13:45 22.05.2012 | Все новости раздела "КПРФ"
П.С. Дорохин: Мы предлагаем путь модернизации без остановок в рамках новой индустриализации страны
22 мая на заседании Госдумы от имени фракции КПРФ выступил депутат П.С. Дорохин.
- Уважаемый господин Председатель, дорогие коллеги, уважаемые товарищи!
Вчера был утверждён и обнародован состав нового Правительства России. В этой связи тема, которую мы сегодня предлагаем, представляется особенно актуальной.
КПРФ, являясь партией всего народа и всего общества, всегда ставила задачи, от решения которых зависит процветание и благосостояние нашей огромной страны. Одной из таких программных задач был вопрос системного характера - модернизация отечественной промышленности в рамках новой индустриализации или реиндустриализации страны.
20 потерянных лет после распада СССР не прошли безнаказанно. Системный развал единого народного хозяйственного комплекса по лекалу мирового правительства Запада привёл к разрыву единых народных хозяйственных связей, остановке предприятий, а последовавшая их воровская приватизация уже внутри самой России выразилась в дальнейшем падении производства, потери рынков высокотехнологичной продукции и однобоком развитии сырьевого сектора. Нас вытеснили с имеющихся мировых рынков. Износ станков и оборудования превысил 70-80 процентов, мы стали терять целые школы в авиастроении, машиностроении, судостроении и космонавтике. Инфраструктурное отставание стало налицо. Замаячил вопрос о переходе России в группу развивающихся не индустриальных стран.
Нефтяной дождь 2000-х пролился в основном на западные банки, куда уходили средства Стабфонда страны. Вложения в промышленность и её модернизацию оставались минимальные. Действующее руководство России после начала кризиса 2008 года заявило о необходимости модернизации экономики, в первую очередь, промышленности, согласилось с необходимостью слезть с сырьевой иглы, но дальше декларации, программных заявлений дело пока не пошло, да и то, о чём говорилось, происходило, по сути дела, под давлением КПРФ. Президент и премьер тогда фактически повторили в несколько несистемном виде многие положения из документов, материалов Компартии по новой индустриализации и модернизации промышленности.
Вопрос модернизации промышленности, как, впрочем, любой другой вопрос экономической жизни государства, должен быть рассмотрен через призму соотношения политики и экономики, базиса и настройки. Марксистский и диалектический подход, как известно, сейчас взят на вооружение всеми ведущими экономическими школами мира. И здесь возникает вопрос. Есть ли у нынешнего руководства страны политическая воля проводить экономическое возрождение России в национальных интересах, интересах всего народа? А если и есть, то, как это соотносится с интересами мирового правительства "Большой восьмёрки", его структурным видением мира и России в нём?
Пока мы не разберёмся в этом взаимоотношении, говорить о модернизации промышленности, перечисляя модели и цифры, представляется бессмысленным. Современная Россия, войдя в "Большую восьмёрку" ещё при Горбачёве, Ельцине, потеряла частично свой суверенитет при решении вопросов мировой политики, ведь "Большая восьмёрка" - это мировой клуб, где правила для участников определены. Мы вошли в него, соглашаясь на чужие правила. Для России это подчинённая роль в мировых приоритетах и в международном разделении труда.
Россия, как промышленно сильная держава клубу "Большой восьмёрки" и мировому правительству не нужна. Этим и объясняется закрытие многих перспективных технологических производств в стране, проведение длительных переговоров по ВТО в интересах западных партнёров, реализация модели приватизации либерального типа и новая программа "2020", которая по оценке самих правительственных экспертов является антигосударственной программой полной приватизации производств по указке мировых транснациональных корпораций. А известно, если доля госсобственности становится ниже 30 процентов, то начинается развал государства.
Чтобы действительно выйти из фатальной ловушки, в которую страну затянули зарубежные друзья при участии либерального руководства в правительстве, президенту необходимо срочно сменить курс на национальный государственно ориентированный. Ведь накануне, в ходе "правительственного часа" в Госдуме он заявил, что в период третьего срока ему лично ничего не нужно, кроме отстаивания интересов народа. Тогда необходимо проявить политическую волю в стране и за рубежом в защите интересов граждан и предприятий России. Пользуясь нашим статусом ядерной державы и контролем над природными ресурсами страны твёрдо поставить перед лидерами мирового правительства "Большой восьмёрки" вопрос национальных приоритетов, привлекая союзников из стран БРИКС и "Большой двадцатки" и пользуясь противоречиями и кризисом в стане крупных западных стран.
Внутри страны политическая воля должна быть направлена на создание социального государства и на поэтапную национализацию предприятий минерально-сырьевой базы, на ограничение интересов олигархических групп. В противном случае президент со своей командой останется один перед лицом доведённого до ручки измученного народа.
Такой поворот мы готовы поддержать, и тогда логично говорить о структурной модернизации, основные положения которой я приведу ниже.
Наступил момент для принятия принципиальных решений. И мы имеем большой позитивный потенциал. Это растущий внутренний спрос, богатые природные ресурсы, выгодное расположение, доступ к основным мировым рынкам, высокий уровень базового образования населения, 150 миллионов русскоговорящего окружения. По всем объективным показателям Россия должна быть в числе мировых экономических лидеров и одной из самых привлекательных для жизни и ведения бизнеса стран в мире.
Но все наши преимущества нивелируются неэффективной коррумпированной социально-экономической системой и слабой политической волей.
Мы предлагаем путь модернизации без остановок в рамках новой индустриализации страны. Это путь быстрого экономического развития, диверсификации, путь создания современной высокоразвитой экономики, основанной на государственном регулировании и мощном промышленном потенциале.
Мы убеждены, что главным локомотивом решения названной задачи должен стать промышленный сектор, который является основой любой развитой экономики. Только современный развитый индустриальный сектор может обеспечить быстрый и качественный рост экономики, так как именно промышленность обеспечит наиболее высокие из всех секторов темпы по приросту производительности труда, окажет высокий мультипликативный эффект на другие отрасли и сектора.
Сегодняшняя структура российской экономики открывает значительные инвестиционные ниши для создания рабочих мест в первую очередь в секторе предприятий, ориентирующихся на высокий внутренний спрос, импорта, замещения в производство по глубокой переработке российского сырья и ресурсоёмких производств, ориентированных в основном на экспорт. В традиционных высокотехнологичных российских отраслях энерго, атомной и других секторах машиностроения, имеющих огромный потенциал развития в сельском хозяйстве и жилищном строительстве. В секторе новой экономики постиндустриальных отраслях и частных компаний, которые должны занять свои места в социальной сфере: медицина, образование, социальные услуги. И, конечно, новые рабочие места, которые могут создаваться за счёт дальнейшего развития крупных государственных производств, аффилированность малого бизнеса, как бизнеса услуг, так и производственного.
Создание новых рабочих мест потребует значительного числа трудовых ресурсов. Но Россия обладает необходимым потенциалом для их привлечения. Это высвобождающиеся работники из непроизводительных предприятий, не менее половины занятых, государственные службы и бюджетные организации, где можно сократить численность занятых. Бюджетный сектор в два раза, полицейских втрое, Армию вольноопределяющую в два раза, госаппарат в два раза. Вовлечение не занятого в экономической жизни населения, молодые пенсионеры, инвалиды за счет использования гибкого пенсионного возраста и создания современных рабочих мест для всех этих категорий. Вовлечение самозанятых, например, на основе развития туризма в сельской местности. Для раскрытия, имеющих потенциалы российской экономики, наша юридическая система должна обладать инвестиционным климатом, как на федеральном, так и на региональном уровне не менее благоприятном, чем у стран наших конкурентов в Европе и Азии. Для этого необходимо реализовать ряд системных решений.
Первое. Приоритетное стимулирование прямых государственных иностранных инвестиций, необходимых, как для привлечения финансовых ресурсов, так и новейших технологий, для адаптации их в российской экономике. Стабфонд из американских банков должен направляться в инфраструктуры экономики страны.
Второе. Налоговый маневр. Оптимизация структуры и налоговых ставок, создание конкурентной структуры налогообложения, стимулирующей развитие, перенос налоговой нагрузки с производственного сектора на природную ренту, имущество, потребление, прежде всего, акцизы на табак и алкоголь. Российская налоговая юрисдикция должна быть конкурентоспособной с нашими быстро развивающимися соседями.
Третье. Конкурентные тарифы естественных монополий. Вместо тарифов равной доходности и инвестиционных затрат как важнейший фактор, стимулирующий рост промышленного производства и обеспечивающий конкурентоспособность российской экономики.
Усиление технического регулирования, где не приняты новые российские регламенты, переход на международные ГОСТы. Создание агентства по защите потребителей финансовых услуг, продукцию и услуг естественных монополий. Создание равных условий для государственных и частных предприятий в секторе оказания социальных услуг, предусмотрев для них систему стимулов, аналогичных с инвесторами в производственный сектор. Создание в первые три года после принятия нашей программы 5 миллионов рабочих мест в основных промышленных парках и территориальных промышленных комплексах, которые будут модернизироваться на территории России.
Обеспечение свободного и эффективного перемещения грузов на территории России, субсидирование государством тарифов в дальних регионах России. Принятие плана комплексного стратегического развития инвестиций в производственный сектор. Масштабное государственное финансирование развития инфраструктуры. Использование госгарантий и целевых государственных облигационных займов, переход к пятилетнему сквозному индикативному планированию максимально на 20 лет.
Принятие программы стимулирования инвестиций в оборонные предприятия посредством создания государственного лизингового и кредитного агентства, которое будет кредитовать перевооружение ОПК под ... процента годовых на длительные сроки, иначе оборонку на современный технологический уровень нам не поднять. Инвестиции должны идти в создаваемые федеральные промышленные районы, кластеры, то есть территориальные промышленные комплексы отраслевой и межотраслевой кооперации, такие, например, как Уральский промышленный КПК.
Создание агентства или спецкомитета по науке и технике при правительстве по привлечению средств в наукоемкие производства в направлении главного удара - создание единой информационной среды в НИОКР.
Создание российско-европейского, российско-азиатского центров по обмену промышленными технологиями в интересах российских предприятий, своеобразных наших системных инструментов по привлечению мировых технологических новинок и коммерциализацию наших разработок ОПК на международных рынках. В целях контроля за ходом реализации программы обязать правительство предоставлять в Государственную Думу ежегодный отчёт под 20-30 конкретных целевых показателей и федеральным целевым программам.
Главное и последнее - нам, законодатели, всё это надо будет отразить в законе о промышленной политике, который и станет фундаментом модернизации страны. Спасибо.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме