19:30 30.03.2011 | Все новости раздела "КПРФ"
Постановление VIII (мартовского) совместного Пленума ЦК и ЦКРК КПРФ «Развитие науки и образования – важнейшее условие социалистической модернизации России»
26 марта 2011 года
Заслушав и обсудив доклад Первого заместителя Председателя ЦК КПРФ , Пленум ЦК КПРФ отмечает, что социально-экономический кризис в Российской Федерации углубляется. На данном этапе он развивается уже не как составная часть мирового кризиса, а как самостоятельное российское явление, обусловленное рыночным фундаментализмом правящих кругов страны.
Кризисные процессы продолжают крайне негативно сказываться на положении большинства граждан. Рост цен на продукты питания в шесть раз превышает удорожание продовольствия в Европейском Союзе. Отток капитала из страны за январь-февраль 2011 года превысил 30 миллиардов долларов. Тяжелая социально-экономическая обстановка создает угрозу национальной безопасности страны, провоцирует проблемы в области межнациональных отношений, делает Россию уязвимой перед угрозами террористических актов. При этом углубляющийся социальный раскол вывел Москву на первое место среди городов мира по числу проживающих в ней долларовых миллиардеров.
В этих условиях продолжает вызревать массовое недовольство положением дел в стране. На фоне потрясений в арабском мире в российском обществе развивается дискуссия об эволюционных и революционных способах установления народовластия. Союз бюрократии и крупного капитала напуган таким развитием событий. Он вынужден защищаться и наращивать беспрецедентную проправительственную пропаганду. В то же время правящему режиму всё сложнее скрывать коррупционные скандалы и пороки буржуазной судебной системы, всё тяжелее отрицать падение результатов «партии власти» на региональных выборах и усиление протестных настроений в обществе. Вокруг партии «Единая Россия» тает защитное поле, созданное информационно-
Заявления представителей власти России о начале модернизации экономики страны на основе образования и науки остаются пустыми декларациями. Попытки заинтересовать в модернизации крупный капитал завершаются закономерным провалом. Желание подстроить систему образования и науки под интересы рынка, «профилизировать» всех, начиная с детского возраста, оборачивается разрушительными процессами для экономики страны в целом и для каждого человека в отдельности.
В отечественное образование
Курс на сокращение количества вузов и снижение числа студентов на треть к 2015 году противоречит мировым тенденциям, ликвидирует базу для создания общества знаний. За 20 лет стипендии в вузах уменьшились в 4 раза, в техникумах – в 8 раз, в ПТУ – в 11,5 раза. Студентам вузов выплачивается 20% от прожиточного минимум, учащиеся ПТУ и средних специальных учебных заведений – 7%. Получающая образование молодёжь вынуждена концентрировать энергию не на учёбе, а на подработке ради выживания.
К самым низкооплачиваемым
Концепция разрабатываемого правительством федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предполагает сложение полномочий государства в исключительно важной сфере. Данный документ содержит отказ от всех значимых норм по финансированию системы образования. Уже принятый федеральный закон о совершенствовании правового статуса бюджетных учреждений бросает школы и вузы в стихию либеральной коммерциализации.
Продолжают наноситься удары и по российской науке. Проект «Инновационная Россия – 2020», разработанный Минэкономразвития, отрекается от академической науки как важнейшей системообразующей отрасли. Численность специалистов, занятых в разных отраслях науки, планируется уменьшить к 2015 году на 4%. И это происходит в то время, когда уже сотни тысяч российских учёных и без того работают в США, создавая там 28% всех технологических новинок. Не обновляется в Российской Федерации и приборный парк. В общемировых расходах на науку за Россией осталась доля 1,7%, при том, что на США приходится 36%, на Евросоюз – 24%. Доля высоких технологий, идущих из России на экспорт, составляет около 2% при более 40% доли сырья в экспорте. Управление наукой находится не в руках крупных учёных, а в руках «эффективных менеджеров». В силу этого усилились процессы разгосударствления и децентрализации системы, процветает коррупция и непрофессионализм.
На фоне неуклонного роста конкуренции на мировых рынках подобная политика ведёт к подрыву национальной безопасности России и интеллектуальной деградации общества. КПРФ считает такую политику неприемлемой и предлагает свою программу использования образования и науки для возрождения экономики и гармоничного развития каждого человека.
Пленум отмечает систематическую работу партии в деле отстаивания интересов российского образования и науки. Активная позиция фракции Коммунистической партии Российской Федерации в Государственной Думе ФС РФ позволила удерживать важные достижения советской образовательной системы на протяжении двух десятков лет после начала буржуазной реставрации в России. На фоне развёрнутого сегодня наступления власти на права и гарантии в этой сфере возросло внимание выборных партийных органов к вопросам жизни учебных заведений, проблемам социальной защиты учительства. Партия активно поддерживает общественные инициативы, направленные на защиту образования и науки, взаимодействует с движением «Образование – для всех». Представители научной общественности активно работают в рядах организации «Российские учёные социалистической ориентации», участвуют в организации политического просвещения среди населения и в рядах партии. Среди 30 тысяч человек, принятых в КПРФ за 2009-2010 годы, значительную часть составляет студенческая молодёжь.
Вместе с тем следует признать крупные недостатки в работе партийных отделений с кадрами научно-технической, педагогической, творческой и других групп интеллигенции. Не так велико число учёных и преподавателей, открыто отстаивающих позицию КПРФ в коллективах своих учебных заведений и научных учреждений. Нередко партийные фракции в законодательных (представительных) органах власти и местного самоуправления недостаточно активно влияют на решение актуальных проблем жизни вузов, ссузов и школ. Существуют серьёзные резервы по пропаганде позиции КПРФ в вопросах поддержки науки и образования
Политика КПРФ в области образования заключается в следующем.
Первое. Фундамент социалистической модернизации – школьное образование. Его задача – развитие способностей и раскрытие потенциала ребёнка, создание мотивов и интереса к познанию, движение по ступеням интеллектуального и духовного роста. Дети России должны учиться бесплатно. Затраты призвано нести государство. Школьники должны получать многогранную фундаментальную подготовку в рамках единого образовательного пространства страны.
Второе. КПРФ рассматривает студенчество России как интеллектуальный авангард социалистической модернизации. Студенты должны иметь все возможности для учёбы и достаточные средства для достойной жизни в период получения образования. Программа КПРФ гарантирует студенту стипендию не менее 8 тысяч рублей в среднем. Не поступившие на бюджетные места смогут получить стратегический образовательный кредит со сроком погашения не менее 20 лет. Баланс между высшим и средним специальным, профессиональным образованием будет восстановлен за счёт повышения востребованности ссузов и ПТУ. С этой целью задача обновления инфраструктурной базы будет решаться в сочетании с новой промышленной и производственной политикой.
Третье. Программа КПРФ предполагает повышение статуса педагогической интеллигенции. Средние ставки педагогических работников в общеобразовательных учреждениях будут установлены выше средней заработной платы в производственных отраслях. В средних специальных учебных заведениях они не должны быть ниже 150% от средней заработной платы на производстве. Предстоит реализация программ повышения квалификации кадров и укрепления педагогических вузов. В России должен действовать закон «О защите сельского учителя».
В целом КПРФ намерена добиваться увеличения бюджетных расходов на финансирование системы образования в объёме до 7% от ВВП.
Политика КПРФ в области науки предполагает следующее.
Первое. Восстановление равновесия в формуле «фундаментальная наука – прикладная наука – применение в производстве». Сочетание фундаментальной и прикладной науки вместе с развитием производственной базы обеспечит востребованность труда и продукта научной мысли, придаст научно-технический импульс всей экономической системе.
Второе. Восстановление численности кадров, занятых научно-исследовательской работой. Немедленный мораторий на любые сокращения кадров в науке. Создание специального бюро мониторинга научной миграции для систематизации информации об уехавших за рубеж, формирование условий для возвращения крайне необходимых специалистов.
Третье. Государственно-ответственное отношение к учёному, научному сотруднику, аспиранту. Установление государственного статуса учёного высшей квалификации с особыми социальными гарантиями и уровнем оплаты труда. Создание условий для занятости учёных до 70 лет с заработной платой в соответствии с мировыми стандартами и пенсионным обеспечением в размере не менее двух третей от уровня заработной платы, получаемой до выхода на пенсию. Увеличение стипендиального обеспечения аспирантов и докторантов в 4 раза. Введение законодательной гарантии о приёме на работу молодых учёных по долгосрочным – не менее 5 лет – контрактам.
Четвертое.Обновление приборного парка. Разработка и реализация специальной целевой программы, в соответствии с которой не менее 50% средств, выделяемых на науку, будет направляться на укрепление её материально-технической базы.
Пятое.Переход к прогрессивной финансовой политике.Увеличение минимальных расходов на науку до 4% от ВВП. Для оперативного решения задач поддержки работников науки и создания новой приборной базы, доведение этих расходов на первом этапе до 5-6% от ВВП.
Шестое.Централизация государственного управления наукой и всем научно-исследовательским комплексом. Создание единого органа с широкими полномочиями по реализации плана инновационного развития страны. Формирование реестра проблем особой важности, условием решения которых станет развитие российской науки. Разработка по всем направлениям долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов. Восстановление всей сети наукоградов для сбалансированного развития различных исследовательских направлений. Использование потенциала науки для выработки органами власти управленческих решений.
Седьмое.Координация действий по внедрению достижений науки в экономику.Включение в число приоритетовсоздания новых возобновляемых источников энергии и получения водородного энергоносителя. Воссоздание на новейшей технологической основе таких отраслей промышленности, как авиастроение, судостроение, металлургия. Разработка технологий по восстановлению сельскохозяйственных угодий страны, рыбных запасов внутренних водоёмов. Создание новейших машин, товаров и высоких технологий для изготовления высококачественной и конкурентоспособной продукции. Разработка компьютерной техники четвертого-пятого поколений, информационных технологий управления производственными, энергетическими, транспортными, социальными, прогностическими комплексами и системами. Конструирование космической техники нового поколения, в том числе для оказания населению качественных услуг в области телевидения, прогнозирования погоды, работы навигационных систем, телефонной и Интернет связи. Внедрение биотехнологических методов в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, экологии. Создание передовых технологий очистки окружающей среды от загрязнения отходами производственной и бытовой деятельности.
Центральный Комитет и ЦКРК КПРФ постановляют:
1. Одобрить основные направления политики КПРФ по развитию науки и образования, изложенные в настоящем постановлении. Рассматривать их в качестве важнейшей составной части Антикризисной программы КПРФ. Широко пропагандировать предложения партии по осуществлению социалистической модернизации России.
2. Президиуму ЦК, фракции Коммунистической партии Российской Федерации в Государственной Думе ФС РФ, региональным отделениям КПРФ решительно противодействовать мерам Правительства РФ и партии «Единая Россия» по сворачиванию государственной поддержки науки и образования. Добиваться отмены, либо отказа от принятия следующих основных документов в этих областях:
- правительственного
- проекта «Федерального государственного образовательного стандарта»;
- закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;
- нормативных актов,
- закона о двухуровневой системе высшего образования, или о «бакалавризации» страны;
- проекта стратегии «
- нормативных актов, касающихся бюджетной и фискальной
Комитетам региональных отделений партии, фракциям КПРФ в законодательных (представительных) органах власти активизировать контрпропаганду в отношении комплекса норм и мер, утверждённых, либо предлагаемых в данных документах.
3. Фракции Коммунистической партии Российской Федерации в Государственной Думе ФС РФ (С.Н. Решульский) внести на рассмотрение нижней палаты Федерального Собрания РФ альтернативный правительственному законопроект «Об образовании», подготовленный КПРФ совместно с педагогическим сообществом страны.
4. Комитетам региональных отделений партии, фракциям и группам КПРФ в законодательных (представительных) органах власти обеспечить широкую поддержку проекта закона «Об образовании в Российской Федерации», подготовленного фракцией КПРФ в Государственной Думе ФС РФ. Добиваться положительных отзывов региональных законодательных собраний на данный законопроект. Считать отстаивание позиции КПРФ в борьбе двух концепций базового закона об образовании одним из важнейших политических вопросов 2011 года.
5. Общероссийскому штабу по координации протестных действий (В.И. Кашин), Комитетам региональных отделений КПРФ нацеливать массовые акции протеста в 2011 году на необходимость недопущения принятия правительственного законопроекта «Об образовании в Российской Федерации» и «Федерального государственного образовательного стандарта». Активно привлекать студенчество к протестным акциям против принудительной «бакалавризации» высшей школы, за повышение стипендий.
6. Фракции Коммунистической партии Российской Федерации в Государственной Думе ФС РФ (С.Н. Решульский), фракциям КПРФ в законодательных (представительных) органах власти настойчиво и последовательно добиваться увеличения финансирования образования и науки, улучшения материального положения работников науки и образования, студентов, аспирантов и докторантов. Разработать и внести проекты законов «О защите сельского учителя» как на федеральном, так и на региональном уровнях.
7. Секретариату ЦК, Центральному штабу КПРФ по выборам (И.И. Мельников), Отделам и службам Центрального Комитета партии завершить подготовку обновлённых отраслевых программ КПРФ по образованию и науке с учётом данного постановления, сформировать на их основе лаконичные и содержательные материалы для федеральной избирательной кампании.
8. Комитетам региональных отделений КПРФ провести пленумы и партийные активы по вопросу «Развитие науки и образования – важнейшее условия социалистической модернизации России» с обсуждением материалов VIII (мартовского) совместного Пленума ЦК и ЦКРК КПРФ, развернуть работу по изучению и пропаганде его решений.
9. Отделам и службам ЦК КПРФ, центральным и региональным партийным средствам массовой информации широко информировать общественность как о текущих предложениях партии, так и о перечне конкретных шагов в области научно-образовательной политики, которые реализует КПРФ после прихода к власти.
10. Контроль над выполнением настоящего постановления возложить на Президиум ЦК КПРФ
Председатель ЦК КПРФ
Г.А. Зюганов.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме
24 декабря 2024
« | Декабрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |