10:15 06.01.2013 | Все новости раздела "КПРФ"
Официальная статистика развенчивает официальные мифы о "социальной ответственности государства". Независимый экономист Владислав Жуковский анализирует новые данные Росстата
2013-01-06 10:10
Владислав Жуковский, независимый экономист - дл KPRF.RU
Буквально на днях, в конце декабря прошлого года, Росстат опубликовал очередную порцию весьма важной статистической информации, посвящённой соотношению денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума и численности малоимущего населения. Как и следовало ожидать, никаких значимых позитивных сдвигов в социальной сфере и имущественной дифференциации населения не произошло.
Что бросается в глаза прежде всего – по итогам 3-го квартала текущего года прожиточный минимум в России был повышен чиновниками до 6,643 рублей, что на 5,1% превышает показатель начала года (6,307 рублей).
Все разговоры российских чиновников о «социальной ответственности государства» и «безусловном исполнении взятых обязательств» рассыпаются на глазах – власти умудрились поднять показатель прожиточного минимума на 5,1%, тогда как накопленная с начала года официальная оценка инфляции составила 6,3%. Более того, важно понимать, что цены на продукты питания, услуги естественных монополий, ЖКХ, транспорт и активно приватизируемую под разговоры о «финансовой эффективности» бюджетной сферы (образование, здравоохранение и т.д.) подскочили на 12-15%, существенно опередив общий рост цен в экономике.
Так, по оценкам всё того же Росстата, который, насколько можно судить, находится под постоянным политическим давлением «сверху» и вынужден заниматься статистическими приписками, чтобы не портить настроение своему начальству, цены на пшеничную муку по состоянию на 17 декабря за период с начала текущего года подскочили 27,9%. Тогда как хлеб прибавил в цене 13-14%, куры стали дороже на 14,8%, картофель подорожал на 10,5%, а цены на белокочанную капусту подскочили аж на 49,7%.
Не лучше обстоят дела в сфере предоставления базовых социальных и жизнеобеспечивающих услуг, которые уже давно стали одним из наиболее монополизированных, коррупциогенных, а в ряде случаев и откровенно криминализированных секторов экономики. По весьма радужным и далёким от реального положения дел оценкам Росстата, цены на горячее водоснабжение подскочили в цене на 11,6%, холодное водоснабжение стало дороже на 11,3%, отопление прибавило в цене на 10%, а плата за жильё в домах государственного и муниципального жилищных фондов выросла в цене на 10,1%.
Не намного лучше обстоят дела в сфере оказания транспортных услуг, на долю которых приходится от 15 до 20% расходной части бюджета малоимущих семей. Для сравнения, индексация прожиточного минимума на 5,1% с начала 2012г. выглядит откровенным издевательством на фоне того, что проезд в трамвае подорожал на 10,3%, в городком автобусе - на 7,5%, а цена проезда в троллейбусе выросла на 7,3% только с начала текущего года.
Правительство искусственно отказывается повышать порог нищеты
При этом нужно отдельно отметить тот факт, что в принципе не имеет никакого смысла соотносить величину прожиточного минимума в 3-м квартале текущего года со значениями первой половины нынешнего года и второй половины 2011г. И вот по какой причине - именно в этот период в разгар подготовки к парламентским и президентским выборам находящиеся у власти чиновники за неимением реальных поводов для гордости (если таковыми не считать стагнацию экономического роста и затухание промышленности при рекордно высоких ценах на нефть, а также распил средств налогоплательщиков на имиджевых «олимпийских стройках») начали заниматься их собственноручным созданием. А в качестве действенного инструмента стали использовать статистические манипуляции и приписки.
Искреннее желание оккупировавших финансово-экономический блок правительства «либеральных сектантов» отчитаться перед начальством в Кремле за проделанную работу привело к тому, что они в лучших традициях младореформаторов эпохи либерального погрома 1990-х годов начали изо всех сил бороться с бедностью. Причём, как и свойственно настоящим «рыночным фундаменталистам», считающих, что государство призвано служить не собственному населению и национальным интересам, а глобальном бизнесу и карману олигархов, борьба с бедностью и нищетой велась исключительно на бумаге. Чтобы ни один коррупционер и приближенный к власти олигарх и спекулянт не пострадал.
Иначе просто не получается объяснить тот факт, что за период с 1-го по 4-ый квартал 2011г. размер прожиточного минимума, от которого зависит расчёт целого ряда социальных выплат и, что не менее важно, определение уровня нищеты, снизился на 4,1% - с 6,473 до 6,209 тыс. рублей. Притом что только по официальным и крайне политкорректным оценкам самого Росстата, имеющим весьма слабое отношение к действительности, потребительские цены в России выросли на 6,2%.
Притом что реальный размер инфляции для 75% россиян с душевыми доходами ниже средней величины по России (24,2 тыс. рублей), у которых от 60 до 75% расходной части семейного бюджета уходит на оплату ускоренно дорожающих продуктов питания, услуг естественных монополий, транспорта и ЖКХ, превысил 10-12%. Эта оценка «социальной инфляции», приводимая целым рядом видных российских экономистов и в частности экс-главой НИИ Статистики Росстата Василием Симчерой, в целом совпадает с дефлятором ВВП России в том же 2011г., который достиг рекордных с кризисного 2008г. 15,8%.
Собственно говоря, никого в правительстве такой манёвр, насколько можно судить, не смутил. Российские чиновники на полном серьёзе заявили об окончательном преодолении последствий кризиса 2008-2009гг. и «колоссальных достижениях в области социальной политики». Прямо накануне декабрьских выборов в парламент правящая партия «молчаливой тишины» объявила о снижении численности населения, находящегося за чертой бедности, аж на 40,2% - с 22,9 до 13,7 млн. россиян. Ничего, кроме искреннего удивления выдающимися управленческими «талантами» правящих властей, метко охарактеризованных Владиславом Сурковым «оффшорной аристократией», это не могло вызвать.
Российские чиновники, критически значимая часть которых, насколько можно судить по целой череде громких коррупционных скандалов, превратила государственную службу в инструмент незаконного личного обогащения, одним росчерком пера за счёт занижения величины прожиточного минимума сократили численность нищего населения России практически на 9,2 млн. человек. Для этого не пришлось увеличивать пособия малоимущим слоям населения и увеличивать финансовую поддержку многодетным матерям-одиночкам, детям-сиротам, ветеранам войны и труда, пенсионерам и инвалидам.
Для этого тем более не потребовалось заниматься набившей оскомину «модернизацией» экономики, возрождать наукоёмкие производства и создавать «25 млн. рабочих мест в инновационном секторе». Всё, что потребовалось от российского руководства – просто-напросто понизить предельный порог нищеты, снизив величину прожиточного минимума вопреки не только здравому смыслу, но и официально публикуемой оценке инфляции. И всё можно было бы понять и объяснить, если бы у государства не было денег. Однако это категорически невозможно понять в условиях, когда государство захлёбывается от притока нефтедолларов, неиспользуемый остаток
Нужно было предложить уважаемому руководству страны вообще понизить прожиточный минимум до 2 тыс. рублей (или отменить его как таковой за ненадобностью или дурным свойством создавать головную боль для начальства), тогда бы Россия стала самой благополучной с социальной точки зрения страной в мире.
С этой точки зрения, для нивелирования статистического эффекта низкой базы от предвыборных приписок властей, имеет смысл соотнести установленный в 3-м квартале текущего года прожиточный минимум с аналогичным показателем в начале 2011г. И здесь получается совершенно удручающая картина – величина прожиточного минимума под неутихающие рассуждения властей о «социальной направленности экономической политики» и «помощи бедным» выросла на едва заметные 2,6%. Притом что только по официальным данным Росстата прирост потребительских цен составил более 12,8% - 6,2% в 2011г. и 6,3% накопленным итогом с начала года за период с января по 17 декабря 2012г.
Каким образом российским идейным наследникам «младореформаторов» и юным гайдаровцам удалось умудриться практически совсем не увеличить порог нищеты при весьма высоких темпах роста стоимости жизни – загадка. С научной точки зрения, иначе как отчаянной попыткой властей в угоду свои политическим интересам выдать желаемое за действительное это и не назовёшь.
Если исходить из того простого факта, что реальная «социальная инфляция» для находящихся в полунищем состоянии россиян превышает 10-12% ежегодно, то только за последние неполные 2 года величина прожиточного минимума должна была вырасти на 20-25% и превысить 7,760-8,100 рублей. В таком случае за чертой бедности и в состоянии хронической нищеты оказалось бы уже не 17,2 млн. человек (или 12,1% россиян), как это вынужден показывать Росстат, а как минимум 28-30 млн. человек. То есть не менее 18,5-20% численности населения России.
Правительство запланировало нищету на 2013г.
С 1 января 2013 г. минимальный размер оплаты труда в России был повышен на «целых» 12,9% - с 4611 до 5205 руб. в месяц. Повышение МРОТ произошло в соответствии с законом «О минимальном размере оплаты труда». При этом, согласно заявлениям министра труда и социального развития Максима Топилина, размер прожиточного минимума, иначе именуемого как минимально необходимый для элементарного биологического выживания человека набор товаров и услуг, в 2013г. будет повышен на 4,2% и составит порядка 6913 рублей.
Другими словами, даже в 2013г., несмотря на наличие колоссальных по своим размерам финансовым ресурсам (международные резервы Банка России и Минфина распухли до 525 млрд. долл.), российские чиновники оказываются не готовы поднять величину МРОТ до прожиточного минимума.
По сути дела, это является не только прямым и, судя по всему, злостным нарушением Трудового кодекса, в котором чётко указывается, то минимальный размер оплаты труда не может быть ниже минимально необходимой для выживания человека стоимостной оценки потребительской корзины.
Насколько можно судить, хроническое нежелание Минфина поднять МРОТ до прожиточного минимума можно воспринимать как целенаправленное нарушение норм действующей Конституции в части неспособности экономического блока правительства обеспечить право россиян не только на достойную жизнь, но даже на самое элементарное биологическое выживание. Иначе как проявлением принципа «экономического дарвинизма» эту ситуацию охарактеризовать сложно.
Для сравнения, по состоянию на 3-ий квартал 2012г. размер МРОТ (4611 рублей) был на 30,6% ниже величины прожиточного минимума. Даже после повышения в начале 2013г. размера МРОТ на 12,9% (до 5205 рублей), а прожиточного минимума на 4,2% (до 6912 рублей) минимально гарантированный размер трудовых доходов будет на 24,7% ниже стоимостной оценки минимально необходимого набора товаров и услуг.
По сути дела, правительство в очередной раз не выполнило обещания президента – ещё в апреле 2012г. Путин обещал в кратчайшие сроки повысить МРОТ до величины прожиточного минимума. Однако подготовленный Минтруда проект индексации заработных плат был раскритикован Министерством финансов и объединениями работодателей – первый наотрез отказался выделять на исполнение норм Трудового кодекса средства, а работодатели упёрлись повышать фонд оплаты труда. Насколько можно судить, либеральный клан, уже успевший получить три выговора и две отставки министров, осознанно подставляет президента страны и демонстрирует свою неспособность решать стоящие перед государством задачи.
Как и в случае с проблемой нищеты, в глаза бросается несуразность «цены вопроса». Если для того, чтобы повысить размер оплаты труда 17,2 млн. нищих россиян до величины официального прожиточного минимума (и без того заниженного в 2,5-3 раза относительно своего реального уровня), требуется порядка 550 млрд. рублей, то для повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума от государства потребуется и вовсе смехотворная сумма – от 45 до 55 млрд. рублей.
Это менее 0,08% ВВП и 0,4% федерального бюджета России в 2012г. Или приблизительно 0,7% от временно свободных 7,2 трлн. рублей Минфина, без дела лежащих на счетах в Центральном Банке и коммерческих баках и кредитующих модернизацию у стратегических конкурентов России в США, ЕС и Японии. Требуемая сумма в 6 раза ниже итоговых затрат государства на проведение имиджевого и показушного по своей сути саммита АТЭС во Владивостоке в августе 2012г. (не считая 300 млрд. рублей, направленных на газификацию Приморья), который, по признанию самого президента Путина, «проходил на стройке» и оброс целым ворохом громких коррупционных скандалов.
Стоит отметить, что в последнее время наблюдается осознанное торможение повышение размера МРОТ со стороны чиновников, которые тем самым пытаются минимизировать социальные расходы бюджета. Хоть за последние 11 лет величина МРОТ выросла практически в 35 раз (с 132 до 4611 рублей), в последний раз его повышение происходило аж в июне 2010г. До того момента его не поднимали с 2009г. Всего за период с середины 2010г. накопленный прирост потребительских цен составил более 21%, тогда как величина МРОТ была повышена лишь на 6,5% - с 4330 до 4611 рублей.
Статистические приписки властей
Ещё больше опасений вызывает тот факт, что российские чиновники вместо чёткого признания наличия острой проблемы нищеты и имущественной дифференциации и разработки конкретных мер её преодоления занимаются откровенными статистическими манипуляциями. Так, с 1 января 2013г. происходит не только запоздалое и несоразмерное со скачкообразным ростом потребительских цен повышение величины МРОТ и прожиточного минимума. С начала текущего года вступают в силу поправки в методологию расчёта и индексации самой потребительской корзины россиян, к которым привязано определение прожиточного минимума.
Вместо того, чтобы навести порядок в отреформированной системе ЖКХ, обуздать коррупцию и наступить на карман естественным монополиям, потребовав от них раскрыть структуру себестоимости оказываемых услуг и структуру так называемого инвестиционного тарифа, который превратился в инструмент узаконенного перекачивания денег из карманов населения и промышленности, чиновники решили пойти другим, более простым путём.
Экономический блок правительства вопреки здравому смыслу и при активном сопротивлении со стороны экспертного сообщества предложил внести радикальные изменения в методологию расчёта структуры потребительской корзины и механизмов её индексации.
Согласно новой методологии, с 2013г. при индексации стоимостной оценки потребительской корзины, отражающей минимально необходимый для выживания паёк, во внимание будет приниматься исключительно рост цен на продукты питания и прочие продовольственные товары. Тогда как изменение цен на услуги и непродовольственные товары первой необходимости, традиционно дорожащие в 2-2,5 раза более высокими темпами, нежели продукты питания, перестанет учитываться вовсе.
И это притом что на протяжении последних 11 лет средние темпы роста цен на газ, электроэнергию, жилищно-коммунальные услуги, отопление и проезд в транспорте достигали 13-17%, что в 2-2,5 раза превышало средний официальный рост цен в экономике в целом. Другими словами, чиновники решили избавиться от лишней головной боли и просто-напросто перестали учитывать влияние скачкообразного роста цен на услуги первой необходимости на общий рост стоимости жизни в России.
В новом документе впервые за всю историю пореформенной России предлагается отойти от практики определения структуры потребительской корзины в натуральных показателях и перейти к относительным величинам. В результате чего правительственные чиновники предлагают отвести на долю непродовольственных товаров и услуг по 25% от общей стоимости потребительской корзины. А 50% выделить на продукты питания и продовольствие.
В ныне действующем федеральном законе от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» в расчет, в частности, брались данные о стоимости пальто на взрослого человека (три штуки в расчете на 7,6 лет), платьев и другой верхней одежды (восемь штук на 4,2 года), белья (девять предметов — на 2,4 года), чулок и носков (семь пар в расчете на полтора года) и т. д. Теперь же предлагается в принципе отказаться от практики расчётно-нормативного определения потребности человека в товарах первой необходимости и выделять на них строго ограниченную долю бюджета.
Имеет смыл напомнить, что по состоянию на конец 3-го квартала 2012г. размер минимально необходимой для физиологического выживания россиянина потребительской корзины составлял порядка 6165 рублей. Из которых 2436 рублей (39,5%) приходилось на продукты питания, 1036 рублей (16,8%) – на непродовольственные товары, а 2693 рублей (43,6%) составляли расходы на оплату услуг – ЖКХ, газа, электроэнергии, транспорта и т.д. Сделав акцент исключительно на группе продовольственных товаров, правительство искусственно ретранслировало рост цен на весьма узкую часть потребительской корзины на всю корзину целиком.
Другими словами, правительство под надуманным предлогом улучшения качественных характеристик потребляемых продуктов питания (замещение картофеля и хлеба на мясо и рыбу) предлагает раздуть долю продуктов питания в потребительской корзине практически на четверть от её сегодняшнего уровня. Одновременно снизив вклад услуг естественных монополий, ЖКХ, транспорта, образования и здравоохранения в 1,7 раз и подняв долю непродовольственных товаров в 1,5 раза. И это притом что на долю оплаты услуг первой необходимости приходится до 50-60% семейного бюджета малоимущих россиян, а ещё 10-15% составляют расходы на непродовольственные товары.
Насколько можно судить, российские либералы, оккупировавшие финансово-экономический блок правительства, открыто признались в капитуляции перед сырьевым лобби, естественными монополиями и жилищно-коммунальной мафией, обладающими поддержкой во властных структурах. И вместо ограничения произвола естественных монополий, наведения порядка в ЖКХ и борьбы с прочими составляющими инфляции издержек, а также повышения материальной поддержки малоимущих слоёв населения решили окончательно отвязать прожиточный минимум от какой бы то ни было реальности, превратив его в статистическую фикцию.
Если раньше ещё было хотя бы теоретически можно было спорить о неадекватности состава потребительской корзины, неравномерности распределения её структуры между продуктами питания, непродовольственными товарами и услугами, а также указывать, что реальный прожиточный минимум по методологии экономически развитых стран должен достигать 15,5-16 тыс. рублей (60% от средней заработной платы), то сейчас этот показатель утратил всякий социально-экономический смысл. Это в чистом виде продукт статистических манипуляций и приписок, не имеющий совершенно никакого отношения к реальному положению дел в экономике страны.
Судя по всему, экономический блок правительства пошёл на этот шаг вполне осознанно – власти пытаются всеми силами минимизировать социальную нагрузку на бюджетную систему, которую идейные последователи «младореформаторов» и прочие «гайдаровцы» традиционно рассматривают в качестве лишней обузы и проявления неэффективного использования бюджетных средств. Только этим можно объяснить тот факт, что на протяжении последних лет наблюдается интенсификация процесса скрытой приватизации бюджетной сферы, влекущей за собой рост платности социальных услуг при одновременном снижении их качества и доступности.
Вкупе с изменением методологии расчёта потребительской корзины, которая позволит занижать масштабы индексации прожиточного минимума в 2-2,5 раза, летом 2012г. вступили в силу поправки в ФЗ-83, которые по сути дела легитимизировали коммерциализацию бюджетной сферы и существенно повысили платность среднего и высшего образования, дошкольного воспитания, здравоохранения, культурного досуга и т.д.
Складывается впечатление, что чиновники продолжают следовать людоедским курсом монетизации льгот. Неудивительно, что даже в МЭР признали, что к 2030г. по самым скромным оценкам цены на электроэнергию вырастут в 5 раз, а на газ в 4,5 раза. В результате чего как минимум две трети россиян будут вынуждены существенно сократить потребление услуг естественных монополий. Судя по всему, задача «модернизации» естественных монополий, технического перевооружения разрушенной энергетической системы и повышения энергоэффективности экономики будет в очередной раз решаться за счёт 70% бедных, нищих и полунищих россиян.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме