15:00 25.01.2017 | Все новости раздела "КПРФ"
О.Н. Смолин: "Обучение без воспитания - меч в руках сумасшедшего"
2017-01-25 14:02
Пресс-служба фракции КПРФ в Государственной Думе
25 января на пленарном заседании Госдумы от имени фракции КПРФ выступил депутат О.Н. Смолин.
- Добрый день, уважаемые коллеги. Присоединяюсь к Вячеславу Викторовичу и от всей души от имени фракции, от имени Общественного движения "Образование для всех" поздравляю всех Татьян, всех российских студентов и всех, кто независимо от возраста и фракционной принадлежности никогда не перестаёт учиться, чувствует себя, в хорошем смысле, вечными студентами, с замечательным Татьяниным днём. (Аплодисменты.)
И хотя имя празднику дала великомученица Татьяна, позвольте пожелать студентам всех радостей жизни, а нам с вами принимать такие законы, которые бы увеличивали для студентов эти радости и не делали их мучительными.
Кстати, о законах. Ровно год назад в Государственной Думе предыдущего созыва четыре профессора, в том числе Алферов, нобелевский лауреат, Геннадий Зюганов - лидер фракции КПРФ, потомственный учитель и профессор, Иван Мельников - первый заместитель Председателя Госдумы, профессор МГУ, и ваш покорный слуга представили проект федерального закона "Об образовании для всех". Впоследствии к этому закону присоединились ещё 10 депутатов. Мы надеемся, что этим не кончится.
Сравнительная таблица, которая сопоставляет действующий закон и наш законопроект, выставлена на сайтах КПРФ, на сайте ЗАВУЧ.инфо и на сайте smolin.ru. Желающие могут ее посмотреть. Мы по-прежнему убеждены, что образование - дело не партийно-политическое, а общенациональное и потому повторяем своё предложение депутатам всех фракций присоединяться к нашему законопроекту. Вам будет, что сказать вашим избирателям, время ещё есть. Объясню, почему внесли этот законопроект. Основных причин две.
Первое. Нам не нравится ситуация в нашем образовании и курс образовательной политики, по крайней мере, до того, когда была назначена новый министр Ольга Васильева.
Второе. Нам не нравится действующий закон "Об образовании в Российской Федерации". Мы смотрим на вещи объективно, радуемся каждому нашему успеху, у нас даже есть некоторые улучшения в международных сравнительных исследованиях в области образования. Однако хочу напомнить, первое: в советский период российское образование регулярно входило в тройку лучших, многие считали и считают его лучшим. В послесоветский период лучшие показатели в докладах о развитии человека, которые получало наше образование, 19-е место, недавно было и 43-е.
Второе. Ужасает уровень естественнонаучной грамотности населения. Как известно, треть граждан убеждены, что Солнце - это спутник Земли, то есть живут в докоперниковскую эпоху. Я уж не говорю о цитатах из сочинений несчастных детей, которых дрессировали на ЕГЭ. Ну, например, Наполеон прожил в гражданском браке со святой Еленой. Князю Олегу предсказали, что он умрет от змеи, которая вылезет из его черепа. Александр Суворов блестяще провел сражение под Сталинградом, где и потерял глаз, и так далее.
Мы убеждены: при таком уровне образования модернизация в XXI веке невозможна. Мы считаем, секрет образовательной политики состоит в следующем: нужно соединить лучшие отечественные традиции с новейшими образовательными технологиями, напротив, увы, действующий закон ещё более размывает первые и тормозит развитие вторых.
А теперь на конструктив. Несколько лет назад я получил возможность прямой дискуссии с Председателем Правительства России и вспомнил старую формулу: разруха начинается в голове. Обратил внимание Дмитрия Анатольевича на то, что если бы мы поменяли ключевые ценности образовательной политики с псевдолиберальных на традиционные, даже при современных деньгах, многие педагоги и родители вздохнули бы с облегчением. Мы видим, что новый министр образования и науки отчасти это уже сделала.
Идеология нашего законопроекта во многом близка к тому, что заявляет новый министр, скажу больше, президент не раз выражал приверженность традиционным ценностям, как вы сейчас увидите, мы тоже им привержены. Вот некоторые положения идеологии нашего законопроекта.
Первое. Образование не является частью сферы обслуживания, но относится к сфере производства, причем самой важной, обеспечивает воспроизводство самого человека.
При встречах с педагогами всегда говорю, коллеги, мы не работники сферы обслуживания. Мы работники сферы производства, причем самого важного ее подразделения. И это повышает самоуважение учителя, замученного административным давлением.
Второе. Деятельность и цель образования не услуга, но социальное служение. Педагоги - не чистильщики сапог, они никому услуг не оказывают. Подобно актеру, который служит в театре, подобно офицеру, который служит отечеству, их миссия - служение детям, студентам и стране. Именно об этом, заняв должность министра, заявила Ольга Васильева, и это вызвало практически всеобщую поддержку образовательного сообщества.
Третье. Образование, по крайней мере, дошкольное и общее - это преимущественно внерыночная сфера. Рыночные механизмы могут использоваться лишь как дополнительные.
Четвертое. Затраты на образование - не бремя государства, но долгосрочные инвестиции, чрезвычайно выгодные для общества. В свое время доклад группы либералов под руководством Евгения Ясина именно так и назывался - "Бремя государства". Фактически ту же линию продолжает, увы, и экономический блок в современном правительстве. Посмотрите, что предлагают правительственные экономисты при росте доходов от нефти. Быть может, вкладывать деньги в развитие человека? Ничуть не бывало.
Предлагается дополнительные доходы потратить на уменьшение дефицита бюджета, либо на увеличение резервного фонда. Опять все тот же подход: человек для экономики, а не экономика для человека. Наш подход выражен формулой Менделеева, перефразированной: экономить на образовании хуже, чем топить ассигнациями.
Пятое. Основная цель образования - многостороннее развитие способностей личности, творческая педагогика. В свое время, выступая на Селигере, министр образования Андрей Фурсенко заявил, я цитирую: "Недостатком советской системы образования была попытка формирования человека-творца. А сейчас наша задача заключается в том, чтобы вырастить квалифицированного потребителя". Естественно, журналисты и образовательное сообщество задались вопросом, кто же будет создавать, если все станут потреблять? Тем более, когда речь идет о технологиях XXI века.
Шестое. Отношения учителя и ученика в широком смысле должны иметь преимущественно личностный характер, педагогика - сотрудничество. Мы понимаем, воспитывает ученика учитель, прежде всего, своей личностью, а не проповедью и не специальными мероприятиями.
Ещё раз напомню Менделеева: "Обучение без воспитания - меч в руках сумасшедшего".
Седьмое. Ориентация не на функциональную грамотность или одностороннее натаскивание на экзамены или будущую профессию, но на фундаментальное образование - образование ради культуры. Когда-то Анатолий Луначарский говорил, что современный человек - это тот, кто знает всё о немногом и немногое обо всём.
В США другая традиция, идущая от прагматизма, поэтому, как заметил Маяковский, если американец занимается молотками, о молотках он знает всё, но о топорах уже ничего не знает. Пусть каждый останется при своём. Ещё раз поддержу Ольгу Васильеву, недопустимо сводить старшие классы школы к натаскиванию на единый государственный экзамен, пусть даже в усовершенствованной форме, и это заложено в нашем законопроекте.
Восьмое. Самоуправление образовательного сообщества вместо внешнего управления образованием. Один из бывших министров любил повторять: если закон не вызывает сопротивления, значит, недостаточно реформаторский. Мы думаем ровно наоборот: педагоги и родители, профессора, учёные советы не глупее государственных чиновников, а потому настоящую реформу образования можно проводить, только прислушиваясь к ним и расширяя их права на управление учебными заведениями.
Девятое. Ориентация преимущественно на эгалитарное образование, обеспечение максимально равных образовательных возможностей, высококачественное образование для всех. Коллеги, в своё время движение общества вперёд мог обеспечить узкий круг экономической и политической элиты, сейчас для этого требуется использовать человеческий потенциал подавляющего большинства граждан, именно он превращается в человеческий капитал, основу модернизации.
Отсюда и лозунг - образование для всех. Но если Организация Объединённых Наций и ЮНЕСКО, выдвигая этот лозунг, имели в виду, прежде всего, элементарное образование людей в развивающихся странах, то мы его переосмысливаем и требуем качественного образования и равных образовательных возможностей для всех граждан страны.
Наш законопроект принципиально отличается от действующего закона. Мы выделили 108 позиций, по которым проводили сравнение. Из них 14 позиций полностью совпадают, 10 совпадают частично, 46 - принципиально отличаются, по 38 позициям в действующем законе нормы отсутствуют. Это доказывает, мы предлагаем новый закон под новый курс.
Как после гражданской войны Россию вывела из разрухи новая экономическая политика (НЭП), так и сейчас обеспечить модернизацию страны способна, на наш взгляд, прежде всего, новая образовательная политика (НОП).
Уважаемые коллеги, вы видите на экране формулы, которые выражают традиционные ценности образовательной политики: "знание - сила", "знание - свобода", "сначала любить, потом учить".
Ещё раз поздравляю всех с Татьяниным днём. Давайте поможем всем нашим детям и студентам получить образование, достойное XXI века и нашей страны. Ни пуха, ни пера! Поздравляю! (Аплодисменты.)
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме