17:15 21.05.2010 | Все новости раздела "КПРФ"

Пока жареный петух не клюнет. Заместитель Председателя ЦК КПРФ В.И.Кашин про законопроект о нормативах загазованности шахтных выработок

ПОКА ЖАРЕНЫЙ ПЕТУХ НЕ КЛЮНЕТ

(Выступление заместителя председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, заместителя Председателя ЦК КПРФ, академика РАСХН В.И.Кашина  на пленарном заседании Государственной Думы 21 мая 2010 года при обсуждении в первом чтении проекта федерального закона " О внесении изменений в федеральный закон "О государственном регулировании в области добычи и использования угля….")

Кашин Владимир Иванович

заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАСХН, депутат Государственной думы РФ (фракция КПРФ).

Уважаемые коллеги!

Актуальность рассматриваемого законопроекта не вызывает сомнений. Да, действительно, загазованность шахтных выработок создает реальную угрозу жизни шахтеров и борьба с загазованностью, использование попутного газа при добыче угля сегодня требует в том числе и законодательного подкрепления.

В этой связи хотелось бы отметить некоторую странность реакции на происходящее. Как говорится, пока жареный петух не клюнет, у нас тишь да благодать. Но как только совершается трагедия так повсеместно – и здесь, Государственной Думе, и в правительстве начинаем проявлять невиданную активность, организуем проверки, вносим поправки в законы, ищем виновных в центре и на местах. 

Вместе с тем мы должны понять, что на бумаге можно написать все что угодно. Вопрос в том, будут ли наши законодательные благие намерения выполняться? Могу с уверенностью прогнозировать - не будут, если не предпринять кардинальных мер по изменению сложившейся системы безответственности. Точно также как не выполняются приказы Ростехнадзора, изданные в 2007 году о запрете отработки пластов с газоносностью более 9 м куб на тонну и эксплуатации шахт без проведения дегазации с природной газоносностью более 9 м куб на тонну угля. Эти приказы были изданы, как всем известно, после аварий на ряде шахт (Ульяновская и Юбилейная ОАО "Южкузбассуголь"), в результате которых погибло 149 человек. Тогда тоже было много шума и всякого рода праоверок, грозных указаний и т.д. Но аварии продолжаются. Нас потрясли последние аварии на шахтах "Алексеевская" и "Распадская". На шахте "Распадская" снова погибло 66 человек, 24 человека считаются пропавшими, хотя каждому понятно, что после 12 дней пребывания под землей в загазованной атмосфере, где бушует пожар, выжить невозможно. Все это наносит колоссальные материальные потери. Только аварией на Саяно-Шушенской ГЭС нанесен ущерб почти в 8 млрд. рублей. Но главное – человеческие жизни, потерю которых не восстановить никакими затратами.

Как показывает реальная практика, система обеспечения безопасности труда работает неэффективно, хотя казалось бы и контролирующих органов и законов у нас предостаточно. Число травм, аварий на производстве и число жертв не уменьшается, а наоборот растет. Об этом свидетельствует даже официальная статистика. В последние время в среднем в год совершается 13-15 аварий в нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, 14-17 -  в угольной отрасли, 10-12 - в химической, 7-9 - в горнорудной промышленности, 5-6 - в металлургической промышленности. Несмотря на то, что значительно сократилось в стране число действующих предприятий и производств, ежегодно травмируется от 60 до 90 тысяч человек. Погибает на производстве ежегодно 2,5-3,5 человек. Еще около 8 тысяч человек подвергаются отравлению и профессиональному заболеванию. Т.е. каждый год на производстве подвергается опасности жизнь примерно 100 тысяч человек. По численности пострадавших это большой город.

Причины неблагополучного положения с охраной труда заключаются не только в несовершенстве законодательства в этой сфере или системы в целом по обеспечению безопасности труда. Всплеск травматизма и гибели людей на производстве во многом определяется социально-экономическими обстоятельствами. Одно из главных из них – смена формы хозяйствования, когда на смену государству, как собственника, пришел частник. Зачастую это некомпетентные люди, подобно Чубайсу, главная цель которых – получение максимальной прибыли любой ценой, в том числе и за счет грубого нарушения существующих правил по технике безопасности. Нередко «хозяева» пытаются сэкономить на системах защиты, на запасных частях, на планово-предупредительных ремонтах и т.д. Сегодня в промышленности износ оборудования фактически достиг почти 70%. А это чревато новыми авариями и новыми человеческими жертвами. Сколько можно умываться кровью рабочего человека?

Существенно снизилась требовательность со стороны надзорных органов к надлежащему состоянию техники безопасности и охраны труда: надзорные органы начинают проявлять активность только тогда, кода трагедия уже случилась. Практически никто из владельцев предприятий, на которых произошли крупные аварии с человеческими жертвами, не привлечен к уголовной ответственности. В лучшем случае находят «козла отпущения», как это имеет место с директором шахты «Распадская», на которого и сваливается вся ответственность истинных виновников. Мыслимо ли дело, чтобы в России могли привлечь к ответственности за гибель людей кого-нибудь из олигархов, тем более такого как Абрамович, который, как оказалось, владеет почти 15% акций шахты «Распадская»? Или иностранных владельцев российских предприятий, которые и являются основными собственниками шахты «Распадская» и тысяч других предприятий в России?

Отстранившись от ответственности за происходящее на производстве, власть демонстрирует полное бессилие с наведением элементарного порядка. Тот же губернатор не может вмешиваться в действия владельцев предприятия, даже если он видит творимые безобразия. Особенно это ярко проявляется в поездках председателя правительства по местам аварий. Попытки свести всю совокупность проблем к материальным выплатам семьям пострадавших циничны по форме и по содержанию. Власть превратила рабочего в бесправного раба. Из него работодатель выжимает последние соки, вынуждая зачастую рисковать собственной жизнью ради копеечной заработной платы. Новое трудовое законодательство в виде Трудового кодекса, принятого депутатами «Единой России», практически лишило рабочего элементарной защиты, его в любой момент могут вышвырнуть на улицу, лишило возможности создавать рабочие независимые профсоюзы, отстаивать при их поддержке свое право на безопасный труд и достойную его оплату.

Сложившаяся ситуация требует не просто полиативных решений, предлагаемых рассматриваемым законопроектом. Нам необходимо серьезно задуматься как изменить всю систему, изменить существующее положение в корне, как сделать, чтобы принимаемые нами законы работали. Сегодня требуется внести существенные поправки в Трудовой кодекс, восстановив права профсоюзов и наемных работников в части защиты рабочего от произвола работодателя, в создании безопасных условий труда, в достойной его оплате. Рабочие должны участвовать в управлении предприятием, для чего в трудовом законодательстве необходимо предусмотреть возможность создания Советов трудовых коллективов, деятельность которых была успешно апробирована в советское время. Ведь все это унас уже было в советское время, и мы все хорошо это помним.

Необходимо внести поправки и в Уголовный кодекс РФ в части усиления ответственности всех причастных к той или иной аварии, повлекшей человеческие жертвы, не взирая на их гражданскую принадлежность или ранги.

Реальная жизнь и события все в большей мере доказывают, что частный владелец далеко не самый эффективный собственник как в обеспечении высокой продуктивности производства, так и в его безопасной организации. Сложившаяся ситуации сегодня требует серьезного обсуждения на самом высоком уровне вопроса о возврате в государственную собственность опасных производств и отраслей, таких как горнодобывающая, нефтегазовая и нефтеперерабатывающая, энергетика, металлургическая, машиностроительная и др. Необходимо прекратить всякие попытки приватизации в атомной промышленности пока не случился еще один Чернобыль. Главная контролирующий орган - Ростехконтроль необходимо преобразовать в самостоятельную организацию с непосредственным подчинением правительству Российской Федерации. Необходимо вывести из-под ведомственного управления и органы статистики. Восстановив вертикаль управления, мы добьемся того, что и законы будут нормально работать и мы всегда будем иметь объективную информацию о состоянии дел, в том числе и в сфере обеспечения безопасности труда.

Созданная система безопасности труда в совокупности с отменой стандартов, обязательной сертификации и ограничением числа контрольных проверок соответствующими органами надзора, как бы по причине борьбы с коррупцией и чтобы не создавать неудобств для бизнеса, грозит новыми серьезными и масштабными авариями и несчастными случаями с человеческими жертвами. В этой системе жизнь работника никого не интересует, главное – удовлетворить хозяина, обеспечив ему спокойное существование и громадную прибыль. Такая система не имеет права на существование. Я ещё раз хочу сказать, если мы действительно задались целью защитить не просто кого-то абстрактно, а хотим действительно защитить, как и обязаны это делать как законодатели, человека труда, обеспечив его безопасность, давайте мы тогда сделаем рассматриваемый закон полнокровным, базовым, системным и таким образом дать возможность пойти дальше в работе нашему промышленному комитету. Т.е. сделать всё для того, чтобы, в конце концов, создать базовый закон о безопасности труда, вернуться ко многим вопросам безопасности труда не только через технические регламенты, но и через технические стандарты.

Спасибо!



Статьи по теме
























Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме