16:15 25.06.2012 | Все новости раздела "КПРФ"
Опять двойка! В.Н. Тетекин о «реформе» Вооруженных сил РФ: «Сливаются воедино горный и стоматологический институт только потому, что и там и там происходит процесс сверления-бурения»
Выступление депутата Государственной Думы В.Н.Тетёкина на заседании Комитета ГД по обороне 21 июня 2012 года при обсуждении вопроса о состоянии военного образования в РФ.
В заседании приняли участие зам.министра обороны Т.В.Шевцова, начальник Главного управления кадров Минобороны РФ генерал-лейтенант В.П.Горемыкин, директор Департамента образования Минобороны РФ Е.Г.Приезжева.
Прилагаем текст выступления.
- Уважаемые коллеги!
Уважаемые представители министерства обороны и эксперты!
Мы выслушали впечатляющий доклад г-жи Приезжевой. Внешне все выглядит достаточно гладко. Хотя вызывает недоумение тот факт, что нам предлагают избавиться от неких мифов. Дело не в мифах, а в том, что целая серия общественных слушаний в ГосДуме, Общественной палате и Клубе военачальников за последние два месяца показывает, что в военной среде глубоко встревожены последствиями реформы военного образования. Многие оценивают ее как разрушительную.
Создается впечатление, что реформа военного образования подгоняется под некую схему, спущенную сверху, выработанную гражданскими лицами и во многом копирующую американский опыт.
Опираясь на мнение военных экспертов на упомянутых слушаниях, хотел бы высказать некоторые соображения.
Русская, советская система военного образования, создававшаяся в течение нескольких веков, начиная с Петра Великого, впитала в себя опыт многочисленных войн. В этом смысле она имеет уникальный характер. Победы нашей державы в ХХ веке подтверждают эффективность российского, советского военного образования.
Это признают даже наши противники. Бывший командующий стратегическими ядерными силами США, генерал Хабигер, по свидетельству генерала армии Куликова, говорил: «Мы всегда завидовали вашему военному образованию».
И это не случайно. Армия США всегда вела колониальные войны с заведомо более слабыми противниками. Причем войны последних десятилетий США как правило проигрывали. А в первую и вторую мировые войны Америка вступила только под конец. Поэтому брать за основу опыт США в сфере военного образования лишено здравого смысла.
Высокий уровень подготовки офицеров в России подтверждается и тем, что армии многих стран мира охотно направляли к нам курсантов и слушателей
Отсюда ключевой вопрос. Что произошло такого, что потребовало скоротечной и коренной ломки вполне успешной русской, советской системы военного образования?
Утверждается, что это вызвано резким сокращением численности Вооруженных сил, и, соответственно, сокращением потребности в офицерских кадрах. Но, во-первых, многие военные эксперты считают, что армия в один миллион человек не обеспечивает безопасности нашей страны с самой огромной территорией в мире. Хотя военные угрозы для безопасности России ощутимо нарастают.
Во-вторых, на деле численность армии, по некоторым оценкам, сейчас составляет уже около 800 тысяч человек. И если подходить механически, то нужно урезать офицерский состав и дальше. На самом деле, даже сами реформаторы признают, что погорячились с сокращением офицерского состава и ставится вопрос о его увеличении на 70 тысяч человек. Однако система военных училищ уже почти разрушена. Откуда теперь взять эти 70 тысяч?
Нас убеждают, что ломка сложившейся системы вызвана необходимостью повышения качества подготовки офицеров. Но кем и чем, на каких примерах и исследованиях доказано, что прежняя система была неэффективной? Чем и как доказано, что нынешняя система, когда курсантов и слушателей 2 года вообще не набирали, будет более эффективной?
Отсюда встает вопрос об уровне обоснованности реформы. Руководство Минобороны ссылается на то, что новые стандарты были разработаны при участии ведущих гражданских ВУЗов, а также предприятий ОПК. Во-первых, ничего нового в этом нет. В русско-советской системе гражданское и военное образование всегда тесно взаимодействовали по общеобразовательному циклу. И с предприятиями ВПК военные ВУЗы, особенно академии, плотно сотрудничали. Кстати, гражданские ВУЗы находятся ныне в глубоком кризисе.
А какие военные ВУЗы были подключены к разработке программы реформ? Есть длинный список гражданских ВУЗов и предприятий ВПК. Но нет упоминания ни об Академии Генерального штаба, ни об одной другой военной академии. Неизбежно возникает вопрос, насколько было учтено и было ли учтено вообще мнение главного заказчика – военных.
В выступлениях г-жи Приезжевой и ее сотрудников отмечается, что «решение по оптимизации сети принималось коллегиально. Для этого в Минобороны была создана комиссия под руководством начальника Генштаба, к обсуждению привлекались заместители министра обороны, главнокомандующие видами и командующие родами войск Вооруженных Сил, словом, те люди, в чьих интересах готовятся кадры в военно-учебных заведениях».
Внешне вроде бы все пристойно. Однако мы хорошо знаем, что импульс перестройке военного образования, как и перестроечный импульс злосчастного Горбачева был дан сверху. После того, как Верховный Главнокомандующий высказался за реформу военных ВУЗов в виде сокращения их числа, вряд ли можно предполагать, что кто-либо из высшего комсостава посмел бы выступить поперек Главковерха. Как известно, большая группа руководителей Генштаба, главкоматов видов Вооруженных сил была уволена из армии после того, как они усомнились в мудрости программы «обновления Вооруженных сил». А некоторым ныне «сомневающимся» делают внушение по принципу «хочешь служить - помалкивай».
Кстати, почти все заместители министра обороны – гражданские лица. Таким образом, объективное мнение о реформе можно получить только у военных, уже непосредственно не зависящих от Минобороны. Я уже упомянул серию слушаний, в которых приняла участие большая группа высокопоставленных военных в отставке. Все они практически единодушно высказывали крайне негативные оценки реформ. В защиту Тверской академии ВКО выступила большая группа бывших главнокомов ВВС и войск ПВО. Существует множество обращений профессорско-преподавательского состава ряда академий в Минобороны и высшие органы власти. Из этих многочисленных выступлений совершенно ясно, что военная общественность отторгает саму концепцию реформ и способ ее проведения.
В чем основные критические замечания.
Во-первых, в основе всех преобразований заложен пагубный принцип уничтожения существующих ВВУЗов в Москве и Санкт-Петербурге и перевод их в областные центры. Между тем, российские цари, начиная с Петра, и советские руководители делали наоборот, ибо только в крупных городах в академиях (военных училищах) можно было сформировать действительно мощный научно-педагогический состав.
Поскольку подавляющее большинство представителей научного и преподавательского состава сокращаемых ВУЗов на новые места не едут, это ведет к фактической ликвидации академий, уничтожению знаменитых научных школ.
Утверждается, что в результате реформы число и качество научно-преподавательского состава новых ВУЗов только повысилось. Однако трудно понять, откуда взялись эти сотни докторов и кандидатов наук, если в сокращаемых ВУЗах идут массовые увольнения и в новые ВУЗы ученые высшей квалификации не едут. Например, в Воронеж из академии имени Жуковского не поехал никто, из академии им. Гагарина – почти никто, а из училища ВВС в Иркутске с трех факультетов поехали 10 кандидатов наук из 60 и ни один из докторов наук. А в Воронеже обнаруживается около 700 докторов и кандидатов наук. Откуда?
Одновременно гибнет уникальная материальная база, ибо перевезти ее на новое место как правило бывает невозможно. Собираются, например, создать ВУНЦ ВМФ в Кронштадте. Однако учебный ядерный реактор из училища, ныне готовящего кадры для подводников, в принципе перенести невозможно.
Представляется порочным сам принцип ликвидации всемирно известных ВУЗов путем их присоединения к заведомо более слабым ВУЗам, да еще и с иной специализацией. Как метко выразился один из экспертов, сливаются воедино горный и стоматологический институт только потому, что и там и там происходит процесс сверления-бурения.
Неизбежно возникает вопрос, снижается или повышается управляемость гигантскими суперакадемиями, в которые на правах отделений, факультетов и филиалов включаются крупные училища и академии, да еще и находящиеся в сотнях километров от головного ВУЗа.
Кстати, превращение прославленных военных училищ в безымянные филиалы, отделения и факультеты суперакадемий лишает их духа преемственности, лишает курсантов и слушателей крайне важного ощущения сопричастности к героическим подвигам их предшественников. На чем воспитывать патриотизм наших летчиков, моряков, танкистов и пехотинцев?
Нарушается и принцип рассредоточения военных учебных заведений, что может привести к тяжелым последствиям в случае масштабного военного конфликта, ибо концентрация всей подготовки кадров для ВВС в Воронеже позволяет нанести невосполнимый ущерб буквально одним ударом.
Против ликвидации ВУЗов протестуют и местные власти, ибо это снижает интеллектуальный уровень особенно Сибири и Дальнего Востока, а местная молодежь лишается возможности поступать в ВУЗы неподалеку от места жительства. Кстати, утверждение о том, что сокращение ряда ВУЗов вызвано их малочисленностью, спорно, ибо в целом ряде случаев прием был вообще прекращен, были и случаи роспуска курсантов, уже принятых на учебу.
Скольких перспективных офицеров мы лишились и сколько династий военных прервали. Вполне можно было не прекращать набор, возможно сведя его лишь к минимуму или по наиболее востребованными специальностям, например, воздушно-космической обороны. Но сохранить преподавательские кадры.
Крайне важно и то, что офицер должен быть всесторонне развитым человеком. Учеба в академии в столичном центре давала ему возможность приобщения к высотам мировой культуры. Сейчас военные всего этого лишены.
Представляется неприемлемой и концепция резкого омоложения профессорско-преподавательского состава. В Министерстве обороны утверждают, что профессорско-преподавательский состав ряда академии находится в предпенсионном и пенсионном возрасте, что отрицательно влияет на учебный и научный процессы. Поэтому увольняют в запас докторов и кандидатов наук в 45 лет - подполковников, в 50 – полковников, в 55 – генералов, независимо от их научного потенциала. Но в жизни, мы с вами знаем, все наоборот, чем старше преподаватель, тем лучшим педагогом он становится. Да и к ученым это также относится.
В этой связивоенные, в лице руководства Клуба военачальниковставят вопрос не утратили ли мы вообще офицерские научные кадры?
По оценке генерал-лейтенанта Останкова, высказанной на заседании Клуба военачальников «За прошедшие несколько лет количество сотрудников в составе вузов, имеющие ученые степени кандидата и доктора военных наук сократилось на 20-25%». Огульное увольнение докторов и кандидатов наук, достигших предельного возраста выслуги по своему воинскому званию, вымыло, фактически, из этих организаций всю нашу науку.
По мнению генерала Останкова, отсутствие профессуры высокого уровня сказывается на качестве не только научно-исследовательских работ, но и подготовки научных кадров высокой квалификации. Руководство кандидатскими диссертациями возлагается на кандидатов наук, что раньше являлось исключением. Просто докторов наук не хватает, чтобы руководить адъюнктами. Докторские диссертации пишутся без консультантов, ибо резко снизилось число докторов наук. Поэтому по оценке генерала Останкова «кандидатская диссертация спустилась до уровня дипломных работ, не выше». То есть мы не количественно, ни качественно не можем готовить кадры.
Здесь же есть проблема низкого уровня заработной платы особенно гражданского персонала. И самое стыдное – с нового года офицерам-кандидатам и докторам наук не платят за ученые степени и за звания. Где, в каком еще министерстве это есть?
Вызывает сомнение ломка структуры военного образования, особенно в оперативно-тактическом и оперативно-стратегическом звеньях. Ведь теперь после окончания училища, офицеры будут иметь возможность только повышать квалификацию на разнообразных курсах. Как считают военные - это простое натаскивание на должность. Без глубокого понимания сущности современной войны, сложных процессов управления и других вопросов современный офицер не состоится. Изменение способа мышления офицера на более высокий уровень, получение фундаментальных знаний требует времени. За полгода это сделать невозможно.
При этом вызывает глубокие сомнения вообще осуществимость трехмесячной переподготовки офицера перед назначением на очередную должность. При постоянной ротации кадров части будут просто небоеготовыми.
Кстати, возникает парадоксальная ситуация. Чем сложнее военно-профессиональная подготовка, тем меньше ей уделяется внимания. Например, на оперативное искусство по программе выделяется чуть менее десятка часов. И это для будущих офицеров именно оперативного звена управления.
Вызывает сомнение все усиливающаяся оторванность военной науки и образования от практики. Само по себе переподчинение ВУЗов от главкоматов Департаменту военного образования ослабляет связь науки и практики. А уж переподчинение военных НИИ ВУНЦам, то есть опять-таки Департаменту военного образования, еще сильнее увеличивает этот разрыв.
Исключив военные ВУЗы и НИИ из подчинения главкоматов, мы утрачиваем их связь не только с войсками, но и с промышленностью. Кто будет создавать тактико-технические задания на создания новых видов образцов военной техники, чем непосредственно и занимались НИИ видов Вооруженных Сил. Теперь откуда будут черпаться кадры для научных организаций МО? И какие это будут кадры.
Хотелось бы особенно остановиться на проблеме подготовке инженерных и командных кадров для ВВС и войск воздушно-космической оборона. Опыт войн последних десятилетий показывает, что основными средствами вооруженной борьбы уже стали средства воздушно-космического нападения.
Это признано руководством страны в виде создания Войск воздушно-космической обороны и заявления президента Путина о грядущей поставке в ВВС 600 самолетов и 1000 вертолетов. Кто будет летать на этой технике? Ведь только на одноместные боевые самолеты необходимо как минимум 900 летчиков (из расчета 1,5 экипажа на самолет). А если учитывать количество летного состава на самолетах дальней, стратегической, военно-транспортной авиации и вертолетах, то это количество возрастает в разы.
Но за последние три года в единственный в России военный летный университет в Краснодаре практически не было набора курсантов для нужд МО. Уже в ближайшие годы возникнет голод в летном составе. Это говорит о том, что нет никакой обоснованной концепции по количеству набираемых курсантов на несколько лет вперед.
Одновременно происходит фактическое уничтожение всемирно известных академий ВВС им. Жуковского и Гагарина, путем перевода их из Москвы и Подмосковья (Монино) в Воронеж. Мы уже говорили о том, что невозможно механически перевести в Воронеж уникальный научно-педагогический коллектив академии им. Жуковского в виде 30 научных школ, в том числе 15 имеющих мировой приоритет. В Воронеж не поехал практически никто из академии им.Жуковского.
После ликвидации научных школ будет убита питательная среда для подготовки научно-педагогической составляющей ВВС, выращивания руководителей стратегического уровня, без чего военная авиация не сможет развиваться как наиболее наукоемкая компонента Вооруженных сил РФ.
В Воронеже в принципе невозможно воссоздать не имеющую аналогов в мире материальную базу академии им.Жуковского. Чтобы вывезти аэродинамическую базу нужно сначала разрушить здание, в котором она находится. Моторно-испытательную базу также перевезти в Воронеж практически невозможно. Баротир, который позволяет исследовать эффективность средств поражения в условиях космоса, прибудет в Воронеж в качестве груды металлолома. Будет ликвидирована и колоссальная научная библиотека.
А новый/старый военный аэродром «Балтимор» в Воронеже малопригоден, ибо находится фактически в черте города. Это означает тяжелейший удар по инновационным проектам в области военной и гражданской авиации, ибо «Жуковка» всегда была не только учебным, но и мощным научно-исследовательским ВУЗом. Ведь даже сегодня в оставшихся научных подразделениях академии работает 75 докторов и 130 кандидатов наук. Кстати, позиция Минобороны РФ об устаревании учебно-материальной базы академии и ее научно-педагогического коллектива противоречит итогам лицензирования и аккредитации академии в 2010 г. Что до утверждений об отсутствии НИРов, так дело в том, что нет заказов МО на НИРы. Что они за свой счет должны вести НИРы?
Аналогичный процесс развивается в отношении Академии воздушно-космической обороны им. Г.К. Жукова.
ВА ВКО им. Жукова – единственный военный ВУЗ, имеющий лицензию на подготовку офицеров с высшей оперативно-тактической подготовкой по специальностям «ПВО» и «Ракетно-космическая оборона». Ни в одном другом ВУЗе МО РФ совместная подготовка специалистов ПВО и РКО никогда не осуществлялась и такой учебно-материальной базы и научно-педагогических коллективов (более 300 кандидатов и докторов наук) не имеется.
ВА ВКО им. Жукова обладает уникальной системой из 36 современных взаимосвязанных учебных командных пунктов (КП) РКО и ПВО. Большинство КП установлены стационарно, в учебном варианте, и их транспортировка невозможна. Общая стоимость системы КП – более 220 млн. рублей.
Только в ВА ВКО им. Г.К. Жукова разработаны и широко используются имитационные комплексы, позволяющие моделировать все процессы вооруженного противоборства в воздушно-космическом пространстве. На их создание потребовались годы и затраты огромных интеллектуальных и материальных ресурсов и средств.
Попытки организации такой подготовки в других ВУЗах, в частности в ВКА им. А.Ф. Можайского, оказались малоэффективны из-за отсутствия соответствующей учебно-материальной базы и научно-педагогического состава (по профилю ПВО – полностью). Тем не менее взят курс на слияние двух академий на базе гораздо менее мощной Академии им. А.Ф. Можайского
Завершая,хочу привести заключительное слово генерала армии Куликова на заседании Клуба военачальников, суммирующее суть проблемы. Цитирую: «необходимо прекратить это всепоглощающее стремление постоянного реформаторства и бездумного заимствования западных ценностей. У нас свой отечественный богатый опыт развития военной науки и военного образования, который на практике показал свою состоятельность.
Многие говорят, и не беспочвенно, о том, что 3-я мировая война в той или иной форме уже началась. Будущие поколения никогда не простят нам, если мы окажемся не готовыми к вызовам и угрозам XXI-го века. А военные наука и образование – это основа военной мощи государства, без которой Российской Федерации как независимому государству не быть».
Добавлю к этому, что генерал Куликов решительно высказался и за усиление парламентского контроля над реформой Вооруженных сил. Думаю, что и к этому совету мы должны внимательно прислушаться».
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме