10:15 28.02.2012 | Все новости раздела "КПРФ"
Политическая социология Внешнеполитические ориентиры сегодняшней России
Исследование «Левада-Центра» (, опросы были проведены 20-23 и 27-30 января 2012 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны, распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов, статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%) посвящено анализу нынешних внешнеполитических ориентиров и приоритетов России.
Предпочтительным направлением для выстраивания отношений сотрудничества (табл. 1) около половины респондентов (48%) признают западноевропейское и практически столько же (50%) – «постсоветское», то есть с бывшими республиками Советского Союза. Индия и Китай, великие азиатские державы, также видятся в качестве желательных партнеров для сотрудничества, но гораздо меньшим числом опрошенных – примерно третью (34%). Менее подходящими для сотруднических отношений представляются США и Япония (по 18%), взгляд на которые существенно переменился по сравнению с началом нулевых годов, когда идею сотрудничества с этими странами поддерживала чуть ли не треть респондентов. Еще менее благоприятные перспективы во внешнеполитическом плане связываются с географически удаленными регионами мира, с арабскими странами, с Кубой и Северной Кореей: о сотрудничестве с ними традиционно помышляет только каждый десятый из числа опрошенных.
Большинство респондентов готово признать, что за годы президентства В. Путина и Д. Медведева (табл. 2-3) произошло улучшение отношений России с Западом (53%) и со странами СНГ (40%). Однако до трети респондентов (30% и 35% соответственно) склонны оценивать их как «застойные», отмечая, что они остались на прежнем уровне. Негативных взглядов на внешнеполитические дела страны при В. Путине и Д. Медведеве придерживается меньшинство респондентов (13% и 19% соответственно), утверждая, что их состояние ухудшилось.
Скромные результаты, навеянные опытом недавних отношений с США, убеждают большинство опрошенных (39%) в необходимости соблюдения большей дистанции с этой страной как основополагающего принципа нашей отечественной внешней политики (табл. 4). С этой же целью, по-видимому, до трети респондентов (31%) предлагает сохранить нынешний уровень отношений России и США. «Проамериканскую» позицию стремящихся к сближению с заокеанской державой отстаивает меньшинство опрошенных (16%), причем убывающее по сравнению с началом десятилетия (тогда эта группа мнений составляла 24%).
Такая сдержанная позиция во взглядах на перспективы сотрудничества с США определяется общими и довольно-таки традиционными представлениями об этой стране (табл. 5). Американский внешнеполитический контрагент предстает в привычном образе врага, имевшем свои веские основания в классические времена холодной войны и не утратившем эти основания и в наши дни. Во всяком случае, три четверти опрошенных (76%) связывают образ этой великой державы с агрессией, с глобалистскими и гегемонистскими устремлениями и только меньшинство (7%) берут на веру утверждения относительно США как защитнике мира, демократии, порядка во всем мире.
Этим же негативным настроем определяется довольно осмотрительное отношение к НАТО (табл. 6). До трети опрошенных (32%) вообще противятся самой идее присоединения к каким-либо военным блокам. Каждый четвертый (24%) видит в качестве приоритетных внешнеполитических задач России противостояние расширению НАТО, создание в противовес этому блоку оборонительных союзов. Примерно такую же группу мнений (25%) составляют те, кто ратует за сотрудничество с НАТО в интересах общей безопасности, и меньше всех (6%) набралось сторонников вступления в эту военно-политическую организацию.
В том, что касается общего восприятия отдельных стран и целых регионов, то оно демонстрирует признаки сбалансированности, когда речь идет о США и Европейском Союзе. Причем последний, страны которого исторически и географически ближе к России, пользуется большими симпатиями респондентов, чем США. Если к Европейскому Союзу хорошо относятся 56% респондентов, то к США – 44%. Негативные мнения о ЕС выразил каждый четвертый (25%), в то время как о США – значительно больше (40%).
Более позитивное отношение к себе встречают, однако, страны постсоветского пространства – Украина и Белоруссия, собирающие до двух третей симпатий каждая. Вместе с тем о своем негативном отношении к Украине готов говорить каждый четвертый (25%), в то время как Белоруссия вызывает гораздо меньшие негативные ассоциации (14%). Меньшей благосклонностью у опрошенных пользуется Грузия, собирающая, однако, более трети позитивных мнений (36%), о плохом отношении к этой стране заявили около половины опрошенных (48%).
Предвыборная агитация
Способы предвыборной агитации рассмотрены в исследовании Фонда «Общественное мнение» (, опрос «ФОМнибус» 11—12 февраля, 100 населенных пунктов, 43 субъекта РФ, 1500 респондентов, статистическая погрешность – 2,3%).
Среди способов предвыборной агитации наибольшей популярностью пользуются телевизионные – теледебаты и другие передачи с участием кандидатов (35%). Встречи избирателей с кандидатами или их доверенными лицами отмечены каждым четвертым респондентом (24%), примерно на одном уровне (15% и 14% соответственно) располагаются материалы в средствах массовой информации, в Интернете – интервью и статьи, а также концерты и развлекательные мероприятия. Собственно реклама – ролики на радио, телевидении, в Интернете, бумажные материалы – листовки, бесплатные газеты в почтовом ящике привлекли внимание примерно каждого десятого (11% и 9% соответственно). На одном уровне ( по 5%) располагаются письма кандидата на имя избирателя, большие рекламные щиты и плакаты, митинги в поддержку кандидата, а также агитация в социальных сетях (4%). Меньшее внимание обратили на себя агитация по квартирам, пикеты в людных местах и агитация на улице (по 2%), реклама кандидатов на столбах, стенах, заборах и пр. (1%).
Более всего предвыборная агитация кандидатов в президенты встречалась на телевидении, радио, в газетах, в Интернете в пользу В. Путина и В. Жириновского (по 58%). Далее следуют Г. Зюганов (53%), М. Прохоров (59%), С. Миронов (47%). Бумажные предвыборные материалы имеют весьма ограниченное распространение: во всяком случае, до 80% респондентов они не дошли. Дошедшие до избирателя материалы агитировали за Г. Зюганова (6%), В. Путина и В. Жириновского (по 4%), С. Миронова (3%) и М. Прохорова (2%).
Таблица 1
На сотрудничество с какими странами, по Вашему мнению, России прежде всего следует ориентироваться в своей внешней политике?
См. таблицу 1 в иллюстрациях к материалу
Таблица 2
Как Вы считаете, за годы правления Путина и Медведева отношения России с Западом улучшились, ухудшились или остались на прежнем уровне?
См. таблицу 2 в иллюстрациях к материалу
Таблица 3
Как Вы считаете, за годы правления Путина и Медведева отношения России со странами СНГ улучшились, ухудшились или остались на прежнем уровне?
См. таблицу 3 в иллюстрациях к материалу
Таблица 4
Если говорить о внешнеполитическом курсе России в ближайшие годы, какой позиции должно придерживаться руководство России в отношении США?
См. таблицу 4 в иллюстрациях к материалу
Таблица 5
Что для Вас США сейчас?
См. таблицу 5 в иллюстрациях к материалу
Таблица 6
Что, по Вашему мнению, больше отвечает интересам России
См. таблицу 6 в иллюстрациях к материалу
Сектор политического мониторинга
Отдела по информационно-аналитической работе
и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме