03:30 08.11.2010 | Все новости раздела "КПРФ"

Политическая социология: Праздничные даты ноября

ПОЛИТИЧЕСКАЯ  СОЦИОЛОГИЯ 

Праздничные даты ноября 

      Самое начало ноября – время, на которое пришлись праздничные даты, имеющие разное происхождение, традиции, противостоящие одна другой, между собой конкурирующие. К этим датам приурочены исследования общественного мнения, проведенные сразу несколькими демоскопическими службами.

      7 ноября первенствует по глубине  своей традиции в новейшей  истории страны, и ей посвящен  опрос Фонда «Общественное мнение»  (http://www.fom.ru), проведенный в конце октября. По результатам этого зондажа мнения распределились следующим образом:

 

Скажите, пожалуйста, с каким событием в  истории нашей страны связан день 7 ноября? (Открытый

вопрос.)

данные  в % от всех опрошенных

Октябрьская революция

1917 года

«1917 год, революция»; «в 1917 году социалистическая революция»; «день Великой

Октябрьской революции»; «Великая Октябрьская социалистическая революция»;

«годовщина  революции»; «в этот день свершилась революция».     71

Раньше  это был празд-

ничный  день

«В этот день раньше был праздник»; «коммунистический  праздник»; «веселье,

демонстрации»; «демонстрация, заставляли ходить строем»; «7 ноября – красный  

день календаря».             4

Свержение временного

правительства, приход

к власти В.И.Ленина,

большевиков

«Убрали временное  правительство»; «сменили правительство»; «большевики взяли

власть в свои руки»; «коммунисты захватили власть»; «Ленин взял власть в свои

руки»; «приход  Ленина к власти».          2

Свержение самодер-

жавия

«Падение самодержавия, 1917 год»; «с днем победы над царями»; «когда свергли

царский режим»; «свержение царя».         1

День  Конституции «В прошлом – день Конституции»; «день Конституции раньше был»; «день Консти-

туции, кажется».            1

День  согласия и прими-

рения, День народного

единства

«День народного  единства»; «народное единство»; «для меня 7 ноября – день на-

родного единения, так как тогда народ был  един»; «День согласия и примирения»;

«когда Минин  и Пожарский призвали народ к  освобождению»; «с Мининым и По-

жарским».            1

Другое «Кровавая трагедия русского народа»; «гражданская война»; «началась Великая

Отечественная война»; «день рождения Ленина»; «день  рождения Путина»; «День

связиста»; «День  независимости»; «православный праздник»; «я верующая, и для

меня этот день – начало безбожного времени».       1

Затрудняюсь ответить,

нет ответа                    23 

     Как следует из приведенного, большинство  наших сограждан (показатель приближается к трем четвертям опрошенных) продолжают придерживаться привычных еще для советского времени и, стало быть, весьма позитивных оценок этого события, снабжая его, например, неизменными эпитетами «великая», «социалистическая». Несколько конкурировать с этой системой взглядов может разве что достаточно многочисленная группа мнений затруднившихся с ответом: в неведении относительно смысла этой исторической даты оказался почти каждый пятый из числа опрошенных.

     Остальные опции собрали маргинальное меньшинство  своих сторонников. Так, на противопоставлении по линии «прежде и теперь»  выстроили свою оценку, основанную на балансе ностальгически позитивных и досадливо негативных воспоминаний, 4% респондентов. Более радикальные негативные идеи по поводу Октября на сегодняшний день исповедуют только 2% опрошенных, внявших по всей видимости доводам массированной антикоммунистической пропаганды, продолжавшейся в последние десятилетия и призванной исторически делегитимизировать эту дату. С учетом того несметного и немереного административного ресурса, который закачивался в эти делегитимизирующие акции конечный результат, полученный на выходе, выглядит более чем скромно. Как, впрочем, еще скромнее выглядит группа мнений (1%), исповедующая ортодоксию советских времен с ее апологией героики революции.

     Бесплодны оказались и титанические усилия, поставившие своей амбициозной  целью «конвертировать» Октябрь  в День согласия и примирения, или День народного единства: трафаретно-заученные фразы с официозно медийных голосов прилежно воспроизвел только 1% респондентов. Наконец, еще 1% «других» мнений может быть интересен как сущий курьез, представляющий собой дикую мешанину из расхожих медийных антикоммунистических стереотипов («кровавая трагедия русского народа») и махрового исторического невежества («день рождения Путина»).

     В том что касается значимости 7 ноября, то за последние два года прослеживается стойкая тенденция к ее снижению (с 52% до 38%). Отсутствие значимости, как противоположность, возрастает несколько меньшими темпами (с 38% до 47%).

     Эта общая картина подтверждается другими  аналогичными опросами общественного  мнения. Так, согласно данным опроса, проведенного 22-25 октября «Левада-Центром» (http://www.levada.ru), название праздника, отмечаемого 4 ноября, не известно 29% россиян. Правильно указать его название - День народного единства - смогли лишь 36% опрошенных. Однако за последние пять лет верно ответивших стало больше в четыре с половиной раза (в 2005 г. их было всего 8%). По мнению 25% россиян, 4 ноября отмечается День согласия и примирения (в 2005 г. так отвечали 33%).

     Некоторые респонденты также полагают, что  в этот день страна празднует День Октябрьской революции (5%) и День освобождения от польско-литовских интервентов (2%). В том, что они будут отмечать День народного единства, признались 14% россиян. В то же время День Октябрьской революции 7 ноября отпразднуют 17% респондентов.

       В основном это мужчины, россияне  старше 55 лет, с низкими доходами  – денег не хватает на продукты, проживающие в городах с населением менее 100 тыс. человек и сельских поселениях. По данным исследования, по 29% опрошенных, мысля медийными стереотипами еще советского времени, считают, что Октябрьская революция «открыла новую эру в истории народов России» и «дала толчок социальному и экономическому развитию народов». Еще 14% столь же стереотипно, но с противоположным знаком, полагают, что революция «затормозила развитие народов России», 9% считают, что она стала «катастрофой». 19% затруднились ответить.

     В свою очередь, по данным опроса Исследовательского центра портала Superjob.ru (http://www.superjob.ru), проведенного 26 октября, более 60% россиян воспринимают отмечаемый 4 ноября День народного единства не более чем, как дополнительный выходной.

     По  данным результатов исследования, 62% респондентов считают, что праздник 4 ноября – «лишний повод для отдыха». «Выходной день, и ничего больше», «Просто нерабочий день», «Возможность отдохнуть за счет работодателя», «Возможность сходить на рыбалку и побыть в кругу семьи», «Отдохнуть от всего, съездить в гости», - таковы основные ответы данной категории опрошенных.

     6% опрошенных заявили, что этот праздничный день будет для них рабочим, однако они воспринимают такую перспективу по-разному. «Нам за сверхурочную работу в праздники очень хорошо доплачивают, поэтому для меня 4 ноября будет рабочим днем», «Рабочий день, к сожалению», «Снова дежурство в праздники», - таковы ответы данной категории респондентов.

     Как официальный государственный праздник этот день воспринимают только 9% россиян. «Это праздник моей страны», «Это праздник, и не надо что-то подразумевать», «Большой праздник», - так объясняют они свое отношение к этой дате.

     Вместе  с тем 10% респондентов вообще не имеют  никакого представления о том, что  именно отмечается 4 ноября: «А что это за праздник?», «Первый раз слышу о празднике 4 ноября».

     Наконец, согласно результатам опроса, проведенного 30-31 октября Всероссийским центром изучения общественного мнения, День народного единства, отмечаемый в России 4 ноября, уступает по популярности Дню Октябрьской революции (7 ноября), притом, что оба праздника не имеют для россиян особого значения.

     По  данным исследования, главным праздником для россиян остается Новый год (77%). Сравнительно большое значение имеют также День Победы (38%), Пасха (34%) и Рождество (31%), 8 Марта (31%). Менее важными для респондентов являются День Защитника Отечества (17%), всевозможные профессиональные праздники (9%) и 1 Мая (7%). В меньшинстве те, кто особое значение придает Дню Святого Валентина, Курбан-Байраму (по 4%), Дню России (3%), Дню Космонавтики (1%).

     Что касается нового для России праздника - Дня народного единства, то его важным для себя считает лишь 1% опрошенных. При этом 7 ноября (ранее в этот день отмечалась годовщина Октябрьской революции, а ныне - годовщина парада 1941 г.) имеет значение для 5% респондентов.

     Половине  россиян (50%) название праздника, отмечаемого 4 ноября, неизвестно. Правильно назвать его могут только 10% респондентов, причем за последний год уровень информированности снизился (с 16%). Остальные 39% опрошенных дают неверные названия праздника.

     Также подавляющему большинству россиян событие, в честь которого отмечается День Народного Единства, по-прежнему неизвестно (80%).

     О том, что в этот день в 1612 г. Минин и Пожарский освободили Москву от польской интервенции, знают только 10% опрошенных. Другие версии высказываются значительно реже: 2% упоминают Октябрьскую революцию 1917 г., по 1% - путч 90-х гг., День Казанской иконы Божьей матери, День единства России, День конституции.

     Все эти исследования обращают прежде всего  внимание на катастрофическое падение  уровня исторической культуры массовой отечественной аудитории, сплошь и рядом слабо ориентирующейся даже в событиях новейшей истории собственной страны. Высока степень ее медийной зависимости, когда люди если и демонстрируют свою минимальную осведомленность по части исторического прошлого, то рассуждают заученными медийными стереотипами официальной пропаганды либо старого, либо нового времени. Да и сама политическая технология, сводящаяся к «имплантации» в сегодняшнюю реальность информационного общества или общества потребления исторической даты, к приданию ей официального статуса общенационального праздника, дает весьма скромные результаты. Например, значительная часть наших сограждан остается безучастной к аргументации, согласно которой день 4 ноября отмечался в дооктябрьские времена, в России, «которую мы потеряли». Тем не менее и 7 ноября, обладающее более глубокой традицией празднования, освященное высоким авторитетом советского государства, тоже обнаруживает тенденцию к снижению своей популярности. Все это позволяет сделать вывод о снижении эффекта исторической даты как некоего мобилизующего момента, роль которого он выполнял в иных и уже достаточно далеких исторических условиях.  
 

Сектор  политического мониторинга

Отдела по информационно-аналитической работе

и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ


Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме