17:00 02.12.2014 | Все новости раздела "КПРФ"

Почему на Кубани цены на бензин выше? Федеральная антимонопольная служба России пообещала С.П. Обухову разобраться с нефтяными магнатами

2014-12-02 14:33
Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме

На имя депутата Госдумы (фракция КПРФ) С.П. Обухова пришел ответ на его депутатский запрос от заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы России (ФАС России) А.Н. Голомолзина.

Ранее депутат Госдумы от Краснодарского края направлял запрос в ФАС России в связи с ростом цен на нефтепродукты в Южном Федеральном округе. Как оказалось, в Краснодарском крае цены на бензин одни из самых высоких в ЮФО. Почему это так, пыталась выяснить Федеральная антимонопольная служба.

В обстоятельном ответе А.Н. Голомолзин анализирует причины роста цен на нефтепродукты, который, по его мнению, обусловлен целым рядом причин.

В том числе ФАС России сделал вывод о возможном наличии манипуляции на биржевых торгах нефтяных компаний ОАО АНК «Башнефть», ОАО «НК «Роснефть» и ООО «ЛУКОИЛ-Резервнефтепродукт».

«Указанные действия в том числе, могли явиться причиной необоснованного роста цен на нефтепродукты, как на оптовом, так и на региональных рынках», - пишет А.Н. Голомолзин.

«По данному факту 5 ноября 2014 года на основании части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции ФАС России возбудила дело в отношении ОАО «АНК «Башнефть», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «НК «ЛУКОЙЛ» и ООО «ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт». Рассмотрение дела назначено на 15 декабря 2014 года», - сообщил дополнительно А.Н. Голомолзин.

К слову сказать, нефтяные компании и ранее неоднократно нарушали закон. «В период с 2008 по 2013гг. было рассмотрено более 450 дел на региональных рынках нефтепродуктов. Было рассмотрено также три «волны» дел по фактам нарушения антимонопольного законодательства на федеральном оптовом рынке нефтепродуктов в отношении крупнейших вертикально-интегрированных нефтяных компаний: ОАО «РЖ «Роснефть», ОАО «Газпром нефть», ОАО «Лукойл», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и ОАО АНК «Башнефть»», - сообщает А.Н. Голомолзин.

Что касается роста цен на бензин и дизельное топливо, то он происходит неравномерно по регионам, а также по ассортименту нефтепродуктов и в отдельных субъектах Российской Федерации превышает индекс потребительских цен.

По завышенным ценам на бензин в Краснодарском крае ФАС пока дал уклончивый ответ.

Да, признают в ФАС, что в Краснодарском крае за 10 месяцев 2014 г. бензин автомобильной марки Аи-95 вырос в цене на 8,44%, бензин автомобильной марки Аи-92 - на 11,44%, дизельное топливо - на 3,28%.

«Указанная ситуация может быть обусловлена недобросовестным поведением хозяйствующих субъектов на биржевых торгах, и будет проанализирована в процессе рассмотрения возбужденного дела», - сообщил А.Н. Голомзин.

Вопрос расследования действий нефтяных монополистов на Кубани остается под контролем депутата Государственной Думы С.П. Обухова.

Однако при этом отметим, что проблема явно общефедеральная, хотя на нее накладываются дополнительные злоупотребления монополистов на территории Краснодарского края.

С начала года нефть подешевела более чем на треть, а бензин на заправках за тот же срок подорожал на 8-11%. Получается, что цена  нефть падает, а цена на бензин растет. Но далеко не все объясняет дежурная фраза из такого рода объяснений: «в цене бензина около 40% приходится на налоги, а на нефть - не более 20%, кроме того, стоимость топлива сильно зависит от курса рубля, который обвалился за последнее время».

Но эксперты возражают: основные налоги взимаются на этапе добычи нефти (upstream), а не переработки и розницы (downstream), поэтому не очень корректно выпячивать их в цене бензина. При определении цены за основу берется экспортная цена, так как у нефтяных компаний и НПЗ, как правило, есть возможность отправлять товар на экспорт (экспортная альтернатива или netback). Поэтому ключевое значение для роста цен на бензин имеет изменение курса рубля, который с начала года обвалился, а также уровень спроса.

Ну, а в 2015 г. из-за так называемого налогового маневра (это был один из ключевых моментов споров в Госдуме при принятии бюджета 2015 года) можно ожидать дальнейшего подорожания бензина.

Напомним, в результате налогового маневра, который заключается в снижении экспортной пошлины при росте налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), с начала 2015 года экспортная пошлина снизится примерно на $100-110, а значит, у нефтяных компаний появятся дополнительные стимулы увеличивать экспорт бензина и тем самым сокращать предложение на внутреннем рынке. Тем более, что разработчики налогового маневра из Минфина открыто прогнозируют рост цены на 3 руб. на литр. И  это сознательное решение правительства Медведева.

В итоге Федеральная антимонопольная служба опасается, что, если будет рост экспорта нефтепродуктов, это будет означать не что иное, как изъятие товара с рынка. Тогда ФАС придется возбуждать антимонопольные дела.

В общем, помимо мониторинга ситуации на Кубани и отслеживания возможного жульничества монополистов на региональном рынке, придется депутатам Госдумы совместно с ФАС мониторить и общую ситуацию, чтобы не допустить дефицита нефтепродуктов, которые могут в ущерб внутреннему рынку отправиться на экспорт. Так что ситуация с ценами на бензин из-за политики правительства в 2015 году предвидится очень тяжелой.

***

Ответ на депутатский запрос С.П. Обухова (без сокращений)

- Уважаемый Сергей Павлович!

ФАС России в пределах своей компетенции рассмотрела Ваш запрос относительно роста цен на нефтепродукты в Южном Федеральном Округе и сообщает.

Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты. Цены на указанные товары должны формироваться на основе рыночного механизма конкуренции.

Вместе с тем, при сопоставлении уровня текущих цен к предыдущему периоду необходимо учитывать, что на рост цен влияет целый ряд факторов, к числу которых относятся и изменение мировых цен, и рост отраслевых издержек, и общие инфляционные процессы в экономике нашей страны.

Большое влияние оказывают налоги - составляющая налогов в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива составляет порядка 60%, при этом, в соответствии с Федеральными законом от 29.11.2012 №203-Ф3 «О внесении изменений в статьи 181 и 193 части второй налогового кодекса Российской Федерации» с 01.01.2014 произошло очередное увеличение акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо: на автомобильный бензин не соответствующий классу 3, 4 или 5, а также на автомобильный бензин класса 3 акцизы в 2014 году по сравнению с 2013 годом выросли в 1,10 раз, на автомобильный бензин класса 4 - в 1,05 раза, акцизы на автомобильный бензин класса 5 не изменились; на дизельное топливо не соответствующее классу 3, 4 или 5, а также на дизельное топливо класса 3 акцизы в 2014 году по сравнению с 2013 годом выросли в 1,10 раз, на дизельное топливо 4 и 5 класса в 1,06 раза. Указанное обстоятельство является одной из причин роста цен на автомобильные бензины и дизельное топливо.

Кроме того, на ситуацию на оптовом рынке нефтепродуктов негативное влияние оказали аварии на Ачинском НПЗ и на ОАО «ТАИФ-НК», а также задержки с выходом из ремонта ряда НПЗ.

В части влияния внешних факторов на уровень стоимости нефтепродуктов в Российской Федерации можно отметить, что снижение цен на нефть и нефтепродукты на зарубежных рынках в 2014 году, существенно не повлияли на стоимость нефтепродуктов в Российской Федерации в связи с тем, что указанные факторы в значительной степени нивелировались падением курса рубля.

Вместе с тем, ФАС России в пределах своих полномочий осуществляет контроль ситуации на рынке и при наличии оснований применяет меры антимонопольного воздействия в отношении нарушителей антимонопольного законодательства.

Так в период с 2008 по 2013гг. было рассмотрено более 450 дел на региональных рынках нефтепродуктов. Было рассмотрено также три «волны» дел по фактам нарушения антимонопольного законодательства на федеральном оптовом рынке нефтепродуктов в отношении крупнейших вертикально-интегрированных нефтяных компаний: ОАО «РЖ «Роснефть», ОАО «Газпром нефть», ОАО «Лукойл», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и ОАО АНК «Башнефть». Компании-нарушители, в том числе по результатам многочисленных судебных разбирательств, закончившихся в Высшем арбитражном суде Российской Федерации, заплатили гигантские не только по российским меркам штрафы. Общая сумма перечисленных в бюджет Российской Федерации штрафов по фактам нарушения антимонопольного законодательства на федеральном оптовом рынке нефтепродуктов составила около 20,7 млрд. рублей.

В сентябре 2013, ФАС России, руководствуясь статьей 39.1 Закона о защите конкуренции, вынесла предупреждения ОАО «Газпром», ОАО АНК «Башнефть» и ОАО «Газпром нефть» о необходимости устранить признаки нарушения антимонопольного законодательства, выражавшихся в навязывании хозяйствующим субъектам невыгодных условий договора поставки автомобильных бензинов, а также экономически и технологически необоснованном отказе от заключения договора поставки автомобильных бензинов (пункты 3 и 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

В октябре 2014 года в действиях ОАО «Газпром нефть» и ОАО «НК «Роснефть» ФАС России были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в технологически необоснованном отказе от заключения договоров поставки автомобильных бензинов с хозяйствующими субъектами, не входящими в соответствующие группы лиц указанных компаний. На основании данных фактов ФАС России, в порядке предусмотренном статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) вынесла предупреждения ОАО «Газпром нефть» и ОАО «НК «Роснефть» указав на необходимость прекращения действий содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства путем поставки автомобильных бензинов хозяйствующим субъектам, не входящим в группу лиц ОАО «Газпром нефть» и ОАО «НК «Роснефть», на недискриминационных условиях (в части объемов поставки, условий оплаты и иных существенных условий договора), как в крупнооптовом сегменте, так и в мелкооптовом.

В настоящее время нефтяные компании принимают необходимые меры направленные на устранение указанных в предупреждениях признаков нарушения и на стабилизацию ситуации на рынке нефтепродуктов.

Кроме того, по результатам анализа ФАС России реестра биржевых договоров, на базисе Уфимской группы НПЗ было зафиксировано значительное количество «секундных» сделок на биржевых торгах на продажу со стороны ОАО АНК «Башнефть» и на покупку нефтепродуктов со стороны ОАО «НК «Роснефть» и ООО «ЛУКОИЛ-Резервнефтепродукт». Анализ характеристик этих сделок позволил ФАС России сделать вывод о возможном наличии манипуляции на биржевых торгах вышеуказанными компаниями. Указанные действия в том числе, могли явиться причиной необоснованного роста цен на нефтепродукты, как на оптовом, так и на региональных рынках.

По данному факту 5 ноября 2014 года на основании части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции ФАС России возбудила дело в отношении ОАО «АНК «Башнефть», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «НК «ЛУКОЙЛ» и ООО «ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт». Рассмотрение дела назначено на 15 декабря 2014 года.

Помимо указанного, в целях недопущения нарушения хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства, территориальные органы ФАС России, в том числе проводят проверки сложившейся ситуации на региональных рынках нефтепродуктов.

Изменение розничных цен на нефтепродукты происходит неравномерно по регионам, а также по ассортименту нефтепродуктов и в отдельных субъектах Российской Федерации превышает индекс потребительских цен.

Превышение индекса потребительских цен является одним из показателей влекущих более пристальное внимание антимонопольного органа к ситуации.

В регионах указанных в Вашем запросе, за 10 месяцев 2014 года розничные цены на нефтепродукты повысились следующим образом:

- Краснодарский край - бензин автомобильной марки Аи-95 на 8,44%,

бензин автомобильной марки Аи-92 на 11,44%, дизельное топливо 

на 3,28%.

-         Республика Адыгея - бензин автомобильной марки Аи-95 на 11,22%, бензин автомобильной марки Аи-92 на 12,79%, дизельное топливо на 3,24%.

-         Республика Калмыкия - бензин автомобильной марки Аи-95 на 9,10%, бензин автомобильной марки Аи-92 на 11,46%, дизельное топливо на 2,75%.

Указанная ситуация может быть обусловлена недобросовестным поведением хозяйствующих субъектов на биржевых торгах, и будет проанализирована в процессе рассмотрения возбужденного дела.

При этом, в настоящее время по мимо действий центрального аппарата ФАС России, в целях обеспечения справедливого ценообразования, территориальные органы ФАС России проводятся проверки сложившейся ситуации на региональных рынках нефтепродуктов. По результатам указанных проверок, при наличии оснований, также будут приняты соответствующие меры антимонопольного реагирования.

А.Н. Голомзин, заместитель руководителя ФАС России.

Иллюстрации к материалу:

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме