15:00 07.08.2014 | Все новости раздела "КПРФ"
«Племя младое, никому не нужное…». Газета «Правда» о судьбе выпускников российских вузов
2014-08-07 13:42
По страницам газеты «Правда», Мария Панова
На российском рынке труда сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, ежегодно из стен высших учебных заведений выходят десятки тысяч свежеиспечённых специалистов, с другой — открытые вакансии так и остаются незакрытыми. Высокообразованная молодёжь волшебным образом растворяется в общей массе работающих менеджеров, секретарш, девушек «на ресепшене», охранников, а больницы, школы (в регионах), предприятия продолжают ждать своих сотрудников.
— Люди по своей специальности работать не хотят, — говорит выпускник трёхлетней давности. — Из моего потока, двух групп, по специальности никто не пошёл работать. Специальность техническая. Были и отличники, и середняк. Я троечник, работаю в смежной отрасли. Жена окончила два года назад вуз. С красным дипломом. По её специальности у нас в большом городе нет работы. А то, что предлагают, — с окладом в 6—8 тысяч. В итоге переучивалась сама на другую специальность.
Для будущего студента всё начинается со школьной скамьи. Сегодняшний выпускник имеет весьма смутные представления об окружающей действительности. Вся его профориентация заключается порой лишь в просмотренных сериалах. А так как, в отличие от советского времени, фильмов, посвящённых работе физиков, инженеров, конструкторов и т.д., нынче не снимают, то и молодёжь о них практически ничего не знает. С другой стороны, сериалы вроде «Ментовских войн» или «Интернов» весьма своеобразно профориентируют школьников. Так что в подавляющем числе абитуриенты выбирают будущую профессию, а по сути свою судьбу, ориентируясь либо на низкий проходной балл, либо на советы родителей, которые зачастую также не очень чётко представляют состояние дел на рынке труда.
Как ни странно, но и за четыре—шесть лет, проведённых в стенах вуза, человек о своей профессии узнаёт немногим больше. Конечно, его пичкают всевозможными теоретическими дисциплинами, содержание многих из которых преклонных лет преподаватели не обновляли в течение десятилетий. Но это ни на миллиметр не приближает студента к пониманию реалий его будущей работы. Многочисленные практики вроде мытья полов в больнице или перетаскивания столов из одной комнаты в другую, конечно, прививают будущим специалистам уважение к младшему обслуживающему персоналу, но опять же мало что дают в смысле знакомства со своей профессией.
Многие студенты уже во время учёбы начинают работать, однако подавляющее число отнюдь не по специальности. Учащуюся молодёжь с удовольствием берут во всякие «менеджеры», «промоутеры», «секретарши» с весьма приличной зарплатой, которая порой и их родителям может только сниться. Понятно, что совмещать учёбу с такой работой не получается. В итоге работающий студент на лекциях либо отсутствует, либо спит, оценки проплачиваются, знания пролетают мимо, и долгожданный диплом получает человек, не образованный даже теоретически и ориентированный уже совсем на другую сферу деятельности.
Поэтому не удивительна реакция работодателей, которые всё меньше хотят брать выпускников без опыта работы по специальности. Объясняют они это недостаточной квалификацией выпускников, неумением трудиться в коллективе. Такого работника приходится учить практически с нуля.
После окончания вуза молодёжь тратит на поиски работы немало времени. Но поиски эти весьма своеобразны. Спрашивается, зачем человек учился (а государство ему оплачивало учёбу) на горного инженера или технолога пищевого производства, если критерии его отбора — это «офис категории А» и завышенные ожидания по зарплате?
Как показывают опросы, по профилю обучения на первое место работы трудоустраиваются лишь 28% выпускников и только каждый пятый находит ту специальность, которую получил в учебном заведении. Заметим, что в дальнейшем едва ли не половина этих наиболее стойких, также разочаровавшись, покидают свою профессию.
Этому способствует уродливая зарплатная несбалансированность. В самом деле, если работа, которая с лёгкостью может быть выполнена выпускником средней школы, оплачивается в разы выше, нежели труд специалиста, обучавшегося много лет (например, чтобы стать полноценным врачом, нужно потратить от семи до десяти лет), то зачем, спрашивается, и «париться»? Как говорят многие молодые, диплом получил для папы с мамой, а дальше свободен — иди туда, где больше платят, и радуйся жизни.
К тому же работодатели считают престижным иметь секретаршу, в чьи обязанности входит подавать чай и отвечать на телефонные звонки, обязательно с высшим образованием, а ещё лучше — с красным дипломом. Рассказывают, что руководители торговых предприятий, набирая продавцов, спорят между собой, кто лучше продаёт — медики или филологи.
Свободный рынок в сфере труда показывает свою полную беспомощность перед искривлённой экономической реальностью сегодняшней России. Весь процесс подготовки специалистов с высшим образованием словно нарочно заточен под работу вхолостую, ежегодно выдавая на-гора сотни тысяч недоученных, никому не нужных либо остро необходимых, но не желающих трудиться по специальности людей.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме