоры о новых закупках?

    Но  одним махом ставить крест  на "старой гвардии" государство  не решается. Куда в таком случае девать огромный отряд танкостроителей? Чтобы продлить агонию производства, Внешторгбанк планирует выделить УВЗ три миллиарда рублей на погашение задолженности перед поставщиками по гособоронзаказу.

    В правительстве РФ обсуждается возможность передачи в уставный капитал тагильского предприятия 42,5 процента акций Тверского вагоностроительного завода (ТВЗ), выпускающего пассажирские вагоны и электропоезда. В дальнейшем предполагается разделить УВЗ на "танковую" и "вагонную" части, при этом первая перейдет в собственность "Трансмашхолдинга", который взамен отдаст принадлежащий ему пакет акций ТВЗ. В итоге два вагоностроительных производства можно будет объединить в одну структуру.

    Однако  все эти задумки уходят в туманную перспективу, а для спасения "гражданского" УВЗ уже сегодня требуются "живые" деньги. Что ж, межведомственной комиссией принято решение о предоставлении заводу госгарантий на 10 миллиардов рублей, а Росимуществу рекомендовано выкупить допэмиссию акций на 4,4 миллиарда. Значит, государство все-таки бросило утопающему спасательный круг?

    "Этих  средств все равно не хватит  на покрытие существующего кассового  разрыва" - так прокомментировал  готовящиеся меры первый вице-премьер  областного правительства Анатолий  Гредин.

    По  мнению же экспертов, в частности, из Уральского института экономики, государству следовало бы оперативно изыскать и направить средства прежде всего на финансовую поддержку тружеников предприятия, на погашение долгов по зарплате. Это во-первых. Во-вторых, администрации не надо ставить перед собой задачу во что бы то ни стало сохранить прежние объемы производства. И вообще господдержку необходимо было оказывать только после предоставления новым руководством УВЗ реального плана по выходу из кризиса с жестким, постоянным контролем за использованием полученных средств.

    В самом деле, ведь не считать же такой  программой оптимистичные заверения  гендиректора г-на Сиенко о скором изменении ситуации на вверенном ему предприятии. И подобный "прогноз" делается в обстановке, когда с повестки дня до сих пор не снят вопрос о сокращении-увольнении свыше 20 тысяч заводчан. 
 





Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме