20:45 08.03.2010 | Все новости раздела "КПРФ"
Политическая социология: Индикаторы кризисного сознания
Политическая социология:
Индикаторы кризисного сознания
Анализ исследований служб общественного мнения по теме социально-экономического кризиса
Динамика цен
Динамика цен – проблема, неизменно сохраняющая свою актуальность для абсолютного большинства населения, в отличие от несколько абстрактных «макроэкономических» показателей предельно наглядно характеризует состояние кризисного сознания общества. Та картина, которую являет собой этот показатель в последние несколько месяцев, - откровенно негативного свойства.
Так, с ноября прошлого года общественное мнение стойко отмечает рост цен, произошедший за последний месяц: в ноябре 2009 г. об этом говорили 72% респондентов, а в конце февраля 2010 г. – уже 85%. Только маргинальное меньшинство склонно в той или иной мере закрывать глаза на постоянно и с периодичностью всего в один месяц растущие цены: о почти неизменности цен рассуждают 9% опрошенных, в то время как их снижение углядел только 1% наших сограждан. Лидирующее место в этом рейтинге досталось услугам ЖКХ (67%), а также таким продуктам питания, как сахар (57%), мясо и птица (51%).
В том же что касается снижения цен, то 76% высказались на этот счет весьма категорично, отметив, что ни на какие продукты, товары и услуги этого снижения не произошло. По-прежнему преобладает твердая уверенность в том, что, наоборот, цены будут расти и в ближайший месяц – так полагают 78% респондентов, что чуть ниже аналогичного ноябрьского показателя, составившего 82%. Негативная динамика цен практически в равной степени затронула всех жителей России, практически вне зависимости от типа поселения: наименее страдающими от нее (82%) оказались средние и малые города с поселками городского типа (82% и 83% соответственно), а по максимуму ценовые невзгоды отразились на москвичах и селянах (89% и 88% соответственно).
Проблема безработицы
Еще один жизненно важный показатель кризисного сознания – это проблема безработицы. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет по состоянию на начало последней декады февраля данные о том, как россияне оценивают ситуацию на рынке труда, обсуждают ли тему безработицы и на что готовы пойти ради нового трудоустройства в случае увольнения.
После некоторого падения интереса россиян к теме безработицы в декабре прошлого года она вновь стала обсуждаться россиянами (доля ведущих такие разговоры «на своей кухне» выросла с 47 до 51%). Активные участники подобных разговоров - это прежде всего служащие без высшего образования (57%) и малообеспеченные респонденты (61%). Тех, кто предпочитает игнорировать беседы о проблемах на рынке труда, напротив, стало меньше (с 16 до 11%). Лично предпочитают не участвовать в таких разговорах бизнесмены, госслужащие, квалифицированные работники (16-17%), состоятельные россияне (23%). Доля тех, кого проблема трудоустройства не затрагивает даже на уровне разговоров, с осени прошлого года практически не меняется (31-33%). Как правило, это военнослужащие (50%) и обеспеченные респонденты (43%).
Если же перейти от разговоров к фактам, то выясняется, что доля россиян, среди знакомых которых есть люди, недавно потерявшие работу, устойчиво снижается на протяжении многих месяцев.Больше всего тех, у кого много знакомых потеряли работу, было в апреле 2009 г. (26%). Сейчас же их только 17%. Убольшинства же таких знакомых - буквально один-два (37%), а у 40% никто из знакомых работу в течение последних месяцев вообще не потерял (в апреле 2009 г. таких было только 32%). Наиболее благоприятно ситуация с трудоустройством складывается в среде жителей средних городов (у 50% из них никто из знакомых не потерял работу) и военнослужащих (46%).
Тем не менее страх потери работы остаётся довольно сильным.Интегральный показатель, фиксирующий вероятность увольнений - индекс вероятности увольнений - в феврале 2010 г. составил 33 пункта из 100 возможных. Для сравнения, в ноябре-декабре 2009 г. он достигал 30 пунктов (минимальное значение за последний год). А максимальное значение этот индекс принимал год назад, в феврале 2009 г. (48 пунктов). Чем выше значение индекса, тем выше вероятность новых увольнений. За прошедший год напряженность в сфере занятости, как показывает движение индекса, существенно упала. Однако в начале 2010 г. она снова стала расти. Увеличение индекса в декабре-феврале обусловлено ростом доли россиян, считающих потерю работы весьма вероятной (с 18 до 23%), и, напротив, сокращением доли тех, кто убежден, что увольнение ему не грозит (с 34 до 29%).
Индекс трудоустройства – еще один интегральный показатель, демонстрирующий представления россиян о том, насколько им легко будет найти равноценную работу в случае потери нынешней - не меняется, начиная с лета 2009 г. Чем выше значение индекса, тем проще людям найти работу. Всё это время индекс трудоустройства держится на уровне 47-48 пунктов. До начала экономического кризиса, в октябре 2008 г., индекс был существенно выше (61 пункт). А сложнее всего устроиться на работу, по мнению россиян, было в марте-апреле 2009 г. - минимальное значение индекса 39 пунктов. Таким образом, существенно легче стало искать работу уже летом прошлого года, но с тех пор ситуация прекратила улучшаться.
За декабрь-февраль россияне серьезно пересмотрели свои стратегии трудоустройства в случае потери нынешней работы. Более востребованным стало переобучение по новой специальности (с 23 до 26%). Рекордно высоким оказался интерес россиян в новом году к занятию предпринимательством (17%). А вот такие способы трудоустройства, как переезд в другой город, чтобы устроиться на работу по специальности (с 23 до 17%), работа с более низкой квалификацией (с 21 до 16%) и зарплатой (с 19 до 15%), напротив, стали менее привлекательными. В числе наиболее популярных способов облегчить трудоустройство - работа без официального оформления (24%) и случайные заработки (18%). Наименее популярны способы трудоустройства, связанные с переездом: переезд в другую точку страны (10%), другую страну (7%).
Сектор политического мониторинга
Отдела по информационно-аналитической работе
и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ
Статьи по теме
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме