19:00 18.09.2009 | Все новости раздела "КПРФ"

П.Г. Свечников на правительственном часе в Госдуме: Сегодня процедура оформления недвижимости в собственность сложна, растянута по времени и, самое главное, требует больших затрат

18 сентября в Государственной Думе состоялся очередной «правительственный час». С информацией по теме «О ходе создания единой федеральной системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» выступили руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии – главный государственный регистратор Российской Федерации С.В. Васильев и заместитель министра экономического развития Российской Федерации И.Е. Манылов. От фракции КПРФ слово для выступления было предоставлено депутату П.Г. Свечникову.

Свечников Петр Григорьевич

 

П.Г. Свечников (фракция КПРФ).

– Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, то есть учета недвижимого имущества, регулируются Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним регулируются Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Для норм указанных федеральных законов были созданы соответствующие службы - БТИ, кадастровые палаты, регистрационные палаты. Они постоянно реформировались. Наконец, в конце прошлого года указом Президента Российской Федерации была создана единая служба. Это Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии - Росреестр.

Идея, наверное, хорошая, направленная на упрощение  процедуры  кадастра объектов  недвижимости  и  их  государственной  регистрации.  Прошло 7 месяцев. Ситуация не упростилась. Она осталось такой же сложной, так как в регионах  указанные службы не объедены и продолжают работать по старинке.

Более того, чиновники этих служб, якобы в целях реализации вступившего в силу с 1 марта 2008 года Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" разработали и приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 февраля 2008 года  № 35 утвердили Порядок ведения государственного кадастра недвижимости. Пункт 60 указанного Порядка фактически упразднил существование многоконтурных земельных участков, так называемых "единых землепользований".

Учитывая содержание данного приказа Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости разработало и внедрило программный комплекс, предусматривающий новую регистрацию каждого контура как самостоятельного земельного участка.

В результате искусственно, вопреки волеизъявлению собственников земельных участков, происходит разделение десятилетиями складывавшегося единого землепользования. При этом многократно увеличились расходы на уплату государственной пошлины за регистрацию прав на земельные участки.

Например, в средней полосе страны в сельскохозяйственных предприятиях в среднем используется 200-250 контуров сельскохозяйственных угодий, а в крупных предприятиях их число может превышать и 500. Во столько же раз теперь увеличилась сумма государственной пошлины. Если ранее она составляла до 8 тысяч рублей для юридических лиц при регистрации одного многоконтурного землепользования, то в настоящее время она составляет сотни тысяч рублей, значительно превосходя стоимость землеустроительных работ.

Во столько же раз увеличено количество регистрационных действий, что привело к перегрузке кадастровых и регистрационных палат и существенно затормозило оформление прав на землю. Кругом страшенные очереди, а там где очереди, там и условия для коррупции за срочность регистрации.

Учитывая исключительную значимость сложившейся ситуации для оформления прав на земли сельскохозяйственного назначения или под опоры ЛЭП и другие линейные сооружения, необходимо внести изменения не только в нормативные правовые акты федеральных исполнительных органов государственной власти, но и в Федеральный закон 2007 года "О государственном кадастре недвижимости", и обязать чиновников продолжить регистрацию единого землепользования, по крайней мере, на определенный переходный период.

Однако Правительство Российской Федерации на подобную законодательную инициативу Законодательного Собрания Нижегородской области (законопроект № 106534-5) дало отрицательный отзыв.

Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям продублировал этот отзыв и предлагает Государственной Думе отклонить законопроект.

Так мы никогда не создадим единый реестр на все земельные участки, а будем продолжать измываться надгражданами и юридическими лицами.

Как известно, три службы – Росрегистрация, Роснедвижимость и Роскартография объединены в одно ведомство – Росреестр.

Однако на сегодняшний день нет четко прописанной процедуры оценки, имеется несовершенство земельных отношений и достаточно сильное влияние местных органов власти и, самое главное, жесткое несовпадение баз данных на землю существующих ранее трех ведомств. Таким образом, Единый кадастр, наверное, будет создаваться заново.

В этой связи необходимо учесть следующее.

Сегодня процедура оформления в собственность сложна, растянута по времени и, самое главное, требует больших затрат. По данным экспертов, средняя стоимость межевания земель в России равна 15-20 тыс.руб. за 1 га, а регистрация земельного участка – от 30 до 50 тыс.рублей, плюс затраты на получение кадастрового паспорта в размере 15-25 тыс.рублей.

Понятно, что таких денег у большинства россиян просто нет. Поэтому при проведении кадастровой оценки недвижимости может возникнуть социальная напряженность, ведь платежка об уплате налога на недвижимость придет почти в каждый дом. В этой связи необходимы меры социальной защиты населения.

Мы считаем, что налог на недвижимость относится к классу налогов на богатство, а значит он должен быть налогом для богатых.

Это значит, например, что однокомнатная квартира площадью 30 кв.м – это не богатство, а необходимая минимальная площадь для проживания одного человека. Если речь идет о проживании семьи, то был бы смысл выделить 30 кв.м на одного человека и примерно 15-20 кв.м на каждого другого члена семьи. Значит, на семью, например, из 3 человек – 60-70 кв.м площади не должны облагаться налогом. Ведь это не богатство, а, как мы уже говорили, базовая социальная потребность для проживания.

В случае, если общая площадь квартиры семьи больше положенных ей 60-70 кв.м, то избыточная часть площади должна облагаться налогом на недвижимость. И это будет справедливо.

Кроме того, необходимо предусмотреть для малообеспеченных категорий граждан социальные льготы по уплате налога.

Хотел бы остановиться на главных причинах, которые тормозили завершение этой важной государственной задачи:

Первая причина- эта неоднократная реорганизация госорганов, на которые была возложена задача по её реализации. С 2001 года только органы земельного кадастра, органы имущественных отношений реорганизовывались три раза (в 1997, 2004 и в 2008 годах). Все мы понимаем, что каждая реорганизация отраслевых органов власти приводит к торможению исполнения намеченных Программ и задач как минимум на год. При этом меняются руководители, главные исполнители, разработчики и т.д., а, значит, размывается ответственность за исполнение в срок намеченных этапов создания единого кадастра недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Вторая причина - это наличие до 2009 года раздельных систем учета объектов земельного кадастра, кадастра недвижимости (объектов жилищного фонда, лесного и водного фонда, объектов промышленности, природно-ресурсных кадастров).

Третья причина- отсутствие единой цифровой картографической основы при определении географического положения и согласования границ земельных участков объектов недвижимости.

Четвертая причина- слабая активность органов власти всех уровней и органов местного самоуправления по обеспечению формирования единого кадастра всех видов объектов недвижимости. Правительством РФ не поставлена жесткая и четкая задача по осуществлению постоянного контроля и ежемесячному учету проделанной работы всеми участниками-исполнителями этой важнейшей государственной Программы - созданию информационно-ресурсной базы кадастрового учета недвижимости, позволяющей, помимо прочих целей, сформировать, наконец, самостоятельную доходную часть бюджетов органов местного самоуправления. Губернаторы, главы администраций регионов также должны постоянно держать на контроле ход формирования системы кадастрового учета недвижимости на своей территории и нести персональную ответственность за срыв утвержденных сроков и объемов работы в этой сфере.

Пятая причина- коррупция и волокита в подавляющем большинстве госорганах, занятых оформлением документов, необходимых гражданам и организациям для постановки на кадастровый учет и государственной регистрации прав на недвижимость. И чем дальше от них центральные органы власти, тем наглее действуют чиновники, занятые этой работой.

 Принятый закон о  дачной амнистии нисколько не помог гражданам ускорить оформление своих документов на жилье и землю. Чиновников не волнует формирование налоговой информации по недвижимости, они не задействованы на мобилизации доходов в бюджеты разного уровня, их устраивает нынешняя система получения дополнительных доходов, создавая на ровном месте трудности для населения. Все это приводит к полной апатии населения и, как следствие, к затягиванию сроков создания единого кадастра недвижимости в районе, городе и области.

А, значит, бюджеты субъектов РФ и местных органов самоуправления недополучают средства в виде налогов на имущество организаций и физических лиц.

Правительством РФ 31.12.2008 года были утверждены изменения в ФЦП "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости", которым намечено создать эту систему учета в 2011 году, что позволит ввести в действие закон о местном налоге на недвижимость, а также мобилизовать дополнительные доходы в бюджеты субъектов РФ за счет налога с имущества организаций, который будет рассчитываться также по кадастровой стоимости недвижимого имущества.

Судя по всему, затягивание сроков создания федеральной системы кадастрового учета объектов недвижимости, вызвано, кроме прочих причин, влиянием сил, незаинтересованных в его скорейшем создании. Владельцев крупных и дорогих объектов недвижимости устраивает нынешний расчет налога на имущество по их инвентаризационной стоимости. Введение налога на недвижимость, исчисляемого исходя из реальной кадастровой стоимости недвижимости, конечно же, их не устраивает.

Мы считаем, что нужна государственная и политическая воля Президента РФ и Правительства РФ для того, чтобы создать единую систему кадастрового учета недвижимости и государственного реестра прав на недвижимость в намеченный срок - в 2011 году.

В конечном итоге, эта действующая система позволит создать необходимый инвестиционный климат для привлечения иностранных и внутренних инвестиций в экономику страны и усилить роль местных органов власти и органов местного самоуправления при решении социально-экономических задач.





Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме