12:45 26.11.2020 | Все новости раздела "КПРФ"
Ольга Алимова: «Энгельс — город Фридриха Энгельса»
2020-11-26 10:42
Ольга АЛИМОВА, первый секретарь Саратовского обкома КПРФ.
Следом за большим юбилеем Карла Маркса подошёл и 200-летний юбилей его ближайшего друга, соратника и единомышленника — Фридриха Энгельса. Два гиганта человеческой мысли создали идеологию, ставшую фундаментом, на котором было построено первое в мире социалистическое государство — Советский Союз. Страну равных возможностей. Страну братских народов.
В современной России, на словах правопреемнице СССР, не так много названий, связанных с историей Советского Союза. За тридцать лет своего существования режим по максимуму постарался зачистить советское наследие. Стирались из истории великие имена — переименование коснулось тысяч населённых пунктов, не говоря о проспектах и улицах. Нам, коммунистам Саратовской области, повезло немного больше других — два города в регионе названы в честь основателей марксизма — это Маркс и Энгельс. Они находятся недалеко друг от друга — разделяет их всего 50 километров, меньше часа езды.
Когда-то нынешний город Энгельс был Покровском. Переселенцы с Украины основали Покровскую слободу в 1747 году. Развитие поселения связано с добычей соли на озере Эльтон. Статус города и название Покровск, Покровская слобода получила в 1914 году. После Великой Октябрьской социалистической революции, в 1922 году, город стал административным центром Автономной Республики немцев Поволжья (АССР НП). Спустя девять лет, руководство Республики ходатайствовало о переименовании Покровска в Рот Люксембург, Энгельс или Ленинштадт. И 19 октября 1931 г. Покровск обрёл нынешнее название — город Энгельс.
С конца XIX века Покровская слобода стала погружаться в революционное движение. Это было время, когда социал-демократическое движение в стране только зарождалось. 9 января 1905 года — Кровавое воскресенье. Это скорбное событие звало всех честных людей к отмщению за бесчеловечную расправу над голодными людьми. И Покровские рабочие не отстали от передовых рядов рабочего класса. Уже через три дня после этого события железнодорожники обсуждали план стачки, назначенной на 13 января.
В течение всего 1905 года покровские революционеры поднимали рабочих слободы на борьбу. И небезуспешно! Пять раз организовывали они длительные забастовки, группируя вокруг нелегального кружка до 2000 человек и более. В это же время в Покровской слободе были созданы районный комитет РСДРП во главе с Е.Г. Пархоменко, социал-демократический железнодорожный союз, кружок пропагандистов, стачечный комитет. Начались облавы и аресты. «Арестованные подлежат немедленному увольнению от службы. Жалованья следует уплатить только за дни работы. Произвести тщательное расследование всей забастовки Вашей дороги и уволить виновных», — предписывали саратовский губернатор Петр Столыпин и министр путей сообщения. Всего было уволено около 300 человек.
Активно покровские рабочие проявили себя и в октябрьские дни 1917 года — дни Октябрьской социалистической революции. Ячейка партии большевиков, созданная в августе из 7 человек, уже в ноябре, на реквизированном пароходе, отправила две роты 248-го запасного пехотного полка в помощь Саратовскому Совету. А буквально через несколько дней, после установления Советской власти в Петрограде, Москве и Саратове, покровская организация большевиков-ленинцев выросла до 400 человек.
7 (20) ноября 1917 года на заседании Совета рабочих и солдатских депутатов была принята резолюция: «Признавая истинными выразителями народа только Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, в которые входят все социалистические партии… считать единственной властью только таковые Советы, защищая их всеми имеющимися средствами».
Ранним утром 21 ноября власть в слободе перешла в руки Советов. «Примеры таких городов, как Покровск, где профессиональные союзы сами постановили мобилизовать немедленно 50% всех своих членов, должен послужить нам образцом. Столицы и крупнейшие центры фабрично-заводской промышленности не должны отставать от Покровска», — так писал о маленьком городке В.И. Ленин, ставя революционную сознательность покровчан в образец всей стране.
Многолетняя война, обескровившая Россию, разрушительным смерчем прошлась и по Покровску. Город, с прилегающими к нему землями был зажат огненным кольцом фронтов гражданской войны. Непосредственная близость колчаковцев, набеги деникинцев, жесточайший бандитизм, с помощью которого контрреволюция делала попытку подорвать Советскую власть изнутри, — всё это пережили жители Покровска. Для борьбы с бандитизмом 14 марта 1921 года были созданы уездный ревком и штаб частей особого назначения. К осени 1922 года бандитские отряды были полностью уничтожены.
Ещё не ожили замершие заводы и фабрики, ещё не отгремели выстрелы, а покровские коммунисты уже начали поднимать жителей на борьбу с разрухой, поражая размахом своих планов. Ведь в плане было строительство железнодорожного моста через Волгу! В конце 20-х строительство началось, и в 1934 году мост был открыт. А в конце 50-х в городе появились строители Мостоотряда № 8. Быстро возник рабочий посёлок, склады, бетонный завод — началось возведение одного из крупнейших автомобильных мостов в Европе. Его длина 2800 м, ширина — 15 м. Открытие моста состоялось 11 июля 1965 года.
До революции Покровск был почти весь одноэтажный. Теперь предстояло построить новый, красивый город: современные жилые дома, промышленные предприятия и культурные учреждения. Первым делом, наибеднейшие семьи были переселены в богатые купеческие особняки. Одновременно приводили в порядок старые дома. В 1929 году было принято решение о строительстве школ, о размещении в церквях музея и профтехшколы. Город преобразился до неузнаваемости. За первые 20 лет Советской власти были построены новые жилые дома, административные здания, школы, заводы, фабрики, кинотеатры, клубы, поликлиника, городской стадион, благоустраиваются улицы, высаживается детский парк.
К 30-м годам самым крупным предприятием города стали железнодорожные мастерские. В 1920 г. на берегу Волги разместилась мастерская по ремонту сельхозтехники (с 1931 г. это чугунолитейный завод, позднее, завод топливных фильтров). К югу от города был построен Энгельсский мясокомбинат, на другом конце города — четырёхэтажное здание педагогического института.
В 1930 году по распоряжению Совнаркома в Энгельсе началось строительство авиабазы. Изначально она организовывалась в качестве школы летчиков. Первый самолет поднялся в воздух с новой базы уже в феврале 1932 г., а к 1936 году Энгельсские военные курсы стали едва ли не самыми лучшими в стране. К началу Великой Отечественной войны на авиабазе уже были подготовлены тысячи высококвалифицированных летчиков. В 50-х годах на территории базы началось строительство нового аэродрома Энгельс-2 со взлетно-посадочной полосой шириной 100 м и длиной в 3 км. В 1954 г. на базе была организована новая 201-я авиационная часть. В ее состав вошли три полка тяжелых бомбардировщиков. В 1995 году база располагала эскадрильей Ту-160 из 6-ти машин. В наши дни Энгельсская авиабаза является единственной, на которой дислоцируются бомбардировщики «Белый лебедь».
В 1938 году был составлен генеральный проект Энгельса, согласно которому, промышленность 200-тысячного города представляла бы: мясокомбинат, элеватор и мелькомбинат, завод машиностроения, завод электроинструментов, текстильный комбинат, предприятия местной и пищевой промышленности (ремонтно-тракторный завод, холодильник и ледоделательный завод, автосборочный завод, резиновый комбинат, кожзавод и костеобрабатывающий завод, судоверфь и др.).
Предполагалось строительство четырёх- и пятиэтажных каменных жилых домов, строительство двух театров, музея-библиотеки, Дома Красной Армии, Центрального кинотеатра, Дома культуры, универмагов, парка культуры и отдыха, сельхозинститута, нескольких техникумов, трёх больниц и др. Все эти планы перечеркнула война. За первые двадцать дней войны 1064 добровольцев ушли на фронт. Всего город дал фронту 12 тысяч солдат и офицеров, из них каждый четвёртый — коммунист или комсомолец. Славная 148-я Черниговская дивизия формировалась в основном из жителей нашего города. 8 тысяч её бойцов отмечены наградами.
Во время войны в городе располагалось 9 госпиталей. Над каждым из них шефствовало промышленное предприятие. Более 40 эвакуированных предприятий, учреждений, училищ, военных организаций принял город Энгельс. 35 тысячам эвакуированных предоставили кров. В конце первого военного лета в Энгельс стали прибывать эшелоны с Брянщины — это эвакуировали вагоностроительный завод имени Урицкого (впоследствии троллейбусный завод). Через год-два в степи построили корпуса керамического завода (завод запальных свечей).
С первых месяцев войны прославленная лётчица М.М. Раскова стала командиром авиагруппы по формированию женских полков на базе Энгельсской военной авиационной школы лётчиков. Ею были созданы первые в мире три женских авиаполка.
Не простым, но необходимым было решение о депортации из Энгельса немецкого населения. Решением Государственного Комитета Обороны их выселили вглубь страны. Фашисты в это время находились в соседней Сталинградской области и могли в любой момент начать наступление вдоль берега Волги.
После Великой Отечественной войны город снова начал развиваться. Паровозоремонтные мастерские были преобразованы в вагоноремонтный завод — в 1968 году переименованный в завод транспортного машиностроения. В 1950 году завод имени Урицкого был преобразован из вагоностроительного в троллейбусный, производивший по 10 тысяч троллейбусов за пятилетку.
В 1959 году в городе было налажено серийное производство автотракторных запальных свечей. Поставки осуществлялись в 45 стран мира. С 1963-го завод топливных фильтров выпускал продукцию для всех дизелей. Энгельсские топливные фильтры шли в 50 стран мира. В 60-е годы в городе выросли огромные корпуса завода металлоконструкций. Этот завод был одним из крупнейших в СССР и в Европе.
За годы Советской власти в городе появились целые отрасли индустрии: энергетика, химическая промышленность, промышленность строительных материалов. Более 40 предприятий работали в городе, были введены в эксплуатацию заводы: специализированных автомобилей, керамзитовый, монтажных изделий, сдаточная эксплуатационная база. Произошло объединение родственных предприятий и возникло объединение «Химволокно», объединение по изготовлению музыкальных инструментов, полиграфическое производственное объединение и др.
В 1951 году в городе начал строиться проспект имени Ф. Энгельса. Зимой 1952 года началось строительство комбината химического волокна, над стройкой взял шефство ленинский комсомол. Число комсомольцев на стройке быстро выросло с 40 до 200. К концу 1965 года энгельсских химиков насчитывалось уже 8000 (из них 74% в возрасте до 30 лет). Был построен посёлок химиков: 22 многоэтажных дома (1,5 тысячи квартир), три молодёжных общежития на 1000 мест, 2 детских комбината, крупнейшая в области больница, фабрика-кухня, магазины, кинотеатр, кафе. Продукцию химкомбината поставляли более 350-ти предприятиям страны и иностранным фирмам. Одновременно с химкомбинатом в городе был построен завод синтетических моющих средств.
Посёлки химиков, строителей, троллейбусостроителей… И вот в городе строится посёлок мелиораторов. Вводится в строй завод железобетонных изделий. Рядом экспериментальный механический завод — второе крупное предприятие базы мелиорации по ремонту тягачей и навесного бульдозерного оборудования.
Важным событием в истории города стало приземление 12 апреля 1961 года в окрестностях Энгельса первого космонавта планеты — Ю.А. Гагарина. Уже через месяц на месте приземления установили кирпичный постамент, а спустя 4 года строители треста № 3 «Энгельсхимстрой» поставили обелиск, а 12 апреля 1981 года перед обелиском установили скульптуру Ю.А. Гагарина в полный рост.
Инфраструктура города росла невиданными темпами. Перед революцией в городе было две больницы, в которых работали 4 врача, 13 медсестёр и 50 человек обслуживающего персонала. В первые послереволюционные годы в Покровске каждый год открывалось какое-нибудь лечебное учреждение: 1923 — туберкулёзный санаторий, 1924 — тубдиспансер, 1925 — первый рентгенкабинет, 1926 — четыре амбулатории, 1927 — женская консультация, 1930 — родильный дом, 1932 — хирургический корпус. В середине 1920-х появилась станция «скорой помощи». В 1946 году был открыт онкологический диспансер. К началу 80-х годов на страже здоровья жителей в городе работает 8 больниц, 10 детских и женских консультаций, 13 аптек, 2255 коек в стационарах.
В период Советской власти в городе функционировало 7 музыкальных школ, в которых учились 2000 детей, 900 детей занимались в школе искусств, 160 коллективов художественной самодеятельности (7000 взрослых и детей). Каждый год выпускали молодых специалистов химико-механический, индустриально-педагогический, коммунально-строительный и кооперативный техникумы, а также филиал Саратовского политехнического института.
Но грянула перестройка, и как её итог — развал Советского Союза и запрет КПСС. Новая власть развернула бурную деятельность по восстановлению Республики немцев Поволжья и переименованию города в прежний Покровск. Но жители Энгельса во главе с коммунистом В.И. Надеждиным встали на защиту родного города и решительно отвергли все попытки повернуть историю вспять. В городе был проведён референдум, на котором подавляющее большинство жителей сказали: «Городу Энгельсу — быть!».
Начала восстанавливаться и партийная организация КПРФ. Но перевёртыши и антисоветчики всё же проехались своим разрушительным катком по городу. За годы рыночных преобразований перестали существовать Энгельсское объединение «Химволокно», мясокомбинат, клеевой завод, завод духовых музыкальных инструментов, троллейбусный завод, 9-й Центральный авторемонтный завод, ткацкая и мебельная фабрики, Энгельсское Высшее зенитно-ракетное командное училище...
Остальные предприятия представляют жуткую пародию на промышленное производство. Тысячи и тысячи рабочих потеряли работу и средства к существованию, разъехались по другим городам. 70 лет строительства, созидания, развития, сменились 30-ю годами упадка, разрухи, деградации и обнищания.
И всё же, 30 лет — это большой срок. И город с населением почти 230 тысяч жителей, конечно, преобразился. Но сегодня вместо заводских труб над городом возвышаются стеклобетонные высотки, всюду пестреют вывески торговых центров, вместо промышленных гигантов работают небольшие предприятия. На месте бывших заводских цехов строятся новые жилые микрорайоны. Дорогу, ведущую к месту приземления Ю.А. Гагарина, наконец-то отремонтировали. Ежегодно там проходят торжества, приуроченные ко Дню космонавтики. И именно у подножия памятника Ю.А. Гагарину начала своё восстановление Энгельсская пионерская организация.
Город Энгельс дал нашей стране много замечательных людей. Среди них: один из лидеров революционного Покровска, участник Гражданской и Великой Отечественной войн, генерал-лейтенант Пётр Волох; писатель, сценарист, лауреат Сталинской премии Лев Кассиль; композиторы, заслуженные деятели искусств РФ Виктор Ковалёв и Борис Толочков; композитор, музыкальный педагог и музыковед Альфред Шнитке; художник Алексей Кравченко; живописец, художник-монументалист, Андрей Мыльников; лётчик, Герой Советского Союза Владимир Червяков; лётчик-космонавт, Герой России Юрий Шаргин и др.
Сегодня, попытки переименовать улицы, да и сам город, продолжаются. И не малую роль в этом процессе играет церковь. Но мы уверены, что жители города Энгельса отвергнут все эти планы и не позволят переименовать город, носящий имя величайшего учёного и мыслителя — Фридриха Энгельса!
Ольга АЛИМОВА,
первый секретарь Саратовского обкома КПРФ.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме