17:32 14.02.2012 | Все новости раздела "КПРФ"

О телесериале «Жуков»: Вражья сила, или кривое зеркало для советского маршала

Первый канал телевидения показал 12-серийный телефильм «Жуков». Не стоило бы вообще говорить об этой убогой поделке, в кривом зеркале отразившей образ великого человека, если бы не тревога за миллионы зрителей, доверчиво устремившихся к экрану. Невозможно допустить, чтобы ложь очернителей восторжествовала в чьём-то сознании над правдой.

Образ великого полководца Георгия Константиновича Жукова не может не привлекать внимания художников. Он служит неисчерпаемым источником энергии для творческого человека.

Отсюда и посыл к большой работе, способной поднять автора над прозой буден выше своего потолка. Личность маршала Жукова требует от художника широкого кругозора, обширного запаса исторической памяти, глубокого осмысления жизни. Только тогда автор приблизится к пониманию своего героя. Примеры тому есть. Всем памятен образ полководца в многосерийной киноэпопее Юрия Озерова «Освобождение», созданный Михаилом Ульяновым. Талантливому актёру удалось воплотить на экране самую сущность характера героя, его внутреннюю энергию, его волю к победе. После такого удачного опыта зритель вправе ожидать новых воплощений этой могучей личности на экране.

НО ВОТ «ПЕРВЫЙ» канал телевидения показал 12-серийный телефильм «Жуков». Не стоило бы вообще говорить об этой убогой поделке, в кривом зеркале отразившей образ великого человека, если бы не тревога за миллионы зрителей, доверчиво устремившихся к экрану. Невозможно допустить, чтобы ложь очернителей восторжествовала в чьём-то сознании над правдой.

Не будем напоминать о многочисленных высочайших оценках деятельности маршала Жукова, высказанных генералами, воевавшими с ним бок о бок на фронтах Великой Отечественной войны. Они общеизвестны. Ни один из стратегических планов советского командования не разрабатывался без участия Жукова, а самые значительные операции осуществлялись под его непосредственным руководством. Надо понимать: личные качества Жукова — выдержка, воля, энергия — были тесно сцеплены с его полководческим дарованием. Поэтому, подступаясь к послевоенному этапу жизни маршала, надо иметь в виду весь пройденный им путь, а в особенности — славные полководческие годы. Надо сопрягать все этапы этой большой жизни. Только так можно создать правдивый образ.

Но не та задача была у продюсера А. Пиманова и режиссёра А. Мурадова. Они решили переоценить личность маршала победы, а для этого изобразить его в сугубо частном существовании. И заодно представить жертвой «кремлёвских группировок», рвущихся к власти. Можно сказать, пимановский проект стал продолжением многолетней телевизионной кампании, направленной на дискредитацию Советской власти. Отсюда и отношение к Жукову, представленному не крупнейшим военным специалистом, не идейно убеждённым партийцем, а запутавшимся в частных отношениях обывателем, этаким затравленным «русским медведем», как характеризует его один из карикатурных персонажей пимановско-мурадовского «политбюро».

Это самое «политбюро» — коллективный герой, противостоящий в сущности беспомощному Жукову. Не важно, кто стоит во главе — Сталин, Маленков, Хрущёв или Брежнев; важно, что «политбюро» — это враг, который не может простить маршалу «всенародной любви» к нему. «Политбюро» по мысли авторов формируется из людей, рвущихся к власти, оно существует на условиях круговой поруки. Время от времени из «политбюро» кого-нибудь изгоняют для того, чтобы ещё тесней сплотиться против Жукова. Чем, в сущности, занят этот властный орган, кроме травли маршала, не ясно: для авторов это не имеет никакого значения. Механизм политической власти представляется им бумажно-бюрократическим, причём важнейшими из бумаг являются доносы, которые в изобилии фабрикуют спецслужбы. При этом одним из важнейших методов служит подлог. С помощью подлога «политбюро» удаётся в нужный момент использовать маршала в борьбе с всесильным Берией, который не успел перетянуть его на свою сторону.

ВООБЩЕ-ТО, называть героев фильма именами подлинных политических деятелей как-то неприлично. Это карикатуры и притом бездарные. Самая бездарная — карикатура на Сталина с деланным акцентом — «Жюков» и неизменным рефреном: «Пайдэмте, паобэдаем». После одного из таких обедов «Жюков», вдрызг пьяный, садится за руль и напропалую гонит машину, видимо, таким образом протестуя против «сталинского произвола».

Образ Жукова тоже карикатурен, только это не сразу бросается в глаза. Подчёркивая тяжеловесность, так сказать, монументальность своего героя, актёр А. Балуев, безусловно, шаржирует его. Тут, по замыслу авторов, видимо, должен работать контраст между «брутальным» внешним обликом героя и его внутренней непрочностью. По слабости «русский медведь» заблудился в трёх соснах: его жизнь разделяют верная ему много лет Александра, привезённая с фронта Лидия и появившаяся позже Галина.

Подробности частной жизни маршала без зазрения совести муссируются на разные лады — авторам тут раздолье. Ни с кем из ныне живущих детей Жукова они не советовались, и, естественно, те пришли в ужас от увиденного. «Не знаю, каким будет впечатление зрителей, — откликнулась дочь маршала Эра Георгиевна, — но, на мой взгляд, в фильме показали плохого человека. И это не маршал Жуков. У каждого человека есть личная жизнь, в которую он не хотел бы впускать посторонних. Не хотел этого и отец. А авторы картины копаются в ней грязными руками, пользуясь тем, что мёртвые не могут себя защитить».

Пиманов с Мурадовым втайне обстряпали дельце, поставив публику перед фактом: кто, мол, будет докапываться до правды, уличать в подлоге. Не важно, что никакого громкого послевоенного романа с Лидией Захаровой, в который якобы вмешался КГБ, в действительности не было. Главное — разыграть зрителя: на то, мол, свобода творчества. На таких вот розыгрышах и строится вся история личной жизни маршала. У фальсификаторов своя задача: подорвать в народе веру в лучших сынов Отечества, отнять у людей силу духа, которую издревле подпитывает любовь к светочам нации. Чем больше сгущается на экране атмосфера подкупа, насилия, предательства, тем мрачнее и безотраднее представление о прошлом, тем слабее надежда на будущее. Все усилия авторов направлены к этому.

Видное место занимает в телефильме история Главкома ВВС маршала авиации А.А. Новикова, арестованного после войны по ложному обвинению в участии в заговоре. Как известно, «признания» Новикова были сфабрикованы. Но в фильме это никак не разъясняется: на заседании Высшего военного совета фальшивка зачитывается как признательные показания Новикова против Жукова. Единственный усомнившийся в подлинности этого документа — сам Жуков. Ну а для большинства зрителей так и остаётся неясным: сломали Новикова или нет? Похоже, авторам это не важно. Зато им важно показать, что любого человека можно запугать и сломать без особых усилий. На то и существует КГБ.

Собирательный тип гебиста представлен тут в лице вездесущего и непотопляемого Серова. Это тоже подлинное историческое лицо, но вряд ли имеющее что-то общее с тем, кого мы видим на экране. Серов собирает компромат на Жукова, попутно терроризируя его подругу Лидию. Методы просты: обман, угрозы, издевательство. Доведённая до отчаяния Лидия вскрывает себе вены, после чего попадает в больницу, где ей по приказу гебиста делают аборт. Не оставляет ощущение, что вся эта чёрная история шита белыми нитками. Чтобы заставить зрителя поверить во все эти ужасы, авторы всячески демонизируют Серова: он не просто агент, он истинный гений зла, этакий чёрт из табакерки. Один лишь генерал Чуйков в состоянии дать ему отпор, да и то показывает характер под водочку. Все остальные, даже главный герой, не пытаются хотя бы внутренне сопротивляться, как бы загипнотизированные ловким агентом.

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, несмотря на все интриги и подозрения, маршал Жуков остаётся действующим военачальником — реальную биографию не перепишешь. Однако авторы категорически отлучают его ото всякой профессиональной деятельности. В итоге активность маршала на посту командующего Уральским военным округом сводится к странному, импульсивному поступку: для собственной безопасности он создаёт своего рода спецназ, вооружённый чуть ли не бронетехникой.

Откуда, собственно, у авторов информация о таких волюнтаристских действиях, по тем временам граничащих с преступлением? Что это за враньё, касающееся уже не личной, а профессиональной деятельности маршала? О победоносном Жукове ходило много легенд: говорили даже, что перед всяким наступлением он нюхает землю на передовой. Но и легенды бывают разные — добрые и злые, позитивные и негативные. Измышления о спецназе, якобы созданном Жуковым, граничат с теми доносами, которых тщетно домогался коварный Серов.

Если бы авторы так отчаянно не старались оторвать героя от подлинной жизни, то им не пришлось бы выдумывать всякую чушь. Их усилия направлены не к тому, чтобы показать авторитет Жукова в армии, а к тому, чтобы представить маршала победы изгоем в своём военном округе, в своей стране.

Следуя как бы за логикой военной биографии маршала, авторы наконец усаживают его за стол — писать воспоминания. Но быстро выясняется, почему вошла в фильм эта тема. Оказывается, даже в этом своём занятии маршал не волен. На него давят со Старой площади: он должен непременно живописать о своей встрече с Брежневым на Северо-Кавказском фронте. Маршал упорно сопротивляется: не было такой встречи. Но ему дают понять: не было встречи — не будет и книги. В конце концов под уговоры близких он сдаётся и подмахивает не им написанную главу. Что же это за глава, как она называется? Ни в одном из изданий знаменитой книги, вышедшей впервые в 1970 году, её нет. Есть всего три строчки, в которых Жуков говорит, что с Брежневым он на фронте так и не повстречался, хотя и был поблизости. Возможно, что на эту фразу подвиг Жукова какой-нибудь ретивый редактор. Но не на целую главу, вокруг которой в фильме ломаются копья. Снова — враньё.

Складывается впечатление, что авторы на протяжении всего фильма намеренно принижают своего героя, стараются представить его, в сущности, слабаком. Да, видимо, они и при всём желании не смогли бы показать его таким, каким он был на самом деле: сильным, умным, мыслящим человеком. Для этого у них не тот масштаб дарования.

Чем было сильно советское кино? В нём работали действительно талантливые люди. Их герои умели мыслить и чувствовать на экране, прямо на глазах у зрителей они развязывали узелки размышлений, вместе со зрителями поднимаясь на новые ступени душевного развития. Кстати, книга маршала Жукова называется «Воспоминания и размышления».

ЕСЛИ БЫ АВТОРЫ ТЕЛЕФИЛЬМА по-настоящему прочитали эту книгу, если бы всерьёз задумались о судьбе маршала победы и поняли, что перед ними человек, реально изменивший исторический процесс, они постыдились бы выдумывать всякую ерунду и подглядывать в замочную скважину. Но в том-то и дело, что история никогда не интересовала «историка» Пиманова — другое дело исторические анекдоты! Вот и телефильм «Жуков» в сущности анекдотичен, невзирая на многие драматические сцены. Анекдотичность определяет всю его атмосферу.

Действие развёртывается преимущественно вокруг накрытых столов. Видимо, по мнению авторов, это и означает показать «полководца без мундира». Тем не менее из мундира актёр, можно сказать, не вылезает: иначе зритель просто не воспримет его как Жукова. Ещё раз хочется вернуться к исполнителю главной роли. Более неудачного выбора нельзя себе и вообразить. Громадный, неповоротливый, апатичный, он заполняет собой кадр, и только. Ну хотя бы в любовных сценах мелькнула на его лице тень волнения — ничего, только апатия и скука.

Есть в фильме эпизод, в котором маршал гуляет по саду со своей будущей женой и читает ей известные стихи Твардовского: «Переправа, переправа…» Хотя бы тут актёр проявил сколько-нибудь чувства: ведь читает он стихи о себе. Но нет, Балуев по-прежнему демонстрирует «брутальность» и только. Для такой статуарности нужна харизма. А её-то у актёра и нет.

Поражает контраст этого апатичного, как бы сонного лица с бодрым лицом настоящего маршала Жукова, которого мы видим в том же телефильме: хроникальные кадры донесли до нас ум и волю, которой светятся это лицо, эти живые весёлые глаза. От всего его облика исходит покоряющая энергия и сила.

Уж чего-чего, но сожаления подлинный Жуков не вызывает. Как бы ни складывалась его жизнь, он был и остался победителем. Но авторам телефильма очень хочется унизить национального героя обывательской жалостью. Поэтому они во всех подробностях показывают беспомощность тяжело больного маршала.

Действительно, последние годы Жукова были очень тяжелы. Он пережил три инфаркта и инсульт, он потерял любимую жену, которая была его опорой. Старость разрушительна — с этим ничего не поделаешь. Ей можно противопоставить только присутствие духа и веру в то, что жизнь прошла не напрасно. Уж в этом-то отношении маршал Жуков был силён, как никто. Но к такому выводу могут прийти только созидатели, а не разрушители вроде Пиманова и Мурадова. И вот на экране перед нами беспомощный старик, плачущий глицериновыми слезами. Кого-то, наверное, тронули эти слёзы — жалко стало эту человеческую развалину, да и себя самого: живёшь, живёшь, а зачем?

В этом-то и заключается сверхзадача созданного телевизионного убожества: сломать нашу волю к жизни, отвратить от героизма, плюнуть в душу. С этой целью старались они растоптать память о полководце победы. Вспомним же, что выше всего на войне, даже выше оружия массового поражения, маршал Жуков ставил волю и дух народа. И не поддадимся на телевизионный агитпроп. И пусть злобствует вражья сила. Маршала Жукова ей не победить никогда.

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме