12:16 12.03.2010 | Все новости раздела "КПРФ"
Обращение совета Воронежского регионального отделения Комитета ветеранов подразделений особого риска
МИНИСТЕРСТВО
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Минздравсоцразвития России)
ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА
Илюхин Виктор Иванович |
Депутату Государственной
Думы Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. Илюхину
Уважаемый Виктор Иванович!
Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации рассмотрено письмо совета Воронежского регионального отделения Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации по вопросу предоставления мер социальной поддержки и медицинского обеспечения гражданам, принимавшим непосредственное участие в составе подразделений особого риска, поступившее из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан.
Ответ заявителям направлен. Копия прилагается.
Приложение: на 5 л.
С уважением,
М.А. Топилин
МИНИСТЕРСТВО
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Минвдравсоцразвития России)
В.К. Корвякову
Обращение совета Воронежского регионального отделения Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации по вопросу предоставления мер социальной поддержки и медицинского обеспечения гражданам, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поступившее из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан, рассмотрено. В пределах компетенции сообщаем.
В целях защиты прав и интересов граждан, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварии ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1 на граждан из подразделений особого риска распространено действие отдельных норм Закона РСФСР от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон).
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ в указанное Постановление внесены изменения, в частности, установившие конкретные нормы Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подлежащие распространению на граждан из подразделений особого риска. В то же время данным законодательным актом установлена новая система социальной защиты граждан, осуществившая замену льгот в натуральной форме на денежные компенсации. Установленная им ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) является формой компенсации гражданам, в том числе ветеранам подразделений особого риска, упраздненных льгот.
Гражданам из числа ветеранов подразделений особого риска, ставшим инвалидами, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1 - 14 части первой статьи 14, статьей 24, пунктом 1 части третьей статьи 27.1, статьей 29 (за исключением абзаца второго пункта 2 части первой), частями первой - третьей статьи 39 Закона. При этом норма пункта 15 части первой статьи 14, предусматривающая выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанным выше Постановлением на граждан из подразделений особого риска не распространена.
Пунктом 3 статьи 14 Закона, распространенным на граждан из подразделений особого риска, гарантирует оплату в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального жилищных фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающих с ними; оплату в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
В частности, пунктом 13 данной статьи Закона предусмотрена ежемесячная денежная компенсация указанным гражданам, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров, которая ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам из числа граждан, пострадавших от радиационного воздействия, предоставлено право на получение двух ежемесячных денежных выплат (по нормам Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации и Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС). Размер ежемесячной денежной выплаты определяется в зависимости от группы инвалидности (степени утраты трудоспособности).
Кроме того, согласно Федеральному закону "О государственной социальной помощи" названные граждане имеют право при желании на получение набора социальных услуг, в который включаются:
1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;
2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Проверка конституционности Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ применительно к лицам, принимавшим непосредственное участие в составе подразделений особого риска, проводилась Конституционным Судом Российской Федерации.
В частности, вопросы, связанные с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью граждан из подразделений особого риска, ставших инвалидами вследствие радиационного воздействия, изложены в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 октября 2005 года№385-0.
Данным Определением установлено, что в рамках длящихся правоотношений, в том числе в сфере социальных гарантий, носящих компенсационный характер, лицо, по отношению к которому государство ранее признало объем возмещения вреда, причиненного его здоровью воздействием радиации до 1 января 1992 года, не лишено связанных с этим прав после принятия Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ.
Правоприменительные решения, принятые, в том числе судебными органами, после вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, приостанавливавшие выплату ранее назначенных и выплачивавшихся данным гражданам сумм возмещения вреда, подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.
При этом, как отмечено указанным Определением, одним из обязательных условий применения по отношению к гражданам норм по выплате возмещения вреда, установленных пунктом 15 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", является установление в соответствии с нормами статьи 24 Закона причинной связи заболеваний, повлекших инвалидность, с воздействием радиации.
В то же время конституционно-правовой смысл Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 7 октября 2005 года № 385-0 обязывает органы государственной власти предоставлять указанным гражданам, которым установлена причинная связь инвалидности с воздействием радиации, ежемесячную выплату в возмещение вреда в размерах, которые предусмотрены для граждан, ставших инвалидами вследствие других аварий и катастроф.
Специализированная медицинская помощь гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий, оказывается как в ведущих учреждениях здравоохранения, подведомственных органам управления здравоохранения субъектов Российской Федерации, так и в федеральных специализированных медицинских учреждениях. При этом лечение в федеральных специализированных учреждениях осуществляется по направлению органа управления здравоохранения субъекта Российской Федерации в случае отсутствия возможности оказания требуемой больному медицинской помощи в региональных учреждениях здравоохранения.
Гражданам указанных категорий гарантировано обязательное диспансерное наблюдение, осуществляемое в три этапа с участием республиканских центров радиационной медицины.
Кроме того положениями постановления Правительства Российской Федерации от 21 октября 1992 года № 806 "О Комитете ветеранов подразделений особого риска" для граждан из подразделений особого риска предусмотрено осуществление совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти мероприятий по их медико-социальной реабилитации на базе Научно-лечебного центра Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации за счет субсидий, выделяемых из федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 69.
Вопрос об установлении причинной связи заболеваний с воздействием радиации В.К. Корвякова, Ж.А. Бибилашвили, В.Н. Волкова неоднократно рассматривался Федеральным Межведомственным экспертным советом по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти с воздействием радиационного фактора (далее - ФМЭС).
Документы упоминаемых в обращении В.А. Садчикова, А.В. Рязанова в адрес ФМЭС не поступали и, соответственно, не рассматривались.
Разъяснения по обоснованию принятых специалистами ФМЭС решений и другим вопросам, поднимавшимся указанными заявителями в обращениях в ФГУ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России и в другие инстанции, давались заявителям в письменном виде.
В период с 1992 по 2005 годы установление причинной связи заболеваний гражданам из числа ветеранов подразделений особого риска с воздействием ионизирующих излучений и других опасных для здоровья факторов радиационной деятельности было возложено на Бюро медико-социальной экспертизы Комитета ветеранов подразделений особого риска.
Из Вашего обращения следует, что данное Бюро отказало в установлении причинной связи заболеваний В.К. Корвякова, Ж.А. Бибилашвили, В.Н. Волкова с воздействием радиационных факторов, а правомерность данного решения неоднократно рассматривалась судебными органами, которые, подтвердили правовую обоснованность решений, принятых Бюро медико-социальной экспертизы Комитета ветеранов подразделений особого риска.
В соответствии со статьей 120 Конституции Российской Федерации судьи независимы и подчинены только Конституции Российской Федерации или федеральному закону. Всякое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия преследуется по закону (статья 10 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации). Пересмотр судебных решений осуществляется в соответствии с Гражданским процессуальным законодательством.
В настоящее время в соответствии с изменениями, внесенными в Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1 Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ полномочия по установлению причинной связи заболеваний гражданам из числа ветеранов подразделений особого риска с воздействием ионизирующих излучений и других опасных для здоровья факторов радиационной деятельности передано межведомственным экспертным советам. В случае сомнения заявителей в правомерности ранее принятых уполномоченными органами решений, рекомендуется обратиться в Российский межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, созданный на базе Федерального государственного учреждения "Российский научный центр рентгенорадиологии Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" (117997, г. Москва, ул. Профсоюзная, 86).
Одновременно сообщаем, что специалисты ФМЭС располагают достаточно полными сведениями о судьбах персонала, принимавшего участие в ликвидации радиационных аварий на территории страны, и об отсутствии специфических изменений в состоянии здоровья в сравнении с другими популяциями населения даже в случаях, когда регламентированная в 60-е годы для аварийных ситуаций доза в 25 сЗв превышалась в 2-3 раза.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации не обладает полномочиями по изменению решений органов, уполномоченных на установление причинной связи заболеваний с воздействием радиации.
По вопросу внедрения стандартов лечения больных сообщаем: в настоящее время в соответствии со статьей 37.3 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации проводится работа по разработке порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
Учитывая изложенное, уровень социальной поддержки лиц из подразделений особого риска соответствует уровню социальной защиты аналогичных категорий граждан, пострадавших в результате других радиационных аварий и катастроф.
Заместитель директора
Департамента по делам инвалидов В.П. Беренда
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме