10:45 23.01.2009 | Все новости раздела "КПРФ"
Очередные проблемы, вызываемые ЕГЭ
Сколько раз уже народ пытался донести до власти ненужность и даже вред введенного Единого Госэкзамена. Однако их как обычно не слышат. Многие учителя и сами не понимают, как сдавать ЕГЭ и, главное, зачем. Тем более по гуманитарным предметам…
Каждоем лето Единый государственный экзамен (ЕГЭ) обрастает скандалами и скандальчиками.
То поймают школьниц, за которых задание в соседнем классе выполняли учителя,— эка невидаль!
То школьники соберут в Интернете десятки тысяч подписей протеста — кто их слышит?
То центральный канал сообщит об акциях протеста в городах Кемеровской области — так не в столице же.
То вдруг выяснится, что в одной из национальных республик хороший ЕГЭ стоит 60 тыс. рублей, а в одном из сибирских регионов — всего 30 тыс. Мелочь, ведь с коррупцией в образовании мы почти покончили!
Рассказав об этом руководителю Рособрнадзора Л. Глебовой, услышал в ответ: в каждый регион, где возникнут подозрительные отклонения от средних показателей, в следующем году высажу “десант”! И подумал: ЕГЭ и так уже превратился в подобие спецоперации, а после “десанта” цены удвоятся.
Однако есть вещи куда как поважнее. Знакомый ректор утверждает: ЕГЭ в России вводится для того, чтобы сократить число студентов. И не без оснований. Судите сами.
Если верить сообщениям газет, в прошедшем году количе-ство “двоек” на ЕГЭ составило: по литературе — 25,3%, по математике — 23,5%, по русскому языку — 11,2%.
Прибавим к этому, что “двойки” за ЕГЭ получили: по немецкому языку — 13,3%, по информатике — 11,2%, по химии — 10,4%, по истории — 10%, по физике — 9,7%, по географии — 8,9%, по биологии — 6,7%, по обществознанию и английскому языку — 6,1%, по французскому языку — 4%. По пяти ведущим предметам результаты хуже, чем в предыдущем году.
СМИ бурно дебатировали, что стало причиной таких результатов и их ухудшения: низкое качество знаний или ещё более низкое качество измерителей? Ответ прост: и то, и другое. Меня лично больше всего тревожит литература. И не потому, что в школе она была, пожалуй, самым любимым моим предметом, а потому, что пренебрежение великой русской литературой — это одновременно и отражение, и причина той духовно-нравственной катастрофы, о которой уже приходилось писать.
Любимая нашим классом учительница литературы Валерия Александровна Соколова не раз говорила: литература — это не учебный предмет, а воспитание души. Убеждён: это средство более мощное, чем предполагаемый специальный предмет “Духовно-нравственная культура” со всеми его религиозными составляющими. Поэтому то, что дети перестали читать классику, — мина замедленного действия под духовные устои общества. И хотя мощность взрыва прогнозировать невозможно, но последует он обязательно. А быть может, уже происходит. При этом ЕГЭ катастрофу явно усиливает.
Недавно на вопрос журналиста я честно ответил, что ЕГЭ по литературе скорее всего сдать бы не смог. И ничуть об этом не сожалею. Конечно, и в советское время было немало учителей, у которых дети всё больше писали сочинения про “типичных представителей” (как сказала героиня фильма “Доживём до понедельника”). Однако нас учили другой литературе: учили любить книгу, сопереживать героям, ставить себя на их место, анализировать тонкости психологии и моральных проблем. Сейчас всё больше спрашивают про художественные особенности и литературные приёмы, то есть превращают ученика и учителя в бездушную аналитическую машину.
Помните, профессор Куницын давал лицеистам задание: “А теперь, господа, опишите розу стихами”. Сейчас вместо этого требуют “разложить по полочкам” есенинскую “рощу золотую”. Представьте себе Пушкина, который на лицейском экзамене не читает Державину стихи, а анализирует художественные приёмы его (Державина) произведений. От этого Гавриила Романович наверняка бы не проснулся, да и сам Александр Сергеевич от такого образования вряд ли стал бы Пушкиным!
Однако вернёмся к итогам ЕГЭ. В своё время широкой популярностью пользовался такой анекдот.
Профессор:
— Первому отвечающему за храбрость оценка выше на балл. Студент:
— Ставьте “три”, я иду.
Аналогичная по существу система прибавления 1 балла к “неуду” уже 7 лет действует и на ЕГЭ. Если бы не она, с учётом детей, “проваливших” два и более предмета, в прошлом году до половины выпускников могли бы иметь “двойки” в аттестате. Однако в этом году такая система действовать не будет. А это означает следующее: если вовремя не внести изменения в законодательство, каждый второй ребёнок рискует вместо аттестата зрелости получить “волчий билет”, с которым, кроме как на неквалифицированную работу или в армию, никуда не пойдёшь. И тогда произойдёт уже не скандальчик и не скандал, а настоящая катастрофа! Думаю, если бы родители и старшеклассники лучше понимали ситуацию, протесты не ограничились бы малыми митингами в малых городах, а вылились в грандиозные митинги в столицах.
Пользуясь случаем, хочу задать “вдохновителям и организаторам” ЕГЭ из числа власть имущих простой вопрос: за что они так не любят детей?
Напомню: будущий хирург или будущий ядерщик, которому государство намерено доверить человеческие жизни, сдаёт выпускной экзамен или защищает диплом в присутствии своего преподавателя, других преподавателей своего вуза и преподавателя из другого университета (как правило, председателя комиссии). В этом случае государство доверяет человеку. Школьному же учителю и самим выпускникам, которые по действующему законодательству до 18 лет признаются детьми, доверия нет. Их обыскивают чуть ли не с собаками, удаляют из стен родной школы, а учителей к экзамену не подпускают и близко. Спрашивается, за что?
Впрочем, на каждое вредное лекарство подобного рода находится противоядие. Во многих регионах губернаторы рассматривают ЕГЭ как дело чести, престижа, а потому в сёлах, где нет посторонних проверяющих, учителя получают прямое задание помогать детям. Правда, не всем, а только по списку местного начальства.
Напомню читателю: мною подготовлен и совместно с группой депутатов и членов Совета Федерации, включая его председателя С. Миронова, внесён законопроект о добровольности единого экзамена. Большинство российских регионов законопроект поддержали.
В своё время для многих из нас школьный экзамен был праздником: с цветами для любимых учителей и возможностью блеснуть интеллектом перед комиссией — для настоящих учеников. ЕГЭ даже для учеников вполне успешных становится мукой. Если педагогическое сообщество сможет заставить законодательную и исполнительную власть принять наш законопроект, ребёнок и его родители вновь обретут свободу выбора.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме