16:00 30.08.2009 | Все новости раздела "КПРФ"

Пенза: Не для всех учителей первое сентября – праздник!

Приближается очередной 2009-2010 учебный год. В первый раз кто-то из детишек пойдет в школы, для них начнется новая, интересная жизнь. Вместе с тем после отпускного периода за работу возьмутся и сами учителя.

Пользуясь этим случаем и обладая определенной официальной информацией, предоставленной депутатом от КПРФ в Законодательном Собрании области В.А. Симагиным, хотелось бы прокомментировать принятую не так давно Программу «Реструктуризации сети общеобразовательных учреждений Пензенской области». Ее антисоциальная суть состоит в нижеследующем.

Всем нам практически каждодневно говорят, что темпы рождаемости неуклонно растут, но давайте поглядим фактам в глаза.

Сложившаяся демографическая ситуация в нашей области обусловливает уменьшение численности учащихся общеобразовательных школ, снижение количества классов-комплектов, средней наполняемости классов. С 2004 года число учащихся в области уменьшилось на 17%, а в сельской школе – на 22,4%. По прогнозам, сокращение численности учащихся будет продолжаться, и к 2010 году, по сравнению с 2007 годом, учащихся станет меньше еще на 4%. Особенно актуальны данные проблемы для общеобразовательных учреждений малых городов и сельской местности Пензенской области.

Средняя наполняемость классов в области на начало 2008-09 года составила 21,8 чел. в городе (при нормативе – 25) и 10,2 чел. в сельской местности. Во многих сельских школах наполняемость не превышает 7-8 человек. Стоит отметить, что Пензенская область по сравнению с соседними областями и республиками, входящими в Приволжский федеральный округ, занимает последние место по средней наполняемости классов в городской местности. Не лучше положение и в сельской местности.

Сокращение общей численности учащихся ведет к снижению их числа, приходящегося на одного учителя. Так, в среднем по Пензенской области на одного учителя в середине 90-х годов приходилось 13,6 учеников, а в 2006 – 10,4.

В то же время, рост фонда оплаты труда в структуре текущих расходов не способствует преодолению отставания заработной платы учителей от заработной платы в экономике (средняя заработная плата в народном хозяйстве области за второе полугодие 2007 года составляла 8760,9 руб., а средняя заработная плата учителя области – 5407,8 руб.), что не позволяет привлечь в отрасль молодые квалифицированные кадры, а это в свою очередь ограничивает возможность предоставления качественного образования.

Исходя из этого, еще одним следствием принятой Программы «Реструктуризации сети общеобразовательных учреждений Пензенской области» становится потеря педагогических кадров. В обычной массовой школе остаются за редкими исключениями либо пенсионеры, которым попросту некуда уходить в сложившееся кризисное время, и которые имеют к нищенской учительской зарплате добавку в виде пенсии, либо еще необтесавшаяся молодежь без опыта, без преподавательского стажа. И процесс деградации преподавательского состава, по мнению экспертов, продолжится, поскольку нормативы оплаты учительского труда не отработаны. Гранты, выделяемые в рамках нацпроекта «Образование», ситуацию пока не спасают, так как получает их один из тысячи учителей.

В конце 2007 года в нашей области была начата разработка новой отраслевой системы оплаты труда работников образовательных учреждений, основанной на переходе от финансирования учреждения к оплате услуги по нормативу на одного ученика. С 1 сентября 2008 года в 30% школ области была проведена ее экспериментальная апробация, но как изначально планировалось областной властью, она не получила ожидаемого положительного отклика со стороны учителей.

В соответствии с Программой реструктуризации сильно страдает сельская школа. Как отражено в самой аналитической записке: «Стремление любой ценой сохранить систему образования неизменной, регулярно находить колоссальные суммы для содержания затратной образовательной сети сельских школ, бороться за каждый без исключения населенный пункт, следуя принципу «сохраним школу – сохраним село» может оказаться не просто нереалистично, но и чревато перспективой дальнейшего медленного и верного скатывания всего сельского образования к нищенскому и бесполезному существованию». Комментарии к изложенному, скорее всего, будут излишни. Власть даже не скрывает, что она не желает принимать каких-либо усилий для исправления ситуации на селе, в частности для сельских школ.

Обращаясь к официальной статистике можно обозначить некую тенденцию: в год на селе закрывается порядка 600-700 школ, а за 12 последних лет в России закрылось около 7 тыс. сельских школ. Если этот процесс будет продолжаться, то село попросту вымрет. Закрытие деревенской школы, остающейся во многих населенных пунктах единственным культурным центром, автоматически означает отъезд всех молодых семей с детьми.

Также не совсем ясен вопрос по самой организации транспорта по перевозке учащихся. Дело в том, что власть, закрывая малокомплектные школы и перенося их в более крупные поселения, не достаточно продумала перевозки учеников из закрытых школ в еще пока работающие. Любому трезвомыслящему эксперту приведенный в аналитической записке постоянный план перевозок покажется утопичным. Наш климат и состояние дорог далеко не всегда позволяют доставлять школьников даже автобусами, не считая затрат на сами перевозки.

Так, с 2004 года закрыто 70 школ, реорганизовано – 89. Под реорганизацией в данном случае понимают преобразование средней школы в основную, либо основной в начальную. Переустройство же начальной школы невозможно, остается ее лишь ликвидировать. Стоит заметить, что реорганизация не дает ничего хорошего, так как бывших и будущих учеников средней или основной школы приходится переводить в другую «близлежащую» школу. Но для действительно результативной оптимизации сети, как считает областная власть, следует с 2007 по 2010 год сеть общеобразовательных учреждений области сократить еще на 127 школ или на 17,5% от их общего количества (смотри таблицу).

Год

Начальные

Основные

Средние

Всего

2007

103

197

427

727

2008

93

176

380

649

2010

98

188

314

600 (–127 школ)

Как проходит сокращение – мы все видим. С начала прошедшего учебного года было сокращено 564 педагога (3,6% от общего числа педагогов области), что ожидается в новом году – заставляет многих бояться.

По данным комплектования общеобразовательных школ на начало 2008-2009 учебного года, сеть общеобразовательных учреждений области к 1 сентября 2008 года сократилась на 78 общеобразовательных школ или 10,7%.

Сумма денежных средств субвенций высвободившихся за вторую половину 2008 года (с 01.09 по 31.12.2008 года) в результате ликвидации и реорганизации общеобразовательных учреждений, составило 16746,1 тыс. рублей. Судьба этих средств не известна.

Подводя итог, можно добавить, что за годы российского реформаторства в образовании появилась целая армия беспризорных детей. По данным ЮНЕСКО, в нашей стране не посещают школу более 3,5 млн. детей. Как правило, это дети бомжей, дети из неблагополучных и малообеспеченных семей, которые попросту не хотят ее посещать, а родителям наплевать на это. Таким образом, возникает еще одна острая проблема – образование в детских домах и интернатах. К сожалению, в нашей области детские дома тоже претерпевают сокращение своей численности. Дети, воспитываемые в этих учреждениях, из-за определенных финансовых затрат не нужны нынешней власти, тем самым она автоматически порождает высокие цифры беспризорников.

Что касается собственно школы – она окончательно утратила свою главную функцию – не только обучение, но и воспитание. Такое понятие просто выведено за рамки учебного процесса. Что бы ни говорили о советской системе образования, она, безусловно, обеспечивала фундаментальность знаний и именно на этой базе создавала возможность формирования самостоятельной личности.





Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме