16:30 15.04.2010 | Все новости раздела "КПРФ"
Остановить катастрофическое разорение села
ТОЛЬКО ЕДИНЫМ ФРОНТОМ ВСЕЙ СТРАНЫ, ОБЩИМИ УСИЛИЯМИ ВСЕГО НАРОДА МОЖНО ОСТАНОВИТЬ КАТАСТРОФИЧЕСКОЕ РАЗОРЕНИЕ СЕЛА
Главной причиной разорения российского села сегодня является не кризис в производстве, а кризис в общественном сознании людей и в полной потере их уверенности в возможности его восстановления. Руководителями и чиновниками специально придуман ошибочный термин для объяснения случившегося. Сельское хозяйство ими названо «черной дырой» в экономике государства. Они утверждают, что село – это «бездонная бочка» и сколько в нее ни клади ресурсов, все они перемалываются быстро без получения должного экономического результата. По мнению государственных служащих и «демократических» ученых - экономистов виной разрушения села является само село, его природа, его вечное недомогание. Более опасного и кощунственного объяснения причин разрушения села и той беды, которые свалились на крестьян, нормальному человеку ни придумать. Продовольственная безопасность, по мнению этих людей, не может быть достигнута, что бы мы для этого ни предпринимали.
Многие руководящие кадры, ответственные за обеспечение продовольственной безопасности России, поддерживают такую выгодную для них точку зрения и проводят в жизнь не только идею, но и реальные действия об импортной взаимозаменяемости продовольственных товаров. Эти действия не требуют никаких мозговых усилий, но ведут к огромным расходам золотовалютных запасов страны и еще большему запустению и разорению в селах и сельских территориях. Самое опасное состоит в том, что значительная часть кадров высшего эшелона соглашаются с этим и реализуют такую программу на практике. Более того, в их программе предлагается изымать из баланса зерно отечественного производства сегодня 20 млн. тонн, а в ближайшей перспективе – 40 млн. тонн, в дальнейшем – до 100 млн. тонн зерна, предназначенного для восстановления потерянной при проведении реформ половины ранее производимой животноводческой продукции – молока и мяса. Реально мыслящим ученым и специалистам ясно, что программа восстановления сельского хозяйства и продовольственной безопасности страны и модернизации этой отрасли экономики должна быть иной, чем та, которая осуществляется в стране и навязанная в России консультантами западных государств. Эта и есть первая и главная причина разрушения сельского хозяйства, вследствие реализации которой наносятся точные удары по основным факторам интенсификации и эффективного развития экономики отрасли: по системе государственной поддержки села, по обновлению и укреплению материально-технической базы сельского хозяйства, по возрождению социальной инфраструктуры сельских территорий и качеству жизни и демографической ситуации на селе.
Вторая причина состоит в ликвидации остатков общественной собственности на землю и другим важнейшим средствам производства, по концентрации и специализации сельскохозяйственного производства и по эффективному использованию многих природных и техногенных факторов производства: почвенных, лесных, водных, воздушных, энергетических, технических и демографических факторов.
Третья причина – в том, что не создаются условия для обязательного использования естественных и социально-экономических законов развития отрасли – возврата и незаменимости факторов в земледелии; расширенного воспроизводства предприятий и АПК в целом.
В связи с разразившимся мировым финансово-экономическим кризисом и продолжающимися губительными реформами сельского хозяйства общая ситуация на селе уже перешагнула допустимую границу. Валовое производство продукции сельского хозяйства сократилось в два раза, молока и мяса – более чем в два раза, продукции растениеводства уменьшилось на 20-30 %, уничтожена половина поголовья всех видов скота, в том числе племенного, разрушены многие крупные и средние животноводческие комплексы и фермы, государственная система семеноводства. Активно действующий машинно-тракторный парк сократился до 35-40 % потребности. Практически остановлена работа по мелиорации земель. Происходит ускоренная деградация плодородия пахотных земель. Свыше 40 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий, в том числе более 20 млн. гектаров пашни заросли лесом, покрылись кустарником и сорняками и выведены из производственного оборота. Недостающее количество продовольственной продукции в страну завозится из-за рубежа, в том числе мяса – свыше 2, млн. тонн, молока и молочных продуктов – более 5 млн. тонн, овощей – 3 млн. тонн, фруктов и ягод – более 2 млн. тонн.
К сожалению, принимаемые правительством меры по восстановлению продовольственного обеспечения страны являются совершенно недостаточными. В 2009 году положение дел в сельском хозяйстве России ухудшилось. Производство зерна сократилось на 9 млн. тонн. Стоимость всей валовой продукции сельского хозяйства практически осталась на уровне 2008 года. Более 20 млн. тонн зерна вывозится на продажу за рубеж. В то же время количества зерна, предназначенного на корм скоту, оказалось недостаточно для восстановления необходимых объемов производства молока и мяса за счет собственного производства.
Однако многие СМИ продолжают дезинформировать страну, сообщая о несуществующих больших достижениях в развитии сельского хозяйства и АПК страны в целом.
Государственные органы в центре и на местах, независимо друг от друга, разрабатывают противоречивые и малоэффективные варианты путей вывода сельского хозяйства России из кризиса и восстановления ее продовольственной безопасности. Правительство Российской Федерации не концентрирует силы и средства страны на разработке и осуществлении единой государственной стратегической программы по решению задачи спасения села.
Ученые и специалисты РАН, Министерства сельского хозяйства РФ, РАСХН, других государственных и общественных академий и организаций сегодня располагают достаточными по масштабам и эффективности разработками фундаментального и прикладного значения как научной базы для создания единой государственной стратегической программы по восстановлению сельскохозяйственного производства и АПК в целом.
К сожалению, такого проекта, такой программы, объединяющей усилия ученых и практиков, реализация которых была бы под постоянным контролем первых лиц государства и обеспечивалась бы необходимыми финансовыми и материально-техническими ресурсами, пока не создано. Для такой цели и на такой уровень разработанная в стране государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. «не тянет». По всем основным показателям развития сельскохозяйственного производства и, прежде всего, по решению социальных проблем села, по решению масштабов государственной поддержки села, выполнению президентской «Доктрины» по уровню обеспечения населения продовольствием, по эффективному использованию природных и техногенных ресурсов она не выдерживает никакой критики. Требуется новый подход в разработке и реализации единой общенациональной программы по спасению села и восстановлению продовольственной безопасности России, одобренной референдумом народов России, принятой Федеральным Собранием страны и утвержденной Президентом Российской Федерации.
Важнейшими разделами и мерами единой общенациональной программы могут и должны стать: регулирование экономических условий всего сельскохозяйственного производства и отдельных его отраслей, обеспечивающее а) ликвидацию экономических «ножниц» между городом и деревней и диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; б) достижение высокого уровня прибыльности и рентабельности для расширенного воспроизводства продовольственных товаров; в) увеличение финансовой поддержки села, в том числе за счет бюджетного финансирования в размере не менее 10-15 % от расходной части бюджета РФ.
При формировании и утверждении единой национальной программы должны быть учтены предложения Президента России, дополняющие утвержденную им «Доктрину о продовольственной безопасности», включающие следующие важнейшие мероприятия: а) постоянный мониторинг состояния продовольственной безопасности в целом по стране и по регионам; б) внедрение рациональных норм продовольственного потребления, отвечающих современным физиологическим требованиям здорового питания; в) оптимизацию законодательной системы земельных отношений, включающую развитие общественной формы собственности на землю и систему мер, повышающих заинтересованность крестьян в восстановлении и повышении плодородия почв и эффективном использовании земель; г) развитие пищевой и перерабатывающей промышленности с увеличением их государственной поддержки по отдельным предприятия и в целом по отрасли пищевой промышленности; д) использование самых современных передовых технологий (как наших, так и иностранных) и современных методов управления и принципов хозяйствования в отрасли; е) развитие таможенно-тарифного регулирования и повышение роли государственных закупочных интервенций и залоговых операций; ж) обеспечение активного участия в глобальном международном партнерстве в сфере продовольственной безопасности.
Необходимо максимально использовать предложения КПРФ по выводу страны из финансово-экономического кризиса: а) национализация добывающей промышленности и других базовых отраслей экономики; б) создание отраслевых государственных банков и системы государственного инвестирования реального сектора экономики; в) введение прогрессивного налогообложения заработной платы, освобождение от взимания подоходного налога с суммы заработной платы до 10 тыс. рублей, сохранение налога в 13 % для заработных плат от 10 до 50 тыс. рублей, применение повышенной дифференцированной ставки к заработным платам 50 и более тыс. рублей; г) поднятие платежеспособного спроса населения за счет повышения заработной платы, пенсий, стипендий, детских пособий и других социальных выплат; д) установление предельного уровня цен на основные товары, снижение тарифов на транспорт, ограничение размера квартплаты и оплаты коммунальных услуг до 10 % совокупного месячного размера семьи; е) увеличение не менее чем в два раза, выделение из бюджета на строительство жилья и ремонт жилого фонда; ж) осуществление поддержки государством строительства жилья для молодежи, приезжающей на работу в село; з) запрещение выселение людей за долги неимущих и безработных; и) увеличение ассигнований на развитие сельского хозяйства в целом до уровня не менее 10-15 % от расходной части бюджета; к) принятие срочных мер по возвращению в севооборот 40 млн. гектаров сельхозугодий, в том числе 20 млн. гектаров пашни; л) возрождение сельскохозяйственного и других видов машиностроения, легкой промышленности, обеспечивающей быструю отдачу средств и замещение импорта.
В программу должны быть включены предложения первого Всероссийского съезда представителей трудовых коллективов России: а) разработка стратегии государственной поддержки АПК; б) введение государственного регулирования цен на нужды сельского хозяйства электроэнергию, транспорт, удобрения и ядохимикаты, сельхозтехнику; в) устранение ценовых «ножниц» между промышленной и сельскохозяйственной продукцией; г) увеличение государственной поддержки АПК до 15 % расходной части федерального бюджета; д) введение налоговой амнистии для АПК сроком на 5 лет; е) заключение со странами СНГ соглашений по коллективной продовольственной безопасности и взаимопомощи при неблагоприятных экономических и климатических условиях; ж) внесение изменений в федеральные законы «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О государственном регулировании сохранения и повышения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», направленных на усиление государственного регулирования при их реализации.
Важно также включить в программу предложения РУСО: а) предложить Президенту РФ Д.А.Медведеву, Председателю правительства РФ В.В.Путину объявить сельское хозяйство отраслью национального бедствия; б) создать государственный комитет по спасению села и всего сельскохозяйственного производства и восстановлению продовольственной безопасности России; в) принять федеральный закон «О продовольственной безопасности Российской Федерации», в котором предусмотреть:
- персональную ответственность руководителей страны за обеспечение продовольственной безопасности;
- ежегодное выделение, начиная с 2010 года из федерального бюджета для спасения села и развития АПК и обеспечения продовольственной безопасности страны денежные средства в размере в течение первых пяти лет не менее 20 и в последующие 10 лет не менее 10 % от расходной части бюджета;
- восстановить государственные органы Российской Федерации по планированию, прогнозированию и социально-экономическому развитию социально-экономического комплекса страны и контролю за деятельностью органов управления, обеспечивающих преимущественное развитие крупных государственных сельскохозяйственных и промышленных предприятий;
- восстановить 40 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий, в том числе 20 млн. гектаров обрабатываемой пашни;
- пересмотреть программу социально-экономического развития села и укрепления всей инфраструктуры сельских поселений, пролонгировать ее действие до 2020 года;
- увеличить бюджетные средства на эти цели до 50 % от суммы, предусмотренной в целом на программу АПК;
- осуществить крупные мероприятия в повышении эффективности подготовки кадров массовых профессий, среднего и высшего образования; восстановить профессионально-технические учебные заведения (ПТУ); остановить проведение реформ высших учебных заведений по болонскому варианту, развивать отечественные программы по подготовке специалистов среднего и высшего образования, оснастить все учебные заведения оборудованием и приборами.
При формировании единой общенациональной программы по спасению села и восстановлению продовольственной безопасности Российской Федерации необходимо максимально использовать положительный опыт решения проблемы продовольственной безопасности, развития села и сельских территорий Республики Беларусь, других стран СНГ и стран дальнего зарубежья.
Реализация единой общенациональной программы по спасению села при повышении ответственности и личного контроля руководства страны, выполнение перечисленных предложений государственных и общественно-политических организаций России обеспечить восстановление продовольственной безопасности нашего государства.
Академик РАСХН, член ЦК КПРФ,
Председатель ЦС РУСО,
депутат Государственной Думы ФС РФ,
первого и второго созывов,
лауреат Государственной премии в области науки,
заслуженный деятель науки РФ,
заслуженный деятель науки и техники
Республики Беларусь
В.С.Шевелуха
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме