17:15 02.04.2010 | Все новости раздела "КПРФ"

«Об итогах выборов в законодательные (представительные) и исполнительные органы власти различных уровней ряда субъектов Российской Федерации 14 марта и первоочередных задачах партийных отделений»

Выступление Первого заместителя Председателя ЦК КПРФ И.И. Мельникова на семинаре-совещании руководителей Комитетов региональных отделений КПРФ

Мельников Иван Иванович

Депутат Государственной Думы, член Комитета по образованию и науке, первый заместитель Председателя ЦК Коммунистической партии Российской Федерации, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова

2 апреля 2010 г.

Уважаемые товарищи!

Мы регулярно даем оценку прошедшим региональным выбором, мартовские не исключение. Но в анализе итогов состоявшихся избирательных кампаний мало и недостаточно подвести итог формально, математически, просто сравнить официально полученные проценты с теми, которые были ранее.

Выборы 14 марта, их результаты, – являются сложной реакций на целую гамму действий и событий, которые имели место, начиная с прошлых октябрьских выборов. А мы помним, что выборы, которые прошли 11 октября, – стали фактически погружением на самое дно всего видимого за последние годы произвола административного ресурса. В едином букете нарушений связались марийские удары милицейскими дубинками и московские массовые приписки фальшивых голосов в пользу единороссов. Исчезновение у власти всякого чувства меры в уже привычных играх с досрочным голосованием, открепительными талонами, тотальное искажение итоговых протоколов на местах, – привели к очевидному решению: радикальной реакции.

Такая реакция была. Речь, конечно, о думском демарше. Мы говорим о нем и сегодня, возвращаемся к нему, потому что тот выход трех фракций из зала – также имеет прямую связь с нынешними мартовскими выборами, это тоже часть итогов прошедших выборов. Что можно сказать с позиций сегодняшнего дня? Мы поступили правильно. И правильно даже не потому, что беспредел накипел, что у нас были требования. Мы были правы потому, что в обществе была готовность воспринять и поддержать наш политический жест. И сочетание этих двух моментов – позволило оказать некоторое давление на власть. Состоялась встреча с Президентом, потом было Послание Федеральному Собранию и, наконец, Государственный Совет с участием всех партий.

Какие же итоги? Теперь об этом можно говорить, ситуация стала яснее.

Итог первый: нас отправили «в суд», закрыв глаза на многие очевидные факты. В суд, где решения заведомо предрешены, что уже показывают разбирательства в Москве. Бюрократия регионов восприняла это как знак, что все будет сходить с рук и дальше. Одновременно против нас партия власти создала какие-то специальные инстанции с целью расследования «нарушений» со стороны оппозиции, - ну а тут поле для вымыслов является бесконечным.

Итог второй: президент начал инициировать предложения для избирательного и партийного законодательства. Да, это абсолютный минимум того, что мы предлагали в рамках Группы по подготовке к Государственному Совету и предлагаем сейчас в Рабочей группе по совершенствованию избирательного законодательства. Но с мертвой точки дело сдвинулось. Под нашим напором удалось добиться закона, позволяющего формировать в регионах фракцию, вне зависимости от числа избранных депутатов и иметь гарантию работы на постоянной основе для руководителя. Удалось пробить пересмотр ряда параметров досрочного голосования. Недавно принят в первом чтении и закон о равномерном распределении эфира в регионах – аналогичный уже работающему федеральному. Да, нельзя сказать, что мы им довольны, но это уже лучше, чем «ничего» или «почти ничего», ведь ситуация с региональным эфиром становилась все хуже и хуже.  

Итог третий и главный. И этот главный итог связан уже не только октябрьскими событиями, не только с демаршем. В значительной степени он связан и с тем, что с начала года серьезно изменился социально-экономический фон: взлетели тарифы ЖКХ, поднялись цены на продукты и лекарства, снова остро встала проблема сокращений и увольнений, которая вопреки экономической логике какое-то время удерживалась искусственными мерами. По стране прокатились давно невиданные мощные протестные акции. И правящая группа в своем желании снять накал в преддверие выборов по сути дела раскололась на два лагеря. Один лагерь делал ставку на тактику небольшой демократизации выборов, делая пусть маленький, но шаг в сторону реального расклада сил. Другой лагерь нацеливался на еще большее завинчивание гаек и взвинчивание результата «Единой России» любым путем. Приступая к анализу непосредственно результатов – мы должны учитывать в том числе эти новые нюансы, хотя, конечно, не они были определяющими в наших результатах. Сначала назову основные тенденции и напомню показатели. 

Что касается выборов в региональные парламенты, признаемся, 14 марта нас ожидало сочетание восьмерки не самых «удобных» для КПРФ регионов. В феврале этого года работающий на власть социологический Фонд «Общественное мнение» предсказывал нам провокационно заниженные результаты в этих регионах в диапазоне от 4% до 12%, но в любом случае мы знали, что ранее во многих из этих регионов у нас были весьма посредственные результаты. 

Однако мы не только смогли прибавить, мы перешли на новую ступень поддержки нашей партии. В семи из восьми регионов – мы на втором месте, подтверждая статус альтернативного политического полюса, и что еще важнее: начался ощутимый рост процента поддержки.

В Курганской области на прошлых региональных выборах было 10,9%, на выборах в Государственную Думу 2007 года – 11,34%, сейчас – 25,21%. В Республике Алтай на прошлых региональных выборах у КПРФ было 8,9%, в 2007 году 7,99%, сейчас – почти 25%. В Свердловской области на прошлых региональных выборах было 12,2%, в 2007 году – 7,65%, сейчас – почти 21,7%. В Калужской области на прошлых региональных выборах было 13,4%, в 2007 году 13,42%, сейчас – 21,15%. В Рязанской области на прошлых региональных выборах было 15,2%, в 2007 году 15,6%, сейчас – 19%. В Хабаровском крае на прошлых региональных выборах 15,5%, в 2007 году – 10,98%, сейчас – почти 19%. В Воронежской области на прошлых региональных выборах было 13,7%, в 2007 году 16,17%, сейчас – 18,6%.

В Ямало-Ненецком автономном округе мы «уступили» второе место ЛДПР, но процент поддержки и здесь побил наши предыдущие результаты. На прошлых региональных выборах в ЯНАО было 7%, в 2007 году 4,15%, сейчас – 8,57%. Очень важно сказать, что в целом рост был не только процентов, но и реального числа наших сторонников. К примеру, только в Свердловской области мы прибавили двадцать тысяч человек!

Одновременно нам очень важно проследить, что при этом происходит с нашим главным оппонентом – «Единой Россией». Только в одной области - Воронежской – партия власти сумела превысить свой и без того неправдоподобно высокий результат, полученный в этом регионе на выборах в Государственную Думу в 2007 году. Было у них тогда 57,5%, а сейчас стало 62%. В семи из восьми регионов она падает по сравнению с результатами выборов в Государственную Думу. В трех регионах потери «Единой России» превысили 20%: в Республике Алтай у них меньше на 25%, в Курганской области на 23%, в Свердловской области на 22%. Заметно снизился уровень поддержки «Единой России» и в других регионах: на 15% в Ямало-Ненецком АО, на 12% в Хабаровском крае, на 8% в Калужской области, на 7% в Рязанской области.

После выборов единороссы заявляли, что якобы некорректно сравнивать их результаты с думскими выборами, нужно сравнивать с прошлыми региональными. Однако важно понимать, что техника сравнения, применимая к нашей партии и к партии власти – не может быть одинаковой. Ведь если наш результат еще может колебаться в зависимости от уровня выборов, их значимости, где играет роль мотивация избирателей, то результат «Единой России» в большей степени достигается одними и теми же методами и всегда нацелен на дальнейший рост любой ценой вне зависимости от уровня выборов. Но даже, подчеркиваю - «даже» если согласиться с тем, чтобы сравнить результаты «Единой России» не с думскими выборами, а интегрально сопоставить с прошлыми региональными выборами, то откроется не менее любопытная картина. У них уменьшился прирост к результатам прошлых региональных выборов.

Смотрим: в октябре 2008 года он составлял в среднем +26%, в марте 2009 года +19%, в октябре 2009 +22%. На выборах марта 2010 года прибавка составила всего то +6%. Растет и число субъектов, где партии власти не удается получить по партспискам более 50% голосов: в марте 2008 года это произошло в одном регионе из одиннадцати, в октябре - в одном из пяти, в марте 2009 года - в двух из девяти. А на настоящих выборах подобная ситуация сложилась в четырех регионах из восьми. К слову, наша партия качественно прибавила по всем восьми регионам - хоть по сравнению с прошлыми региональными, хоть по сравнению с прошлыми думскими выборами. Так что тенденция, когда мы набираем ход, а они опускаются вниз, - налицо в любом разрезе и сравнении.

Но помимо приятной тенденции сокращения разрыва наших официальных результатов с главным оппонентом, прослеживается и другая, не очень приятная. Не буду подробно озвучивать результаты ЛДПР и «Справедливой России», здесь достаточно заметить, что 14 марта они серьезно стали поджимать нас «снизу». Более или менее комфортный отрыв от официальных результатов этих двух партий у нас только в Республике Алтай, в Воронежской, Курганской и Калужской областях. Там «подушка безопасности» составляет примерно 8-10%. В остальных регионах – существенно плотнее. С чем это связано?

С ЛДПР все понятнее и проще. В ряде регионов из этой восьмерки их результаты исторически были неплохими и на фоне роста протестных настроений они могли прибавить что-то естественным образом, тем более что после октября они стали действовать злее и радикальнее.

А вот некоторый рост «Справедливой России» объясняется, по-видимому, двумя красками.

С одной стороны, они вобрали в себя часть избирателей «Единой России», тех, кто на фоне роста цен и тарифов не пожелал голосовать за первую партию власти, но оказался пока не готовым поддержать реальную оппозицию. Этого избирателя надо отвоевывать, тем более что у нас теперь на руках бесценный документ о политической коалиции двух партий власти.

С другой стороны, их результаты хороши в регионах, которые последовали тактике именно того лагеря внутри власти, который для успокоения протестного движения делает ставку на послабление административного вмешательства. И даже больше – искусственно проталкивает чахлую «Справедливую Россию» в региональные парламенты. А вот, если взять те регионы, где региональные администрации придерживались традиционной модели тотального подавления всех конкурентов «Единой России», то как раз в этих регионах давление не без труда выдержали только мы. Лучше всего это видно на примерах Воронежской и Рязанской области. В Воронежской области «Единая Россия» прибавила, а в Рязанской сбавила меньше, чем в других регионах. И именно в этих двух областях и у КПРФ наименьший рост процента, и здесь же самый низкий уровень поддержки проекта Миронова. В Воронежской области 6,12%, они не прошли барьер и только благодаря изменению в законодательстве получили один «утешительный мандат». В Рязанской области эсеры преодолели низкий пятипроцентный барьер с результатом чуть больше 6%.

Но не только восемь крупных региональных кампаний проиллюстрировали новации политической карты страны. Важно обратить самое пристальное внимание на итоги местных выборов.

Состоялась выборы 1921 глав городов, районов и поселений. Мы выдвинули 178 кандидатов и у нас 17 побед. Казалось бы, немного, но в нынешних реалиях, когда речь идет об исполнительной власти – это хороший результат. Тем более что проценты, набранные нашими товарищами, расположились в диапазоне от 35% до 88% поддержки нашего товарища в Костромской области. Все это убедительные победы. Среди них две крупных: это успех Виктора Кондрашова в Иркутске и Анатолия Кондратенко в Новочеркасске. В городском поселении Умба Мурманской области наш кандидат Юрий Ваталин после 27% в первом туре, во втором получил 72%, не оставив шансов кандидату от «Справедливой России». Обращу внимание также на достижение нашей Новосибирской областной организации: из 17 успешных кампаний – на их область приходится 7 побед на выборах глав сельсоветов. Выделю также успехи в Обливском районе Ростовской области и Павлоградском районе Омской области, ведь там число избирателей исчислялось десятками тысяч человек, а наши кандидаты набрали более 50% голосов. Не везде местные группировки достойно принимали поражения. Так, Валерий Ларионов, убедительно победивший в городе Шатура Московской области, был избит и, если бы не своевременная подмога, все могло закончиться трагически.

На выборах депутатов представительных органов власти в областных центрах разыгрывался 271 мандат. Из них 221 в одномандатных округах по мажоритарной системе, а 50 по спискам. Наш результат – 17 мандатов: 8 побед в одномандатных округах и 9 мандатов по спискам. Конечно, результат не радует, когда расклад 17 из 271. Но радуют два момента. Первый: из наших 8 побед по одномандатным округам 6 побед одержаны в Новосибирске, а это самое крупное в стране муниципальное образование. Второй момент: мы можем увидеть, что из 221 мажоритарных мандатов мы выиграли 8, что составляет 3,6%, а из 50 списочных мандатов мы выиграли 9, что составляет 18%.

Легко сопоставить эффективность! Тем более что эта эффективность прослеживается не только в областных центрах, но и в целом на муниципальных выборах по всей стране. Там, где они в марте прошли по спискам, мы завоевали 307 мандатов из 1489, что составляет 20,6%.

Вывод очевиден: чем быстрее произойдет переход на выборы по спискам в муниципальные собрания, тем более ярким будет повышение нашей результативности на этом уровне выборов. И в этом плане у меня приятная новость. На мартовском заседании Рабочей группы по корректировке избирательного законодательства, куда от КПРФ делегирован Евгений Иванович Колюшин, обсуждалась и одобрена идея введения пропорциональной или смешанной пропорционально-мажоритарной избирательных систем на выборах в представительные органы местного самоуправления. Это один из законопроектов, который входит в пакет инициатив КПРФ. Об этом же говорил в Послании и Президент России. Так вот в рамках этой группы и представители всех семи политических партий, и ответственные сотрудники Администрации Президента, и представители ЦИК РФ и Общественной Палаты, - все согласились, что нужно такой закон вносить в Государственную Думу и принимать. Так что есть большая надежда, что скоро будет открыт новый фронт самой серьезной избирательной борьбы, и каждое партийное отделение должно быть к этому подготовлено.

Уважаемые товарищи!

Как уже отмечалось, и какие-то новые веяния, связанные с последствиями думского демарша и Госсовета, и изменение социально-экономического фона, и рост протестных настроений в целом, – сыграли важную роль в прошедшей избирательной кампании. Но и эти выборы наглядно показали: решающую роль всегда все равно играет состояние партийной организации. Нет времени подробно останавливаться на работе тех организаций, которые прошли эти выборы, на этот счет Отделом по проведению выборных кампаний подготовлена большая записка, я же скажу в целом: опыт показывает, что добиваться хороших результатов удается там, где есть понимание, что выборы – это комплексная работа.

Первое. Снова повторяем извечное: кадры решают все. Тут три важных слагаемых. С одной стороны, грамотное продуманное решение – кому возглавить список. Все мы видим, насколько важным оказался вклад Н.М. Харитонова, В.И. Илюхина, В.П. Комоедова, А.В. Багарякова, С.Е. Савицкой и других наших депутатов, которые возглавили списки партии на выборах в региональные собрания и как ледоколы прорубали лед административных преград всю кампанию, находясь в регионе. Это очень важный момент: понять, кто нужен организации, наладить взаимодействие с первым секретарем.

С другой стороны, важен гармоничный список, где должны быть и люди разных профессий, и разного возраста, и женщины и мужчины. Все это надо учитывать и не подставлять себя, заранее думая о том, как та или иная фигура может быть препарирована пропагандистской машиной власти. Отдельная история – выборы по одномандатным округам. Мы на Центральном Штабе анализировали, отчего же так удачно выступают новосибирцы в одномандатных баталиях и на выборах в исполнительную муниципальную власть? Никакого суперрецепта нет. Он прост: дисциплина на всех участках и этапах плюс продуманный подбор кадров и, что важно: раннее знакомство избирателей с кандидатами, которое в Новосибирске началось за год до старта. Убежденные это коммунисты или сторонники КПРФ, но это должны быть люди, способные выходить за рамки нашего «ядерного электората» и аккумулировать протест как можно шире. Ведь сейчас общество как никогда раньше мобилизуется, если чувствует, что кандидат в силах стать разрушителем монополии надоевшей «Единой России». Мы были близки к этому в Орле, и мы прорвались в Иркутске. Это не только победа КПРФ, праздновал – весь город.

Наконец, об активистах. Без боевых штыков, которые занимаются распространением агитационной продукции, работают в пикетах, умеют агитировать хоть в аудитории, хоть в интернете, - кампанию не провести. Какими бы стойкими ни были наши пожилые сторонники – их энтузиазма мало. Поэтому мы снова напоминаем о необходимости более активно вести работу по пополнению рядов с упором на молодежь и с соответствующим доверием к ней. Думаю, отделы Центрального комитета своим примером показывают, какой большой эффект приносит сочетание разных поколений. Конфликты - слишком большая роскошь в нынешних условиях.  

Второе. Некоторые аспекты информационной и агитационной работы. За время кампании по восьми регионам, где были выборы в региональные парламенты, было выпущено 14 миллионов экземпляров агитпродукции, это в среднем 1,5 на избирателя. Отделом ЦК по выборам уже традиционно даются задания по охвату избирателей тиражами агитпродукции. Просьба строго следовать этим планам. На выборах 14 марта штабы Свердловской, Рязанской области и Республики Алтай неплохо справились с задачей и даже «перевыполнили». Было выпущено более 2-х экземпляров агитационной продукции в расчете на одного избирателя. Это хороший ориентир. В то же время зачастую у нас организации не дотягивают даже до показателя 1 экземпляр на одного избирателя. А это наш, скажем так, «прожиточный минимум» на выборах, и уж эту планку каждое отделение должно уверенно брать и выходить на 1,5-2 экземпляра.

Здесь же важно напомнить, что всегда нашим преимуществом является ранний старт. Те, кто начинает работу еще до процедур выдвижения кандидатов и регистрации списков – создают бесценный задел. Нельзя «остывать» и сразу после дня выборов. Могу привести пример Курганского областного отделения, которое, судя по поступающим материалам, до сих пор не может в хорошем смысле «остановиться» и активно ведет кампанию. Это очень правильно, ведь выборы в Государственную Думу уже совсем близко.

Хочу обратить внимание на то, что нужно отдельно заняться налаживанием контактов со всеми более или менее независимыми СМИ региона. Они заинтересованы в здоровой интересной конкуренции, а мы в возможности выходить на более широкий круг избирателей. Это очень деликатная работа, но мы говорим о ней сегодня особо, так как на фоне активизации протестного движения есть тенденция к большей публичности представителей партий. Достаточно привести пример дрогнувшего губернатора Калининградской области Георгия Бооса, который после серии митингов открыл многие ранее запертые для оппозиции двери. 

Еще один момент: следует иметь в виду новую информационную стратегию «Единой России». Она нацелена не на позитив о себе, а на негатив об оппозиции. Эта работа ведется целенаправленно и с использованием самых грязных технологий. Мы уже давно не удостаивались такого пристального внимания с их стороны. Каждому коммунисту, нашему кандидату нужно быть во всем аккуратнее, продумывать каждое решение и поступок, не допуская пространства для невыгодных трактовок. А по тем моментам, где нас бьют, нужно давать хорошо продуманные ответы. У партии сегодня достаточно программных материалов для того, чтобы наглядно и убедительно ответить на любую попытку дискредитации нашей позиции. Только в последнее время вышло два мощных документа: антикризисная программа и обращение «Путь России - вперед, к социализму!»

Важно также – как себя подать. Там, где это удается сделать в хорошей манере, с каким-то свежим почерком, с упором на прямую связь конкретных приземленных проблем с большой политикой – результаты всегда лучше. И таких организаций у нас все больше. Но пока не все региональные отделения работают достаточно творчески, нередко используют только узкий спектр давно привычных для граждан лозунгов и аргументов. Слабым и неразвитым остается багаж агитации, нацеленный на молодое поколение, которое все больше интересуется политикой, так как в условиях кризиса она все больше начинает затрагивать их интересы. Центральный Комитет, Центральный Штаб по выборам, Отделы ЦК помогают с образцами агитации по максимуму, море информации дает центральный сайт партии. Но перепечаток новостей или заготовок ЦК – мало, нужно развернуто подавать темы своего региона, преодолевать те штампы, которые мешают привлечению к нам новых групп избирателей. Использовать и те темы, которые подбрасывает порой и сама власть: достаточно вспомнить список с доходами олигархов за 2009 год. В той же Свердловской области во многом за счет бодрого, боевого и нестандартного напора кампании удалось привлечь к себе внимание новых сторонников. 

Со стороны фракции КПРФ в Государственной Думе также активно продолжится работа по подготовке законов, облегчающих информационно-агитационную борьбу. Готовим законопроект, который уравнивает понятия «агитация» и «информирование» в предвыборный период, чтобы ограничить вседозволенность «Единой России» в их новостной деятельности. Поднимем тему законодательных гарантий на ведение агитации лидером партии и депутатами фракции, сегодня руки во много связаны и кляп во рту. Перспективы работы над этими законопроектами неплохие, шансы есть.

Третье. Организационные моменты. Очень коротко выделю несколько позиций. У нас в партии более слаженно стала работать машина оказания помощи региональным отделениям на выборах, координации и контроля за ходом кампаний. Но по ряду моментов для более энергичной работы все же ждем и большей самостоятельности со стороны региональных отделений.

Центральный Комитет помогал и будет помогать на выборах в финансовом плане. Но нужно больше внимания уделять и вопросу самофинансирования. Мы снова провели одну из наименее затратных кампаний, и это здорово. Но работу по формированию избирательного фонда необходимо вести постоянно. Нужен максимальный порядок со взносами, грамотные кампании по сбору пожертвований, привлечение людей, готовых помогать. 

Следующий момент: максимальное участие в выборах всех уровней. Тенденция упования на список – выгодная, но плохая тенденция. Участие в выборах по одномандатным округам, на муниципальном уровне, - часть кампании. Это не второсортная работа, это механизм вовлечения в общее дело, в агитацию в том числе за список КПРФ, как можно большего числа людей. В этом плане на прошедших выборах максимально отработали только Курганская и Калужская организации.

Немаловажно и грамотное составление графика приглашений депутатов Государственной Думы с отчётом в регион. Сегодня порой это делается по ходу кампании, когда уже договориться сложно и поздно. Нужно продумывать заранее. То же самое касается и получения согласий на использование изображений и высказываний. У нас есть примеры, когда за две недели до конца выборов обращаются с такими просьбами. Все это нужно делать централизованно и вовремя.

Четвертое. Нарушения и контроль. Стало ли меньше нарушений 14 марта? Не стало. Особенно грязной кампания была в Рязанской области, но и в целом во всех регионах было непросто. Важное отличие этих выборов в том, что нарушения переместились по большей части со дня голосования на весь цикл. В то же время осталась горячей проблема досрочного голосования и открепительных удостоверений и фактически принудительного голосования. Например, в Туле досрочно проголосовали 27 тысяч избирателей. На уровне фракции КПРФ и через Рабочую группу по совершенствованию избирательного законодательства мы будем и дальше работать над законопроектами и по проблеме открепительных удостоверений и по проблеме принуждения голосовать на рабочем месте.

Для контроля партийные отделения КПРФ направили в участковые избирательные комиссии 7378 членов комиссии с правом решающего голоса (87%), 1966 членов комиссий (23%) с правом совещательного голоса, 9050 (107%) наблюдателей. Кроме того, свыше 500 человек прибыли в качестве наблюдателей из соседних регионов. Таким образом, было подготовлено почти 20 тысяч представителей от КПРФ, которые осуществляли контроль в ходе голосования, что составляет более 2-х человек на один избирательный участок.

Эту работу нужно и дальше усиливать и укреплять. И помнить: в 2011 году соседние регионы уже не помогут, каждый будет обеспечивать себя сам, и готовиться надо уже сейчас. Да и результаты этих выборов, неудачных для «Единой России», только стимулируют их к агрессивным фальсификациям. Мы всегда должны помнить, что даже наши неплохие проценты, которые мы обсуждаем после 14 марта, - существенно меньше реальной поддержки. И борьба за реальный результат должна продолжаться. 

Пятое. Протест. На выборах теперь сама власть стоит перед выбором. Грубо исказить результат и получить колоссальные протестные акции, или более или менее соблюдать приличия и снять градус напряжения. Так что от силы наших протестных акций – прямо зависят условия предвыборной кампании. А от мощи предвыборной кампании – прямо зависит потенциал уличного протеста. Только понимая это, действуя таким образом, мы шаг за шагом будем наращивать поддержку нашей партии.

Благодарю за внимание и самоотверженную работу на выборах!





Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме