18:45 30.06.2010 | Все новости раздела "КПРФ"
Почему спекулянты всех мастей рвутся в Россию?
«Когда во всем мире происходит отказ от принципов либеральной политики, мы действуем с точностью до наоборот, открывая свои рынки и приглашая спекулянтов всех мастей. Здесь хочется процитировать Президента Сбербанка Германа Грефа: “В России заработают реформы тогда, когда закончатся деньги“», - заявил депутат фракции КПРФ А.В. Багаряков 30 июня в Госдуме по докладу председателя Центрального банка РФ.
Россия коснулась экономического дна
- 2009 год показал в полной мере наши беды. Спад ВВП был максимальным среди стран большой двадцатки, составив 8 процентов. Прежние источники экономического роста: постоянно растущие цены на нефть и дешевые западные кредиты, оказались исчерпаны.
И, к сожалению, наша банковская система оказалась не готова восполнить потребность экономики в доступных кредитах. Недостаток длинных денег в стране привел к тому, что стоимость кредитных ресурсов с началом кризиса резко выросла. Если в начале 2008 года ставка по кредитам, как правило, не превышала 10 процентов годовых, то в 2009 году она не опускалась ниже 15%. Причем такая стоимость кредита была доступна лишь крупнейшим заемщикам, а малый бизнес был вынужден заимствовать под 20 и более процентов.
А что означает средняя стоимость кредита в 15%, если рентабельности продажи товаров и услуг в 2009 году составила всего 10%? Это значит, что средний заёмщик, взяв в банке кредит в миллион рублей и вложив эти деньги в свой бизнес, получит прибыль в размере 100 тысяч рублей, а банку он должен будет вернуть 150 тысяч в качестве процентов. И это в полной мере подтверждают цифры из отчёта ЦБ.
Из банковской статистики мы видим, что новые кредиты выдавались банками в большей части лишь на рефинансирование старых, в результате чего на протяжении практически всего года совокупный кредитный портфель сокращался. И это несмотря на приток вкладов населения в банки, который составил 27% по итогам года.
Почему спекулянты всех мастей рвутся в Россию?
Приведу свежие данные Глобального рейтинга конкурентоспособности, публикуемые Всемирным экономическим форумом. Этот рейтинг показывает, насколько эффективно страна использует свои ресурсы. Так вот, Россия в этом рейтинге за прошлый год потеряла рекордные 12 позиций, опустившись на 63-е место. Сравним наши позиции со странами БРИК. Понятно, что за Индией и Китаем нам уже не угнаться: там даже в кризис ВВП растет на 6-8%. Но даже с Бразилией нам сложно конкурировать, они поднялись на 8 позиций в рейтинге, и, кстати, ввели в том же 2009 году налог на финансовые спекуляции, ограничивающий приток спекулятивных денег на фондовые рынки, который наши финансовые регуляторы отказываются даже рассматривать.
В этих условиях, когда во всем мире происходит отказ от принципов либеральной политики, мы действуем с точностью до наоборот, открывая свои рынки и приглашая спекулянтов всех мастей. Здесь хочется процитировать Президента Сбербанка Германа Грефа: “В России заработают реформы тогда, когда закончатся деньги“.
Денежки лучше сохраняются в золотых слитках
Отдельно можно отметить вопрос эффективности управления валютными резервами Банком России. Почти половина резервов, 48%, была вложена в долларовые инструменты. И была получена доходность 0,07%! Для сравнения, золото за тот же период выросло в цене на 23%, то есть в триста с лишним раз больше, но в золото было вложено всего лишь 4-5% резервов Центрального банка. Другими словами, вложения наших ЗВР в золото за один лишь только день дало бы доходности, столько же, сколько все вложение в долларовые активы, но только за целый год. По нашему мнению ЦБ надо диверсифицировать наши вложения в ЗВР.
Неудивительно, что при профиците торгового баланса в 111 млрд. долларов валютные резервы выросли за 2009 год год всего на 3 млрд. долларов. А если простым языком, то мы экспортировали значительно больше чем импортировали, но валютные резервы не росли.
В своем выступлении мне также хотелось бы отметить несколько отдельных моментов, связанных с деятельностью Банка России.
Прогнозы – дело неблагодарное
В федеральном законе о Центральном банке прописана дата внесения годового отчета ЦБ – до 15 мая, а рассматриваем отчет мы аж 30 июня. Так получается, что многие другие отчеты ЦБ основываются на информации из годового отчета и потому выходят еще позже. В результате общественность получает информацию о работе главного регулятора с задержкой в 6-9 месяцев. К тому времени информация уже устаревает и никому не интересна.
Для сравнения, Федеральная резервная система США докладывает Конгрессу о денежной политике уже в феврале, Банк Японии отчитывается о состоянии финансовой системы в марте, а Европейский центральный банк представляет свой отчет в апреле.
Мы же в начале июня приняли решение перенести срок внесения в Госдуму проекта основных направлений денежно-кредитной политики с августа на октябрь. Якобы это повысит точность прогнозов ЦБ. Однако последние несколько лет показали, что надежная система макроэкономического прогнозирования в стране отсутствует, из-за чего результаты проводимой денежно-кредитной политики далеки от оптимальных.
Конечно прогнозы – дело не благодарное, но все же считаю, что Центральному банку необходимо подробнее разъяснять причины и следствия тех или иных решений в области денежно-кредитной политики, а также совершенствовать систему прогноза, исходя из понимания мировых и внутрироссийских процессов.
Наш Центробанк самый неэффективный в мире
Что такое Центральный банк? Это в первую очередь система надзора за банками. Однако в нашем ЦБ лишь 6% сотрудников занимаются непосредственно банковским надзором.
Количество банков в стране год за годом снижается, за несколько лет закрылась уже половина расчетно-кассовых центров, растет уровень автоматизации процессов обработки и передачи информации, а общая численность сотрудников ЦБ остается на беспрецедентном уровне, 50 человек на 100 тысяч населения. Для сравнения, в Германии количество сотрудников центробанка в расчете на душу населения меньше в 4 раза, в США – в 8 раз, в Японии – в 12 раз, а в Великобритании ( общепризнанный мировой финансовый центр ) – в 15 раз! Возникает вопрос: зачем нашему ЦБ такая армия сотрудников и не проще ли передать часть задач по обслуживанию деятельности ЦБ на аутсорсинг?
Считаем, что ЦБ необходима новая долгосрочная стратегия по оптимизации численности сотрудников ЦБ, которая должна быть публичной.
Также целесообразной представляется норма об отчете заместителей председателя Центрального банка, о проделанной за год работе по возглавляемому ими направлению, с предоставлением информации общественности по аналогии с тем, как это делают аудиторы Счетной палаты.
В целях повышения открытости в деятельности Банка России вполне возможно публиковать стенограмму заседаний Национального банковского совета с поименными результатами голосования по рассматриваемым вопросам, а также обобщенные данные о решениях, принятых на заседаниях Совета директоров ЦБ. Это мировая практика и мы должны ей соответствовать.
Финансовые пузыри вместо денег
Центральный банк слишком поздно и нерешительно перешел к политике снижения ставки рефинансирования. В результате Банк России отстал в цикле понижения учетных ставок от зарубежных центральных банков как минимум на год.
Вспомните, как стремительно действовали европейские власти, когда разгорелся долговой кризис в Европе. В субботу 8 мая с утра было объявлено о том, что ЕЦБ примет специальные меры для обуздания спекулянтов, пытающихся добить финансовые системы некоторых стран ЕС, в первую очередь Греции, а уже вечером в воскресенье, еще до открытия азиатских рынков, был создан антикризисный фонд в размере 750 млрд. евро и спекулянтов удалось остановить. Для сравнения, у нас в кризисной ситуации 12 лет назад дело закончилось дефолтом.
Сегодня у банков образовался огромный объем избыточной ликвидности: ставка на рынке межбанковских кредитов снизилась уже до 3%, кредитование практически не растет, при том, что за последние полгода банки привлекли триллион рублей в виде вкладов населения. Если продолжать снижать ставку, то возникнет опасность образования пузырей на финансовых рынках, поскольку действия нашего ЦБ попадут в диссонанс с действиями центральных банков других стран, которые уже начинают переходить к циклу повышения ставок. Поэтому необходимо закрепить ставку рефинансирования на текущем уровне и начинать поднимать резервные требования, которые будут служить своеобразной подушкой безопасности в случае обострения кризиса.
ЦБ действует в интересах крупных игроков, а не населения
Большинство решений, принятых о поддержке банков принимаются исключительно в пользу финансовых гигантов.
Например, крупнейший банк страны Сбербанк, составляющий практически половину банковской системы, и наблюдательный совет которого возглавляет глава ЦБ, ставит перед собой задачу увеличения рыночной доли банка и укрепления конкурентных позиций. Эта задача утверждена в стратегии развития Сбербанка до 2014 года.
В то же время Центральный банк провозглашает перед собой в качестве цели развитие конкуренции в банковском секторе. Прекрасно видно, что одна цель противоречит другой, в связи с чем встает вопрос о целесообразности нахождения Центробанка в капитале Сбербанка. По этому вопросу нам до сих пор не понятна позиция ЦБ. Но налицо конфликт интересов.
Недостатки громоздких финансовых организаций хорошо известны: это и низкий уровень производительности труда, и снижение эффективности по мере роста объемов бизнеса. Кроме того, мировой финансовый кризис ясно показал, что именно крупные финансовые организации создают системные риски. Не случайно на санацию российских банков государство потратило свыше 500 млрд. рублей. Консолидация банковского сектора приведет лишь к снижению устойчивости нашей финансовой системы.
Поэтому система контроля над крупнейшими банками требует ужесточения, а конкуренция должна всячески стимулироваться финансовым регулятором.
Сегодня деловые издания живо обсуждают проблемы с невозвратом беззалоговых кредитов Межпромбанка, который даже не состоит в системе страхования вкладов, но тем не менее был прокредитован ЦБ на 30 млрд. рублей, при собственном капитале в 45,0 млрд. Теперь ЦБ тщетно пытается эти деньги вернуть, а кредит, в нарушение закона, реструктурировать. Такие шаги надо делать максимально открыто, может быть признавать и свои ошибки, это только добавит веса и авторитета ЦБ.
На основании изложенного наша фракция не может дать положительную оценку деятельности Центрального банка Российской Федерации в 2009 году.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме