03:30 08.11.2010 | Все новости раздела "КПРФ"
Политическая социология: Праздничные даты ноября
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Праздничные даты ноября
Самое начало ноября – время, на которое пришлись праздничные даты, имеющие разное происхождение, традиции, противостоящие одна другой, между собой конкурирующие. К этим датам приурочены исследования общественного мнения, проведенные сразу несколькими демоскопическими службами.
7 ноября первенствует по
Скажите, пожалуйста, с каким событием в истории нашей страны связан день 7 ноября? (Открытый
вопрос.)
данные в % от всех опрошенных
Октябрьская революция
1917 года
«1917 год, революция»; «в 1917 году социалистическая революция»; «день Великой
Октябрьской революции»; «Великая Октябрьская социалистическая революция»;
«годовщина революции»; «в этот день свершилась революция». 71
Раньше это был празд-
ничный день
«В этот день раньше был праздник»; «коммунистический праздник»; «веселье,
демонстрации»; «демонстрация, заставляли ходить строем»; «7 ноября – красный
день календаря». 4
Свержение временного
правительства, приход
к власти В.И.Ленина,
большевиков
«Убрали временное правительство»; «сменили правительство»; «большевики взяли
власть в свои руки»; «коммунисты захватили власть»; «Ленин взял власть в свои
руки»; «приход Ленина к власти». 2
Свержение самодер-
жавия
«Падение самодержавия, 1917 год»; «с днем победы над царями»; «когда свергли
царский режим»; «свержение царя». 1
День Конституции «В прошлом – день Конституции»; «день Конституции раньше был»; «день Консти-
туции, кажется». 1
День согласия и прими-
рения, День народного
единства
«День народного единства»; «народное единство»; «для меня 7 ноября – день на-
родного единения, так как тогда народ был един»; «День согласия и примирения»;
«когда Минин и Пожарский призвали народ к освобождению»; «с Мининым и По-
жарским». 1
Другое «Кровавая трагедия русского народа»; «гражданская война»; «началась Великая
Отечественная война»; «день рождения Ленина»; «день рождения Путина»; «День
связиста»; «День независимости»; «православный праздник»; «я верующая, и для
меня этот день – начало безбожного времени». 1
Затрудняюсь ответить,
нет ответа 23
Как следует из приведенного, большинство наших сограждан (показатель приближается к трем четвертям опрошенных) продолжают придерживаться привычных еще для советского времени и, стало быть, весьма позитивных оценок этого события, снабжая его, например, неизменными эпитетами «великая», «социалистическая». Несколько конкурировать с этой системой взглядов может разве что достаточно многочисленная группа мнений затруднившихся с ответом: в неведении относительно смысла этой исторической даты оказался почти каждый пятый из числа опрошенных.
Остальные опции собрали маргинальное меньшинство своих сторонников. Так, на противопоставлении по линии «прежде и теперь» выстроили свою оценку, основанную на балансе ностальгически позитивных и досадливо негативных воспоминаний, 4% респондентов. Более радикальные негативные идеи по поводу Октября на сегодняшний день исповедуют только 2% опрошенных, внявших по всей видимости доводам массированной антикоммунистической пропаганды, продолжавшейся в последние десятилетия и призванной исторически делегитимизировать эту дату. С учетом того несметного и немереного административного ресурса, который закачивался в эти делегитимизирующие акции конечный результат, полученный на выходе, выглядит более чем скромно. Как, впрочем, еще скромнее выглядит группа мнений (1%), исповедующая ортодоксию советских времен с ее апологией героики революции.
Бесплодны оказались и титанические усилия, поставившие своей амбициозной целью «конвертировать» Октябрь в День согласия и примирения, или День народного единства: трафаретно-заученные фразы с официозно медийных голосов прилежно воспроизвел только 1% респондентов. Наконец, еще 1% «других» мнений может быть интересен как сущий курьез, представляющий собой дикую мешанину из расхожих медийных антикоммунистических стереотипов («кровавая трагедия русского народа») и махрового исторического невежества («день рождения Путина»).
В том что касается значимости 7 ноября, то за последние два года прослеживается стойкая тенденция к ее снижению (с 52% до 38%). Отсутствие значимости, как противоположность, возрастает несколько меньшими темпами (с 38% до 47%).
Эта общая картина подтверждается другими аналогичными опросами общественного мнения. Так, согласно данным опроса, проведенного 22-25 октября «Левада-Центром» (http://www.levada.ru), название праздника, отмечаемого 4 ноября, не известно 29% россиян. Правильно указать его название - День народного единства - смогли лишь 36% опрошенных. Однако за последние пять лет верно ответивших стало больше в четыре с половиной раза (в 2005 г. их было всего 8%). По мнению 25% россиян, 4 ноября отмечается День согласия и примирения (в 2005 г. так отвечали 33%).
Некоторые респонденты также полагают, что в этот день страна празднует День Октябрьской революции (5%) и День освобождения от польско-литовских интервентов (2%). В том, что они будут отмечать День народного единства, признались 14% россиян. В то же время День Октябрьской революции 7 ноября отпразднуют 17% респондентов.
В основном это мужчины,
В свою очередь, по данным опроса Исследовательского центра портала Superjob.ru (http://www.superjob.ru), проведенного 26 октября, более 60% россиян воспринимают отмечаемый 4 ноября День народного единства не более чем, как дополнительный выходной.
По данным результатов исследования, 62% респондентов считают, что праздник 4 ноября – «лишний повод для отдыха». «Выходной день, и ничего больше», «Просто нерабочий день», «Возможность отдохнуть за счет работодателя», «Возможность сходить на рыбалку и побыть в кругу семьи», «Отдохнуть от всего, съездить в гости», - таковы основные ответы данной категории опрошенных.
6% опрошенных заявили, что этот праздничный день будет для них рабочим, однако они воспринимают такую перспективу по-разному. «Нам за сверхурочную работу в праздники очень хорошо доплачивают, поэтому для меня 4 ноября будет рабочим днем», «Рабочий день, к сожалению», «Снова дежурство в праздники», - таковы ответы данной категории респондентов.
Как официальный государственный
Вместе с тем 10% респондентов вообще не имеют никакого представления о том, что именно отмечается 4 ноября: «А что это за праздник?», «Первый раз слышу о празднике 4 ноября».
Наконец, согласно результатам опроса, проведенного 30-31 октября Всероссийским центром изучения общественного мнения, День народного единства, отмечаемый в России 4 ноября, уступает по популярности Дню Октябрьской революции (7 ноября), притом, что оба праздника не имеют для россиян особого значения.
По данным исследования, главным праздником для россиян остается Новый год (77%). Сравнительно большое значение имеют также День Победы (38%), Пасха (34%) и Рождество (31%), 8 Марта (31%). Менее важными для респондентов являются День Защитника Отечества (17%), всевозможные профессиональные праздники (9%) и 1 Мая (7%). В меньшинстве те, кто особое значение придает Дню Святого Валентина, Курбан-Байраму (по 4%), Дню России (3%), Дню Космонавтики (1%).
Что касается нового для России праздника - Дня народного единства, то его важным для себя считает лишь 1% опрошенных. При этом 7 ноября (ранее в этот день отмечалась годовщина Октябрьской революции, а ныне - годовщина парада 1941 г.) имеет значение для 5% респондентов.
Половине россиян (50%) название праздника, отмечаемого 4 ноября, неизвестно. Правильно назвать его могут только 10% респондентов, причем за последний год уровень информированности снизился (с 16%). Остальные 39% опрошенных дают неверные названия праздника.
Также подавляющему большинству россиян событие, в честь которого отмечается День Народного Единства, по-прежнему неизвестно (80%).
О том, что в этот день в 1612 г. Минин и Пожарский освободили Москву от польской интервенции, знают только 10% опрошенных. Другие версии высказываются значительно реже: 2% упоминают Октябрьскую революцию 1917 г., по 1% - путч 90-х гг., День Казанской иконы Божьей матери, День единства России, День конституции.
Все эти исследования обращают прежде всего внимание на катастрофическое падение уровня исторической культуры массовой отечественной аудитории, сплошь и рядом слабо ориентирующейся даже в событиях новейшей истории собственной страны. Высока степень ее медийной зависимости, когда люди если и демонстрируют свою минимальную осведомленность по части исторического прошлого, то рассуждают заученными медийными стереотипами официальной пропаганды либо старого, либо нового времени. Да и сама политическая технология, сводящаяся к «имплантации» в сегодняшнюю реальность информационного общества или общества потребления исторической даты, к приданию ей официального статуса общенационального праздника, дает весьма скромные результаты. Например, значительная часть наших сограждан остается безучастной к аргументации, согласно которой день 4 ноября отмечался в дооктябрьские времена, в России, «которую мы потеряли». Тем не менее и 7 ноября, обладающее более глубокой традицией празднования, освященное высоким авторитетом советского государства, тоже обнаруживает тенденцию к снижению своей популярности. Все это позволяет сделать вывод о снижении эффекта исторической даты как некоего мобилизующего момента, роль которого он выполнял в иных и уже достаточно далеких исторических условиях.
Сектор политического мониторинга
Отдела по информационно-аналитической работе
и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме