21:31 12.11.2009 | Все новости раздела "КПРФ"

Пирамида обещаний или диагноз с фальшивым рецептом. Экспресс-анализ второго послания Д.А. Медведева Федеральному собранию

Отделом ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний  и KPRF.RUпроведен экспресс-анализ послания президента РФ Д.А. Медведева Федеральному собранию 12 ноября 2009 г.

 

 

1. Общее впечатление: клятва верности либеральной системе

Несмотря на ограниченные реверансы в адрес советского наследия, послание отдает жесткой либеральной ориентацией, является своеобразной клятвой верности либеральной системе.

Сквозную идею послания в духе известного медведевского тезиса "Свобода лучше несвободы", можно сформулировать так: "Модернизация лучше стагнации".

Нельзя не заметить усиление жестких оценок Д.А,Медведевым нынешней ситуации в стране, а фактически — итогов "путинского десятилетия", о которых до сих пор власть отчитывалась в весьма возвышенных тонах. Хотя при этом Д.А.Медведев стыдливо умалчивает про стратегический провал путинской команды – крах обещания удвоить ВВП к 2010 году. Это широковещательное обязательство партии власти, видимо, просто стыдно упоминать накануне ранее гарантированного срока его выполнения.

С эмоциональной точки зрения – послание вызывает диссонанс, так как не отвечает на ключевые позитивные заявки обращения «Россия, вперед!» и самим анонсированным целям послания – модернизации страны. Возможно, попытка на словах раздать «всем сестрам по серьгам» и прокладывает «мостики» к различным группам интересов, но отсутствие ответов на стратегическую заявку послания просто девальвирует пользу от мелкотемья и многих частных удовлетворенностей от того, что важная для кого-то проблема отражена в послании.  

Со стилевой точки зрения продолжается характерная для всех предыдущих посланий и Путина и Медведева менторская "назывная манера" освещения проблем. Президент постоянно употребляет словосочетания типа «должен», «должен быть», «надо», «необходимо», «станет», «начнет», «обращаю внимание», «следует», «появятся», «возникнет». Проблемы зачастую лишь упоминаются, но пути их решения, как правило, не указываются. Обращает на себя внимание стиль изложения. Путин, как известно, любит «зацепить», добавив в свою речь эмоций, однако в результате у него получается «из желудка выну и бедным раздам» и «пахал как раб на галерах». А у Медведева — «архаичного общество, где вожди решают за всех» и «электронное правительство» ослабит хватку коррупции». Хотя и не обошлось без попыток заимствования путинского стиля. В этом ряду заявление: «Посадками дело не решить, но сажать надо». Примечательны более «культурные», чем у предшественника ссылки на авторитетных ученых - Л.Пастера, В.Леонтьева и даже на одного из творцов перестройки – советского премьера Н.Рыжкова. А также ссылки на предложения граждан к его посланию, простой переход от «мы» к «я», объединение с народом.

С содержательной точки зрения: примитивная каталогизация - навалом крупных и средних проблем экономического, социального, политического характера, подаваемых в контексте крайне упрощенного подхода ультралиберального характера. Выстроена пирамида обещаний, которая неминуемо разрушится при столкновении с кризисными реалиями.

2. Главный порок послания – оторванность национальных задач от вызовов мирового кризиса

Оторванность задач от общемирового контекста и угроз самому существования нации в условиях мирового капиталистического кризиса и продолжающейся катастрофы – один из главных пороков послания. Такое впечатление, что цунами мирового кризиса капитализма Россию коснулось весьма отдаленно.

Да, признается в Послании, что глобальный спад в России оказался более глубоким, чем в большинстве стран двадцатки. Признается, что виновные не только во вне России, но и внутри страны. И снова Д.А. Медведев пеняет на индустриально-сырьевое «советское наследие», которое так и не было преодолено. Весь комплекс проблем примитивно сводится лишь к привычке жить за счет экспорта, которая тормозит развитие, и к «плохому» бизнесу, который торгует тем, что произведено в других странах.

Страна просто не мобилизуется для ответов глобальные вызовы, связанные с крахом модели либерально-олигархического капитализма. Как раз об этом в послании Д.А. Медведева нет ни слова.

Послание идёт в русле предыдущего «замутнения» реального положения дел. Удовлетворение некоей стабилизацией просто дезориентирует общество.

Все разговоры о «стабилизации» и «дне» в корне расходятся с оценками ведущих мировых и отечественных экспертов, которые утверждают: сейчас надувается последний «пузырь» - в виде накачки экономики с помощью эмиссии, за счет средств государства. Скоро и этот пузырь лопнет, и тогда - крах.

В США непосредственные денежные вливания, займы, гарантии и прочие формы государственной поддержки кампаний, по данным ФРС, составили 11,6 трлн долларов. Спасение банков с учетом инфляции в три раза превзошло расходы США на Вторую мировую войну – 3,6 трлн. долларов. Сейчас большая часть этих триллионов рванула на мировой рынок нефти. Мировой валовый продукт почти не растет, а нефтяные цены растут. Специалисты постоянно предупреждают: нефтяные цены дорастут до некоего максимума – и опять рухнут. Да, возможно, после нынешней «стабилизации» и последующего обвала наступит новая «стабилизация» на очередном кризисном плато. Но это уже не признаки кризиса, а катастрофы. Мир и Россия стоят перед  вызовом цивилизационного масштаба, так как рушится мировой капиталистический проект. А ответы  в виде словесных спекуляций и лихорадочной работы печатного станка порождают только эскалацию катастрофы.

«Кризис, в который погружается мир, продлится еще довольно долго и окажется весьма глубоким, - говорит известный американский философ Иммануил Валлерстайн, который ещё недавно учил Д.А.Медведева уму-разуму на конференции в Ярославле. - Он разрушит последнюю жалкую опору относительной экономической стабильности - роль американского доллара как резервной валюты, гарантирующей сохранность сбережений. И когда это случится, главной проблемой всех властей мира - от США до Китая, от Франции до России и Бразилии, не говоря уж о более мелких странах - станет необходимость уберечься от недовольства трудящихся и средних слоев, которые лишатся своих накоплений и пенсий. В качестве средства для погашения народного гнева власти обращаются к эмиссии денег и к протекционизму, выполняющим роль первой линии обороны».

Небезызвестный Д.Сорос, уже хорошо заработавший на кризисе, прогнозирует: «Это худший кризис за время нашей с вами жизни… Но в следующем году или через год мы будем свидетелями еще одного падения».

Послание абсолютно не анализирует возможные сценарии развития мирового кризиса и не мобилизует общество на адекватную реакцию. Все постоянно упоминаемые слова о «комфорте», «новом качестве жизни» служат транквилизатором, который призван одурманить народное сознание перед падением в очередную кризисную яму.

Рассказы в послании Д.А.Медведева про межпланетные полеты и широкополосный Интернет с цифровым телевидением не заменят ответа на ключевой вопрос: куда идет капиталистический мир и вместе с ним его слабое звено (как определяет Г.А.Зюганов) - либерально-олигархическая Россия?

«Вопрос в том, что придёт на смену этой системе. Какой порядок вырастет из окружающего нас хаоса? Наши шансы на построение миросистемы, более предпочтительной, чем та, в которой мы живём, составляют в лучшем случае 50 на 50. Но и это много», - отвечает все тот же Иммануил Валлерстайн.

Жак Аттали, бывший глава ЕБРР, советник француского президента Саркози еще более пессиместичен: «В гpядущем новом миpовом поpядке будут побежденные и победители. Число побежденных, конечно, пpевысит число победителей. Они будут стpемиться получить шанс на достойную жизнь, но им, скоpее всего, такого шанса не пpедоставят. Они окажутся в загоне, будут задыхаться от отpавленной атмосфеpы, а на них никто не станет обpащать внимания из-за пpостого безpазличия. Все ужасы XX столетия поблекнут по сpавнению с такой каpтиной».

Вместо жесткого анализа глобальных вызовов в Послании доминирует картина «удовлетворения».

Утихли разговоры о рубле как региоанльной валюте. Привязка к доллару не ослабевает. И это в условиях, когда даже президент Всемирного Банка Р. Зеллик объявляет: "США ошибаются, если воспринимают как должное статус доллара, как главной мировой резервной валюты". Мировые финансисты пророчат, что девальвация доллара необходима, чтобы компенсировать слабость американской экономики, а Китай, прибегая к соглашениям о клиринговых расчетах с многими странами, всё больше продвигает юань в качестве мировой резервной валюты. А в таких условиях приближающегося нового этапа мирового валютно-финансового катаклизма президент лишь заявляет в Послании, что российская банковская система в удовлетворительном состоянии. Хотя по оценкам международного агентства Moody's, доля просроченной задолженности в российских банках вырастет по итогам 2009 г. до 20%, то есть выше уровня, критического для стабильности банковской системы.

Серьезный вызов - проблемы изменения климата. Директор ЦРУ Д. Блер на слушаниях в Сенате США заявил: «Если человечество не остановит глобальное изменение климата, то через 20 лет начнутся вооруженные конфликты за право обладать источниками пресной воды». О такого рода вызовах в послании ни слова. Чем будет защищаться Россия в потенциальных конфликтах, как страна, которая обладает третью мировых запасов пресной воды? Ракеты для трех стратегических подлодок как не было, так и нет. Число самолетов (30) и вертолетов (28), обещанных армии, не покрывает убыли техники. В результате из-за отказа техники гибнут российские пилоты. Несколько баллистических ракет различного базирования выглядят смешно на фоне списания сотен единиц за последние годы. Открытие трёх суперакадемий – на фоне ликвидации сложившихся за столетия системы военного образования ничего не решает. В общем, уничтожение российской армии по плану «нового облика Вооруженных Сил» будет, судя по всему, безостановочно продолжено.

В недавнем докладе Управления ООН по наркотикам и преступности (ЮНОКД) «Наркомания, преступность и мятежники: транснациональная угроза афганского опия» приведены страшные для России данные. Так, 21% мирового потребления наркотиков приходится на Россию. Ежегодно из 100 тыс. человек, умирающих в мире от употребления героина, 30-40 тыс. – это граждане России. «Идеальный шторм», в котором соединились наркотики, преступность и  мятежники, который долгие годы собирался на границе между Афганистаном и Пакистаном, направляется, как отмечает ЮНОКД, к границам России – в Центральную Азию. Если незамедлительно не принять превентивные меры, то значительная часть Евразии вместе с ее огромными энергетическими запасами может быть потеряна, подчеркивается в докладе Управления ООН по наркотикам и преступности.

И как на этот вызов реагирует президент в Послании. Да никак. Если не считать дежурной фразы про спортплощадки, которые должны решить проблему воспрепятствования тотальной наркотизации российской молодежи. Про геополитические угрозы, о которых трубит ООН, нацию в Послании не предупреждают, предлагая в качестве решения страшнейшей проблемы лишь строительство спортплощадок.

3. Дискредитация главной идеи

Ключевой посыл, главная идея послания – «обретение статуса великой державы на принципиально новой основе, модернизация на основе демократии». Конечно, наверное, возможна модернизация и мобилизация на основе демократии. Например, блестящий опыт – на основе социалистической демократии.

Вроде сделано правильное заявление: нельзя только опираться на прошлое. Все, чем живет страна создано советскими специалистами, не нами. И до сих пор удерживает на плаву страну, но стремительно устаревает. И поэтому надо поднимать Россию на более высокую ступень цивилизации.

Только самая большая загвоздка в определении этой более высокой ступени цивилизации и характера демократии в процессе общественной мобилизации. И здесь главный порок рассуждений – новая более высокая ступень цивилизации предполагает предложение миру своего, российского, русского мирового проекта. Явно не тянут на предложение мирового проекта такие идеи: «модернизация на ценностях демократии», «умная политика – прагматичные цели», «достойные позиции в мировом разделении труда», «качество жизни и лидерские позиции».

 Особо занимателен лозунг из арсенала конца 1980-х годов: «Перемены необходимы!». Ну и конечно откровенная неправда: «Почти у всех были иллюзии, что не нужны структурные преобразования экономики». КПРФ и в 1990-х и в 2000-х гг. постоянно ставила на всех уровнях политической власти проблему модернизации и индустриализации страны. Почему же сегодня об этом умолчал Д.А. Медведев?

В прошлом послании Д.А. Медведев лишь сформулировал необходимость модернизации и бросил лозунг «четырёх «И» – институты, инвестиции, инфраструктура, инновации». В этот раз он «добавил» к «четырем И» и пятую составляющую – интеллект.

В статье «Россия, вперед!» теме модернизации уделено значительно больше внимания. Например, там сформулированы ключевые технические направления, прорыв в которых позволит модернизировать экономику. Да, идея модернизации была первой и доминирующей на протяжении первых 45 минут выступления президента. В качестве таких ключевых направлений были названы энергетика, ядерные технологии, информационные технологии, наземная и космическая инфраструктура передачи всех видов информации (спасение разваливающейся спутниковой группировки России), медицинские технологии. Однако, ни в самой статье, ни при повторе ее положений в послании не были обозначены конкретные механизмы, которые позволили бы реализовать обозначенные приоритеты. Тем более, что правительственный проект бюджета на 2010 год в корне противоречит заявкам президента.

В качестве примера отсутствия реализации прошлого послания и одновременно космического размаха Д.Медведева можно отметить проблему школ, которой и в прошлом и нынешнем послании было уделено много места. В прошлом послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2008 г. президент сделал основной акцент на школьном образовании: «Оно представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека. Является решающим, как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны». Д. Медведев тогда поручил Правительству разработать в короткие сроки новые принципы работы школ, а также порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. При этом он отметил, что необходимо в полной мере использовать результаты, полученные в ходе реализации национального проекта «Образование».

Но за год правительством В.В,Путина сделано ничего не было, а вся система образования продолжает находиться в ужасающем положении. Введение ЕГЭ угрожает полностью развалить и без того ослаленную образовательную систему. В своем следующем послании 2009 года президент снова поднимает проблему образования и предлагает пути ее решения, отмечая, что за прошедший год была разработана программа. Таким образом, за прошедший год ничего сделано не было, кроме  программы. А ведь один год – это одна четвертая президентского срока, а сам срок президентства Д.А. Медведева подходит к своему экватору. Так как за это время разработаны только программы, причем космического в прямом и переносном смысле масштаба, возникает вопрос, сколько еще времени Д.А. Медведев со своей командой будет их реализовывать, и как долго он будет оставаться у власти?

И заявленные в Послании намерения Д.А. Медведева сохранить ЕГЭ гарантирует дальнейшую дебилизацию системы образования. Депутаты парламента завалены обращениями граждан и специалистов о том, что ЕГЭ уничтожил наше образование на корню, что это бессовестный обман в национальном масштабе. А значит, все разговоры о модернизации в условиях либерального развала образовательной системы бессмысленны.

Д.А.Медведев видит проведение модернизации исключительно в рамках либеральной экономики. Интеграция в мировую экономику понимается президентом как исключительное благо для России, а где будет ниша России в мировой капиталистической экономике, он так и не сказал.

А это значит, что медведевская Россия и дальше намерена плестись «в хвосте дяди Сэма» и американского глобализма.

В Послании демонстративно провозглашена идея избавления государства от собственности. Резкой критике подверг Д.А.Медведев протекционистскую политику государства: «Поддержка производителей через высокие торговые пошлины не будет продолжаться вечно». Подчеркивается несамостоятельность, по мнению президента, России, которая, на его взгляд, остро нуждается в специалистах из-за рубежа. «Нужно упростить признание в РФ зарубежных дипломов и выдачу виз необходимым нам специалистам. Мы в них нуждаемся, а не наоборот», - заявил Д.А. Медведев.

Все это - многочисленные свидетельства либеральной ограниченности модернизационных планов Медведева.

4. Ожидания россиян явно не оправдались

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) накануне выступления Президента перед Федеральным Собранием опубликовал данные об отношение россиян к этому событию.

По данным ВЦИОМ, в этом году за выступлением главы государства намерены наблюдать 36% россиян (три года назад - 45%). За тот же период, с 2006 по 2009 гг., увеличилось количество россиян, которые не намерены следить за выступлением Президента (с 31% до 44%). То есть, все меньше становится тех, кто еще возлагает какие-то положительные надежды на Президента. Все меньше тех, кто ожидает, что Президент способен улучшить их жизнь. 

Изменилась настроения и ожидания россиян в связи с тем, чтобы они хотели услышать от Президента. Сравним  с 2006 г. На первый план для россиян вышли вопросы выживания: социальная защита, социальное обеспечение (с 7% до 12%), борьба с бедностью, повышение уровня жизни (с 6% до 9%), безработица (с 7% до 12%). Это свидетельствует о том, что за три года население стало еще беднее. При этом ушла на второй план тема доступности жилья (с 16% до 8%). Намного меньше надежд на рост собственных доходов (зарплат, пенсий) – с 26% до 14%. Очевидно, уже все понимают, что в условиях кризиса об этом не стоит  и мечтать.

В анализируем послании Д.А. Медведева вышедшие на первый план по опросу ВЦИОМ темы: нищета, безработица, социальная защита - не были обозначены, как приоритетные. Президент поставил старую пластинку о жилищном кредитовании, хотя этот проект уже давно «накрылся медным тазом». У людей, которые ложатся спать на пустой желудок, вряд ли возникнут мысли взять кредит в банке, чтобы обзавестись собственной недвижимостью. А заверения Д.А. Медведева о том, что будут повышены пенсии, способны вызвать разве что усмешку, поскольку всем уже давно известно, что подобные «прибавки» не успевают за ростом инфляции.

По данным ВЦИОМ, в 2006 г. 4% опрошенных заявили, что хотели бы услышать в послании президента в первую очередь тему коррупции и произвола чиновников. В 2009 г. эта цифра незначительно выросла – 5%. Невысокий процент объясняется тем, что для россиян на первый план вышли вопросы выживания: борьба с бедностью, социальная защита и безработица. Это совсем не означает, что тема коррупции не беспокоит россиян. По данным Transparency Internazional, коррумпированность в России на уровне Бангладеш, Кении и Сирии: 147-е место из 180.

Д.А. Медведев в своем послании отмечает, что в последнее активнее стали бороться с коррупцией, в качестве доказательства он приводит следующие цифры: за 6 последних месяцев рассмотрено 4,5 тыс. коррупционных дел, в них фигурируют в статусе коррупционеров 532 представителя государственной и местной власти, 700 – сотрудников правоохранительных органов. Активность правоохранительных органов выросла, но при этом число выявленных злоупотреблений увеличилось пока незначительно. Коррупция практически непобедима, уверены 56% российских бизнесменов и 58% граждан, опрошенных Transparency Internazional.

Весьма странный тезис выдвинут Д.А. Медведевым, что решение проблемы коррупции будет в том числе за счет создания в стране так называемого «электронного правительства», когда каждый шаг человека будет под контролем. А хотят ли россияне жить в таком «электронном концлагере»? Весьма сомнительно.

Специалисты давно уже отмечают, что для решения проблем коррупции следует принимать антикоррупционные законы, которые уже давно внесены фракцией КПРФ и принятие которых давно блокируется думским большинством в лице «Единой России». В послании Д.А. Медведева нет ни слова, что нужно вносить коррективы в антикоррупционное законодательство. А без этого все его разговоры о необходимости бороться с коррупцией, теряют всякий смысл. 

5. Мнимые достижения

Д.А. Медведев в своем послании отметил, что в августе впервые был отмечен прирост населения. Действительно, по данным Росстата, в августе 2009 года впервые за 15 лет в России число родившихся превысило количество умерших. На целую тысячу человек.

Однако порадоваться за страну пока не получается. По данным, размещенным на сайте того же Росстата, естественная убыль населения в стране за восемь месяцев 2009 года составила почти 183 тыс. человек. То есть, в среднем примерно 23 тыс. человек в месяц. Очевидно, что взрывообразно - в 23 (!) раза демографические показатели страны даже на один месяц в кризисный год улучшиться не могут. Так что остается только догадываться, как при такой средней убыли у Росстата получился прирост на 1 тыс. человек. Скорее всего, эта тысяча - либо плод бюрократических приписок, либо ошибка в расчетах, либо некий нонсенс, не отражающий общей тенденции. Которая, как известно, весьма пессимистична.

Общая убыль населения в 2009 году, учитывая показатели восьми месяцев, скорее всего, составит более 200 тыс. человек. Это лучше чем в прошлые годы (в 2008-м убыль была 363.500 человека, в 2007-м - 470.300 человек), однако никто не может дать гарантий, что в ближайшей перспективе сокращение численности населения России снова не начнет расти, так как в детородный возраст входит поколение «реформ» начала 1990-х, когда начался демографический обвал.

Также, Д.А. Медведев в своем послании заявил, что «социальные обязательство государство выполнило полностью и так будет дальше». Тем временем правительство В.В.Путина внесло на рассмотрение в Госдуму закон, направленный на дальнейшую ликвидацию социальных льгот наиболее нуждающимся слоям населения страны. Предложено  приостановить на год действие целого ряда социальных статей, и это действие  сокращает расходы  федерального бюджета в следующем году на социальные нужды на 45 миллиардов рублей. Так, с нового года отменяется доплата аспирантам, докторантам на приобретение научной литературы, сокращаются расходы на организацию детского летнего отдыха, на отказе в индексации размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы. Последнее означает, что в следующем году резко упадёт реальная заработная плата. И правительство, похоже, уже забыло о том, что им прогнозируется рост тарифов для населения на природный газ аж на 27,4 процента, на электроэнергию и тепловую энергию - до 14 процентов, пассажирские перевозки - на 10 процентов.

Поэтому заявления Д.А. Медведева, что социальная политика в России будет проводиться на прежнем уровне, опровергается действиями самой «Единой России» и правительства лидера «Единой России» В.В.Путина.

                                                             

6. Политическая система и модернизация

Дискредитация существующей политической системы, в частности делегитимизация выборов и «унасекомливание» роли народного представительства во всю мощь ставят проблему невозможности реализации социальной активности граждан. Без включенности в политические процессы значительной части общества, без его участия и одобрения невозможно даже вести разговоры о модернизации.

Свобода слова и собраний. Раздел в статье «Россия, вперед!», посвященный политической модернизации, Д.А. Медведев начал с изложения своего понимания «свободы слова». Технологическая модернизация, распространение информационных технологий расширяют возможности для реализации таких политических свобод, как свобода слова и свобода собраний, для выявления и ликвидации очагов коррупции.

Эта тема нашла свое отражение и в послании. Более того, в этом направлении Д.А. Медведев предпринял ряд шагов, хотя они носили, прежде всего, пропагандистский характер. Во-первых, это активное освоение Интернет-пространства государственными лицами разного уровня. Активно реализовывался проект личного блога президента. В СМИ была развернута кампания, демонстрирующая, что проблемы озвученные посетителями президентского блога не остаются без внимания. Все это представлялось, как действенное прямое общение, которое наносит удар по коррупции.

Во-вторых, вступил в действие закон, принятый по инициативе Д.А. Медведева, о равенстве представленности партий в электронных СМИ. Ясно, что без реального присутствия оппозиции на ТВ невозможна какая-либо плодотворная общественная дискуссия по модернизационной повестке дня.

Если второй шаг оказался хотя и полезным для партий, но пока во многом лишь красивой инициативой, мало что изменивших в реальном раскладе присутствия политических сил в СМИ, то первая инициатива имела некоторые общественно-политические последствия. Делая шаг навстречу Интернету и «прямому» общению Д.А. Медведев, по сути, открыл ящик Пандоры. Последним ярким образцом такого прямого обращения к первым лицам, получившим широкую огласку, как раз перед посланием, стало послание А. Дымовского. Майор МВД А. Дымовский сделал попытку использовать прямое Интернет-обращение для того, чтобы изобличить факты коррупции в милиции, и при этом он столкнулся с жестким давлением государства и правоохранительных органов.

Межпартийная конкуренция и модернизация политической системы.  В статье «Россия, вперед!» и в Послании Д.А. Медведев говорит о модернизации политической системы через развитие межпартийной конкуренции. Будущее демократического процесса он видит в политической борьбе парламентских партий, которые периодически сменяют друг друга у власти. С этим трудно не согласится. Тем более на октябрьском Пленуме ЦК КПРФ партия вплотную подошла к разработке проблемы не только усиления своего политического влияния, но и определения технологий прихода к власти в рамках существующей политсистемы.

Основой политического многообразия Д.А.Медведев назвал партийную систему России, которая сложилась и является важнейшим инструментом обеспечения прав и свобод людей. Политические партии, по его оценке, прошли испытание временем, они обладают достаточными организационными, кадровыми и другими ресурсами и их программы отражают весь спектр политических взглядов в стране.

Президентом ставится задача формирования федеральных и региональных органов исполнительной власти политическими партиями и их коалициями. Партии должны выдвигать кандидатов на пост главы государства, руководителей регионов и местного самоуправления. Партии должны иметь длительный опыт цивилизованной политической конкуренции, ответственного и содержательного взаимодействия с избирателями, межпартийного сотрудничества и поиска компромиссных вариантов решений острейших социальных проблем. При этом Д.Медведев указывает, что партии должны иметь базовый консенсус по вопросам внешней политики и ключевых ценностей.

В качестве первых шагов в этом направлении Д. Медведев озвучивает следующие решения. 1. Политические партии получили дополнительные возможности влиять на формирование исполнительной власти в субъектах федерации и муниципалитетах. 2. Смягчены формальные требования по ряду вопросов партийного строительства. 3. Облегчены условия выдвижения кандидатов на выборах в Государственную Думу. 4. Законодательно установлены гарантии равного доступа к государственным средствам массовой информации парламентских партий.

Главными препятствиями для политического развития, по мнению Д.А. Медведева, являются проблемы с организацией выборов и низкий уровень политической культуры. Проблемы с организацией выборов – это, безусловно, реакция на бойкот оппозиции заседаний в Госдуме после выборов 11 октября 2009 года. При этом указания на проблемы с выборами это - прежде всего, вербальная уступка оппозиции, так как практические шаги, предложенные президентом пока лишь декларативны..

Д.А. Медведев перечисляет те шаги, которые были сделаны на федеральном уровне для развития политической конкуренции:

1) установление проходного барьера в 5% для получения минимального представительства в Государственной Думе ФС РФ;

2) выдвижение кандидатур руководителей субъектов партией, победившей на выборах в региональное законодательное собрание;

3) закон о равном освещении деятельности политических партий в СМИ.

Говоря о равном доступе партий к ТВ президент при этом не учитывает критику со стороны оппозиции половинчатости этих решений, а лишь предлагает транслировать этот принцип на региональный уровень.

В целом в предложениях Д.А,Медведева, направленных на совершенствование политической системы, можно выделить две составляющих.

Первое. Совершенствования выборного законодательства и процедур:

1) представительство внепарламентских партий в избирательных комиссиях;

2) скорректировать практику досрочного голосования и голосования по открепительным удостоверениям;

3) равный доступ всех партий в муниципальные здания для проведения предвыборной агитации;

4) очередное возвращение к теме возможности введения пропорциональной системы выборов для избрания 100% мест в парламентах регионах и 50% на муниципальном уровне.

5) расширение использования системы электронного подсчета голосов избирателей.

Заметим, что нынешняя дискуссионная постановка проблемы о введении пропорциональной выборной системы в муниципалитетах, выборов по партспискам – это отступление от обязательств в первом послании, где Д.А,Медведев заявлял о том, что положение закона о муниципальных выборах по партспискам «должно стать действенным». Как видно, президентские намерения год назад были заявлены более жестко, но торпедируются «Единой Россией» в Государственной Думе РФ.

Несмотря на то, что в связи с проблемами на выборах Д.Медведев дает свое девятое поручение правительству – «обеспечить техническое переоснащение избирательной системы», механизмы его реализации неясны. Озвученные предложения президента либо аморфны - скорректировать практику досрочного голосования, либо сомнительны – использование системы электронного подсчета голосов. Использование систем электронного голосование (КОИБ) вызывает критику даже в нынешнем масштабе, так как позволяет скрывать фальсификации.

Второе. Укрепление демократических начал на региональном уровне:

1) введение единого критерия численности депутатов региональных законодательных собраний;

2) обеспечить всем партиям право на формирование фракций;

3) обеспечение справедливого доступа всех парламентских партий к должностям на постоянной основе и руководящих постах в парламенте;

4) гарантии представительства партий в региональных законодательных органах в случае преодоления ими 5% барьера;

5) отказ от необходимости собирать подписи тем партиям, которые представлены в региональном парламенте этого региона;

6) органы власти должны 1 день в году уделять встречи и заслушиванию внепарламентских партий;

7) рекомендация регионам принять закон о равном доступе всех партий в региональные СМИ;

8) обеспечить прямые трансляции заседаний региональных парламентов в Интернете.

Эти предложения – словесное «поглаживание» оппозиции, которая давно обращает внимание властей на произвол в регионах. К тому же, эти предложения оформлены, как рекомендательные.

В целом надо отметить, что Д.А. Медведев поддержал на словах инициативы оппозиции и, прежде всего, требования КПРФ, изложенные после думского демарша трёх фракций. Восемь из 12 предложений Г.А.Зюганова в той или иной степени реализованы в послании. Так, например, президент согласился с предложением КПРФ по созыву Государственного Совета на тему развития политической системы. В послании он пригласил лидеров политических партий к участию в нем. Однако некоторые ключевые предложения оппозиции не получили должного места в послании. Так, идею перехода на пропорциональную систему выборов по всей стране Д.А. Медведев предлагает и дальше обсуждать, несмотря на требования трех из четырех парламентских партий по этому вопросу. Очевидно, что Д.А. Медведев на словах заигрывает с КПРФ, но реальных действий, кроме словесных «поглаживаний» пока не просматривается.

Демократия нуждается в защите. О преобразованиях судебной системы. В рамках статьи «Россия, вперед!» Д.А. Медведев указывал на необходимость защищать демократию от коррупции, порождающей произвол, несвободу и несправедливость. Он указал, что Россия находится в начале этого процесса. Центральной частью этого защитного механизма, по его мнению, должен стать суд.

В рамках послания Д.А. Медведев не касается суда в аспекте защиты демократии. Видимо, это связано с тем, что события после 11 октября продемонстрировали, что это во многом бездейственно. Так, суд по иску Митрохина о пропаже его бюллетеней закончился тем, что их нашли в пачке голосов за КПРФ, а решения суда в Дербенте который приостановил все избирательные действия до рассмотрения дела по существу, было нагло проигнорировано местной избирательной комиссией, в тот же день горизбирком подвел официальные итоги выборов, заявив о победе действующего мэра-единоросса.

Он говорит о суде в послании только в части касательно совершенствования процедур и увеличения количества судей, хотя ныне Дума по инициативе «Единой России» чуть ли не на каждом заседании принимает законы об упразднении районных судов в регионах..

В тоже время Д.А. Медведев, обобщая предложения по развитию политической конкуренции, напомнил о готовности исполнять роль гаранта Конституции. Но закончил политическую часть, пожалуй, самым жестким высказыванием в своем послании, которое, видимо, призвано стать кнутом для оппозиции за тот думский бойкот после выборов 11 октября 2009 года, в отличие от словесных пряников, которые он только что раздал. С металлическими нотками он объявил о готовности пресечь любые попытки расшатать лодку и расколоть общество под лозунгами демократии.

7. Отношения «дуумвиров»

Если в прошлом послании поручения правительству В.В. Путина звучали лишь два раза, то в нынешнем одиннадцать раз. И в довольно категоричной форме. Правда, отчета об исполнении прошлых поручений В.В,Путину президент не отчитался.

Д.А.Медведев четко дал понять, что за эпоху Ельцина-Путина ничего серьезного не построено. Приговором путинскому правлению звучит фраза Медведева: «Неправильно искать виновных только вовне. Мы сами недостаточно сделали в предыдущие годы».

Медведев признал, что только кризис заставил его понять бесперспективность той политики, которая проводилась и проводится в России до сих пор: «Пока росли цены на нефть у многих, почти у всех были иллюзии, что со структурной реформой экономики можно подождать. Большинство решений были направлены на развитие старого, сырьевого сектора экономики». Эти слова также показывают истинную картину «достижений» путинской власти.

И главный «наезд» на путинское наследие – это проблема госкорпораций, программа уничтожения, которых была заявлена в послании. Учитывая то обстоятельство, что неприкосновенность госкорпораций считается одним из условий соглашения о транзите власти от Путина к Медведеву, то можно считать публичное провозглашение намерений их уничтожить – открытым вызовом Д.А. Медведева В.В. Путину

Фактически, идею, а сегодня уже и программу модернизации, оглашенную президентом Медведевым можно рассматривать, как средство его самоутверждения в качестве фигуры, выходящей из тени Путина.

Опосредованно Медведев поставил сегодня вопрос о смене господствующей в умах элиты парадигме, а значит, и о фактической смене «национального лидера». При этом Медведев не может и не ставит цели занять в обществе то доминирующее место, которое занимал до него Путин. Ибо Медведев ничуть не критикует личность «национального лидера», при этом критикует властную систему за недостаточную демократичность и полную экономическую неэффективность. Медведев, движимый логикой борьбы за первенство в дуумвирате, вынужден ради эффективной и убедительной критики Путина реализовывать (на начальном этапе, до своего укрепления у власти) ряд мер, действительно нужных стране.

8. Тоталитаризм, антисоветизм и комфортная демократия

В послании вновь советской эпохе дается определение тоталитаризма. Этот демарш опровергает все реверансы в адрес советской эпохи и ветеранов-победителей. Ведь президент фактически соглашается на уровне терминологии с уравниванием фашизма и советского строя. Именно в рамках ненаучной, идеологической концепции «тоталитаризма» происходит политическое уравнивание коммунизма и фашизма, советского строя и нацистской власти. Чем при принятии такой постановки вопроса в Послании Д.А.Медведев лучше авторов антироссийских, антисоветских заявлений в ПАСЕ и ОБСЕ?

Ясно, что либеральная логика, попытка опереться на либеральный Запад толкает Медведева принимать их правила игры, а, значит, и определение советского, как тождественного фашистскому. Неразборчивость в этом плане может иметь тяжелые геополитические последствия для страны, так как «тоталитарные» признания Медведева могут иметь продолжение на международном уровне в виде требования покаяний, территориальных уступок и репараций.

Критикуя советских предшественников, обвиняя их в тоталитаризме, Медведев пытается уйти от ответа на ключевой вопрос. Как он будет проводить демократическую модернизацию и мобилизацию? Г-н Медведев не решается сказать стране: «комфортных» модернизаций и мобилизаций в истории не было, и вряд ли они будут.

И самое главное, президент не решается ответить, за счет каких внутренних ресурсов возможна проповедуемая им новая модернизация. Кроме изъятия ресурсов у сырьевых олигархов других источников нет. Ответы на все эти вопросы есть в программе КПРФ, решениях партийных форумов, в программных публикациях Г.А.Зюганова. Но кто же в нынешней партии власти согласится на реализацию этих предложений КПРФ? Отсутствие ответа на вопрос, за чей счет будет происходить модернизация, превращает все медведевское послание в заурядную пиар-акцию.

9. Некоторые выводы

· Д.А. Медведев вновь, еще более жестко обличил тупиковость проводимого курса своих предшественников, т.е. Путина и Ельцина. И провозгласил необходимость незамедлительной модернизации страны, экономических инноваций. Диагноз поставлен точный, но рецепт выписан порочный: продолжение все того же обанкротившегося либерального курса.

· Послание написано в русле предыдущего «замутнения» реального положения дел. Страна просто не мобилизуется для ответов на глобальные вызовы, связанные с крахом модели либерально-олигархического капитализма. Как раз об этом в послании Д.А. Медведева нет ни слова. Удовлетворение некоей стабилизацией просто дезориентирует общество. Все разговоры о «стабилизации» и «дне» в корне расходятся с оценками ведущих мировых и отечественных экспертов, которые утверждают: сейчас надувается последний «пузырь» - в виде накачки экономики с помощью эмиссии, за счет средств государства. Скоро и этот пузырь лопнет, и тогда – новый обрыв в пропасть.

· Заявляя о модернизации, что предполагает мобилизацию общества на новый проект, Д.А.Медведев не отвечает на главный вопрос: за счет каких внутренних ресурсов возможна проповедуемая им новая модернизация. При этом постоянные рассуждения о борьбе за «комфортность» просто дезавуируют мобилизационные призывы, так как «комфортных мобилизаций» не бывает.

· При этом ущербность нового стратегического замаха президента очевидна. Говоря о переходе России на новую более высокую ступень цивилизации, он не формулирует российских проектных предложений миру. На новый российский, русский мировой проект явно не тянут предложения «модернизации на ценностях демократии», «умная политика – прагматичные цели», «достойные позиции в мировом разделении труда», «качество жизни и лидерские позиции».

· Президент сделал заявку на формирование собственной повестки дня для страны, по сути, списав в утиль «План Путина» и «Стратегию 2020». Объявленный проект модернизации не называется напрямую «планом Медведева», но очевидно, что он демонстративно перечеркивает «план Путина», который, по сути, отнесен к периоду, когда страна выживала за счет советского задела.

· Послание подрывает миф о «национальном лидере» В.В. Путине. Премьер-министр, которому Президент демонстративно дает с десяток (порой мелких) поручений не может быть после этого национальным лидером. Скрытый аппаратный конфликт, личностное соперничество между Д.А. Медведевым и В.В. Путиным обрело форму прилюдной схватки за первенство внутри дуумвирата.

· По итогам думского кризиса Президент Д.А. Медведев половинчато выполнил свои обещания, данные им во время недавней встречи с Г.А. Зюгановым после думского кризиса. Восемь требований КПРФ из 12 все-таки были отражены в президентском послании.  Это говорит о том, что в условиях экономического кризиса и укрепления электоральных позиций КПРФ, президентская власть уже не может не считаться с требованиями оппозиции. Де-факто президент признал рост влияния КПРФ.

· Попытка в Послании на словах раздать «всем сестрам по серьгам», прокладывание «мостиков» к различным группам интересов, возможно, решает некие пиар-задачи. Но отсутствие ответов на стратегическую заявку послания, менторская "назывная манера" освещения проблем, когда они, зачастую, лишь упоминаются, но пути их решения, как правило, не указываются, просто девальвируют сам документ. А пирамида обещаний, выстроенная в послании, грозит обрушиться уже в ближайшее время под напором очередного обвала, вызванного новым приступом глобального капиталистического кризиса.

С.П.Обухов,

секретарь ЦК КПРФ,

А.В.Прокофьев, Н.Ю.Волков,

Кандидаты в члены ЦК КПРФ,

А.А.Брагин (KPRF.RU)

Отдел ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний. 

        



Статьи по теме













Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме