08:30 11.07.2014 | Все новости раздела "КПРФ"
Петр Симоненко: Бездарное правительство перекладывает на украинцев тяжесть последствий своей управленческой несостоятельности
2014-07-10 19:34
Наша беседа с лидером украинских коммунистов проходит в момент, когда и страна, и сама Компартия переживают сложные времена. Попытка мирного урегулирования ситуации на востоке сорвана, возобновлены боевые действия, означающие новые жертвы и разрушения. Тенденций к нормализации отношений Украины с Россией, без чего невозможно достичь стабилизации, не просматривается. Предпринимаются усилия по развалу парламентской фракции КПУ, а над самой партией по-прежнему висит угроза запрета…
— Петр Николаевич, предыдущее интервью нашему изданию вы, в контексте рассуждений о ситуации в стране, завершили фразой об отсутствии оснований для оптимизма. Что-нибудь поменялось за истекшие полтора месяца, что давало бы повод для более оптимистических ожиданий?
— Увы, должен с болью констатировать, что Украина продолжает катиться в пропасть. Проблемы нарастают с каждым днем, а действия власти ведут только к их увеличению и углублению.
Для разрешения ситуации на востоке власть предпочла диалогу язык силы. А это гибель людей с обеих сторон, колоссальные материальные потери, удар по экономике региона и страны в целом, гуманитарная катастрофа.
На последнем хочу сделать особый акцент: на Донбассе разразилась самая настоящая гуманитарная катастрофа — сотни тысяч беженцев! Официальный Киев их совершенно не замечает, а это в основном дети, женщины, старики, люди брошены на произвол судьбы и выживают кто как может, находя убежище преимущественно в приграничных российских регионах! Власть даже не удосужилась направить украинских представителей в лагеря беженцев в Ростовской области, чтобы элементарно осведомиться у людей — в чем они нуждаются, какое содействие им могла бы оказать Украина и т. д. А ведь это, подчеркну, украинские граждане, о которых государство обязано заботиться, обязано защищать их права и интересы. Увы, но и новоизбранный президент, судя по всему, не помнит, что он гарант выполнения конституционных норм, включая права граждан. Для сотен тысяч донетчан и луганчан обещанная «жизнь по-новому» вылилась в форменный ад.
Как должны относиться жители восточных регионов к действиям украинской власти — после того как пережили бомбардировки и обстрелы, гибель родных и близких, после потери имущества, а многие вообще остались без ничего, ибо их дома и квартиры превращены в руины? Ответ, думаю, понятен. А ведь такие крайне негативные настроения в отношении власти проецируются и на отношение к самому государству. Своими действиями власть сама делает из жителей восточных регионов врагов Украины. А потом людей еще и обвиняют в предательстве, навешивают ярлыки «сепаратистов» и «пятой колонны». Но еще раз подчеркну: сецессионные (От лат. secessio — выход из состава государства какой-либо его части в знак протеста против нарушения прав) настроения, перерастающие затем в сепаратистские, насаждает Киев!
Не просматриваются какие-либо позитивные тенденции в нормализации украинско-российских отношений. А отказ от процесса мирного урегулирования на Донбассе, возобновление боевых действий армией только осложняет выстраивание критически важного для Украины диалога с Россией.
Провалены переговоры по газу. Украинская энергетика переводится в состояние ЧП, причем оплачивать последствия этих чрезвычайных мер будут рядовые украинцы, на чьи плечи бездарное правительство перекладывает материальную ответственность за свою управленческую несостоятельность. Тарифы на коммунальные услуги растут в разы! Таких темпов обнищания населения Украина еще не знала. Даже в начале и середине 90-х власть воздерживалась от того, чтобы на фоне глубокого экономического кризиса столь грабительски взвинчивать тарифы ЖКХ.
Сейчас еще властям удается отвлекать людей от социально-экономических проблем посредством военной пропаганды. Но так долго продолжаться не будет, совсем скоро граждане начнут ставить властям крайне нелицеприятные вопросы: где обещанные прелести «жизни по-новому»? Война не все спишет!
Провалив переговоры по газу, правительство затеяло т. н. «реформу» в газотранспортной сфере — по сути означающую передачу украинской ГТС под контроль Запада. Россия — производитель и поставщик газа — демонстративно отстранена от процесса. Как это отразится на дальнейших украинско-российских газовых переговорах? К чему приведет в плане сохранения транзитного потенциала Украины? Ответы очевидны для всех здравомыслящих людей: украинско-российский газовый диалог загнан в тупик, а над транзитным потенциалом Украины нависает новая угроза.
И такие безответственные решения принимаются в условиях, когда экономический спад в стране набирает обороты, а запас прочности отсутствует как таковой.
В этом году, и это по самым оптимистическим оценкам (если в данных обстоятельствах вообще можно употреблять слово «оптимизм»), спад ВВП составит 5%. А некоторые эксперты уже сейчас прогнозируют и до минус 10%. Годовая инфляция — около 20%, а если говорить о потребительской инфляции, т.е. о росте цен на те товары и услуги, которые потребляет основная масса наших граждан, то цифра может перевалить и за 100%. Учитывая, что рост социальных выплат заморожен по требованию МВФ, украинцы за год обнищают не менее чем в 2 раза! Если называть вещи своими именами, то это социальный геноцид. Накладывающийся на гуманитарную катастрофу в восточных регионах.
Добавятся экономические проблемы и в связи с подписанием соглашения об ассоциации с ЕС. Само по себе открытие украинского рынка для более конкурентоспособных товаропроизводителей из Европы приведет к потерям. В частности, по подсчетам Минэкономики, госбюджет в 2014 г. недосчитается нескольких миллиардов гривен. Плюс к этому — убытки от защитных мер, которые неизбежно примет Россия.
Ведь посмотрите, только в апреле г-н Яценюк объявлял, что подписание экономической части соглашения с Европой откладывается на неопределенный срок, чтобы не причинить ущерб промышленности юга и востока Украины. Т. е. во власти вполне отдают себе отчет, к чему приведет зона свободной торговли с ЕС. И тем не менее Порошенко поехал и подмахнул соглашение. Теперь это его ответственность, ему предстоит объясняться и с украинскими производителями, и с гражданами, в частности, с теми десятками, если не сотнями тысяч, которые в обозримой перспективе останутся без рабочего места.
Сейчас в стране по сути создаются предпосылки для новой, причем весьма мощной, волны народных протестов-выступлений, которые будут иметь под собой экономическую и социально-экономическую подоплеку.
Так что возвращаясь к вашему вопросу — появились ли основания для оптимизма, — могу только еще раз сказать: увы…
— Хотелось бы узнать ваше мнение относительно нового президента. Чего ждать от Порошенко?
— Простите, но позволю себе ответить вопросом на вопрос: а чего можно ждать от олигарха, долларового миллиардера? Мне надо углубляться в вопрос, каким образом в Украине наживались многомиллиардные состояния? Полагаю, не стоит тратить время, все и так это знают.
Так что 25 мая у нас произошла смена масок, а олигархический, во всех отношениях антинародный режим остался на месте. В президентском кресле просто появился иной выразитель интересов крупных олигархических кланов. Более того, я бы даже отметил, что олигархический режим в Украине приобретает реакционные черты — усиливаются позиции компрадорских кругов крупного капитала. А посмотрите на кадровую политику. Это же, как говорят, тихий ужас! В открытую, никого не стесняясь, на важнейшие посты в государстве расставляются долларовые миллиардеры! Вот вам «антиолигархический майдан», «революция достоинства».
Как коммунисты и предрекали, майдан не привел к качественным изменениям в общественно-политической жизни Украины. Майдан в реальности оказался лишь инструментом борьбы одних олигархов против других, и боролись они, конечно же, не за интересы страны и народа, а за свои собственные, проще говоря — за кормушку, за доступ к еще неразворованной собственности, за возможность поживиться за счет активов конкурентов из прежней власти. Справедливое возмущение людей своей беспросветной жизнью при бывших правителях было попросту цинично использовано.
— Петр Порошенко представил свое видение того, какой должна быть система власти на Украине. Имею в виду его предложения по внесению изменений в Конституцию. Какова позиция КПУ и ваша личная относительно президентского проекта?
— Отрицательная. Происходит то, что и должно было происходить, о чем ранее предупреждали коммунисты: новый президент опять запустит процесс передела полномочий и будет всеми правдами и неправдами бороться за усиление своего поста. Поэтому мы и предлагали упразднить президентский пост вообще, потому что это постоянный источник политических конфликтов, основа для установления авторитаризма и диктатуры.
Если по сути конституционных идей Порошенко, то это очередная попытка ревизовать политреформу 2004 года, вернуть президенту «царские полномочия». Он стремится к полному контролю над силовым блоком, к усилению роли президента при формировании правительства. При этом Верховную Раду опять предлагается превратить в некое аморфное образование, которым легко манипулировать с Банковой, — через персональное вступление в большинство, с полной безответственностью депутата перед избирателями и политической силой, от которой он баллотируется. Все это мы проходили в конце 90-х — начале 2000-х, опять будут, как кузнечики, из фракции во фракцию перепрыгивать, — где больше заплатят или где смогут прикрыть от уголовных дел.
— Вы имеете в виду отмену императивного мандата? Эту норму ранее критиковали эксперты, как не отвечающую демократическим стандартам. — И об этом тоже, хотя я говорю в комплексе о всем наборе предлагаемых изменений в Основной Закон. Императивный мандат ведь почему появился? Он стал следствием того парламентского опыта, прежде всего Верховных Рад, избранных в 1998-м и 2002 г., когда некоторые депутаты за четыре года успевали поменять по 7—8 фракций! Вы представляете? Раз в полгода человек меняет свою позицию и убеждения! Это же тоже не демократия — избираться под одну программу, а в парламенте реализовывать совершенно другую. Тогда давайте с отменой императивного мандата резко упрощать процедуру отзыва депутата. Пусть своего рода императивным мандатом владеют избиратели. А так мы только укрепляем систему, при которой депутаты будут плясать под дудку олигархов.
— С обещанной децентрализацией власти, судя по всему, тоже ничего не получится…
— Совершенно верно. Да и откуда ей взяться при таком настрое у президента — на концентрацию в своих руках как можно более широких, практически ничем и никем не ограниченных полномочий?
Т. н. децентрализация, если исходить из того, что предлагает г-н Порошенко, это смена шила на мыло: вместо госадминистраций — президентские представительства в регионах. Причем с набором полномочий как у генерал-губернаторов в колониях. Достаточно упомянуть, что президентских представителей предлагается наделить правом отменять любые решения местных властей. В чем тогда смысл местного самоуправления, когда над ним будут стоять надсмотрщики из центра?
В то же время я хотел бы напомнить и читателям, и самому г-ну Порошенко: избирался он совсем под другие полномочия. Если так радикально менять систему взаимоотношений во власти — тогда давайте объявлять новые президентские выборы. Ведь с майдана именно такие претензии предъявлялись к Януковичу. Так где же эти «принципиальные борцы за народовластие» теперь? Почему ныне действующему президенту не напомнят, что право на тот или иной мандат нужно получить от народа?
— Как вы относитесь к идее досрочных парламентских выборов, которые президент хочет провести уже в октябре?
— Прежде всего должны быть соблюдены нормы Конституции. Если у президента появятся основания для назначения внеочередных выборов — значит, он получит такое право. По ныне действующей Конституции 2004 г., напомню, при наличии строго оговоренных оснований — это право, а не обязанность президента. Пока таких конституционных оснований для назначения перевыборов Верховной Рады у президента нет.
Но даже если бы и были, то, на мой взгляд, президенту в данных обстоятельствах не следовало бы задействовать свое право. Почему? Потому что выборы в столь крайне нестабильных условиях по определению не могут быть ни честными, ни справедливыми, ни демократическими. Выборы ведь нужны не ради выборов, а чтобы народ в спокойной обстановке мог сделать осознанный выбор в пользу той или иной политической силы. Причем во всех регионах страны, а не так, как это было 25 мая, когда Луганская и Донецкая области остались в стороне от избирательного процесса.
Это если исходить из интересов страны и народа, из желания обеспечить демократический характер выборов. Другое дело, если президент преследует своекорыстные цели, — пока рейтинг высокий, провести свою никому не известную партию «Солидарность» в Верховную Раду.
Второй момент. Президент, который толкает страну на перевыборы, должен для начала вспомнить, что он гарант выполнения Конституции, в частности, и права на свободу политической деятельности. Это его, г-на Порошенко, прямая обязанность — обеспечить реализацию названного мной права. Никто, уверен, не забыл, в какой атмосфере у нас проходили президентские выборы, — кандидатов, условно назовем их «не от майдана», избивали, препятствовали их встречам с избирателями, не давали вести агитацию, не пускали в эфиры национальных телекомпаний. Никто за эти уголовные преступления покаран не был. Власть даже не извинилась, в т. ч. и передо мной, за то, что абсолютно не справилась со своими обязанностями.
Так вот, если опять такие же «выборы», то можно и не проводить — пусть тогда на майдане раздерибанят места в парламенте, а известное посольство утвердит «итоги».
А если серьезно, то пусть г-н Порошенко наведет порядок, поставит на место всех нациствующих негодяев, которые громят партийные офисы, преследуют активистов, а затем уже и заводит речь о досрочных выборах, если, подчеркиваю, для них будут иметься конституционные основания. Коммунисты выборов не боятся. Я нисколько не сомневаюсь, что КПУ будет в парламенте при условии проведения хотя бы более-менее демократичных выборов.
И, конечно, должен вновь вспомнить о конституционном процессе. Давайте же наконец перестанем ставить телегу впереди лошади. Необходимо определиться с полномочиями в треугольнике президент-парламент-правительство, а уже под всем понятные механизмы проводить выборы. А то получается, что людям предлагают выбирать котов в мешке — наделять мандатом неизвестно на что.
— Не могу не спросить насчет последнего скандала, связанного с выходом из парламентской фракции КПУ «вдруг прозревших» депутатов. Наряду с попытками запрета Компартию пытаются развалить изнутри?
— Совершенно верно. По понятным причинам, я не могу назвать источники, но у нас есть достаточно полная информация о планах майданного режима относительно уничтожения Компартии.
Запрет КПУ в этих планах фигурирует как самый крайний вариант. Потому что это абсолютно незаконная, антиконституционная затея, не соответствующая элементарным демократическим нормам, в частности и тем самым европейским ценностям, к которым якобы так стремятся нынешние власть предержащие. Я знаком с экспертным заключением стратегов нынешнего режима, и они прямо предупреждают своих хозяев из власти, что столь прямолинейные действия — запрет Компартии — принесут им имиджевые издержки, создадут властям массу проблем. Будут протесты и внутри Украины, и на международной арене, в Европе левые партии поддержат КПУ, с коммунистическим Китаем придется объясняться…
Кроме того, у сценаристов есть осознание того, что и мы ведь не будем сидеть сложа руки, — пойдем по всем возможным инстанциям, вплоть до Европейского суда по правам человека. Может дойти и до многотысячных исков от членов КПУ против Украины — в связи с тем, что их антиконституционно ограничили в политических и гражданских правах. И мы выиграем эти процессы.
Поэтому для нынешнего режима выгоднее уничтожить партию более подлыми и коварными методами — через провокацию внутренних конфликтов, через раскол Компартии, через создание ситуаций, которые бы дискредитировали нашу силу. Поскольку майданной пропаганде ни наши избиратели, ни рядовые члены партии не поверят — ищут предателей непосредственно в рядах КПУ. Кого-то запугивают, кого-то подкупают.
Так получилось и с той группой народных депутатов, прошедших в парламент по спискам Компартии, — Голубом, Гончаровым, Зубчевским, Кудрей, Присяжнюком, Самойленко, Шугало, а чуть ранее Калетником. Прикрывшись фиговым листком из наспех состряпанных обвинений в адрес руководства КПУ, они стройными рядами вошли в новосозданную фракцию «За мир и стабильность». Притом что, как о том сообщалось во многих СМИ, за созданием этой фракции стоят беглый младоолигарх, казначей «семьи» Януковича г-н Курченко, бывший первый вице-премьер Арбузов, экс-глава Миндоходов Клименко и ряд депутатов от ПР из олигархических кругов. Последние, очевидно, пытаются таким образом выслужиться перед нынешним режимом и заслужить его благосклонность.
Что же до упомянутых мной отщепенцев, то налицо акт предательства, вопиющего нарушения устава Компартии. Как говорил Владимир Ильич, не имеет особого значения, какие мотивы толкнули на предательство — убеждения ли, слабость ли. Предатель — он предатель и есть. Не думаю, что их теперешние хозяева относятся к ним с уважением: предателей используют, да и выбросят как политический хлам, как отработанный материал. Разве что свое финансовое состояние они поправят.
Политические дезертиры по сути воткнули нож в спину партии в столь трудный момент — той партии, которая привела их в парламент для защиты интересов трудящихся. А теперь эти «принципиальные» господа (слово товарищи по отношению к ним уже не употребимо) нанялись в обслугу интересов олигархов. Похоже, им отведена роль «политических полицаев» и отдан приказ «стрелять» по своим бывшим соратникам — в угоду антинародному, прозападному, правонационалистическому режиму.
— Петр Николаевич, такой интересный нюанс. Обвинения в «сепаратизме», «пособничестве агрессорам» и т.п. звучат и в адрес многих бывших и нынешних членов Партии регионов, я уж не говорю, что вся бывшая власть, которой выдвигаются обвинения в совершении тяжелейших преступлений, — это «регионалы». При этом «прегрешения» КПУ, как их формулирует нынешний режим, по степени тяжести не идут ни в какое сравнение с тем, что вменяется лицам, имевшим или имеющим отношение к «регионалам». Однако в отличие от КПУ вопрос о запрете ПР нынешней властью не ставится. Это я вовсе не к тому, что, мол, если одних запрещать, то давайте и других, я категорически против запрета и КПУ, и ПР, но тем не менее — как говорят в таких случаях: «почувствуйте разницу»…
— Сразу скажу, что я тоже против запретов партий, если их программы и политическая деятельность не выходят за рамки законов и Конституции.
Но действительно, подмеченная вами разница говорит о многом. Прежде всего о том, что именно Компартию нынешний режим боится и ненавидит больше, чем какие-либо иные политические силы. И что именно КПУ является единственной оппозицией. С другой стороны, это еще одна наглядная демонстрация той простой истины, что нет большой разницы между олигархами из бывшей и нынешней власти. А ворон ворону, как известно, глаз не выклюет — крупный капитал всегда договорится между собой на почве классовых интересов: сохранить систему, позволяющую нещадно эксплуатировать трудовой народ, выкачивать из Украины все соки, получать сверхприбыли.
Ну и раз уж в вопросе прозвучало слово «сепаратизм», то скажу: подобные обвинения в адрес КПУ лживы от начала и до конца. Компартия и ее члены всегда неукоснительно придерживались положений партийной программы, в которой решительно отвергаются всякие проявления сепаратизма. Более того, именно Компартия предлагала и предлагает сейчас действенный механизм защиты Украины от сепаратизма: федеративное устройство. Возьмите, например, англоговорящий север и франкоговорящий юг в Канаде, проблему Квебека: с помощью федерализации удалось сгладить остроту противоречий, погасить страсти. И таких примеров в мире много.
Не хотите называть это федерализацией, давайте по-иному сформулируем, нам, коммунистам, не «шашечки» нужны, а «ехать». Но повышать роль местного самоуправления, наделять регионы большими правами в части решения вопросов своей жизни — необходимо.
К слову, ведь и многие западные политики, эксперты в ходе нынешнего украинского кризиса озвучивали идею федерализации как механизм деэскалации.
Позиция КПУ заключается в том, что Украинское государство в существующих границах можно сохранить только с учетом специфики различных регионов страны, обусловленной их историческим прошлым, этническим составом населения, традициями и многими другими обстоятельствами.
Когда интервью с лидером коммунистов уже готовилось к печати, стало известно, что власть руками Минюста пошла, кажется, на реализацию самого экстремального сценария — инициировав процедуру официального запрета КПУ.
Безусловно, многие в нынешней власти с радостью удалили бы с отечественного политического поля такого значимого игрока, как Компартия. Но сегодня, когда к Украине приковано внимание всего мира, данный сомнительный сценарий реализовать крайне сложно, практически невозможно. Почему же в таком случае суетится Минюст?
Сам факт того, что государство через суд преследует КПУ, должен — по замыслу организаторов этого фарса — вызвать смятение среди членов и сторонников партии, а также оттолкнуть от украинских коммунистов колеблющихся избирателей. Кому это выгодно? Следите за лозунгами — кто в последнее время максимально использует протестную риторику из арсенала левых?
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме