06:15 31.05.2010 | Все новости раздела "КПРФ"
Политическая социология: Индикаторы кризисного сознания. Анализ исследований служб общественного мнения по теме социально-экономического кризиса на 30 мая 2010 года
Политическая социология:
Индикаторы кризисного сознания
Анализ исследований служб общественного мнения по теме социально-экономического кризиса
Протестные настроения
Естественный интерес как один из индикаторов кризисного сознания представляет собой постоянный мониторинг протестных настроений, проводимый различными демоскопическими службами. Фонд «Общественное мнение» в последней декаде мая представил результаты исследования на основе очередного замера протестного потенциала, имеющегося в обществе.
Недовольство и, как следствие, готовность участвовать в акциях протеста на сегодняшний день испытывает треть опрошенных (33%), причем с середины марта этот показатель обнаруживает плавный рост. Чуждых настроениям «протестантства», как водится, оказалось более половины наших сограждан (58%) – эта переменная обнаруживает признаки убывания. Подобный расклад мнений, или, во всяком случае, весьма близкий, наблюдался в середине декабря прошлого года (34% и 58% соответственно), то есть в период, когда кризис переживался острее, чем сегодня.
Соотношение мнений на данный счет гораздо рельефнее выражено в группе лояльных (70%) Д. Медведеву и/или В. Путину и оно явно в пользу противников протеста («протестанты» и «антипротестанты» составили здесь соответственно 28% и 64% - это цифры, которые, кстати, не слишком существенно разнятся от уже приведенных агрегированных показателей). В группе нелояльных первым лицам государства мнения распределились почти поровну, хотя и с легким перевесом в пользу «протестантов» (45% и 43% соответственно). Можно, таким образом, предположить, что высокие рейтинги первых лиц государства, постоянно акцентируемые различного рода официозами, не очень то и способны как-то существенно повлиять на уровень потенциала протеста в сторону его нейтрализации.
Недовольство, как и готовность участвовать в акциях протеста, – настроения, присущие от трети до половины респондентов в зависимости от степени их лояльности общенациональным лидерам, однако для всех этих групп характерны представления, причем едва ли не в равной мере, о том, что ареал протеста на деле более велик и составляет свыше половины населения.
В том, что касается самих признаков недовольства и готовности людей участвовать в акциях протеста за последний месяц, то их заметила почти треть опрошенных (35%), причем с середины марта этот показатель обнаруживает несущественные колебания. Почти постоянной остается и группа мнений, от внимания которых признаки протестности ускользают (61%). Лояльные склонны несколько преуменьшать опасность распространения протестных настроений (31%), предпочитая их не замечать (65%). У нелояльных это соотношение меняется: явления «протестантства» оказались заметными для 44% опрошенных, тогда как не заметили их 52%.
При оценке потенциала протеста за последний месяц с точки зрения его роста или спада (принимались во внимание мнения протестантов и затруднившихся с ответом) рост отметила четверть респондентов. Характерно, что о спаде, начиная с середины марта, говорят только неизменные и маргинальные 2% опрошенных, причем этот показатель отмечается и среди лояльных, и среди нелояльных первым лицам государства. Фактор лояльности, разумеется, влияет на оценку потенциала протеста: среди лояльных рост протестных настроений отмечает 21% опрошенных, среди нелояльных – 34%.
Как всегда, перспектива собственного участия в акциях протеста дает несколько иную картину протестного потенциала: о своей готовности к этому заявляет примерно каждый пятый (22%), притом что в несколько отвлеченном виде общий потенциал протестности оценивался на уровне трети-половины мнений. Несколько выше (64%) и число тех, кто не намерен лично участвовать в акциях протеста, состоись они в ближайшее воскресенье. Соотношение в пользу «антипротестантских» настроений выявляется как среди лояльных, так и нелояльных общенациональным лидерам (18% и 70%, 31% и 51% соответственно).
Российский бизнес в ситуации кризиса
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные ежегодного исследования, посвященного проблемам российского бизнеса. Исследование было проведено в августе - сентябре 2009 г. по заказу Российского союза промышленников и предпринимателей среди владельцев и топ-менеджеров частных компаний промышленности и строительства, транспорта и связи, сферы обслуживания и торговли.
Значительная доля предприятий в кризисный период показали не только защитные реакции, но и волю к развитию.Так, подавляющее большинство предприятий пошли на сокращение издержек (86%), однако для значительной доли предприятий характерны активные виды адаптивного - освоение новых продуктов и технологий (70 %), выход на новые рынки сбыта (66 %), кредитование поставщиков и покупателей (40 %) и др. - и упреждающего поведения – приобретение нового оборудования, модернизация производства (57 %), ремонт, реконструкция помещений (53 %). На 20 % предприятий строились новые здания, на 16 % предприятий численность сотрудников выросла более чем на 10%.
Все три волны опроса 2007-2009 гг. показывают, что наибольшую озабоченность у российского бизнеса устойчиво и с существенным отрывом вызывают пять проблем:две из них касаются обеспечения процесса производства, три - взаимодействия бизнеса с властью. Если в последний докризисный 2008 год наибольшие проблемы предприниматели связывали с обеспечением процесса производства - с недостатком квалифицированных кадров (60 %) и ростом цен (52 %), то в 2009 году на первый план вышли проблемы из второго эшелона, относящихся к сфере взаимодействия бизнеса с властью: коррупция (62 %) и высокие административные барьеры (53 %), тогда как спад производства снял остроту нехватки квалифицированных кадров и инфляции.
Сектор политического мониторинга
Отдела по информационно-аналитической работе
и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ
Статьи по теме
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме
12 ноября 2024
« | Ноябрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |